Занятие "Изобразительные средства языка"
план-конспект занятия по теме
Занятие по развитию речи, 2-й год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к занятию "Изобразительные средства языка" | 1.01 МБ |
Конспект занятия "Изобразительные средства языка" | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели - Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов; Составлять предложения описательного характера с использованием сравнений; Развивать внимание, воображение.
Не спеши языком – торопись делом!
Задание 1. Замени выражение одним словом . Огромный кусок льда, земли Глыба
Очень большой, занимающий много места предмет Громоздкий
Светится прерывистым, слабым светом Мерцает
Бабочка или птица, легко перелетает с места на место Порхает
Мелкие волны на поверхности воды Рябь
Тёплая погода, наступившая после сильных морозов Оттепель
Красивые речи приятно слушать
Задание 2. Составить все возможные словосочетания со словами: ПРЯМОЙ СВЕЖИЙ ХОЛОДНЫЙ ОСТРЫЙ
Отгадай загадку Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили в два счёта Поднебесные ворота. Радужная арка Запылала ярко, Разукрасила траву, Расцветила синеву. С.Я.Маршак
Снежок Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.
Снежок Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири.
Снежок Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Весёлых белых мух.
Допиши предложения Снег лежит, как___________________ . Лед прозрачный, как______________ . Снежинки сверкают, как ____________. Ели и сосны стоят в снегу, как будто надели_______ и ________. Деревья разукрашены инеем, точно ____________. покрывало стекло огоньки серебром шубы шапки
Загадки В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке. Только жёлтые лучи У него не горячи. Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него – И не будет ничего.
Играть играй, да дело знай Попробуй придумать и записать как можно больше слов, в которых 3 буквы и три звука. Первая буква Р, вторая буква –буква гласного звука, а третья – буква глухого согласного звука. РАК РИС РИФ РОК РОС РОТ
Спасибо за урок! Желаю творческих успехов!
Презентацию подготовила : Педагог-библиотекарь Кузнецова Т.А., МКОУ «СОШ№5» П.Айхал Саха(Якутия) 2013 г.
Предварительный просмотр:
Кружок «Пресс-класс». Руководитель: Кузнецова Т.А. 2-й год обучения.
Тема: Изобразительные средства языка. Сравнение.
Цель: учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. Развивать внимание, воображение.
УУД
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
- умение собирать материал к высказываниям;
- умение работать в парах и группах.
Познавательные
- проводить сравнения по заданным критериям;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- оценивать правильность выполнения действий.
Личностные
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке.
Оборудование: проектор мультимедиа, карточки, тетради для самостоятельной работы, словарик красивых слов.
План занятия:
- «НЕ спеши языком, торопись делом». Пробуждение жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
- «Красивые речи приятно слушать». Актуализация знаний
- Что делает нашу речь выразительной? Объяснение нового материала
- Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Конспект занятия: Слайд 1
- Пробуждение жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации. Слайд 2, Слайд 3
Сегодня у нас с вами немного не привычное занятие. Чтобы вы не отвлекались, давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся и приступим к занятию.
Вначале вспомним, о чем шла речь на прошлом занятии… Правильно – о загадках. Кто подготовил загадки?.. Отлично. Слайд 4-9 А сейчас попробуйте заменить одним словом выражения – задание(Карточка1 (устно). Молодцы!
- Актуализация знаний. Слайд 10,11
(Карточка 2)Со словом «мягкий» можно составить много словосочетаний. Например: мягкий звук, мягкий хлеб, помогайте мне, что еще может быть мягким… молодцы! А теперь попробуйте сами составить все возможные словосочетания со словами: ГЛАВНЫЙ, СВЕЖИЙ, ГОРЯЧИЙ, ОСТРЫЙ. Словосочетания оформляем в цветочки, посмотрим, у кого букет получится красивее… (раздать заготовки-лепестки и сердцевинки с главным словом). (Дети пишут на заготовках-лепестках слова, подходящие к главному слову, чтобы получились различные словосочетания, затем подставляют к сердцевинке лепестки с написанными словами)
Молодцы, ребята! Красивый букет получился!
Слайд 12. А теперь послушайте загадку:
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счёта
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
С чем сравнивает С.Я.Маршак радугу? Почему именно с воротами и аркой? Для чего он это делает?
- Объяснение нового материала:
Да, очень часто поэты и писатели в своих произведениях используют сравнения для того, чтобы читатели могли лучше представить себе то, о чём пишет автор. Сравнения, как и фразеологизмы, делают нашу речь выразительной, красивой.
Слайд 13-15. Сейчас я раздам карточки, а вы попробуете найти сравнения. Их надо подчеркнуть и объяснить свой выбор (групповая работа по желтым карточкам).
Карточка 4(желтая). Стихотворение «Снежок»
Слайд 16. Как вы думаете, почему поэтесса выбрала именно эти сравнения?
Работа по розовым карточкам: «Допиши предложение».
Карточка 5(розовая)
Слайд 17. А теперь отгадайте загадки о цветах. С чем сравнивается цветок?
- Подведение итогов. Рефлексия . Домашнее задание.
А сами сможете сочинить загадку о цветах? Не обязательно в стихах. Вам в этом помочь может небольшой план. Попробуйте это сделать дома.(раздать Карточки «План»).
Скажите, что помогает делать нашу речь яркой, выразительной?
Какие слова этого урока можно записать в наш Словарик красивых слов?
Все ли справились с заданиями?
Какие вы встретили трудности?
Вам понравился урок?
Слайд 18.Если останется время – Карточка 7 «Кто больше»
Слайд 19,20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"
Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...
Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"
Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...
Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы
Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...