Экологическая тропа"Тайны зеленого леса"
методическая разработка по экологии на тему
Чтобы узнать, изучить, понять и полюбить природу с ней необходимо непосредственно общаться. С этой целью и была создана экологическая тропа « Тайны зеленого леса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa_tayny_zelenogo_lesa.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа «Тайны зеленого леса».
Люди! Что вы делаете?
Опомнитесь! Берегите
окружающую природу!
Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед…человеком. Получив неограниченную власть над природой и, упиваясь этой властью, он считающий себя венцом природы, забыл, что сам является ее творением.
Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасность которого уже стала очевидной
Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Экологическая ситуация на Урале оказывает воздействие на состояние окружающей среды во Флориде, дыхание Чернобыля ощутили в некоторых странах Европы.
Замечательный французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери как-то заметил: « Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля», и пересесть из него некуда.
Очень важно, чтобы люди научились любить и ценить природу. И тогда жизнь станет намного богаче и интереснее. Не будет равнодушных и бессердечных, кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
Чтобы узнать, изучить, понять и полюбить природу с ней необходимо непосредственно общаться. С этой целью и была создана экологическая тропа « Тайны зеленого леса».
Экологическая тропа – это один из способов знакомства человека с различными биогеоценозами, их экологическими проблемами и методами по их охране и восстановлению.
Прокладывая экологическую тропу, ребята во главе с педагогом Голощаповой Л.А. поставили цели:
- Проводить фенологические наблюдения;
- Изучать и охранять природу;
- Расширять знания об экологии родного города.
Путеводитель по экологической тропе.
Экологическая тропа начала создаваться в 2014 году. Протяженность тропы около 1,5 км. Резких возвышений и впадин на территории тропы не наблюдается. Влажность достаточная. Тропа проходит по березовому участку Хакимовского леса. На лесной поляне встречается муравейник. Затем тропа пересекает дорогу и идет краем оврага, где на поверхность выходит родник. На территории экологической тропы отсутствуют какие-либо промышленные предприятия и агротехнические сооружения, отрицательно влияющие на ее природные условия.
Экскурсии по экологической тропе проводятся в течении всего учебного года.
При прохождении экологической тропы ребята проводят наблюдения за природными объектами, занимаются исследованиями, участвуют в охране окружающей природы.
На учебной экологической тропе 3 стоянки:
- « Лесная поляна»;
- «Муравейник»;
3.«Родничок»
- 2-
1. Стоянка «Лесная поляна».
Очень приятно после шумной городской суеты попасть в тихий и ароматный лес.
Здесь проводятся разнообразные экскурсии: «Сезонные явления в природе», «Разнообразие видов цветковых растений», «Растительные сообщества». Неоднократное посещение леса во время экскурсий, его красота, таинственность вызвало большой интерес и подтолкнуло нас не только к изучению научно – популярной литературы о жизни зеленого друга, откуда мы почерпнули богатые знания, но и к более полному исследованию данного биоценоза.
Деревья( береза, сосна, ель, дуб, липа, осина, клен, ольха) – главнейшая часть лесного растительного сообщества. О некоторых из них интересные сведения:
- Клен – это одно из немногих наших деревьев, у которых есть белый млечный сок, в млечном соке клена содержится каучук;
- Осина – имеет одну отличительную особенность. Ее ветви, когда на них нет листьев, можно определить по вкусу. Если веточку слегка пожевать чувствуется горечь. У осины есть и еще один «секрет» – это осенний ветвиопад. Осенью в лесу валяются тонкие веточки, под какой-нибудь старой осиной. Никакой поломки тут не было. Они отделились сами собой. Дерево намеренно избавилось от лишних ветвей и каждая веточка живая, способная к прорастанию. Живет осина не более 100 лет.
-Ольха – листья ее богаты азотом, опавшие листья способствуют накоплению гумуса в почве. В прошлом ее кору широко использовали для окраски тканей в черный цвет. Древесина ольхи имеет отличительную оранжевую окраску.
Эти деревья представляют 1-ый ярус. Его еще называют – пологом.
