Открытого занятия "Оркестр русских народных инструментов. Введение в предмет"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ»
Преподаватели оркестра:
Дзапаров Хазбатр Дзахотович
Дзапарова Вера Васильевна
Цели:
- Заинтересовать детей игрой на народных инструментах и развить желание учиться игре на балалайке и домре.
Задачи:
- Обобщить и расширить знания детей в области национальной культуры и музыкального творчества
- Познакомить с русскими народными инструментами, приемами игры на них
- Способствовать формированию у обучающихся интереса и мотивации к дальнейшей деятельности
- Создать эмоционально-положительный настрой и умение работать в коллективе
Оборудование:
- Комплект музыкальных инструментов
- Баян
- Стулья
- Маленькие колокольчики
- Демонстрационный материал: таблицы, иллюстрации
План-конспект:
Этап занятия | Содержание |
| |
Приветствие воспитанников. Знакомство. Сообщение цели учебного занятия. | Здравствуйте, уважаемые ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы: Хазби Захарович и я, Вера Васильевна работаем в городе Домодедово в гимназии № 5 педагогами дополнительного образования. Мы - музыканты и хотим сегодня пригласить вас в чудесную страну музыки. Чтобы с вами поближе познакомиться, я хочу предложить вам игру «Вопрос-ответ»: я буду задавать вопрос, а вы будут отвечать «да» или «нет». Но секрет этой игры в том, что все вопросы музыкальные:
Хорошо! Сегодня на занятии мы с вами, ребята, создадим настоящий оркестр русских народных инструментов и каждый из вас будет играть на своём инструменте. |
| |
Введение в программу. Знакомство с исконно русскими народными инструментами и создателем Великорусского оркестра русских народных инструментов Василием Андреевым. | Но прежде я вам расскажу одну небольшую сказку. Жила красна девица на виду у честного народа. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. Радость от нее да потеха людям была. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская - гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара… ...Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру - умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу - треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит. -О какой девице в сказке рассказывалось? (О балалайке) |
Формирование у обучающихся интереса и мотивации к творческой деятельности Подготовка к практической работе – 10 мин.:
| Вот она балалайка, а вот сестрица ее - домра (головка, гриф, кузов). И балалайка, и домра входят в состав струнных щипковых инструментов. «Щипковыми» их прозвали, потому что звук извлекается щипками или так называемыми бряцаниями – ударом указательного пальца по всем струнам сразу. У балалайки и домры есть большая семья: балалайка прима, балалайка альт, балалайка секунда, балалайка бас, балалайка контрабас, домра малая, домра альт, домра бас. -Как вы думаете, зачем в оркестре столько инструментов? (чтобы было громко) - У каждого инструмента свой неповторимый тембр, это как краски в изобразительном искусстве. Чем больше красок, тем живописнее полотно. Чем больше инструментов, тем ярче выразительнее звучание оркестра. Каждый инструмент балалайка, домра и их разновидности имеют свой строй. Взгляните как много разных инструментов, интересно, как им удается играть так согласованно? -Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно) Правильно, самый главный музыкант в оркестре и называется особо – дирижер! Сегодня вы ребята под руководством дирижера сделаете первые шаги в освоении сложной музыкальной азбуки, познакомитесь с первыми приемам игры на балалайке и домре. Тем, кто решил развивать свой музыкальный талант, занимаясь игрой на русских народных инструментах, надо запомнить правила о том, как правильно сидеть, как правильно держать руки. Ведь от этого зависит техника игры. Упражнение. Правильная посадка и постановка рук Чтобы оркестр играл слаженно и согласовано необходимо научиться правильно считать (не ускоряя). Упражнение. Правильный счет |
Практическая часть - 25 мин.:
| Ну, а теперь создаем наш музыкальный оркестр. Каждому исполнителю нужно привыкнуть к своему инструменту, к его звучанию. И я предлагаю вам, взять инструменты и попробовать извлечь из них разные звуки. Практическое занятие (педагоги подходят к каждому и показывают приемы игры со счётом 1и,2и,3и,4и, обращают внимание на посадку и постановку рук). Вы научились извлекать звук, а сейчас мы будем разучивать русскую народную песню «Коробейники». Слова этой песни принадлежат русскому поэту Николаю Некрасову, а мелодия была написана на мотив венгерского танца чардаш. Практическое занятие (разучивание оркестровой партии) Музыканты, возьмите каждый свой инструмент, займите места в оркестре. Все внимание на меня! Звучит р. н. п. «Коробейники» |
| |
Рефлексия | Примерные вопросы:
Видите, какие вы, ребята, молодцы: сегодня вы впервые взяли в руки инструменты и уже выступили как настоящие артисты. Всему этому вы научились у нас, в оркестре. В нашем оркестре можно научиться не только играть на русских народных инструментах, но еще и петь! |
Заключительный этап:
| Нам было приятно с вами работать. Мы очень довольны совместным творчеством на занятии. В память о нашей замечательной встрече нам хотелось бы вам подарить звонкие бубенчики. И кому понравилось занятие, мы просим в них позвонить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-90177-1354732274.jpg)
ПРЕЗЕНТИЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА ФОЛЬКЛОРА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-90177-1354732274.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-508910-1414487641.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ударные инструменты"
Программа ознакомительного уровня для детей 1-2 кл....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-508910-1414487641.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты"
Программа лдя учащихся 2-4 кл....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-508910-1414487641.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ударные инструменты"
Программа для учащихся 5-9 кл....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/09/picture-1089337-1686287695.jpg)
Открытый урок музыки в 5 классе. По теме : "Русские народные инструменты".
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.Задачи:Образовательные: Освоение истоков создания русских народных инструментов. формирование представление о музыкальной культуре русского н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-154717-1357837507.jpg)
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...