Использование различных форм контроля как средство повышения эффективности урока
по истории (6 класс) по теме

Контрольные работы не должны восприниматься учеником как наказание, висеть над ним, как дамоклов меч. Наоброт, проверочные задания должны давать возможность ученику показать свои сильные стороны.

Опыт размещен на сайте aktalant.ru: aktalant.ru/article/predstavlenie-pedagogicheskogo-opyita

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_loginova_ek.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Ухтым

Богородского района Кировской области

Использование различных форм контроля

как средство повышения эффективности урока

Логинова Елена Клавдиевна

Учитель истории и обществознания

2013 год

Использование различных форм контроля

 как средство повышения эффективности урока

        Наверное, каждый работающий учитель истории подтвердит, что предмет «история» - больше, чем просто предмет. Знание прошлого помогает лучше понимать настоящее, способствует становлению гуманитарной культуры школьника, его успешной социализации, выработке навыков сосуществования с людьми разных мировоззренческих систем в поликультурном пространстве России и мира.  Изучение истории помогает развивать социальную активность школьников,  учит  быть неравнодушными к прошлому и настоящему.         

        Традиционно на большинстве уроков школьники ориентированы на усвоение теоретических знаний, на запоминание и пересказ текста, на выполнение заданий контрольно-измерительных материалов.  Учитель свой долг видит в предоставлении учащимся всесторонних и глубоких знаний по предмету.

Введение образовательных стандартов  выдвигает новые требования и к учителю, и к школьнику.  Главным для учителя и школьника становится вопрос о том, что может дать этот предмет для становления личности учащегося.  Современный мир выдвигает перед сегодняшним школьником новые требования. Это способность принимать нестандартные решения, быстро реагировать на изменения, быть инициативным, уметь ориентироваться в огромном потоке информации, быть коммуникабельным, иметь свое мнение по отношению к событиям и историческим личностям.

        В условиях введения ФГОСов роль учителя  состоит в том, чтобы организовать активную познавательную деятельность учащихся.

        Исходя из своего опыта и возможностей, каждый учитель делает это по-своему. Остановимся на таком аспекте, как использование для достижения этой цели различных форм контроля. Сразу следует отметить, что контрольные, проверочные работы не должны восприниматься учеником как наказание. Висеть над ним, как дамоклов меч. Наоборот, разные виды проверочных работ дают возможность школьнику показать свои сильные стороны. Задача учителя - создать для ученика ситуацию успеха. Как это осуществить на практике?

        Урок - всего 45 минут. Как за такое короткое время  изучить материал,  проверить знания, всем поставить оценки, дать возможность проявить себя каждому ученику? В сельской малокомплектной школе, где в каждом классе 3-5 школьников, учитель хорошо знает психологические  особенности детей - мышление, память, тип восприятия. В соответствии с этим строится изучение нового материала. Каждый школьник является участником процесса познания, внося посильный вклад.

        Ученик учится тому, чему его учит учитель. Именно учитель истории  должен научить школьников иметь своё личное отношение к событиям и к историческим деятелям. Для этого на каждом уроке необходимо спрашивать учеников: «Что вы думаете по поводу этого события?» «А если бы ты был на его месте?»      

        Проверочная работа на уроке даёт возможность учителю не только проверить  знания и умения школьников, но и исправить ошибки, разъяснить не понятые учениками положения, углубить и расширить знания. Не менее важно дать возможность школьнику получить удовлетворение от хорошо выполненной работы, увидеть свой рост, показать свои сильные стороны. Если итоговое повторение - это обычно контрольная работа, одинаковая для всех, или с вариативными заданиями разной сложности, то текущее повторение можно организовать, используя потенциал каждого ученика, его склонности, тип темперамента, характер мышления. Медленно работающим, слабоуспевающим детям можно дать домой письменную работу, достаточно простую, но с заданиями, пробуждающими интерес к предмету. Дети с математическим складом ума предпочитают тестовые задания и исторические задачи.  Очень эффективны задания на оценивание высказывания (верное или неверное). Дети могут доказывать свою точку зрения, учатся выслушивать другие мнения, в итоге находить истину.

Для систематизации знаний подходит составление таблиц, схем, их анализ.

