Программа «Турист» Малозатратная форма организации отдыха детей во время осенних каникул (площадка кратковременного пребывания детей)
рабочая программа (5 класс) по теме
Данная программа разработана с целью организации отдыха детей во время каникул. Расчитана на школьников с 5 по 8 класс, с указанием необходимого снаряжения с сеткой мероприятий и приложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.doc | 22 КБ |
programma_lagerya.doc | 60.5 КБ |
prilozhenie.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации
Нефтеюганского района
НРМУ ДОД «Дом детского творчества»
Программа
«Турист»
Малозатратная форма организации отдыха детей
во время осенних каникул
(площадка кратковременного пребывания детей)
Авторы программы:
Вагина И.В. – педагог
дополнительного образования
Бабушкина Е. В. – зам. директора
по воспитательной работе НРМОУ
«Куть – Яхской СОШ № 2»
Руководитель программы:
Вагина И.В. – педагог
дополнительного образования
2008 г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Одной из главных проблем современной школы является здоровье детей.
Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен прерываться. Каникулы – прекрасное время для смены деятельности, для разрядки, для активного отдыха. А что может быть лучше, чем провести такой отдых в лесу у костра, глотнуть свежего воздуха, поесть печёной картошки и петь песни в кругу друзей под гитару.
Именно в процессе туристской деятельности происходит сближение и стирание граней в отношениях между детьми и взрослыми, формируются чувства товарищества и взаимопомощи. Дети приобретают новые знания и навыки существования в природе, бережного к ней отношения.
Возникла идея создания программы «Турист», реализация которой предполагается в каникулярное время. Данная программа способствует организации досуга детей и подростков, учит нормам и правилам безопасного поведения в природе, формирует личностные и коллективные нравственные нормы, предусматривает физическое развитие и оздоровление детей.
Цель программы: организовать активный отдых и оздоровление детей в каникулы с минимумом финансовых затрат.
Задачи программы:
- Формировать практические навыки и умения существования в природе.
- Содействовать развитию физических и волевых качеств личности, способности концентрировать свои силы в экстремальной ситуации.
- Прививать чувства товарищества и взаимопомощи.
- Способствовать укреплению здоровья учащихся.
- Формировать бережное отношение к природе.
Направление деятельности: туристско-спортивная.
Механизм реализации
Настоящая программа создана для работы с учащимися с 5-9 классов во время осенних каникул. Все дети делятся на 5 разновозрастных команд, каждая из которых придумывает название, девиз, песню, атрибутику. За каждой командой закреплен педагог, который координирует действия учащихся, следит за соблюдением техники безопасности.
Каждый день носит своё название, в соответствии с которым проводятся разнообразные мероприятия, направленные на обучение детей навыкам выживания в природе.
Ежедневно мероприятия начинаются с организационного сбора, на котором командиры команд рапортуют о готовности отряда, сообщается план на день, проводится инструктаж по технике безопасности. Затем команды расходятся по своим местам стоянок, обустроенных в первый день, разжигают костры, кипятят чай, под присмотром взрослых, после чего продолжается работа в соответствии с планом.
Заключительным этапом каждого дня является рефлексия, во время которой подводятся итоги дня, проходит награждение победителей, сообщается план работы на следующий день.
Ресурсное обеспечение программы: Поляна в лесу.
Материальные ресурсы:
- коврик подстилочный - 6 шт.
- котёл (2 л) - 5 шт.
- поварёшка - 5 шт.
- ножовка - 5 шт.
- топорики - 5 щт.
- аптечка - 1 шт.
- верёвка 10мм (40м) - 1 шт.
- верёвка 10мм (30м) - 1 шт.
- верёвка 10мм (20м) - 3 шт.
- концы 10мм по 4м - 5 шт.
- репшнур (куски по1м) - 5 шт.
- карабин - 10шт.
- компас - 5 шт.
- секундомер - 2 шт.
- перчатки рабочие -20пар
- кружка -20 шт.
- ложка -20 шт.
- нож перочинный -10 шт.
- блокнот -20 шт.
- карандаш -20 шт.
- чай, сахар.