Второй ярус представлен: шиповником, рябиной, бересклетом бородавчатым, крушиной ломкой, бузиной красной. Заслуживает внимание орешник. Орешник – цветет ранней весной, когда в лесу лежат последние пятна снега. Орехи появляются поздним летом, поспевают осенью. Это ценный пищевой продукт – 60% растительного жира, содержатся витамины А, В.
Третий ярус – представлен кустарничковым и травянистым покровом.
Четвертый ярус – мхи, лишайники и грибы.
Высота берез 10-15 м., диаметр стволов березы 20-30 см. На площадке происходит естественное возобновление древостоя. В подлесок входят полукустарники, средняя высота которых 0.1 – 1м. В травянистом покрове преобладает пырей ползучий, мятник луговой, осоки. Встречается ландыш, звездчатка. Моховой покров незначителен – 5% от общей площади, лишайники – 8%. Они очень хрупки и легко ломаются.
Обследование общего состояния дерева проводилось по схеме «Изучаем здоровье дерева».
В результате ребята выяснили, что деревьям угрожают: загрязнение, засуха, вандализм, незащищенность от животных, машин, строительных работ, близлежащие линии электропередач.
При обследовании общего состояния деревьев выявлено много сухостоя. Среди берез отмечены деревья с механическими повреждениями, отдельные повреждены грибковыми заболеваниями. Отверстия, рубцы, крапинки на листьях, стеблях свидетельствуют о нападении на деревья животных, насекомых. Например – дуб страдает от гусениц, дубовой бабочки.
Выводы: Антропогенная нагрузка, исследованного нами района значительна. Об этом говорят свалки бытовых отходов (автомобильные колеса, консервные банки, целлофановые пакеты и т.д.). Уничтожение подроста колесами автомобилей, повреждение домашними животными во время выпаса, отдых людей в лесу (вытаптывание) привел к уплотнению почвы – нарушениями естественного защитного покрова деревьев. Исчезновение лишайников на стволах деревьев, говорит о примеси технических газов воздуха. Что же нужно делать для сохранения леса?
Для того чтобы леса и зеленые насаждения в полной мере могли выполнять свои функции, их должно быть в 2 раза больше, чем в настоящее время.
Для этого необходимо:
- Восстановление лесов за счет насаждений: ели, сосны, березы, дуба, тополя, лиственницы, ивы.
- Заложить лесопосадки на неиспользуемых землях: оврагах, балках, а также на крупных склонах, засадить эти места ягодами, грибами, лекарственными растениями.
- Объявить памятниками природы наиболее красивые лесные территории.
- Запретить заготовки и сбор букетов редких цветов: ландыш, купальница,
медуница и др.
- Сократить распашку земель, чрезмерный выпас скота, приблизить границу леса к городской черте.
- Привлечение птиц ( изготовление искусственных гнездовий, подкормка птиц зимой, расселение муравьев, борьба с лесокрушениями).
- Установка агитационных щитов, тексты, которых должны призыватьнаселение к бережному отношению и охране природы.
2. Стоянка «МУРАВЕЙНИК».
Охранять полезных насекомых тоже входит в наши планы.
На территории леса встречаются муравейники, но их количество невелико. Поэтому необходимо охранять муравейники не только от разрушений человеком, но и от неблагоприятных условий, и от естественных врагов.
Наблюдая за муравьями, мы обнаружили и их врага – небольшого жучка, как оказалось это ламезуха. У этого жучка среди ворсинок на брюшке есть маленькие капельки сладковатой жидкости, поэтому, когда жук пробирается к муравьям и ложится на спинку, муравьи сбегаются к этим капелькам и слизывают их. Потом муравьи засыпают, а жук – поедает их личинки.
За муравьями были проведены небольшие наблюдения и сделаны выводы:
- Муравьи живут семьями и не могут жить поодиночке.
- Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию.
- Муравьям все время необходимо что-то строить. Они не могут жить не работая.
- Во время работы движутся муравьи по одним и тем же тропинкам.
- Вечером «закрывают» муравейник приблизительно в одно и то же время.
- Реакция муравьев на одинаковое раздражение зависит от ситуации.
