Различные формы диктантов как средство комплексного развития музыкальной памяти
методическая разработка по теме
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по хоровому сольфеджио. В данной работе приведены примеры вспомогательных форм диктантов, которые могут быть использованы на начальном этапе обучения музыкальной грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_diktantov.doc | 37.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
на тему
«Различные формы диктантов как средство комплексного развития музыкальной памяти»
(для педагогов дополнительного образования)
Педагог дополнительного образования
Адамянц Наринэ Лаврентьевна
Музыкальный диктант на занятиях сольфеджио - незаменимая форма работы. Перевод слышимого в видимые нотные знаки – непростая для детей задача. Если сделать процесс запоминания и записи музыки более увлекательным, прийти к цели можно в более короткие сроки. Диктант активизирует внимание, слух и память, а попутно тренирует умение грамотно записывать услышаное.
Для того, чтобы слово «диктант» не стало пугающим для детей, многие варианты музыкального диктанта можно обыграть, не акцентируя внимание учащихся на том, что они будут выполнять «трудное задание».
В данной работе предлагаются следующие формы диктанта, представленные по принципу «от простого к сложному».
- Музыкальный график
- Телефонный номер
- Устный диктант (ступеневый, ритмический)
- Ритмический диктант
- Блиц-диктант
- Диктант с пропусками
Музыкальный график:
На начальном этапе работы, когда происходит знакомство детей с тремя направлениями движения мелодии: вверх, вниз и на одном месте, очень помогает наглядный «график».
Сначала педагог одной рукой играет гаммообразную мелодию вверх и вниз, другой рукой показывая ее направление. Затем обучающиеся выполняют это задание самостоятельно. Следующий этап – графическая запись. Педагог исполняет небольшой мотив, состоящий из поступенного движения вверх, повторения одного звука или поступенного движения вниз, а ученики сначала показывают вслед за исполнением «график» руками и затем записывают в виде линий на доске или в тетради. В дальнейшем учащиеся самостоятельно записывают «графики» и даже сами сочиняют друг для друга подобные задания.
Телефонный номер (Музыкальный словарь) (прием разработан Ж.Л.Металлиди и А.И.Перцовской).
Детям нравится это задание, потому что кажется им достаточно простым и занимает немного времени, их интерес не успевает угаснуть. Очевидным плюсом данного метода является возможность его применения в процессе работы над любой темой. Им одинаково удобно пользоваться как для закрепления материала по изучению длительностей и ритмических фигур, так и для изучения нотной записи и даже трезвучий. Нотный стан нужно разделить на пять тактов и обязательно пронумеровать каждый такт, объяснив детям, что из этих цифр сверху такта и будет складываться «телефонный номер». В каждом такте записывается определенный знак (нота, длительность, ритмическая группа, пауза, интервал или трезвучие) в зависимости от темы занятия.
Например, изучается тоническое трезвучие. В первом такте можно написать его в восходящем расположении – 1 -3-5 ступени, во втором – в нисходящем: 5-3-1, в третьем – 3-5-1, в четвертом 1-5-3, в пятом 3-1-5. Далее педагог играет такты в произвольном порядке 1-2 раза. Нужно записать номер тактов в той последовательности, в каком их исполняет педагог. В итоге, должен сложиться номер из пяти цифр. Безусловно, сначала задание делается всей группой устно и с обсуждением верных и неверных вариантов, а номера педагог записывает на доске. Затем ученики записывают новые комбинации самостоятельно.
Пример: изучение нотной записи. В пяти тактах записаны уже известные детям ноты (например, от до до соль). Педагог спрашивает: «В каком такте живет нота «фа»?» - учащиеся называют номер такта. И т.д.
Пример: длительности: в каком такте половинная нота? В каком четыре шестнадцатых? В каком четвертная пауза? В котором - две восьмых? А в каком такте пунктир?
Пример: ступени. Поначалу желательно использовать устойчивые ступени (можно продублировать ступени, чтобы получилось 5 тактов, предупредив об этом детей). Например: 1) – I, 2) - V, 3) – I, 4) - III, 5) – V
Затем можно добавлять неустойчивые ступени.
Устный диктант.
Хорошая подготовительная форма к письменному диктанту. На начальном этапе устный диктант представляет собой - пение вслед за педагогом двухтактовой мелодии (короткой попевки, например: «та-та, два кота» , «веет ветерок» и т.д.). Руками дети показывают направление мелодии. Затем можно сделать ступеневый анализ попевки. Простучав или прохлопав ритм, определяем длительности и размер. И в итоге записываем на доске песенку целиком.
Ритмический диктант
Начать можно с устных упражнений «эхо» и «переводчики». «Эхо» - прохлопывание или простукивание ритмического рисунка вслед за педагогом. Вариант – «Эхо с паузой»: Педагог исполняет ритмический рисунок, затем детям нужно выждать паузу (как правило в четыре счета) и лишь затем повторить рисунок.
«Переводчики». В этой игре нужно объяснить детям, что сейчас мы все станем переводчиками – будем переводить музыкальные фразы с языка хлопков на язык ритмо-слогов (та, ти-ти, туру-туру и др.) и обратно. Начать лучше в двухтактовых примеров, а затем перейти к 4-хтактовым.
Когда ученики уже знакомы с длительностями, записываем ритмический диктант на «ниточке» - одной линии нотного стана.
Вариант ритмического диктанта – ритмизация мелодии. Педагог выписывает мелодию на доске нотами без ритмического рисунка и тактовых делений. Задание учащимся – оформить ритмически данную мелодию.
Блиц-диктант (метод разработан О.И.Гладковой)
Сначала педагог проигрывает мелодию и предлагает ученикам спеть столько, сколько они запомнили. После второго проигрывания группа определят ритмические и интонационные особенности мелодии: какой размер, есть ли затакт, присутствует ли пунктир, есть ли опевание, и в каком такте расположено. Полностью разобрав мелодию, нужно убедиться в том, что все учащиеся достаточно хорошо запомнили диктант и представляют себе его запись. Затем диктант надо «забыть», перейдя к другому виду деятельности – например, к чтению с листа или изучению новой темы. Затем, уже в конце урока, педагог только один раз проигрывает «забытый» диктант и предлагает его записать.
Диктант с пропусками.
На доске (или в раздаточных карточках) записана мелодия диктанта с пропущенными звуками или целыми тактами. Задание – восполнить пробелы в нотном тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и развитие музыкальной памяти
Свойства и развитие музыкальной памяти...
Развитие музыкальной памяти
Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской муз...
Использование различных форм контроля как средство повышения эффективности урока
Контрольные работы не должны восприниматься учеником как наказание, висеть над ним, как дамоклов меч. Наоброт, проверочные задания должны давать возможность ученику показать свои сильные стороны.Опыт ...
«Основные методы работы по развитию музыкальной памяти у учащихся ДШИ»
Иедивидуальный подход к развитию музыкальной памяти у учащихся ДШИ, методы и приемы работы....
Методы и приёмы развития музыкальной памяти на уроках музыки в начальной школе.
В данной статье рассматриваются методы и приемы которые позволяют создавать уроктак, чтобы он воспринимался учащимися как урок искусства. Применяемые методы и приемы позволяют вовлечь ребенка в ...
Система игровых упражнений, как средство развития музыкальной памяти учащихся младших классов на уроках специального инструмента (домра, гитара) в ДМШ
Не совсем оригинальный взгляд на проблему запоминания нот....
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Музыкально-дидактические игры...