Кадровое обеспечение:
Для достижения поставленных целей и обеспечения педагогического процесса к реализации программы привлекаются следующие кадры:
- 5 педагогов-воспитателей
- 1 инструктор по туризму
- 1 медработник
- 1 музыкальный работник
Планируемое количество учащихся: 20-25 человек (5-9 классы)
Сроки реализации программы: с 3.11.08 по 8.11.08 (с 11.00 до 14.00)
План реализации программы
№ п/п | Дата | Название мероприятия | Содержание |
1 | 3.11.08 | Робинзонада. Открытие площадки. Подготовка визиток команд. Оборудование стоянки. «Готовься стать Робинзоном» «Экологическая тропа» «Меткий стрелок» «На привале» Релаксация. | Знакомство с планом на день. Инструктаж по технике безопасности. Каждая команда придумывает себе название, девиз, песню. Постройка шалаша, оборудование места для костра, заготовка дров, изготовление лука, стрел, копья. Беседа о правильном выборе породы дерева для костра, о способах разжигания костров. Соревнование по знаниям о лесе. Соревнования по метанию копья и стрельбе из лука. Разучивание туристских песен. Подведение итогов дня, награждение победителей. |
2 | 5.11.08 | Спортивное ориентирование Организационный сбор. «Где он, этот север?» «Найди в лесу звёздочку» «А, что на карте?» «На привале» Релаксация. | Знакомство с планом на день. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с компасом, ориентирование по окружающим предметам и компасу. Практическая работа: хождение по азимуту. Соревнования по топографии. Разучивание туристских песен. Подведение итогов дня, награждение победителей. |
3 | 6.11.08 | Верёвочный курс. Организационный сбор. «Узелок на память» «Узелок завяжется, узелок развяжется» «Мы сильные и ловкие » «Верёвочный лабиринт» «На привале» Рефлексия. | Знакомство с планом на день. Инструктаж по технике безопасности. Практикум по вязанию различных видов узлов. Соревнования по завязыванию узлов. Тренировочное прохождение этапов туристского многоборья: «Паутина», «Бабочка». Игра-соревнование. Разучивание туристских песен. Подведение итогов дня, награждение победителей. |
4 | 7.11.08 | Мы сильные и ловкие. Организационный сбор. «Скорая помощь» «Мы сильные и ловкие» «На привале» Рефлексия. | Знакомство с планом на день. Инструктаж по технике безопасности. Практикум по оказанию первой доврачебной помощи. Тренировочное прохождение этапов туристского многоборья: «Навесная переправа», «Переправа по бревну», «Параллельные верёвки». Разучивание туристских песен. Подведение итогов дня. |
5 | 8.11.08 | Туристический слёт Организационный сбор. Конкурс визиток. Соревнования по туристско- му многоборью. «На привале» Рефлексия. | Знакомство с планом на день. Инструктаж по технике безопасности. Представление командами: названий, девизов, приветствий. Прохождение командами этапов туристского многоборья: «Бабочка», «Навесная переправа», «Переправа по бревну», «Параллельные верёвки», «Медицинская подготовка», «Ориентирование». Конкурс песен у костра. Чай. Подведение итогов дня. Награждение победителей. Закрытие площадки. |
Литература.
- Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания: Изд. 2-е, испр., доп. И перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2002. 496с., ил.
- Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: «Советская Кубань», 2001. – 384 с.
- Куликов М.В. Походная туристская игротека. Сборник №1. Центральное рекламно-информационное бюро «Турист». Москва – 1991.
- Поломис К. Дети на отдыхе / Пер. с чешского; ил. З. Махитки. – М.: Культура и традиции, 1995. – 384 с.
- Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей).
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Найди в лесу звёздочку.
Форма: соревнование.
Цель: закрепить навыки работы с компасом по определению азимута.
Оборудование: компас, бумага, карандаши.
Задание: пройти по трассе, при помощи компаса найти контрольные пункты (КП), зарисовать рисунок изображённый на бумаге.
Число КП: 7-12
Длина трассы: 800-1000м
Оценка: - время от старта до финиша.
- за каждый пропущенный КП штрафное время 15-20сек.
Для проведения соревнования выбирается участок леса ограниченный с разных сторон естественными препятствиями (река, дорога, просека, овраг и т.д.), чтобы избежать потери участников в лесу. Участникам соревнований объясняют, что данные естественные препятствия переходить нельзя.
На деревьях данного участка леса устанавливаются КП - листочки бумаги с условными рисунками (звёздочка, снежинка, солнышко и т.д.) и указанием градусной величины и примерного расстояния от одного пункта до другого.
Желательно первый КП установить на старте или в непосредственной близости от него, а последний КП, чтобы выводил команду к финишу или финишную прямую.
Экологическая тропа
Форма: соревнование.
Цель: закрепить знания по экологии, формировать навыки поведения в природе, развивать физическую активность и выносливость.
Задание: пройти по хорошо обозначенной трассе и в местах контрольных пунктов (КП) ответить на вопросы и выполнить задания.
