Программа «Турист» Малозатратная форма организации отдыха детей во время осенних каникул (площадка кратковременного пребывания детей)
рабочая программа (5 класс) по теме

Вагина Ирина Витальевна

Данная программа разработана с целью организации отдыха детей во время каникул. Расчитана на школьников с 5 по 8 класс, с указанием необходимого снаряжения с сеткой мероприятий и приложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc22 КБ
Microsoft Office document icon programma_lagerya.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации

Нефтеюганского района

НРМУ ДОД «Дом детского творчества»

Программа

«Турист»

Малозатратная форма организации отдыха детей

во время осенних каникул

(площадка кратковременного пребывания детей)

                                           

                                              Авторы программы:

                                                       Вагина И.В. – педагог

                                                       дополнительного образования

                                                       Бабушкина Е. В. – зам. директора

                                                       по воспитательной работе НРМОУ

                                                       «Куть – Яхской СОШ № 2»

                                                       Руководитель программы:

                                                       Вагина И.В. – педагог

                                                       дополнительного образования

2008 г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

Одной из главных проблем современной школы является здоровье детей.

Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен прерываться. Каникулы – прекрасное время для смены деятельности, для разрядки, для активного отдыха. А что может быть лучше, чем провести такой отдых в лесу у костра, глотнуть свежего воздуха, поесть печёной картошки и петь песни в кругу друзей под гитару.

Именно в процессе туристской деятельности происходит сближение и стирание граней в отношениях между детьми и взрослыми, формируются чувства товарищества и взаимопомощи. Дети приобретают новые знания и навыки существования в природе, бережного к ней отношения.

Возникла идея создания программы «Турист», реализация которой предполагается в каникулярное время. Данная программа способствует организации досуга детей и подростков, учит нормам и правилам безопасного поведения в природе, формирует личностные и коллективные нравственные нормы, предусматривает физическое развитие и оздоровление детей.

Цель программы: организовать активный отдых и оздоровление детей в каникулы с минимумом финансовых затрат.

Задачи программы:

  • Формировать практические навыки и умения существования в природе.
  • Содействовать развитию физических и волевых качеств личности, способности концентрировать свои силы в экстремальной ситуации.
  • Прививать чувства товарищества и взаимопомощи.
  • Способствовать укреплению здоровья учащихся.
  • Формировать бережное отношение к природе.

Направление деятельности: туристско-спортивная.

Механизм реализации

Настоящая программа создана для работы с учащимися с 5-9 классов во время осенних каникул. Все дети делятся на 5 разновозрастных команд, каждая из которых придумывает название, девиз, песню, атрибутику. За каждой командой закреплен педагог, который координирует действия учащихся, следит за соблюдением техники безопасности.

Каждый день носит своё название, в соответствии с которым проводятся разнообразные мероприятия, направленные на обучение детей навыкам выживания в природе.

Ежедневно мероприятия начинаются с организационного сбора, на котором командиры команд рапортуют о готовности отряда, сообщается план на день, проводится инструктаж по технике безопасности. Затем команды расходятся по своим местам стоянок, обустроенных в первый день, разжигают костры, кипятят чай, под присмотром взрослых, после чего продолжается работа в соответствии с планом.

Заключительным этапом каждого дня является рефлексия, во время которой подводятся итоги дня, проходит награждение победителей, сообщается план работы на следующий день.

Ресурсное обеспечение программы: Поляна в лесу.

Материальные ресурсы:

  • коврик подстилочный - 6 шт.
  • котёл (2 л)                     - 5 шт.
  • поварёшка                     - 5 шт.
  • ножовка                         - 5 шт.
  • топорики                        - 5 щт.
  • аптечка                           - 1 шт.
  • верёвка   10мм (40м)     - 1 шт.
  • верёвка   10мм (30м)     - 1 шт.
  • верёвка   10мм (20м)     - 3 шт.
  • концы     10мм по 4м     - 5 шт.
  • репшнур (куски по1м)  - 5 шт.
  • карабин                          - 10шт.
  • компас                             - 5 шт.
  • секундомер                     - 2 шт.
  • перчатки рабочие           -20пар
  • кружка                             -20 шт.
  • ложка                               -20 шт.
  • нож перочинный            -10 шт.
  • блокнот                           -20 шт.
  • карандаш                         -20 шт.
  • чай, сахар.

Кадровое обеспечение:

Для достижения поставленных целей и обеспечения педагогического процесса к реализации программы привлекаются следующие кадры:

  • 5 педагогов-воспитателей
  • 1 инструктор по туризму
  • 1 медработник
  • 1 музыкальный работник

Планируемое количество учащихся: 20-25 человек (5-9 классы)

Сроки реализации программы: с 3.11.08 по 8.11.08 (с 11.00 до 14.00)


План  реализации  программы

        


п/п

  Дата  

Название

мероприятия

Содержание

1

3.11.08

Робинзонада.