- У муравьев своя система отношений к различным насекомым.
Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.
5.Стоянка: «РОДНИЧОК».
На пути нашей экологической тропы нет полноводной реки, но на краю оврага, где пролегает наш маршрут на поверхность выходит родник.
Родник природный, расположен в живописном месте. Он образован, расположенными близко к поверхности, подземными водами. Вода в роднике холодная. Глубина родника около 40 см. родник питает прилегающие луга, служит водопоем, как для диких, так и для домашних животных.
Ребята нашего кружка ведут постоянное наблюдение за чистотой воды и общим состоянием родника. Для предотвращения засыпания родник был обложен камнем и установлена труба.
Данные исследования химического состава воды родника. ( 2015-2016г.)
Показатели анализа | Результат анализа в мг/л. | ПДК (мг/л.) |
РН воды | 7,6 –8,0 | 6 -10 |
Свободный хлор | Не/обн. | - |
Аммиак | Не/ обн. | - |
Нитриты | - | 3,0 |
Нитраты | 22,0 – 26,07 | 45,0 |
Хлориды | 6,1 – 12,2 | 350,0 |
Общая жесткость | 5,9 – 7,0 | 10,0 |
Сухой остаток | 305,6 | 1500,0 |
Сульфаты | 62,9 – 85,3 | 500,0 |
Железо | - | 1,0 |
Медь | - | 1,0 |
Молибден | Не/ обн. | 0,25 |
Свинец | - | - |
Фтор | 0,18 – 0,39 | 1,5 |
Полифосфаты | - | 3,5 |
Марганец | - | 0,5 |
Дебит воды | |
Л/с | М /сутки |
2 –3 | 169, 2 |
На основании проделанной работы были поставлены следующие задачи:
- разработать экологический паспорт родника;
- разработать план мероприятий по снижению загрязненности родника и территории, прилегающей к роднику;
- Объявить территорию родника санитарно- защитной зоной, запретить выброс мусора и въезд на территорию родника частных автомашин.
Приятно видеть добродушные улыбки людей, которые приходят к роднику попить чистой студеной воды и отдохнуть.
Мы часто слышим: «Человек – царь природы!». Но кто поставил человека над природой? Сам человек? А, что он представляет собой без природы – без воздуха, вода, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев? Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе, быть добрым хозяином своего дома.
Именно об этом стихотворение « Защитите природу»:
Человек всего сильней на свете,
Лишь ему даровано судьбой
На всех материках, на всей планете
Спасти и защитить свой край родной.
У нас, когда – то, осенью трубили лоси,
На бой соперника зовя.
В страду сельчане на покосе
Спугнут семейку глухаря.
Исчезли ландыши в лесу,
В полях картофель не родится.
Захламлены овраги, реки и ручьи.
Чем дышим мы, деревья, звери, птицы?
Давайте, защитим природы пробужденье,
Что погубили мы, восстановим сполна.
И вновь натешем душу упоеньем,
Как в добрые былые времена.
Косов Александр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный конкурс «Про зеленые леса и лесные чудеса…»
Конспект НОД 1 классе по теме «Про зеленые леса и лесные чудеса…»Автор: Базина Марина Николаевна МКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ...
Разработка маршрута экологической тропы на тему «Тайна Выльгортских озёр»
Экологическая тропа – это одна из привлекательных форм организации деятельности в системе экологического воспитания и воспитания. Позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможност...
Разработка экологического досугово-познавательного мероприятия "Тайны зеленой планеты"
Экологическое мероприятие "Тайны зеленой планеты" досугово-познавательного характера адресовано детям 7-12 лет. Мероприятие включает в себя театрализованную мини-сценку, брейн-ринг,; выпол...
Социально-экологический проект "Создание зеленого уголка "Зеленый мир""
Социально-экологический проект "Создание зеленого уголка "Зеленый мир"" посвящен проблеме озеленения и создания зеленой зоны в школе. В данной работе дается планирование прое...
«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...
Экологический конкурс "Тайны зеленого леса"
Экологический конкурс "Тайны зеленого леса"...
Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс
laquo;Внеклассное мероприятие экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...