Программа по народно-сценическому танцу
рабочая программа на тему
Данная учебная программа представляет информацию о дисциплине "Народно-сценический танец" и создана для хореографических отделений детских школ искусств. Программа определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебная программа по народно-сценическому танцу. | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета………………………………………..………3
2. Срок реализации учебного предмета.……………….……………..………….……3
3. Объем учебного времени……………..………………………………………….......3
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий…………………………………3
5. Цели и задачи учебного предмета…………………………………………………..4
II. Содержание учебного предмета.
Первый год обучения (4 класс)……………………………….………….…………….4
Второй год обучения (5 класс)..………………………………………………………..6
Третий год обучения (6 класс)………..………………………………………………..8
Четвёртый год обучения (7 класс)…………………………………………...………..10
Пятый год обучения (8 класс)…………………………………………………………11
III. Требования к уровню подготовки обучающихся……………............................................11
IV. Формы и методы контроля, система оценок……………………………...………………12
V. Методическое обеспечение учебного процесса………………………….………….……12
VI. Рекомендуемая литература………………………………………………………..……..…15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по «Народно-сценическому танцу» посвящена одной из главных изучаемых дисциплин в системе хореографического образования. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы для понимания самобытности культуры народа.
«Народно-сценический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин и базируется на освоении программ по предметам «Ритмика» и «Танец» для начальных классов, где введено изучение первоначальных элементов народного танца.
Учебная программа, представляющая информацию о дисциплине «Народно-сценический танец», является одним из источников оценки качества преподавательской деятельности специалиста-хореографа в области дополнительного образования. Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства. Он богат и разнообразен. Данная учебная программа – это нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, основывающейся на типовой программе по предмету «Народно-сценический танец». Рабочая учебная программа очень важна, так как этот предмет необходимо изучать всем учащимся хореографического отделения, он является одним из основополагающих предметов. Программа по «Народно-сценическому танцу» - это «визитная карточка» предмета и своеобразный путеводитель для преподавателя в таком обилии материала.
Данная программа знакомит учащихся с характером, стилем и манерой танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы русского, украинского, молдавского и др. танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов из двух-трёх пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.
Срок реализации образовательной программы «Народно-сценический танец» - пять лет. Преподавание предмета начинается в четвертом классе и продолжается до выпуска в восьмом классе. Возраст обучающихся при начале обучения в четвертом классе 9-12 лет.
Учебный план по народно-сценическому танцу предусматривает 330 часов на весь период обучения, по 66 часов за учебный год при нагрузке два часа в неделю.
Обучение предусматривает групповую и мелкогрупповую формы аудиторных занятий.
Учебная рабочая программа по «Народно-сценическому танцу» обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Это объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах детского школьного контингента. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:
- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу;
- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;
- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;
- приобщить к культурным ценностям хореографического наследия;
- выявить одаренных детей в области хореографического искусства с целью их подготовки
к поступлению в образовательные учреждения, реализующ0ие основные
профессиональные образовательные программы в области искусств.
Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
Цели и задачи
Цель - это планирование, организация и управление учебным процессом по определённой учебной дисциплине.
Задачи - это конкретное определение содержания, объёма, порядка изучения предмета с учётом особенностей учебного процесса. Основная задача – это обучение, развитие, воспитание. Отсюда следует, что программа имеет ЦЕЛЬ:
- музыкально-хореографическое воспитание детей, выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка через танец к сценической концертной деятельности, как к виду творческой деятельности;
- формирование целостного представления об окружающем мире и высоких нравственных идеалах.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- приобретение музыкально-ритмических навыков;
- формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом;
- приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля;
2.РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие эстетического и художественного вкуса у детей;
- развитие образного мышления;
- развитие таких данных, как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;
- развитие техники исполнительского мастерства;
- развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса,
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание культуры поведения и чувства прекрасного;
- воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу;
- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности, аккуратности - то есть общечеловеческих качеств;
- повышение занятости детей в свободное время, адаптация их в обществе, создание комфортной атмосферы доброжелательности сотворчества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(4 класс)
Первоначальное знакомство с особенностями народно-сценического танца. Простейшие тренировочные движения у станка и на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации.
Упражнения у станка
1. Demi plie, grand plie на I, II и III позициях (плавное и отрывистое)
2. Battement tendu с подъёмом пятки опорной ноги, то же с demi plie и двойным
даром опорной ноги:
а) с переходом работающей ноги с носка на каблук; то же с plie в III позицию
в момент выноса работающей ноги на каблук;
б) с выносом на каблук.