Открытие площадки.


Подготовка визиток команд.

Оборудование стоянки.


«Готовься стать Робинзоном»


«Экологическая тропа»

«Меткий стрелок»

«На привале»

Релаксация.


Знакомство с планом на день. Инструктаж по технике безопасности.

Каждая команда придумывает себе название, девиз, песню.

Постройка шалаша, оборудование места для костра, заготовка дров, изготовление лука, стрел, копья.

Беседа о правильном выборе породы дерева для костра, о способах разжигания костров.

Соревнование по знаниям о лесе.

Соревнования по метанию копья и стрельбе из лука.

Разучивание туристских песен.

Подведение итогов дня, награждение победителей.

2

5.11.08

Спортивное ориентирование

Организационный сбор.


«Где он, этот север?»


«Найди в лесу звёздочку»

«А, что на карте?»

«На привале»

Релаксация.



Знакомство с планом на день. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с компасом, ориентирование по окружающим предметам и компасу.

Практическая работа: хождение по азимуту.

Соревнования по топографии.

Разучивание туристских песен.

Подведение итогов дня, награждение победителей.

3

6.11.08

Верёвочный курс.

Организационный сбор.


«Узелок на память»

«Узелок завяжется, узелок развяжется»

«Мы сильные и ловкие »


«Верёвочный лабиринт»

«На привале»

Рефлексия.


Знакомство с планом на день. Инструктаж по технике безопасности.

Практикум по вязанию различных видов узлов.

Соревнования по завязыванию узлов.


Тренировочное прохождение этапов туристского многоборья: «Паутина», «Бабочка».

Игра-соревнование.

Разучивание туристских песен.

Подведение итогов дня, награждение победителей.

4

7.11.08

Мы сильные и ловкие.

Организационный сбор.


«Скорая помощь»

«Мы сильные и ловкие»



«На привале»

Рефлексия.


Знакомство с планом на день. Инструктаж по технике безопасности.

Практикум по оказанию первой доврачебной помощи.

Тренировочное прохождение этапов туристского многоборья: «Навесная переправа», «Переправа по бревну», «Параллельные верёвки».

Разучивание туристских песен.

Подведение итогов дня.

5

8.11.08

Туристический слёт

Организационный сбор.


Конкурс визиток.

Соревнования по туристско-

му многоборью.



«На привале»

Рефлексия.


Знакомство с планом на день. Инструктаж по технике безопасности.

Представление командами: названий, девизов, приветствий.

Прохождение командами этапов туристского многоборья: «Бабочка», «Навесная переправа», «Переправа по бревну», «Параллельные верёвки», «Медицинская подготовка», «Ориентирование».

Конкурс песен у костра. Чай.

Подведение итогов дня. Награждение победителей.

Закрытие площадки.



Литература.

  1. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания: Изд. 2-е, испр., доп. И перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2002. 496с., ил.

  1. Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: «Советская Кубань», 2001. – 384 с.

  1. Куликов М.В. Походная туристская игротека. Сборник №1. Центральное рекламно-информационное бюро «Турист». Москва – 1991.

  1. Поломис К. Дети на отдыхе / Пер. с чешского; ил. З. Махитки. – М.: Культура и традиции, 1995. – 384 с.

  1. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей).



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Найди в лесу звёздочку.

Форма: соревнование.

Цель: закрепить навыки работы с компасом по определению азимута.

Оборудование: компас, бумага, карандаши.

Задание: пройти по трассе, при помощи компаса найти контрольные пункты (КП), зарисовать рисунок изображённый на бумаге.

Число КП: 7-12

Длина трассы: 800-1000м

Оценка: - время от старта до финиша.

                - за каждый пропущенный КП штрафное время 15-20сек.

Для проведения соревнования выбирается участок леса ограниченный с разных сторон естественными препятствиями (река, дорога, просека, овраг и т.д.), чтобы избежать потери участников в лесу. Участникам соревнований объясняют, что данные естественные препятствия переходить нельзя.

На деревьях данного участка леса устанавливаются КП - листочки бумаги с условными рисунками (звёздочка, снежинка, солнышко и т.д.) и указанием градусной величины и примерного расстояния от одного пункта до другого.

Желательно первый КП установить на старте или в непосредственной близости от него, а последний КП, чтобы выводил  команду к финишу или финишную прямую.

Экологическая тропа

Форма: соревнование.

Цель: закрепить знания по экологии, формировать навыки поведения                        в природе, развивать физическую активность и выносливость.

Задание: пройти по хорошо обозначенной трассе и в местах контрольных пунктов (КП) ответить на вопросы и выполнить задания.

