Методическая записка "Практика применения элементов сценического движения в обучении музыканта-любителя в системе дополнительного образования детей".
методическая разработка по теме
Краткое изложение некоторых оригинальных педагогических приёмов из личного многолетнего опыта работы с детьми и подростками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_primeneniya_elementov_aktyorskogo_masterstva_v_obuchenii_muzykanta.docx | 20.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Практика применения элементов сценического движения в обучении музыканта-любителя в системе дополнительного образования детей
В условиях дополнительного образования перед музыкальным педагогом часто встаёт трудноразрешимая задача- достичь приемлемого качества исполнения.
Конечно, главной целью музыкальных занятий является гармоничное развитие личности воспитанника. Такие задачи, как расширение кругозора ребят, организация досуга учащихся; помощь в реализации творческого потенциала, в умении общаться любительское объединение ставит перед собой прежде всего. Однако всё это возможно, если ребёнку нравится то, что он делает, а слушателю нравится, как это звучит. То есть, речь идёт о способах достижения известного качества исполнения в условиях групповых занятий на базе отделения дополнительного образования или подростково-молодёжного клуба.
Педагог дополнительного образования не имеет возможности заниматься с каждым ребёнком индивидуально. Он получает в своё распоряжение группу детей и должен с максимальной пользой потратить отведённые ему часы. И если с традиционно групповыми дисциплинами (музыкальная грамота, ритмические занятия) всё понятно, то непосредственно с игрой на инструменте есть большие сложности. Прижать струну- трудно, посадка- кривая, руки зажатые, шея сведённая, инструмент съезжает с ноги… нужно каждому внимание уделить. На определённом этапе велика вероятность потери у ребёнка интереса к занятиям. Детям нравится делать то, что «получается», а корректировать движения на регулярных индивидуальных занятиях возможности нет. Вот и ищут наши педагоги творческие подходы, иногда очень эффективные. Одна из коллег, Инна Медведева например, использует офисный стул на колёсиках. Она ездит на нём вдоль группы учащихся, рассаженных рядком, и контролирует правильность посадки, постановки рук, движений пальцев. Другие применяют метод показа. Воспитанники сидят полукругом, педагог с инструментом в центре показывает движения, ребята стараются повторять за ним. Можно также разбивать начинающих на мини-группы и каждой группе назначать «куратора» из более опытных участников. Вариантов множество, и всё же всегда остаются востребованными новые, оригинальные и эффективные подходы, приёмы и методы.
Главные трудности для молодого исполнителя связаны с его «зажатостью». Он прилагает чрезмерные усилия, а звука нет, струна недожата. Он давит ещё сильней, звук есть, но плохой, резкий,- зажимается правая рука. Дело в том, что силы у ребёнка достаточно, он просто не умеет направлять её в нужное место в нужное время. Мышцы необходимо освободить. В театральном искусстве освобождением принято называть правильное мышечное напряжение (термин К.С. Станиславского). «Сорвать воображаемый персик следует так, чтобы найти для этого необходимое напряжение и убрать его в тот момент, когда персик сорван». О чём говорит здесь великий режиссёр? Об актёрской игре, конечно, но это представление как нельзя лучше подходит и к игре на инструменте. Действительно.- усилие всегда должно быть достаточным, но не чрезмерным для взятия звука (аккорда, арпеджио…) и мгновенно снято после звукоизвлечения.
Станиславский и его последователи, работая над психологией и физиологией актёрского существования на сцене, открыли множество приёмов, полезных и для развития начинающего музыканта. Некоторые из них подробно освещены в работах Г.М. Когана «Работа пианиста» и «У врат мастерства». Я предлагаю здесь лишь несколько упражнений, заимствованных мной из книги И.Э. Коха «Основы сценического движения» и адаптированных мной для коллективных занятий инструментального ансамбля. Систематическое применение этих и некоторых других упражнений в повседневной жизни любительского объединения могло бы принести значительные результаты.
- Ритмическое исполнение четверостишия (например, «Старый барабанщик»). Сначала педагог, а затем кто-то из детей назначается «дирижёром» и движениями руки вверх-вниз показывает уровень громкости. Остальные немедленно реагируют на указания ведущего, произнося текст без остановок. Можно попутно рассказать о динамических оттенках, как выразительном средстве. Артикулировать чётко. После достижения автоматизма исполнять также каноном.
- «Муха» Увидеть воображаемую муху и поймать её быстрым движением кисти сверху вниз собранными дощечкой пальцами с заметным хлопком, кончики пальцев- у запястья. Перевернуть закрытую кисть вверх и поочерёдно каждым пальцем втереть «муху» в ладонь, постепенно раскрывая её. Встряхнуть кистью. Каждое движение соответствует метрической единице- «счёту».
- «Веер» Складывать пальцы ритмично, начиная с большого, друг на друга, как пластинки настоящего веера. Сложить-разложить «веер». Затем- поменять порядок пальцев, начав с мизинца. Далее можно ускорять, соблюдая цикл движений и сохраняя метрическую ровность. Считать вслух, выполнять обеими руками по отдельности и вместе.
Два приведённых выше упражнения помогают освоить непосредственно «гитарные движения»: «хватание»- аккорд и поочерёдное взятие- арпеджио с возвратным движением- расгеадо.
- «Марионетка» Ученики вытягиваются всем телом, подняв руки вверх, воображают себе кукловода, который постепенно отпускает ниточки. Падают, расслабившись, пальчики, кисти, предплечья, плечи, голова падает на грудь, корпус «ломается» в пояснице, колени подгибаются. Наконец «марионетка» оказывается лежащей, распластавшись на полу.
Литература: К.С. Станиславский Работа актёра над собой М. Искусство1989г.
К.С. Станиславский Моя жизнь в искусстве М. Искусство 1988г.
Г.М. Коган У врат мастерства М.1958г.
И.Э. Кох Основы сценического движения М. Искусство 1970г.
А.В. Журавский, педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей
Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....
ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку в системе дополнительного образованияАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
Методические рекомендации "Развитие технических навыков игры на аккордеоне у обучающихся в системе дополнительного образования детей" 2014г.
Методика работы с детьми по развитию навыков игры...
Применение методов арт-терапии в системе дополнительного образования детей с ОВЗ
Сегодня, в эпоху информационного общества образование перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми. Обм...
Применение здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку в системе дополнительного образования
Учреждения дополнительного образования обладают уникальной возможностью для воспитания у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Английский язык, кото...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...