Число КП: 20
Длина трассы: 1-1,5км
Стартовые интервалы между командами: 15-20мин
Оценка: - время от старта до финиша.
- за каждое не выполненное задание штрафное время-10сек.
Для проведения соревнований выбирается участок леса с множеством тропинок (просека, дорога). Маркировкой обозначается трасса, на ней располагают КП с заданиями. Если данный участок знаком участникам, то в качестве маркировки могут быть использованы КП, и задание усложнено тем, что их нужно найти: на деревьях, в кустарнике, в траве и т.д.
Примерные вопросы и задания к соревнованиям
- КАКИМ ДЕРЕВЬЯМ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ ЛИСТЬЯ?
- НАПИШИТЕ НАЗВАНИЯ ЯГОД РАСТУЩИХ В НАШЕМ ЛЕСУ.
- С КАКОГО ДЕРЕВА ЭТА ШИШКА?
- С КАКИМИ ДЕРЕВЬЯМИ ДРУЖИТ ЧЕРНИКА?
- НАПИШИТЕ НАЗВАНИЯ ЯДОВИТЫХ ГРИБОВ.
- НАПИШИТЕ НАЗВАНИЯ ЯДОВИТЫХ ЯГОД.
- В КАКИХ МЕСТАХ РАСТЁТ КЛЮКВА?
- НАПИШИТЕ НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЯ.
- КАКИЕ ПТИЦЫ ОСТАЮТСЯ У НАС ЗИМОВАТЬ?
- КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ ПИТАЮТСЯ КЕДРОВЫМИ ОРЕХАМИ?
- КАКИЕ КУСТАРНИКИ РАСТУТ В НАШЕМ ЛЕСУ?
- НАПИШИТЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ НАШЕГО ЛЕСА.
- НАПИШИТЕ 10 НАЗВАНИЙ СЪЕДОБНЫХ ГРИБОВ.
- КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТО ДЕРЕВО?
- ЧЬИ ЭТО СЛЕДЫ?
Узелок завяжется, узелок развяжется.
Форма: соревнование
Цель: закрепить навыки и умения по вязанию узлов, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: 5 (по количеству участников) кусков репшнура по 1м.
Задание: определить вид узлов завязанных на верёвке. Развязать их, затем завязать.
Оценка: - время, затраченное на выполнение задания.
- штрафное время: 30сек за неправильно завязанный узел,
10сек-перекрут на узле, 10сек-за отсутствие контрольного узла.
Условие: участникам команды запрещается меняться местами при завязывании узлов, а так же завязывать узел за другого участника.
Можно оказывать помощь друг другу только в устной форме.
Отсечка времени производится по последнему участнику.
Где он, этот север?
Форма: практикум с элементами беседы.
Цель: дать понятие как можно ориентироваться в лесу по окружающим предметам, научить определять стороны света по компасу и без него, находить азимут.
Оборудование: 10 компасов (по 2 компаса на группу).
Ход беседы.
Ребята, когда вы с родителями или одни идёте в лес, как вы запоминаете дорогу?
- Ходим по тропинкам.
- Ориентируемся по солнцу. Если солнце с правой стороны, когда мы идём в лес, то когда мы возвращаемся обратно солнце должно быть с левой стороны.
Как ещё можно ориентироваться в лесу? Какие предметы нам помогут найти дорогу домой или выбрать правильное направление?
- По муравейнику. Муравейники всегда расположены с южной стороны деревьев и их южная сторона более пологая, чем северная.
- По расположению мха на деревьях. Если внимательно рассмотреть кору деревьев, то на северной стороне кора более тёмная и с трещинами, а ещё с северной стороны любит расти мох, иногда он даже забирается на стволы деревьев.
Кто из вас знает, как определить стороны света по срезам на пенниках?
- На срезах пеньков видны годичные кольца. На южной стороне расстояние между кольцами обычно шире, а на северной уже.
Как ветки на деревьях могут нам показать, где север, а где юг?
- На отдельно стоящих деревьях крона или ветки с южной стороны более густые и насыщены листвой, чем с северной.
- Кроме того, если вы идёте в лес и хотите облегчить себе возвращение, можно делать засечки, заломы (сламывать мелкие веточки деревьев). Лучше это делать на одинаковой высоте и только с одной стороны, например с правой, когда будете возвращаться домой, заломы будут с левой.
Как ещё можно определить стороны света?
- Можно взять с собой компас.
Кто умеет пользоваться компасом?
Дети показывают, как нужно пользоваться компасом, все стараются определить стороны света.