3. Подготовительное упражнение к flic-flac, то же на croisee и с ударом в пол.
4. Battement tendu jete c акцентом «от себя», то же с demi plie и с подъёмом
опорной ноги.
5. Упражнения на выстукивание, например:
а) чередование ударов всей стопы с полупальцами;
б) то же с двумя ударами полупальцами. М. р. 2/4, 3/4;
в) то же с шагом;
г) с переносом работающей ноги выворотно и невыворотно.
6. Подготовка к верёвочке, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.
7. Упражнение для бедра, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.
8. Pas tortillе ординарное, с ударом стопы.
9. Характерный rond de jambe.
10. Rond de pied.
11. Подготовка к «штопору» и «штопор».
12. Подготовка к «голубцу» (удар одной стопы о другую):
а) ординарный удар одной ногой;
б) двойной удар одной ногой;
в) ординарный удар двумя ногами;
г) двойной удар двумя ногами.
13. Grand battement developpe плавное отрывистое.
14. Grand battement developpe с одним ударом пятки.
15. Grand battement jete на целой стопе, на plie и с подъёмом на полупальцы
опорной ноги.
16. Releve на полупальцы в выворотных и невыворотных позициях, на двух и
одной ноге.
17. Перегибы корпуса.
18. Различные port de bras в определённом характере.
19. «Голубец» - ординарный в прыжке.
20. Подготовительные движения к полуприсядкам и присядкам:
а) выталкивание ног на каблуки (в стороны и вперёд), на полуприседании и
полном приседании;
б) прыжок с выносом ноги в сторону на каблук на полуприседании и на
полном приседании;
в) подскоки на полном приседании.
21. Полуприсядки:
а) с выбрасыванием ноги в сторону на каблук и на воздух;
б) с выбрасыванием ноги вперед на каблук.
Упражнения на середине зала
1. Упражнения для пластичности корпуса (port de bras, перегибы корпуса,
наклоны и повороты). Упражнения исполняются в определённом стиле и
характере..
2. Упражнения для головы, рук, корпуса в манере народных и сценических
танцев.
Элементы русского танца
1. Простой ход на 1/4 такта.
2. Народный шаркающицй ход.
3. Переменный шаг на всей стопе.
4. Боковой ход (припадание).
5. Повороты на месте.
6. Сценическая форма pas de basque.
7. Дробный ход (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой).
8. «Притоп».
9. Комбинации из простейших дробных движений.
10. Боковое движение с отскоком и выносом ноги на каблук.
11. Навыки танца с платочком.
Элементы белорусского танца
Основные элементы танца «Лявониха»:
1. Основной ход.
2. Боковой скользящий шаг.
3. Повороты с отбросом ноги.
4. Подбивка.
5. Движения в паре.
Элементы украинского танца
1. Ход «бигунец».
2. «Голубец».
3. «Упадание».
4. «Угинание».
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(5 класс)
Дальнейшее усовершенствование техники танца. Знакомство с особенностями стиля и характера русских, украинских, татарских, польских, итальянских танцев. Несложные танцевальные комбинации и этюды на пройденном материале.
Упражнения у станка
К пройденным ранее упражнениям добавляются:
1. Grand, demi plie выворотное и невыворотное (в I, II. III и IV позициях).
2. Battement tendu с поворотом бедра.
3. Flic-flac (упражнение свободной стопой).
4. Pas tortilla ординарное с поворотом стопы, то же с подъёмом на полупальцы.
5. Упражнение на выстукивание.
6. Характерный rond de jambe с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом
по воздуху.
7. Rond de pied с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом во воздуху.
8. Подготовка к «качалке» и «качалка».
9. Подготовка к «верёвочке».
10. «Верёвочка».
11. Упражнение для бедра на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.
12. Опускание на подъём.
13. Battement fondu на целой стопе и с подъёмом на полупальцы опорной ноги.
14. Battement developpe с двумя ударами пятки опорной ноги.
15. Grand battement jete с coupe-tombe.
16. «Кабриоль» с вытянутым подъёмом и вытянутыми коленями.
17. Полуприсядка с выбросом ноги в сторону на носок и на каблук.
Движения полуприсядок и присядок, проработанные у станка, выносятся на середину зала и затем включаются в этюды и комбинации русского и украинского танца.
Упражнения на середине зала
1. Упражнения для развития пластичности корпуса. Возможны комбинации с
port de bras, balance, pas de basque и так далее.
2. Упражнения для пластичности рук, подвижности и выразительности кисти на
материале восточных танцев (для девочек).
Элементы русского танца
1. Комбинации дробных движений.
2. «Гармошка».