Число КП: 20

Длина трассы: 1-1,5км

Стартовые интервалы между командами: 15-20мин

Оценка: - время от старта до финиша.

                - за каждое не выполненное задание штрафное время-10сек.

Для проведения соревнований выбирается участок леса с множеством тропинок (просека, дорога). Маркировкой обозначается трасса, на ней располагают КП с заданиями. Если данный участок знаком участникам, то в качестве маркировки могут быть использованы КП, и задание усложнено тем, что их нужно найти: на деревьях, в кустарнике, в траве и т.д.

Примерные вопросы и задания к соревнованиям

  1. КАКИМ   ДЕРЕВЬЯМ  ПРИНАДЛЕЖАТ  ЭТИ  ЛИСТЬЯ?
  2. НАПИШИТЕ  НАЗВАНИЯ  ЯГОД  РАСТУЩИХ В НАШЕМ   ЛЕСУ.
  3. С   КАКОГО  ДЕРЕВА  ЭТА  ШИШКА?
  4. С  КАКИМИ  ДЕРЕВЬЯМИ  ДРУЖИТ  ЧЕРНИКА?
  5. НАПИШИТЕ  НАЗВАНИЯ  ЯДОВИТЫХ ГРИБОВ.
  6. НАПИШИТЕ  НАЗВАНИЯ  ЯДОВИТЫХ  ЯГОД.
  7. В  КАКИХ  МЕСТАХ  РАСТЁТ   КЛЮКВА?
  8. НАПИШИТЕ  НАЗВАНИЕ  РАСТЕНИЯ.  
  9. КАКИЕ   ПТИЦЫ  ОСТАЮТСЯ  У   НАС ЗИМОВАТЬ?
  10. КАКИЕ  ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ  ПИТАЮТСЯ КЕДРОВЫМИ  ОРЕХАМИ?
  11. КАКИЕ  КУСТАРНИКИ  РАСТУТ  В НАШЕМ  ЛЕСУ?
  12.  НАПИШИТЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ  РАСТЕНИЯ  НАШЕГО ЛЕСА.
  13. НАПИШИТЕ  10  НАЗВАНИЙ  СЪЕДОБНЫХ  ГРИБОВ.
  14. КАК  НАЗЫВАЕТСЯ  ЭТО  ДЕРЕВО?
  15. ЧЬИ  ЭТО  СЛЕДЫ?

Узелок завяжется, узелок развяжется.

Форма: соревнование

Цель: закрепить навыки и умения по вязанию узлов, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: 5 (по количеству участников) кусков репшнура по 1м.

Задание: определить вид узлов завязанных на верёвке. Развязать их, затем завязать.

Оценка: - время, затраченное на выполнение задания.

                - штрафное время: 30сек за неправильно завязанный узел,

10сек-перекрут на узле, 10сек-за отсутствие контрольного узла.

Условие: участникам команды запрещается меняться местами при завязывании узлов, а так же завязывать узел за другого участника.

Можно оказывать помощь друг другу только в устной форме.

Отсечка времени производится по последнему участнику.

                 

Где он, этот север?

Форма: практикум с элементами беседы.

Цель: дать понятие как можно ориентироваться в лесу по окружающим предметам, научить определять стороны света по компасу и без него, находить азимут.

Оборудование: 10 компасов (по 2 компаса на группу).

Ход беседы.

Ребята, когда вы с родителями или одни идёте в лес, как вы запоминаете дорогу?

- Ходим по тропинкам.

- Ориентируемся по солнцу. Если солнце с правой стороны, когда мы идём в лес, то когда мы возвращаемся обратно солнце должно быть с левой стороны.

Как ещё можно ориентироваться в лесу? Какие предметы нам помогут найти дорогу домой или выбрать правильное направление?

- По муравейнику. Муравейники всегда расположены с южной стороны деревьев и их южная сторона более пологая, чем северная.

- По расположению мха на деревьях. Если внимательно рассмотреть кору деревьев, то на северной стороне кора более тёмная и с трещинами, а ещё с северной стороны любит расти мох, иногда он даже забирается на стволы деревьев.

Кто из вас знает, как определить стороны света по срезам на пенниках?

- На срезах пеньков видны годичные кольца. На южной стороне расстояние между кольцами обычно шире, а на северной уже.

Как ветки на деревьях могут нам показать, где север, а где юг?

 - На отдельно стоящих деревьях крона или ветки с южной стороны более густые и насыщены листвой, чем с северной.

- Кроме того, если вы идёте в лес и хотите облегчить себе возвращение, можно делать засечки, заломы (сламывать мелкие веточки деревьев). Лучше это делать на одинаковой высоте и только с одной стороны, например с правой, когда будете возвращаться домой, заломы будут с левой.

Как ещё можно определить стороны света?