Более сложной для учащихся является работа по выделению существенных сопоставимых признаков, умению сравнивать исторические факты, явления, процессы.

Учащиеся, интересующиеся предметом, могут выполнить исследовательский, творческий, информационный проект. Использование оборудования кабинета информатики даёт возможность использовать электронные учебные пособия. Но отсутствие Интернета (кроме школы) существенно ограничивает возможности и учителя, и учащихся.

Спокойная, дружественная обстановка на уроке, вовлечение каждого учащегося  в процесс познания, использование разнообразных видов учебной деятельности способствует развитию активной, творческой личности.

Далеко не каждый ребёнок активен и имеет хорошие способности, есть не интересующиеся ничем  дети, молчуны, дети с крайне слабыми способностями. Дать возможность учиться и развиваться каждому, найти сильные стороны ученика, поддержать его, научить иметь и выражать своё мнение, активно заниматься самообразованием, использовать в жизни полученные знания  - задача Учителя.

Не всегда и не у всех детей  получается быть активным, старательным, успешным. Учитель, будь терпелив, настойчив, доброжелателен. Дай возможность ребёнку исправиться, помоги, научи, поддержи. Отметь при всех то лучшее, что есть у ребёнка. Направь в нужное русло неуёмную энергию самых шумных, активных.  Дай на уроке роль капитана, героя, учёного тихому и скромному ученику.    И всё у вас получится.

(примеры некоторых проверочных работ  для 6  класса по истории России)

История России 6 класс

Пример 1

Главные политические центры Руси. Новгородская боярская республика.

Галицко-Волынское княжество. Столкновение князей с боярством.

Домашняя работа

1.Прочитай текст параграфа.

 2.Ответь на вопросы

1)Почему основными занятиями новгородцев были ремесло и торговля?

2)Каков был политический строй новгородцев?

3)Какую роль играла в Новгороде княжеская власть?

4)Почему новгородская земля избежала дробления?

5)В чём заключались политические особенности Галицко-Волынского княжества?

6)Какие общие политические процессы проходили во Владимиро-Суздальском и               Галицко-Волынском княжествах?

3.Выучи даты

1) 1097г. - Любечский съезд князей

2) 1125-1157гг. - правление князя Юрия Долгорукого в Суздале

3) 1147г. - первое упоминание о Москве

4) 1157-1174гг. - правление князя Андрея Боголюбского во Владимире

5) 1176 - 1212 - правление князя Всеволода Большое Гнездо во Владимире

4.Выполни в тетради письменную работу

1

1.Владимиро-Суздальское княжество     -  неограниченная монархия

2.Новгородская земля  -      

3.Галицко-Волынское княжество -

2

2

Новгородская республика:

1.Вече (народное собрание) - верховная власть

2.Посадник -  

3.Тысяцкий -

4.Владыка (архиепископ)

5.Князь -

8

3

Ответь на вопросы. Пиши только ответы

1.Организация жизни людей, при которой существует система управления людьми, взаимоотношения между ними регулируются на основе законов, осуществляется охрана земель, регулируются отношения с другими государствами -

2.Религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого народа множество собственных богов -

3.Объезд киевским князем земель для сбора дани -

4.Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям -

5.Присвоение результатов чужого труда -

6.Состояние хозяйственной жизни -

7.Биография человека, причисленного церковью к лику святых -

8.Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу -

9.Наследственное земельное держание -

10.Искусство управлять государством -

10

20

18-20 баллов - «5»       15-17 баллов - «4»          12 - 14 баллов - «3»

Ответы (для учителя с небольшим опытом работы, неспециалиста, для быстрой проверки задания, для образца ученику и др.) по теме:

Главные политические центры Руси. Новгородская боярская республика.

  Галицко-Волынское княжество. Столкновение князей с боярством.

1.Прочитай текст параграфа.

 2.Ответь на вопросы

1)Почему основными занятиями новгородцев были ремесло и торговля?

Большинство новгородских земель было малопригодно для земледелия.

2)Каков был политический строй новгородцев?

В Новгороде сложилась республиканская форма правления

3)Какую роль играла в Новгороде княжеская власть?

Новгородское вече приглашало князя как начальника всех вооружённых сил.

Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления.

4)Почему новгородская земля избежала дробления?

В Киеве не было постоянной княжеской династии

5)В чём заключались политические особенности Галицко-Волынского княжества?

В Галицко-Волынском княжестве жило богатое и независимое боярство, которое вмешивалось в деятельность князей, пытаясь ограничить их права,  захватить власть

6)Какие общие политические процессы проходили во Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском княжествах?

Сформировалась монархическая форма правления. Князья старались передавать власть по наследству.

3.Выучи даты

1) 1097г. - Любечский съезд князей

2) 1125-1157гг. - правление князя Юрия Долгорукого в Суздале

3) 1147г. - первое упоминание о Москве

4) 1157-1174гг. - правление князя Андрея Боголюбского во Владимире

5) 1176 - 1212 - правление князя Всеволода Большое Гнездо во Владимире

4.Выполни в тетради письменную работу

1

1.Владимиро-Суздальское княжество     -  неограниченная монархия

2.Новгородская земля       - республика

3.Галицко-Волынское княжество - ограниченная монархия

2

2

Новгородская республика:

1.Вече (народное собрание) - верховная власть

2.Посадник - высшее должностное лицо. Ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд, назначал и смещал должностных лиц, следил за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, руководил внешней политикой

3.Тысяцкий - осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом, возглавлял ополчение

4.Владыка (архиепископ) - хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд

5.Князь - начальник вооружённых сил

8

3

Ответь на вопросы. Пиши только ответы

1.Организация жизни людей, при которой существует система управления людьми, взаимоотношения между ними регулируются на основе законов, осуществляется охрана земель, регулируются отношения с другими государствами - государство

2.Религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого народа множество собственных богов - язычество

3.Объезд киевским князем земель для сбора дани - полюдье

4.Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям - республика

5.Присвоение результатов чужого труда - эксплуатация

6.Состояние хозяйственной жизни - экономика

7.Биография человека, причисленного церковью к лику святых - житие

8.Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу - патриотизм

9.Наследственное земельное держание - вотчина

10.Искусство управлять государством - политика

10

20

Пример 2

История России 6 класс

Главные политические центры Руси

Новгородская земля. Галицко-Волынское княжество

Проверочная работа

1

О каком городе идёт речь: «Город возник в IX веке как объединение трёх посёлков: славянского, мерянского и чудского. Располагался на реке Волхов, которая разделяла его на две стороны: восточную Торговую и западную Софийскую»

1

2

К какому веку относится период политической раздробленности Руси

1.X

2.XI

3.XII

1

3

Какая форма правления сформировалась в XII-XIII веках в

1.Владимиро -Суздальском княжестве __________

2.Новгородской земле __________

3.Галицко-Волынском княжестве _________

3

4

Кто составлял верхушку общества в Новгороде?

1.посадник

2.

3.

4.

3

5.

Укажи верные высказывания

1.Новгород был одним из красивейших городов не только Руси, но и Европы.

2.Символом народовластия в Новгороде был вечевой колокол, удары которого призывали  жителей города на войну.

3.Галицко-Волынское княжество было расположено на юго-западе русских земель, в предгорьях Карпат.

4.В Галицко-Волынском княжестве жило богатое и независимое боярство, экономическую основу которого составляло наследственное (вотчинное) землевладение.

1

6

Галицко-Волынских князей в борьбе с боярством поддерживали горожане и младшая дружина

1.верно        2.неверно

1

10

10-9 баллов  - «5»       7-8 баллов - «4»                 5-6 баллов - «3»

Ответы

Главные политические центры Руси

Новгородская земля. Галицко-Волынское княжество

Проверочная работа

1

Новгород

1

2

3

1

3

1.неограниченная монархия

2.республика

3.ограниченная монархия

3

4

2.тысяцкий

3.архимандрит

4.князь

3

5.

1, 3, 4

1

6

1

1

10

10-9 баллов  - «5»       7-8 баллов - «4»                 5-6 баллов - «3»

Пример 3

История России 6 класс

Главные политические центры Руси. Новгородская земля.

 Галицко-Волынское княжество.

Оцени высказывание. Исправь ошибки.

