Занятие "Изобразительные средства языка"
план-конспект занятия по теме

Кузнецова Татьяна Анатольевна

Занятие по развитию речи, 2-й год обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Слайд 2

Цели - Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов; Составлять предложения описательного характера с использованием сравнений; Развивать внимание, воображение.

Слайд 3

Не спеши языком – торопись делом!

Слайд 4

Задание 1. Замени выражение одним словом . Огромный кусок льда, земли Глыба

Слайд 5

Очень большой, занимающий много места предмет Громоздкий

Слайд 6

Светится прерывистым, слабым светом Мерцает

Слайд 7

Бабочка или птица, легко перелетает с места на место Порхает

Слайд 8

Мелкие волны на поверхности воды Рябь

Слайд 9

Тёплая погода, наступившая после сильных морозов Оттепель

Слайд 10

Красивые речи приятно слушать

Слайд 11

Задание 2. Составить все возможные словосочетания со словами: ПРЯМОЙ СВЕЖИЙ ХОЛОДНЫЙ ОСТРЫЙ

Слайд 12

Отгадай загадку Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили в два счёта Поднебесные ворота. Радужная арка Запылала ярко, Разукрасила траву, Расцветила синеву. С.Я.Маршак

Слайд 13

Снежок Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.

Слайд 14

Снежок Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири.

Слайд 15

Снежок Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Весёлых белых мух.

Слайд 16

Допиши предложения Снег лежит, как___________________ . Лед прозрачный, как______________ . Снежинки сверкают, как ____________. Ели и сосны стоят в снегу, как будто надели_______ и ________. Деревья разукрашены инеем, точно ____________. покрывало стекло огоньки серебром шубы шапки

Слайд 17

Загадки В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке. Только жёлтые лучи У него не горячи. Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него – И не будет ничего.

Слайд 18

Играть играй, да дело знай Попробуй придумать и записать как можно больше слов, в которых 3 буквы и три звука. Первая буква Р, вторая буква –буква гласного звука, а третья – буква глухого согласного звука. РАК РИС РИФ РОК РОС РОТ

Слайд 19

Спасибо за урок! Желаю творческих успехов!

Слайд 20

Презентацию подготовила : Педагог-библиотекарь Кузнецова Т.А., МКОУ «СОШ№5» П.Айхал Саха(Якутия) 2013 г.



Предварительный просмотр:

Кружок «Пресс-класс». Руководитель: Кузнецова Т.А. 2-й год обучения.

Тема:  Изобразительные средства языка. Сравнение.

Цель: учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. Развивать внимание, воображение.

УУД

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко;

- умение собирать материал к высказываниям;

- умение работать в парах и группах.

Познавательные

- проводить сравнения по заданным критериям;

- осуществлять анализ объектов  с выделением существенных и не существенных признаков;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- оценивать правильность выполнения действий.

Личностные

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке.

Оборудование: проектор мультимедиа,  карточки, тетради для самостоятельной работы, словарик красивых слов.

План занятия:

  1. «НЕ спеши языком, торопись делом». Пробуждение  жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
  2. «Красивые речи приятно слушать». Актуализация знаний
  3. Что делает нашу речь выразительной? Объяснение нового материала
  4. Подведение итогов.  Рефлексия. Домашнее задание.

Конспект занятия: Слайд 1

  1. Пробуждение  жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации. Слайд 2, Слайд 3

Сегодня у нас с вами немного не привычное занятие. Чтобы вы не отвлекались, давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся и приступим к занятию.

Вначале вспомним, о чем шла речь на прошлом занятии… Правильно – о  загадках. Кто подготовил загадки?.. Отлично. Слайд 4-9 А сейчас попробуйте заменить одним словом выражения – задание(Карточка1 (устно). Молодцы!

  1. Актуализация знаний. Слайд 10,11

  (Карточка 2)Со словом «мягкий»  можно составить много словосочетаний. Например: мягкий звук, мягкий хлеб, помогайте мне, что еще может быть мягким… молодцы! А теперь попробуйте сами составить все возможные словосочетания со словами: ГЛАВНЫЙ, СВЕЖИЙ, ГОРЯЧИЙ, ОСТРЫЙ. Словосочетания оформляем в цветочки, посмотрим, у кого  букет получится красивее…  (раздать заготовки-лепестки и сердцевинки с главным словом). (Дети пишут на заготовках-лепестках слова, подходящие к главному слову, чтобы получились различные  словосочетания, затем подставляют к сердцевинке лепестки с написанными словами)

Молодцы, ребята! Красивый букет получился!

   Слайд 12. А теперь послушайте загадку:

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву,

Расцветила синеву.

   С чем сравнивает С.Я.Маршак радугу? Почему именно с воротами и аркой? Для чего он это делает?

  1. Объяснение нового материала:

Да, очень часто поэты и писатели в своих произведениях используют сравнения для того, чтобы читатели могли лучше представить себе то, о чём пишет автор. Сравнения, как и фразеологизмы,  делают нашу речь выразительной, красивой.

Слайд 13-15. Сейчас я раздам карточки, а вы попробуете найти сравнения. Их надо подчеркнуть и объяснить свой выбор (групповая работа по желтым карточкам).

Карточка 4(желтая). Стихотворение «Снежок»

Слайд 16. Как вы думаете, почему поэтесса выбрала именно эти сравнения?

Работа по розовым карточкам: «Допиши предложение».

Карточка 5(розовая)

Слайд 17. А теперь отгадайте загадки о цветах. С чем сравнивается цветок?

  1. Подведение итогов.  Рефлексия . Домашнее задание.

А сами сможете сочинить загадку о цветах? Не обязательно в стихах. Вам в этом помочь может небольшой план. Попробуйте это сделать дома.(раздать Карточки «План»).

Скажите, что помогает делать нашу речь яркой, выразительной?

Какие слова этого урока можно записать в наш Словарик красивых слов?

Все ли справились с заданиями?

Какие вы встретили  трудности?

Вам понравился урок?

Слайд 18.Если останется время – Карточка 7 «Кто больше»

Слайд 19,20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"

Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...