3. Продвижение вперёд и назад с выбросом ноги на effaceе в русском
сценическом танце.
4. Два вида «верёвочки».
5. Тройной шаг с ударом по голенищу спереди и сзади (для мальчиков).
6. Припадание.
Элементы итальянского танца
1. Два вида хода.
2. Pas de basque (переброска ног накрест).
3. Pas echappe с поворотом в tirbouchone.
4. Выбрасывание ноги с каблука на носок.
5. Навыки обращения с тамбурином.
Элементы украинского танца
1. Отход назад с подбиванием ноги.
2. Ход по диагонали с выносом ноги на каблук.
3. «Голубцы» с одной ноги.
Элементы польского танца
1. Основной ход мазурки (pas couru).
2. Balancee в мазурке (тенжски бег).
Элементы татарского танца
1. Основной ход.
2. Мужской шаг на каблук.
3. Бишек.
4. Женский ход с продвижением.
5. Бег с ударом полупальцев сзади.
6. Боковой ход с поворотом стопы.
7. «Борма».
8. «Присядка-мячик»
9. «Ёлочка».
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(6 класс)
На третьем году обучения впервые изучается парный танец. Следует обратить особое внимание на взаимоотношения партнёров в танце. Все комбинации и этюды в основном исполняются парно.
Упражнения у станка
Экзерсис исполняется в более быстром темпе и сложных комбинациях с добавлением следующих упражнений.
1.. Flic-flac:
a) со скачком;
б) с tombee.
2. Выстукивающие движения, например:
а) дробь;
б) обратная дробь.
3. Pas tortilla:
а) с двойным поворотом стопы, то же с подъёмом на полупальцы и
с прыжком на опорной ноге;
б) с двойным ударом стопы.
4. Подготовка к «верёвочке» со скачком.
5. «Верёвочка» - обратная.
6. Упражнения для бедра с прыжком.
7. Battement fondu на 90 градусов.
8. Battement fondu tirbouchone.
9. Grand battement jete с увеличенным размахом работающей ноги.
10. Присядка с выбросом ног в стороны, на каблук и на воздух.
11. Присядка с продвижением в сторону.
Упражнения на середине зала
1. Комбинирование отдельных движений, пройденных с танка, для развития
техники танца.
2. Пируэты и повороты в народно-характерном танце.
Элементы русского танца
1. Ход с отбросом ноги назад.
2. Дробные ходы, например:
а) с двойным ударом стопы;
б) с ударом каблука и полупальцев;
в) с подскоком;
г) с продвижением вперед и в сторону.
3. «Верёвочка» с переступанием.
4. «Ключи».
Этюды и комбинации, развивающие навыки парного и ансамблевого танца.
Элементы украинского танца
1. «Верёвочка» в повороте.
2. Большой pas de basque.
3. «Ползунец».
Элементы венгерского танца.
1. Основной ход для медленной части.
2. Основной ход для быстрой части.
3. Остановка с ударом в ладоши.
4. «Верёвочка» на месте и продвижением назад.
5. «Голубец» с продвижением в сторону.
6. «Ключ».
7. Ход с выбрасыванием ноги вперед с ординарным ударом.
8. «Хлопушка».
Элементы испанского танца
1. Сценический ход pas de basque.
2. Balancee с различным положением корпуса и рук.
3. Sissone pas de bourree.
4. Простейшие выстукивающие движения: чередование ударов стопы с ударами
полупальцев, удары каблуков и полупальцев.
5. Glissade (сценический ход).
6. Навыки владения веером.
Элементы польского танца
1. Основной ход мазурки изучается в паре.
2. «Голубец» с продвижением в сторону.
3. Повороты (solo и в паре).
4. Основной ход в краковяке (народный) изучается в паре.
5. Balancee изучается solo и в паре.
6. «Голубец» изучается solo и в паре.
Элементы молдавского танца
Основные движения танца «Молдовеняска».
1. Основной ход.
2. Боковой ход с ударом каблука.
3. Подскоки.
4. Выпад вперед и перемена местами (в паре).
5. Вынос ноги вперед.
6. Боковой ход.
Ансамблевые и парные этюды.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(7 класс)
Большое внимание уделяется координации движений, характеру и выразительности танца.
Более сложные этюды и комбинации ,основанные на пройденном материале.
Ускорение темпа и усложнение ритмического рисунка, увеличение количества упражнений и комбинаций, тренирующих технику танца.
Упражнения у станка
Пройденные в предыдущих классах упражнения в более сложных комбинациях, темпах и ритмических рисунках. Добавляются:
1. Flic-flac со скачком и переступанием.
2. Усложненные упражнения на выстукивание.