Кто-нибудь из вас знает, что такое азимут?
- Азимут-это угол между объектом (предметом) и направлением севера.
Практическая работа.
Дети учатся работать с компасом, определять азимут.
Готовься стать Робинзоном.
Форма: беседа.
Цель: научить правильно, заготавливать дрова для костра, разводить костёр, познакомить с различными типами костров.
Оборудование: иллюстрации с различными типами костров.
Ход беседы.
Как вы думаете, ребята с чего надо начинать, прежде чем развести костёр?
- Сначала нужно выбрать место для костра.
Что необходимо учитывать при выборе такого места?
-Место для костра должно быть ровное, открытое, удалённое от кустарников и высокой травы.
Как готовится место для костра?
- Место для костра готовится на расстоянии 3-5м от прикорневой системы деревьев, его необходимо очистить от хвои, шишек, мха, сухой травы, зимой от снега. Кострище необходимо окопать или обложить камнями, сырыми чурками.
Почему необходимо зимой стряхивать снег с деревьев стоящих в близи костра?
-Потому что снег может упасть с веток и затушить костёр.
Что можно использовать в качестве растопки для костра?
-Бересту, хворост (тонкие сухие сучки хвойных деревьев), солому, камыши, сухую траву, пух с головок рогоза.
- Можно использовать лучинки или стружку нарезанные ножом.
Какие породы деревьев подойдут на дрова для костра?
- Для костра лучше выбрать хвойные породы деревьев (ель, сосна, пихта, кедр). Главное - они должны быть сухие.
Как определить какое перед вами дерево хвойное или лиственное?
- Определить породу дерева можно по листьям, коре, по подтёкам смолы на стволе, по расположению веток (у лиственных деревьев ветки тянутся к верху и больше ветвятся).
Как отличить сухое дерево от живого?
- У сухого дерева нет ни листвы, ни хвои. Сухие ветки хорошо ломаются, издавая громкий треск.
В зависимости от укладки дров, существует несколько типов костров. Какие знаете вы?
- «Пирамидный», «Конус», «Шалаш», «Пионерский» - даёт много света и тепла, съедает практически все виды дров.
- «Кладка», «Колодец», «Решётка» - даёт много света и тепла, хорош для варки, сушки, обогрева в больших количествах.
- «Звёздный», «Звезда» - малый расход дров, мало света и тепла.
- «Американский», «Камин» - малый расход дров, долго горит.
- «Полинезийский» - малый расход дров, хорош для быстрого приготовления пищи.
Практическая работа по заготовке дров и разжигания костра.
Правила техники безопасности во время проведения
площадки «Турист».
- Площадка начинает работу с 11.00, на место сбора приходить во время, без опозданий.
- Надевать удобную одежду и обувь, соответствующую сезону и погоде.
- Соблюдать дисциплину, выполнять все требования руководителей (воспитателей, учителей).
- Не покидать место проведения площадки самовольно, не предупредив руководителя.
- Во избежание различных заболеваний не есть снег, не пить холодные напитки и сырую воду.
- При заготовке дров (хвороста, сушняка) на руки надевать рабочие варежки, перчатки.
- Складирование дров производить строго в отведённом месте.
- При работе у костра соблюдать правила безопасного поведения (не толкаться, не бегать).
- Все инструменты (ножовки, топоры) хранить в строго отведённом месте, не оставлять где попало.
- Инструменты передавать друг другу только ручками вперёд (не кидать).
- Не втыкать топоры, ножи в стволы рядом стоящих деревьев.
- При рубке дров не придерживать полено рукой или ногой.
- Не лазать по деревьям, не кидать друг в друга шишками.
- Своевременно информировать руководителя (воспитателя, учителя) о плохом самочувствии или травме.
- Бережно относится к природе, к личному и групповому снаряжению.
- Перед уходом домой привести в порядок место стоянки (убрать и сжечь мусор), затушить костёр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА организации отдыха детей во время осенних каникул в осеннем школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием "Оранжевая осень".
Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол...
ПРОГРАММА летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам»
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напря...
ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...
Рецензия на Программу летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков«Путешествия по оленьим тропам» МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»
Реце́нзия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оц...
ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»
Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь ...
Правила безопасного поведения детей во время осенних каникул
Правила безопасного поведения детей во время осенних каникул. Памятка для детей. 1. В общественных местах быть вежливыми и внимательными к детям и взрослым, соблюдать нормы морали иэтики. 2. ыть внима...
Психолого-педагогическая программа "Вместе с мамой" для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года 6 месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации"
Представлена программа для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации...