Интеллектуальный конкурс «Про зеленые леса и лесные чудеса…»
методическая разработка по теме
Конспект НОД 1 классе по теме «Про зеленые леса и лесные чудеса…»
Автор: Базина Марина Николаевна МКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №5 «Единство» г.Междуреченск
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 1 класса по теме «Про зеленые леса и лесные чудеса…». Данный материал будет полезен учителям начальных классов на уроках окружающего мира. Этот конспект познавательного занятия направленного на формирование интереса к животному и растительному миру и развитию любознательности у детей начальных классов.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 1 класса по теме «Лесные жители»
Интеграция познавательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_zelenye_lesa_i_lesnye_chudesa.zip | 1005.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом № 5 «Единство»
«Про зеленые леса и лесные чудеса»
(интеллектуальный конкурс)
Автор – составитель:
Базина М.Н.
воспитатель
Междуреченск
Тема воспитательного мероприятия: Интеллектуальный конкурс – «Про зеленые леса и лесные чудеса»
Автор: Базина Марина Николаевна
Должность: воспитатель 1-го класса
Учреждение: МКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №5 «Единство»
Цель: Привитие любви, к родной природе.
Задачи:
- Воспитывать чуткое отношение к родной природе: к животным, к растительному миру;
- Расширить кругозор ребят;
- Развивать логическое мышление;
- Формировать умение работать в команде;
Оборудование: плакат «Берегите лес», Карточки с заданиями, конверт с письмом, эмблемы команд, иллюстрации по данной теме.
Участники: дети 7-8 лет
Методы: словесный, наглядный.
Формы: Информационно-просветительская беседа с игровыми элементами.
Приемы: Конкурсы, чтение, обсуждение, анализ, вывод.
Ход мероприятия:
Вхождение в тему
-Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас всех на нашем мероприятии. «Про зеленые леса и лесные чудеса…»
Воспитатель обращает внимание на конверт:
- «Ребята, сегодня ночью был сильный ветер. И к нам в группу принесло письмо.
Воспитатель показывает детям запечатанный конверт.
-«Прочитаем?»
Далее идёт чтение письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы – все лесные жители – приглашаем вас в гости. У нас прекрасный лесной, зелёный дом, который называется лес. Здесь много различных деревьев, кустарников, цветов. Приходите к нам в гости. Мы приготовили для вас интересные игры, загадки, над которыми нужно потрудиться
Добрые лесные жители»
Воспитатель. «Ну что, ребята? Отправимся в путешествие? Только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами. Да, да, за чудесами! Тут написано заклинание, которое поможет нам, очутится в лесу. Готовы?»
Заклинание
Все дети встают в круг. Воспитатель произносит слова, дети делают движения, о которых говорит воспитатель.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперёд,
А затем наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
Ну-ка, дружно все присели | Стоя в кругу, приседают на корточки |
Друг на друга поглядели | Смотрят друг на друга |
И похлопали в ладоши: | Хлопают в ладоши |
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп | |
Что у зайцев на макушке? | Ставят руки на голову, словно ушки |
Пляшут весело там ушки | |
Раз подскок, два подскок – | Прыгают на месте |
Поскакали все в лесок | Скачут в рассыпную |
Но вот мы и попали в лес,
Воспитатель: Но вот, мы и попали в лес.
Ребенок читает стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои!
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кто живет в лесу? (Ответы).
Воспитатель: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Животные находят в лесу разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства – норы, гнезда, берлоги.
- Как вы понимаете, что такое лес?
- Какие деревья растут в наших лесах?
- Зачем люди ходят в лес?
- Как надо относиться к лесным обитателям?
- Почему нельзя в лесу шуметь?
- Сок, какого дерева очень полезен людям?
- Какую пользу приносит лес людям?
Лес – это прекрасная планета, полная чудес и загадок. В Лесу живут животные, птицы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
- Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.
- В игре участвуют две команды «Бельчата» - 1команда, «Зайчата» - 2команда. Ребята, прошу пройти за столы…
-Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о лесе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.
За каждый правильный ответ я буду каждой команде давать цветок. Кто больше наберет цветов, та команда и победит. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу…
-Итак, начнем нашу игру:
1 остановка - «Царство растении»
«Мы с вами оказались в царстве растений. Посмотрите, как много растений вокруг. Царство растений делится на три государства: деревья, кустарники, травы. Я вам загадаю загадки, а вы мне будете называть государства.
- Много рук, а нога одна. (Дерево)
- Весной веселит, летом холодит.
Осенью питает, зимой согревает. (Лес)
- Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Кустарник)
- Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава).
-А вы знаете, ребята, какую пользу приносят человеку деревья?» (ответы детей).
«Правильно, они очищают воздух; дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из древесины можно изготавливать – мебель, посуду, бумагу; из древесины строят дома; дрова используют как топливо для обогрева домов в холодное время года.
А ещё деревья делятся на две большие группы: хвойные и лиственные, а среди лиственных выделяют ещё и плодовые.
Воспитатель. «Назовите деревья, которые вы знаете? Кустарники? Травы? Молодцы!»
Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы воспитателя.
- У какого растения есть ствол? (У дерева)
- Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
- На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
- А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
- На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
- Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
- Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
- Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)
Загадки
Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте их раскалдуем, поможем им вспомнить их названия.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем (Ель)
Стоит Алена
Платок зеленый
Тонкий стан
Белый сарафан. (Береза)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Елка)
Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей,
Сколько спеет желудей. (Дуб)
Игра «С какого дерева листочек?»
-А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру. Соединить дерево и лист.
Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы дается карточка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Отправляемся дальше.
2 остановка в нашем путешествии – «Грибное царство»
Воспитатель: Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.
Какие же загадки «растут» в нашем лесу:
Воспитатель. «Вы наверно, поняли, что на этой полянке растут грибы. А какие вы узнаете, если отгадаете загадки лесных жителей. Послушайте и отгадайте:
(отгадка сопровождается показом картинок)
Ой, какой грибок хороший,
Ярко-красненький, в горошек!
Будет супчик ароматным
И на вкус таким приятным…
Только слышен дружный хор:
- Нет! Ведь это - … (мухомор).
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растёт сосновом.
Рады бабушка и дед:
- Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот крепкий … (боровик).
Скромный, тоненький и бледный…
Только гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту бледную … (поганку).
Что за ребятки в пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой?
Очень дружные ребята,
У пенька живут... (опята).
Вопросы к детям:
-все ли грибы можно есть?
-Почему?
-На какие две группы можно разделить грибы
-Скажи, какие правила сбора грибов ты знаешь
-Какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)
Грибы являются пищей для многих животных: если исчезнет один вид, то могут погибнуть и все остальные, поэтому нужно бережно относиться к природе. Нельзя уничтожать даже ядовитые грибы, например мухоморы, так как животные могут съесть и ядовитые для людей грибы и не отравиться.
Задание игра «Найди грибок»
Лесные жители собрали в корзинку грибы, сколько грибов они собрали, назови их.… Какая команда вперед справится с заданием…( Приложение1)
Воспитатель. «Молодцы! Туристы, готовы двигаться дальше? Побежали!»
Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте:
Воспитатель показывает карточки, дети отгадывают…
Бусы красные висят, Красна, сладка, душиста
Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко.
Очень любят бусы эти (земляника)
Дети, птицы и медведи.
(малина)
Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, отправляемся дальше.
3 остановка - « Царство птиц »
Воспитатель: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)
Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение.
Загадки
- Кто стучит в лесу с утра?
Отвечай-ка детвора,
То: "Тук-тук", то: «Так, так, так!"
Строит дом другим чудак,
В красной шапочке приятель,
Кто же он?- Конечно … (Дятел)
Рассказ о дятле.
Один из голосов, который мы слышим в лесу – голос дятла. Но правильнее сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной – и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну – летит за другой. В народе дятла называют «лесным доктором», т. к. он уничтожает насекомых-вредителей.
- Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. Верещунья белобока,
А зовут её ...
Рассказ о сороке.
Сорока строит гнездо из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи высоко над землей в кроне деревьев. Лакомиться сорока насекомыми, гусеницами, мелкими животными.
Вопросы викторины:
— Какие бывают птицы? ( Перелётные и зимующие).
— Что значит – перелётные? Назовите их. (Ответы детей)
— Что значит – зимующие? Назовите их. (Ответы детей)
— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)
Игра «Птицы»
-Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня.
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, чижи…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Аисты стрижи,
Галки и чижи!»
4 остановка - « Звериное царство »
-Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:
- Быстрый, маленький зверек. По деревьям скок да скок. (Белка)
Рассказ о белке.
Белка строит гнездо из веток на елке и спит там, в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом.
Осенью белочка запасает орехи, желуди и сушит много грибов на ветках.
Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный и ловкий зверек. Когда она прыгает, с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он – как парашют – поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие.
- Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всей кур пересчитала
И с собой унесла…(Лиса).
Воспитатель: Какая лиса? Опишите по картинке внешность и расскажите о ее повадках. (Ответы: рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, осторожная…)
Рассказ о лисе.
У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза.
Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.
Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Следовательно, лиса – хищное животное.
Очень красив у лисы хвост. Лиса без хвоста пропадет. Погонятся за ней собаки и быстро ее поймают, бесхвостую. А с хвостом лиса их обманет: поведет хвостом вправо, а сама влево метнется, так и уйдет рыжая плутовка от погони.
- Под кустами,
Под елками
Катится клубок с иголками. (Еж).
Рассказ о еже.
Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы и живота.
На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Могут, есть грибы и ягоды. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду – он разворачивается, и она его съедает.
- Кто зимой холодной ходит злой голодный?
Рассказ о волке.
Волк – крупный зверь, напоминает собаку; «Серый, зубатый, злой…» - так говорят о нем.
Волк ест все, что может поймать, и всех, кто слабее его. В рацион питания входят: олени, лоси, косули, кабаны, антилопы. Помимо крупных животных большую роль в питании волков занимают зайцы, суслики, грызуны. В летний период едят рыбу, птиц, лягушек, гусей и уток.
Зимой волки собираются в стаи. Вожак в стае – самый сильный и опытный волк, он выводит стаю на добычу.
- Маленький, беленький:
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц).
Рассказ о зайце.
У зайца много врагов: и волки, и лисы, и хищные птицы. Но не так просто поймать зайца. Летом все зайцы серые, а зимой – белые, чтобы лучше маскироваться в лесу Заяц – растительноядное животное. Летом он охотно поедает злаки, лишайники, овес и клевер. Зимой, когда большинство пищи находится под снегом, он поедает кору различных деревьев и кустарников.
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось).
Рассказ о лосе.
«Лесной великан», - говорят о лосе. У лося широкие тяжелые рога, похожие на лопаты. Самцы сбрасывают рога в начале зимы, а новые начинают расти только весной.
Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега.
Питается листьями деревьев и кустарников, а также травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, кору молодых осин и сосен.
Лось – мирное животное, но если на него нападут волки, он защищается и рогами и копытами. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося.
Задание.
Смешались дикие и домашние животные. Нужно домашних расселить возле дома, а диких возле леса. Дикие: заяц, лиса, медведь, волк, белка.
- Где живёт лиса в лесу? (в норе)
-Медведь? (в берлоге).
-Белка? (в дупле).
-Волк? (в логове).
- Что делает медведь зимой? Какая шубка у зайца летом? А зимой? Как можно сказать одним словом, какие это животные? (дикие).
Конкурс «Эрудит».
Команды показали свои знания о животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Каждая команда называет слова по цепочки, кто назвал больше тот и выиграл
Назовите животных по цепочки, «Кто больше?»
Назовите птиц.
5 Остановка – «Цветочное царство»
Воспитатель. Сегодня мы побывали с вами вы настоящем лесу. Понравилось вам лесное путешествие?
При выполнение каждого задание, вы получали цветочек. Ребята, но вот мы и очутились на цветочной полянке, ведь в лесу еще растут цветы.
-А какие цветы вы знаете?
Сейчас мы с вами соберём из цветов букет.
Возьмите клей и наклейте свои цветочки на лесную полянку. У кого оказалось цветов больше, та команда и победила.
Хозяин леса
-Ребята, но вот мы и побывали в гостях у лесных жителей. Посмотрите, а чей это домик? Как вы думаете, кто в нем живет? (Ответы детей)
- Ребята, кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели,
Зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон
И голос птичий
Охраняет — кто?..
Дети: Лесничий.
Воспитатель: Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.
-В чём заключается работа лесника? (ответы детей)
-Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки - не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость.
Здесь хозяин- дуб и лось.
Подведение итогов.
Молодцы! Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о лесных жителях. Если вы заинтересовались жизнью животных, то можете прочитать о них в произведениях Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина и других писателей.
А лесные жители и друг их Лесничий приготовили для вас подарки, раскраски «В гостях у леса». Награждение команд.
Список используемой литературы:
Экология. Мир вокруг меня. Учебное пособие для 1 класса. Рудский В.Г. (1998, 96с.)
Экология. Энциклопедия для детей. Том 19. (2001, 448с.)
(1999, 256с.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий визитки команды на конкурс экологов "Зеленые колокола"
Сценарий театрализованного представления команды на районном фестивале юных экологов «Зеленые колокола», посвященного году космонавтики...
Лесные чудеса!
Презентация к занятию о чудесах нашей прекрасной природы. Удивительные фото природы....
Сценарий открытия выставки-конкурса «Мой зеленый мир. Водная среда»
Литературно-музыкальная программа....
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава.
Открытый урок на тему Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава....
Экологическая тропа"Тайны зеленого леса"
Чтобы узнать, изучить, понять и полюбить природу с ней необходимо непосредственно общаться. С этой целью и была создана экологическая тропа « Тайны зеленого леса»....
Конспект ООД " Лесные чудеса"
Конспект ООД " Лесные чудеса"...
Экологический конкурс "Тайны зеленого леса"
Экологический конкурс "Тайны зеленого леса"...