1

Новгород был основан в IX веке как объединение трёх племенных посёлков: славянского, мерянского  и чудского.

2

Новгород располагался на слиянии рек Волги и Оки

3

Основными занятиями новгородцев были земледелие и скотоводство

4

Новгородцы вели оживлённую торговлю с русскими землями, немецкими, датскими купцами, Византией, странами Востока.

5

В начале XII века в Новгороде сложилась республиканская форма правления

6

Верховной властью в Новгороде обладал князь

7

Вече решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, приглашало князя

8

Высшим должностным лицом был посадник

9

Посадник ведал землями, возглавлял суд, назначал и смещал должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, возглавлял войско

10

Тысяцкий осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом, возглавлял ополчение

11

Архиепископ хранил казну города, ведал государственными землями, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд

12

Новгородское вече приглашало князя с дружиной

13

Князь возглавлял городское управление

14

Стремясь не допустить усиления княжеской династии, новгородцы не задерживали подолгу своих князей

15

Новгородская земля, в отличие от других княжеств, избежала дробления

16

В Галицко-Волынском княжестве рано появилась боярская собственность на землю

17

Через Галич и Волынь проходили важнейшие торговые пути - к Каспийскому морю и в Византию

18

Галицко-Волынское боярство постоянно конфликтовало с князьями

19

В 1199 году были объединены ранее самостоятельные Галицкое и Волынское княжества

20

После гибели  одного из князей, Романа Мстиславича, власть в княжестве перехватили бояре

21

Князья опирались в борьбе с боярством на горожан и младшую дружину

22

В Галицко-Волынской земле княжеская власть была ограничена боярской знатью

23

Форма правления в Галицко-Волынском княжестве - ограниченная монархия

История России 6 класс

Главные политические центры Руси. Новгородская земля.

 Галицко-Волынское княжество.

Оцени высказывание. Исправь ошибки.

Ответы

1

Верно

2

Новгород стоял на реке Волхов

3

Основными занятиями новгородцев были ремесло и торговля

4

Верно

5

Верно

6

Нет. Верховной властью в Новгороде обладало вече

7

Верно

8

Верно

9

Верно

10

Верно

11

Верно

12

Верно

13

Нет. Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления

14

Верно

14

Верно

15

Верно

16

Верно

17

Через Галицко-Волынскую земли проходили торговые пути в центральную и южную  Европу и Византию

18

Верно

19

Верно

20

Верно

21

Верно

22

Верно

23

Верно

Пример 4

История России 6 класс

Проверочная работа

Крупнейшие политические центры Руси

Сравни:

Линии сравнения

Владимиро-

Суздальское

Княжество

Новгородская земля

Галицко-

Волынское княжество

Географическое положение

Природно-климатические условия

Основные городские центры

Занятия населения

Политические особенности

Предложи свои линии сравнения

и выполни задание

История России 6 класс

Проверочная работа

Крупнейшие политические центры Руси

Ответы

Линии сравнения

Владимиро-

Суздальское

Княжество

Новгородская земля

Галицко-

Волынское княжество

Географическое положение

Земли расположены на северо-восток от Приднепровья

Территории от Финского залива до Урала, от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги

Расположено у предгорий Карпат

Природно-климатические условия

Умеренный климат, много лесов, плодородные почвы

Холодный климат

Неплодородные земли

Плодородные почвы

Мягкий климат

Основные городские центры

Ростов

Суздаль

Ярославль

Владимир-на-Клязьме

Новгород

Псков

Ладога

Владимир Волынский

Галич

Занятия населения

Земледелие, скотоводство,

рыбная ловля, добыча соли, бортничество, бобровый промысел

Ремесло,

торговля

Пашенное земледелие,

лесные и рыболовецкие промыслы,

ремесло,

торговля

Политические особенности

Наследственная монархия

Республиканская форма правления

Княжеская власть ограничена боярской знатью

Предложи свои линии сравнения

и выполни задание

Пример 5

История России 6 класс

Новгородская земля

Вопросы для самых любознательных

1

Когда был основан город Новгород?

1

2

На каком озере стоял город?

1

3

Как назывался самый известный новгородский храм?