- Можно взять с собой компас.

Кто умеет пользоваться компасом?

Дети показывают, как нужно пользоваться компасом, все стараются определить стороны света.

Кто-нибудь из вас знает, что такое азимут?

- Азимут-это угол между объектом (предметом) и направлением севера.

Практическая работа.

Дети учатся работать с компасом, определять азимут.

Готовься стать Робинзоном.

Форма: беседа.

Цель: научить правильно, заготавливать дрова для костра, разводить костёр, познакомить с различными типами костров.

Оборудование: иллюстрации с различными типами костров.

Ход беседы.

Как вы думаете, ребята с чего надо начинать, прежде чем развести костёр?

- Сначала нужно выбрать место для костра.

Что необходимо учитывать при выборе такого места?

-Место для костра должно быть ровное, открытое, удалённое от кустарников и высокой травы.

Как готовится место для костра?

- Место для костра готовится на расстоянии 3-5м от прикорневой системы деревьев, его необходимо очистить от хвои, шишек, мха, сухой травы, зимой от снега. Кострище необходимо окопать или обложить камнями, сырыми чурками.

Почему необходимо зимой стряхивать снег с деревьев стоящих в близи костра?

-Потому что снег может упасть с веток и затушить костёр.

Что можно использовать в качестве растопки для костра?

-Бересту, хворост (тонкие сухие сучки хвойных деревьев), солому, камыши, сухую траву, пух с головок рогоза.

- Можно использовать лучинки или стружку нарезанные ножом.

Какие породы деревьев подойдут на дрова для костра?

- Для костра лучше выбрать хвойные породы деревьев (ель, сосна, пихта, кедр). Главное - они должны быть сухие.

Как определить какое перед вами дерево хвойное или лиственное?

- Определить породу дерева можно по листьям, коре, по подтёкам смолы на стволе, по расположению веток (у лиственных деревьев ветки тянутся к верху и больше ветвятся).

Как отличить сухое дерево от живого?

- У сухого дерева нет ни листвы, ни хвои. Сухие ветки хорошо ломаются, издавая громкий треск.

В зависимости от укладки дров, существует несколько типов костров. Какие знаете вы?

- «Пирамидный», «Конус», «Шалаш», «Пионерский» - даёт много света и тепла, съедает практически все виды дров.

- «Кладка», «Колодец», «Решётка» - даёт много света и тепла, хорош для варки, сушки, обогрева в больших количествах.

- «Звёздный», «Звезда» - малый расход дров, мало света и тепла.

- «Американский», «Камин» - малый расход дров, долго горит.

- «Полинезийский» - малый расход дров, хорош для быстрого приготовления пищи.

Практическая работа по заготовке дров и разжигания костра. 

Правила техники безопасности во время проведения

площадки «Турист».

  • Площадка начинает работу с 11.00, на место сбора приходить во время, без опозданий.
  • Надевать удобную одежду и обувь, соответствующую сезону и погоде.
  • Соблюдать дисциплину, выполнять все требования руководителей (воспитателей, учителей).
  • Не покидать место проведения площадки самовольно, не предупредив руководителя.
  • Во избежание различных заболеваний не есть снег, не пить холодные напитки и сырую воду.
  • При заготовке дров (хвороста, сушняка) на руки надевать рабочие варежки, перчатки.
  • Складирование дров производить строго в отведённом месте.
  • При работе у костра соблюдать правила безопасного поведения (не толкаться, не бегать).
  • Все инструменты (ножовки, топоры) хранить в строго отведённом месте, не оставлять где попало.
  • Инструменты передавать друг другу только ручками вперёд (не кидать).
  • Не втыкать топоры, ножи в стволы рядом стоящих деревьев.
  • При рубке дров не придерживать полено рукой или ногой.
  • Не лазать по деревьям, не кидать друг в друга шишками.
  • Своевременно информировать руководителя (воспитателя, учителя) о плохом самочувствии или травме.
  • Бережно относится к природе, к личному и групповому снаряжению.
  • Перед уходом домой привести в порядок место стоянки (убрать и сжечь мусор), затушить костёр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА организации отдыха детей во время осенних каникул в осеннем школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием "Оранжевая осень".

Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол...

ПРОГРАММА летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам»

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напря...

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...

Рецензия на Программу летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков«Путешествия по оленьим тропам» МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»

      Реце́нзия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оц...

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»

Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь ...

Правила безопасного поведения детей во время осенних каникул

Правила безопасного поведения детей во время осенних каникул. Памятка для детей. 1. В общественных местах быть вежливыми и внимательными к детям и взрослым, соблюдать нормы морали иэтики. 2. ыть внима...

Психолого-педагогическая программа "Вместе с мамой" для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года 6 месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации"

Представлена программа для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года  месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации...