Экологическая тропа"Тайны зеленого леса"
методическая разработка по экологии на тему

  Чтобы узнать, изучить, понять и полюбить природу с ней необходимо непосредственно общаться.  С этой целью и была создана  экологическая тропа « Тайны зеленого леса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa_tayny_zelenogo_lesa.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа «Тайны зеленого леса».

                                                                                                  Люди! Что вы делаете?

                                                                                                  Опомнитесь! Берегите

                                                                                                   окружающую природу!

  Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед…человеком. Получив неограниченную власть над природой и, упиваясь этой властью, он считающий себя венцом природы, забыл, что сам является ее творением.

  Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность которого уже стала очевидной

  Экологические проблемы не знают государственных границ  и природных рубежей – они глобальны. Экологическая ситуация на Урале оказывает воздействие на состояние окружающей среды во Флориде, дыхание Чернобыля ощутили в некоторых странах Европы.

Замечательный французский писатель Антуан  де Сент – Экзюпери как-то заметил: « Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», и пересесть из него некуда.

  Очень важно, чтобы люди научились любить и ценить природу. И тогда жизнь станет намного богаче и интереснее. Не будет равнодушных и бессердечных, кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

  Чтобы узнать, изучить, понять и полюбить природу с ней необходимо непосредственно общаться.  С этой целью и была создана  экологическая тропа « Тайны зеленого леса».

  Экологическая тропа – это один из способов знакомства человека с различными биогеоценозами, их экологическими проблемами и методами по их охране и восстановлению.

Прокладывая экологическую тропу, ребята во главе с педагогом  Голощаповой Л.А. поставили цели:

  • Проводить фенологические наблюдения;
  • Изучать и охранять природу;
  • Расширять знания об экологии родного города.

Путеводитель по экологической тропе.

  Экологическая тропа начала создаваться в 2014 году. Протяженность тропы около 1,5 км. Резких возвышений и впадин на территории тропы не наблюдается.  Влажность достаточная. Тропа проходит по березовому участку Хакимовского леса. На лесной поляне встречается муравейник. Затем тропа пересекает дорогу и идет краем оврага, где на поверхность выходит родник. На территории экологической тропы отсутствуют какие-либо промышленные предприятия и агротехнические сооружения, отрицательно влияющие на ее природные условия.

  Экскурсии по экологической тропе проводятся в  течении всего учебного года.

При прохождении экологической тропы ребята проводят наблюдения за природными объектами, занимаются исследованиями, участвуют в охране окружающей природы.

На учебной экологической тропе 3 стоянки:

  1. « Лесная поляна»;
  2. «Муравейник»;

            3.«Родничок»

- 2-

1. Стоянка «Лесная поляна».

  Очень приятно после шумной городской суеты попасть в тихий и ароматный  лес.

 Здесь проводятся разнообразные экскурсии: «Сезонные явления в природе», «Разнообразие видов цветковых растений», «Растительные сообщества».     Неоднократное посещение леса во время экскурсий, его красота, таинственность вызвало большой интерес и подтолкнуло нас не только к изучению научно – популярной литературы о жизни зеленого друга, откуда  мы почерпнули богатые знания, но и к более полному исследованию данного биоценоза.

  Деревья( береза, сосна, ель, дуб, липа, осина, клен, ольха) – главнейшая часть лесного растительного сообщества. О некоторых из них интересные сведения:

- Клен – это одно из немногих наших деревьев, у которых есть белый млечный сок, в млечном соке клена содержится каучук;

- Осина – имеет одну отличительную особенность. Ее ветви, когда на них нет листьев, можно определить по вкусу. Если веточку слегка пожевать чувствуется горечь. У осины есть и еще один «секрет»  – это осенний ветвиопад. Осенью в лесу валяются тонкие веточки, под какой-нибудь старой осиной. Никакой поломки тут не было. Они отделились сами собой. Дерево намеренно избавилось от лишних ветвей и каждая веточка живая, способная к прорастанию. Живет осина не более 100 лет.

-Ольха – листья ее богаты азотом, опавшие листья способствуют накоплению гумуса в почве. В прошлом ее кору широко использовали для окраски тканей в черный цвет. Древесина ольхи имеет отличительную оранжевую окраску.

   Эти деревья представляют 1-ый ярус. Его еще называют – пологом.

Второй ярус представлен: шиповником, рябиной, бересклетом бородавчатым, крушиной ломкой, бузиной красной. Заслуживает внимание орешник. Орешник – цветет ранней весной, когда в лесу лежат последние пятна снега. Орехи появляются поздним летом, поспевают осенью. Это ценный пищевой продукт – 60% растительного жира, содержатся витамины А, В.

Третий ярус – представлен кустарничковым и травянистым покровом.

Четвертый ярус – мхи, лишайники и грибы.

   Высота берез 10-15 м., диаметр стволов березы 20-30 см. На площадке происходит естественное возобновление древостоя. В подлесок входят полукустарники, средняя высота которых 0.1 – 1м. В травянистом покрове преобладает пырей ползучий, мятник луговой, осоки. Встречается ландыш, звездчатка. Моховой покров незначителен – 5% от общей площади,  лишайники – 8%. Они очень хрупки и легко ломаются.

  Обследование общего состояния дерева проводилось по схеме «Изучаем здоровье дерева».

 В результате ребята выяснили, что деревьям угрожают: загрязнение, засуха, вандализм, незащищенность от животных, машин, строительных работ, близлежащие линии электропередач.

При обследовании общего состояния деревьев выявлено много сухостоя. Среди берез отмечены деревья с механическими повреждениями, отдельные повреждены грибковыми заболеваниями. Отверстия, рубцы, крапинки на листьях, стеблях свидетельствуют о нападении на деревья животных, насекомых. Например – дуб страдает от гусениц, дубовой бабочки.

  Выводы:  Антропогенная нагрузка, исследованного нами    района   значительна.  Об  этом  говорят  свалки бытовых отходов (автомобильные   колеса,  консервные банки, целлофановые  пакеты   и т.д.).      Уничтожение   подроста колесами автомобилей, повреждение домашними   животными  во время  выпаса,  отдых  людей   в лесу (вытаптывание) привел к уплотнению почвы – нарушениями естественного защитного покрова деревьев. Исчезновение лишайников на стволах деревьев, говорит о примеси технических   газов   воздуха.   Что  же нужно делать для сохранения леса?

Для того чтобы леса и зеленые насаждения в полной мере могли выполнять свои функции,  их должно быть в 2 раза больше, чем в настоящее время.

Для этого необходимо:

- Восстановление лесов за счет насаждений: ели, сосны,   березы,   дуба, тополя,   лиственницы, ивы.

- Заложить   лесопосадки   на неиспользуемых землях: оврагах, балках,   а также   на крупных склонах, засадить эти места ягодами, грибами,   лекарственными растениями.

-  Объявить памятниками природы наиболее красивые лесные территории.

-  Запретить заготовки  и  сбор букетов редких цветов:  ландыш,  купальница,

медуница и др.

-  Сократить распашку земель, чрезмерный выпас скота, приблизить границу леса к городской черте.

-  Привлечение птиц ( изготовление искусственных гнездовий,   подкормка птиц   зимой,  расселение муравьев, борьба с лесокрушениями).

-  Установка  агитационных   щитов,  тексты,   которых должны призыватьнаселение  к бережному отношению  и охране природы.

2. Стоянка «МУРАВЕЙНИК».

   Охранять полезных насекомых тоже входит в наши планы.

   На территории  леса встречаются муравейники, но их количество невелико. Поэтому необходимо охранять муравейники не только от разрушений человеком, но и от неблагоприятных условий, и от естественных врагов.

  Наблюдая за муравьями, мы  обнаружили и их врага – небольшого жучка, как оказалось это ламезуха. У этого жучка среди ворсинок на брюшке есть маленькие капельки сладковатой жидкости, поэтому, когда жук пробирается к муравьям и ложится на спинку, муравьи сбегаются к этим капелькам и слизывают их. Потом муравьи засыпают, а жук – поедает их личинки.

За муравьями были проведены небольшие наблюдения и сделаны выводы:

  1. Муравьи живут семьями и не могут жить поодиночке.
  2. Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию.
  3. Муравьям все время необходимо что-то строить. Они не могут жить не работая.
  4. Во время работы движутся муравьи по одним и тем же тропинкам.
  5. Вечером «закрывают» муравейник приблизительно в одно и то же время.
  6. Реакция муравьев на одинаковое раздражение зависит от ситуации.
  7. У муравьев своя система отношений к различным насекомым.

Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.

 

5.Стоянка: «РОДНИЧОК».

  На пути нашей экологической тропы нет полноводной реки, но на краю оврага, где пролегает наш маршрут на поверхность выходит родник.

  Родник природный, расположен в живописном месте. Он образован, расположенными близко к поверхности, подземными водами. Вода в роднике холодная.  Глубина родника около 40 см. родник питает прилегающие луга, служит водопоем, как для диких, так и для домашних животных.

Ребята нашего кружка ведут постоянное наблюдение за чистотой воды и общим состоянием родника.  Для предотвращения засыпания родник был обложен камнем и установлена труба.

Данные исследования химического состава воды родника. ( 2015-2016г.)

Показатели анализа

Результат анализа в мг/л.

ПДК (мг/л.)

РН воды

7,6 –8,0

6 -10

Свободный хлор

Не/обн.

-

Аммиак

Не/ обн.

-

Нитриты

-

3,0

Нитраты

22,0 – 26,07

45,0

Хлориды

6,1 – 12,2

350,0

Общая жесткость

5,9 – 7,0

10,0

Сухой остаток

305,6

1500,0

Сульфаты

62,9 – 85,3

500,0

Железо

-

1,0

Медь

-

1,0

Молибден

Не/ обн.

0,25

Свинец

-

-

Фтор

0,18 – 0,39

1,5

Полифосфаты

-

3,5

Марганец

-

0,5

Дебит воды

Л/с

М /сутки

2 –3

169, 2

 На основании проделанной работы были поставлены следующие задачи:

  • разработать экологический паспорт родника;
  • разработать план мероприятий по снижению загрязненности родника и территории, прилегающей к роднику;
  • Объявить территорию родника санитарно- защитной зоной, запретить выброс мусора и въезд на территорию родника частных автомашин.

Приятно видеть  добродушные улыбки людей, которые приходят к роднику попить чистой студеной воды  и отдохнуть.

 

  Мы часто слышим: «Человек – царь природы!». Но кто поставил человека над природой? Сам человек? А, что он представляет собой без природы – без воздуха, вода, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев? Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе, быть добрым  хозяином своего дома.

  Именно об этом  стихотворение « Защитите природу»:

       Человек всего сильней на свете,

       Лишь ему даровано судьбой

        На всех материках, на всей планете

        Спасти и защитить свой край родной.

                     У нас, когда – то, осенью трубили лоси,

                      На бой соперника зовя.

                      В страду сельчане на покосе

                      Спугнут семейку глухаря.

                                          Исчезли ландыши в лесу,

                                          В полях картофель не родится.

                                          Захламлены овраги, реки и ручьи.

                                          Чем дышим мы, деревья, звери, птицы?

                                       Давайте, защитим природы пробужденье,

                                       Что погубили мы, восстановим сполна.

                                        И вновь натешем душу упоеньем,

                                        Как в добрые былые времена.

                                                                            Косов Александр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка маршрута экологической тропы на тему «Тайна Выльгортских озёр»

Экологическая тропа – это одна из привлекательных форм организации деятельности в системе экологического воспитания и воспитания. Позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможност...

Разработка экологического досугово-познавательного мероприятия "Тайны зеленой планеты"

Экологическое мероприятие "Тайны зеленой планеты"  досугово-познавательного характера адресовано детям 7-12 лет. Мероприятие включает в себя театрализованную мини-сценку, брейн-ринг,;  выпол...

Социально-экологический проект "Создание зеленого уголка "Зеленый мир""

Социально-экологический проект "Создание зеленого уголка "Зеленый мир""  посвящен проблеме озеленения и создания зеленой зоны в школе. В данной работе дается планирование прое...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Экологический конкурс "Тайны зеленого леса"

Экологический конкурс "Тайны зеленого леса"...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...

Экологическая игра Крестики-нолики «Тайны Брянского леса» (для учащихся 6 - 8 классов)

Игра «Крестики-нолики» по теме «Тайны Брянского леса»  была разработана  для учащихся 6-8 классов.Цель: воспитание любви и бережного отношения к лесу, природе,  ...