1

4

На торговой площади Новгорода продавали «рыбий зуб». Что это такое?

2

5

Каких людей в Новгороде называли «большие люди»?

2

6

Каких людей в Новгороде называли «чёрные люди»?

2

7

В Новгороде мастер построил себе избу  в два этажа. На втором этаже  в стене 3 окна. Два больших, украшены наличниками. Третье маленькое,  вез украшений, выше других. Для чего маленькое третье окно?

3

8

На каком материале писали древние новгородцы?

1

9

Что такое ушкуи?

Кто такие ушкуйники?

Как они связаны с вятской землёй?

6

10

Какие слова могли быть сказаны в Новгороде:

1. «Приди ко мне, брате, в Москов»

2. «Не гоже, княже, борам перечить!»

3. «Ведь вы, братья, вольны в князьях»

1

10 и более баллов - 5!

20

Ответы

Новгородская земля. Вопросы для самых любознательных

1

Когда был основан город Новгород?

В 859 году

1

2

На каком озере стоял город?

На озере Ильмень

1

3

Как назывался самый известный новгородский храм?

Храм Святой Софии

1

4

На торговой площади Новгорода продавали «рыбий зуб». Что это такое?

моржовые клыки

2

5

Каких людей в Новгороде называли «большие люди»?

бояр

2

6

Каких людей в Новгороде называли «чёрные люди»?

ремесленников

2

7

В Новгороде мастер построил себе избу  в два этажа. На втором этаже  в стене 3 окна. Два больших, украшены наличниками. Третье маленькое,  вез украшений, выше других. Для чего маленькое третье окно?

Это окно называлось волоковым. Через него выходил, «выволакивался» дым из избы.

3

8

На каком материале писали древние новгородцы?

На бересте

1

9

Что такое ушкуи? Новгородские ладьи

Кто такие ушкуйники? Новгородская молодёжь

Как они связаны с вятской землёй? В 1374 году новгородские ушкуйники впервые прибыли на Вятскую землю

6

10

Какие слова могли быть сказаны в Новгороде:

1. «Приди ко мне, брате, в Москов»

2. «Не гоже, княже, боярам перечить!»

3. «Ведь вы, братья, вольны в князьях»

Ответ:3

1

10 и более баллов - 5!

20

Пример 6

История России 6 класс

Великий Новгород.

Особенности развития в удельный период

Вопросы для самых умных, для подготовки к ГИА, олимпиадам

1

.Ведущие отрасли хозяйства:

1.

2.                                                   .

2

2

Назови причины слабого развития земледелия

1.

2.

2

3

Назови основные промыслы края

1.

2.

3.

4.

4

4

Управление Новгородской боярской республикой

.Вече выбирало:

1

2.

3.

4.

Приглашало

1.

5

5

Функции князя:

1.

2.

2

6

Что значит: «Указать путь князю»?

2

7

Чья  должность в Новгороде, в отличие от всех остальных, была пожизненной?

1

8

Какие категории населения Новгорода не имели права присутствовать на вече?

1

9

Единственное  архитектурное сооружение XI-XII вв.  сохранившееся  до наших дней в городе Новгороде.

1

15 и более баллов -« 5» Постарайся выучить 1, 2, 3, 4, 5 пункты. Пригодится!

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы и методы обучения как средство повышения эффективности урока физики»

Моя курсовая работа на курсах повышения калификации. Представлен теоретический материал по активным формам обучения и примеры уроков подкрепляющих теоретический метериал....

Использование презентаций в преподавании математики как средство повышения эффективности урока (Из опыта работы)

В работе описывается преимущества использования презентаций в преподавании математики. Использование мультимедийных презентаций в изучении математики способствует развитию активной деятельности учащих...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

Использование информационно – коммуникационных технологий как средства повышения эффективности логопедической работы в ДОУ

Одним из актуальных направлений информационно-коммуникативных технологий является внедрение в работу учителья-логопеда мультимедийных презентаций, интерактивных программ и сенсорных досок....

«Активные формы обучения как средство повышения эффективности урока физики»- обобщение педагогического опыта

Это материал предлагает активные формы обучения  используемые учителем ,для повышения эффективности обученияна уроках физики....