3. Опускание на подъём и переход с одной ноги на другую.
4. «Веер» на полу с double- flic.
5. Battement jete balancoir.
6. Усложненные упражнения для гибкости корпуса.
Упражнения на середине зала
Большие развёрнутые этюды и танцевальные комбинации на основе пройденного материала, развивающие технику и выразительность характерного танца. Специальные комбинации для развития выразительности корпуса и рук (для класса девочек) и технически сложные комбинации, построенные на прыжках, вращениях, присядках (для класса мальчиков).
Элементы украинского танца
1. Кабриоли.
2. Прыжки с подгибанием ног назад.
3. Присядка – «ползунец-метёлка».
4. «Разножка» в воздухе.
Элементы венгерского танца
1. Опускание ноги на подъём с продвижением вперёд.
2. Ход с выносом согнутой ноги к колену.
3. До-за-до (изучается в паре).
4. «Голубец» с продвижением в сторону.
5. «Голубец» с вращением на месте (изучается в паре).
6. «Верёвочка» с поворотом.
7. Кабриоль.
8. Ход с кабриолем.
Комбинации и этюды на основе пройденного материала сольного и парного танца.
В последних 2-х классах обязательны этюды на материале русского танца.
Преподавателю даётся право дополнительно по своему выбору знакомить учащихся с народными и сценическими танцами, не указанными в программе.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(8 класс)
Художественная отделка сценического танца. Развитие навыков самостоятельной работы над исполнительским заданием, самостоятельное создание этюдов. Овладение всеми художественными средствами характерного танца (характер, выразительность, манера, стиль).
Упражнения у станка
Экзерсис даётся короткий, но технически усложнённый и в быстром темпе. Повторяется весь пройденный ранее материал, но технически усложнённый.
Добавляются следующие упражнения:
1. Круговой grand battement jete.
2. Battement developpe на полном приседании (для мальчиков).
3. Тур на присогнутом колене.
4. Grand rond de jambe на полном приседании (для мальчиков).
Элементы цыганского танца
1. Основной ход вперёд (сценический вид).
2. Ход с продвижением назад.
3. Женский боковой ход
4. Повороты.
5. Владение тамбурином, шалью.
6. Чечётка.
7. Хлопки.
8. «Дрожь» плечей.
Элементы кубинского танца
1. Основной ход.
2. Боковой ход.
3. Повороты.
4. Выпады.
Небольшие этюды.
Преподавателю даётся право дополнительно по своему выбору знакомить учащихся с народными и сценическими танцами, не указанными в программе.
ТРЕБОВАНИЯ к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа «Народно-сценический танец» предусматривает следующие результаты учебного процесса :
- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебно-хореографического репертуара;
- умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
- умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнения народно-сценического танца;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
- навыки музыкально-пластического интонирования.
ФОРМЫ и МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
По программе «Народно-сценический танец» предусмотрены промежуточные аттестации по полугодиям. По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы искусств. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, экзаменов, экзаменационных концертов и класс-концертов. Знания учащихся определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими.
Результатом обучения является определённый объём знаний, умений и навыков. Учёт и контроль успеваемости следует определять следующими формами:
- собеседование;
- опрос;
- контрольный урок;
- открытый урок;
- экзамен;
- выступление на концерте, фестивале, конкурсе.
Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результат, внести изменения в процесс, если надо. Контроль позволяет родителям, преподавателям, ученикам увидеть результат своего труда.
Проведение показательных уроков перед родителями с целью повышения интереса, проведение экзаменов, контрольных уроков, их периодичность устанавливает преподаватель.
Контроль может быть текущим, промежуточным, итоговым. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Форма промежуточной аттестации проводится по контрольным урокам в конце каждой четверти. Итоговая аттестация в форме экзамена проводится в 8-м классе. В конце учебного года все группы отделения участвуют в Отчётном концерте ДШИ с выставлением или без выставления оценок.
По итогам всех аттестаций и контрольных мероприятий выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» Знаковая аттестация предусматривает две градации «зачет» и «не зачет».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основными методами работы преподавателя являются показ движений и словесное объяснение. Они – главные проводники требований преподавателя к учащимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная роль, изменяются функции показа и объяснения на разных этапах обучения.
На начальном этапе обучения по народно-сценическому танцу (4-й класс) показу придаётся исключительно большое значение, т.к. он даёт первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным.
Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе (правила исполнения).
На следующем этапе обучения (5-й –6-й классы) показ приобретает иной характер. Он становится более обобщённым, акцентирующим наиболее важные моменты, особенно мышечную работу тела.
Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с происходящим процессом осмысления исполнения, СЛОВО несёт большую нагрузку.
На конечном этапе обучения (7-8 классы) показ и объяснение занимают меньше времени. Методы показа и объяснения варьируются в самых широких пределах, учитывая многообразие задач выпускного класса.
Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками.
Формы работы:
- урок;
- практические индивидуальные занятия;
- разучивание танцевальных номеров;
- беседа и рассказ;
- просмотр видеозаписей;
- посещение уроков народно-сценического танца хореографического училища;
- творческие встречи с танцовщиками;
- проведение отчётов, концертов.
Яркими диагностиками качества урока становятся:
- увлечённость ребёнка общением с художественным, хореографическим, музыкальным произведением;
- появление потребности высказать своё мнение, суждение по поводу увиденного или услышанного, вступить в диалог с другими детьми.
Принципы программы.
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний, умений; на развитие компетентности в области хореографии; на формирование навыков на уровне практического применения.
Основные принципы:
- вариативность программ (преподаватель имеет право перенести изучение какого-либо движения в нужный период, не нарушая логики и последовательности обучения);
- содержание программы доступно для изучения, т.к. главным принципом её является принцип «от простого».
- программа содержит основные требования, в которых чётко изложены задачи и прогнозируемый результат к каждому году обучения. Это помогает направлять и контролировать подачу нового материала.
- программа предусматривает не только практические движения, но и различные формы работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу доброжелательности, сотворчества, модулирования ситуации успеха.
Дети приходят учиться в ДШИ на добровольных началах и продолжают учиться до тех пор, пока сами этого желают; учащиеся могут сочетать свои занятия с учётом свободного времени, - программа учитывает эти особенности обучения в школе искусств.
Формы организации учебного процесса
Урок – традиционная форма организации учебного процесса. Но возможно использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, концерт перед родителями, участие в фестивалях, смотрах. При проведении уроков по народно-сценическому танцу, необходимо руководствоваться следующими моментами:
• Постепенное увеличение физической нагрузки;
• Чередование темпа нагрузки;
• Равномерность нагрузки на обе ноги;
• Свободное дыхание и самочувствие учащихся.
При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:
- объём материала;
- степень его сложности;
- особенности класса, как исполнительского коллектива;
При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:
- определить новый материал, ввести его в различные комбинации;
- определить музыкальный материал, его размер, характер;
При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей.
На практических занятиях очень важно:
- переводить на русский язык все иностранные термины;
- объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
- равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль над работой мышц;
- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Музыкальное оформление урока народно-сценического танца.
Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Правильно подобранный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его национальности, характеру, рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, чтобы основное внимание учащихся было бы направлено на движение. На первоначальном этапе обучения необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком, позднее его можно разнообразить.
В каждом классе в зависимости от возрастной категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.
Музыкальный материал на уроке по народному танцу является носителем национальной принадлежности данного конкретного лексического материала; соответственно музыки учащиеся учатся правильно исполнять характер и манеру движения. С помощью музыки движения приобретают художественную окраску, а исполнение наполняется эмоциональным содержанием.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Богданов Г. Урок русского народного танца. – М., 1995. – 150 с.
2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). – М.: ВЛАДОС, 2002. – 207 с.
3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). – М.: ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
4. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967. – 654 с.
5. Стуколкина Н. М. Уроки характерного танца. – М.: Всероссийское театральное общество, 1972. – 399 с.
Дополнительная литература
1. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. – 367 с.
2. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М., 1972. – 160 с.
3. Климов А. Основы русского танца. – М.: Искусство, 1994. – 270 с.
4. Устинова Т. А. Русские танцы. – М.; Молодая гвардия, 1955, - 261 с.
5. Тагиров Г. Х. Татарские танцы. – Казань, Тат. книжное изд-во, 1984. – 255 с.
6. Тагиров Г. Х. 100 татарских фольклорных танцев. – Казань, Тат. книжное изд-во, 1988. – 159 с.
7. Мурашко М. Танцы Марий Эл. – Йошкар-Ола, Марийское книжное изд-во, 1981. – 262 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"
Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...
«Закрепление умений и навыков координации движений рук и корпуса на основе элементов классического и народно-сценического танца»
Открытое занятие...
Музыкальное оформление уроков народно-сценического танца
Методические рекомендации для концертмейстеров отделения хореографии общеобразовательных школ...
Конспект открытого занятия танцевального объединения "Экспрессия" "Разнообразие композиций в народно-сценическом танце"
Конспект открытого занятия предназначен в помощь руководителям танцевальных коллективов для закрепления полученных теоретических и практических навыков....
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...
Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"
Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...