Образовательная программа "Лоскутная техника"
учебно-методический материал (5 класс) по теме
программа рекомендована для летей среднего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа основного курса для детей 11-14 лет | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Южноуральского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю
Директор
Алексеева Н.Ф.
«___» ____2006 г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Лоскутная техника»
Возрастной диапазон: 11 - 14 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Автор:
Ческидова Валентина
Григорьевна,
педагог дополнительного
образования МОУ ДОдД
I квалификационной
категории
Южноуральск
2006 г.
Информационная карта к программе «Лоскутная техника»
Ф.И.О. педагога Ческидова Валентина Григорьевна.
По типу создания: типовая, адаптированная, авторская.
По целевой установке: развивающая или комплексная, учебная,
воспитательная.
По образовательной
области: профильная, многопрофильная (естествознание,
искусство, духовная антропология, социальная
практика, словесность, технология)
По направлению
деятельности: ориентационная, фундаментальная, прикладная,
информационная.
По способам реализации: эвристическая, алгоритмическая,
исследовательская, творческая.
По уровням усвоения: общекультурный, углубленный, профессионально-
ориентированный.
По направлениям
деятельности: 1) техническое, 2) спортивно-техническое,
3) физкультурно-оздоровительное, 4) туристско-
краеведческое, 5) эколого-биологическое,
6) культурологическое, 7) художественно-
эстетическое, 8) социально-педагогическая
профориентация, 9) военно-патриотическое,
10) естественно-научное.
По формам реализации: групповые, индивидуальные, индивидуально-
групповые.
По продолжительности
реализации: одногодичная, двухгодичная, трехгодичная и т.д.
По полу: смешанное обучение для мальчиков, для девочек.
По возрасту: для дошкольников, учащихся начальной,
основной, средней школы, подростков.
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «Лоскутная техника» (11-14 лет) является составной частью системы художественно-технического образования детей.
Лоскутное шитье – один из самых массовых видов народного творчества и один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. возникнув в глубокой древности, лоскутное шитье на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, в одежде и различных предметах обихода.
В течении многих столетий в каждом регионе России вырабатывались свои приемы исполнения лоскутных изделий, формировались характер узора и его колорит.
Программой предусмотрено общее знакомство с наиболее распространенными видами лоскутной техники, с особенностями узора и цветовой гаммы.
Практическая работа с учетом возраста детей, направленная на овладение наиболее простыми видами лоскутного шитья (из квадратов, ромбов, полосок, треугольников)
Занятия художественным шитьем из лоскутов способствуют:
- развитию интереса и любви к народному искусству, художественного вкуса и мастерства у каждого обучающегося. Занимаясь художественным, лоскутным шитьем, дети взаимодействуют с сокровищницей народного наследия, используя как старинные техники для пошива лоскутных изделий, так и современные;
- эстетическому развитию личности, ребенка тем самым явились неотъемлимой частью всестороннего его развития.
- формированию общей художественной культуры, приобщению детей к народным традициям и ремеслам, а также к современным направлениям художественно-прикладного творчества. На занятии дети получают представление о лоскутной технике, обучаются приемам изготовления лоскутных изделий.
- развитию творческой личности
- созданию творческой активности
- психологической разгрузке и оздоровлению
- созданию благоприятной среды для общения
- организации полезного досуга детей
- адаптации в современных социально-экономических условиях жизни, что делает программу актуальной.
Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению детьми авторских работ с освоением современных технологических приемов и изобретением новых.
Настоящая программа дополняет и углубляет школьные курсы по «Технологии»
Целью программы является создание условий для развития основ творческой личности ребенка, приобщение его к культурным ценностям и удовлетворение его творческих запросов, воспитание потребности саморазвитии личности ребенка, что достигается через решение следующих задач:
- формирование у детей навыков и приемов работы с лоскутами тканей, изготовление художественных традиционных и авторских изделий.
- включение учащихся в познавательную деятельность по изучению истоков народного творчества.
- создание комфортной, развивающей, воспитывающей и здоровьесберегающей среды, атмосферы доброжелательности и сотворчества, ситуации успеха для каждого ребенка на каждом занятии.
- развитие творческих и коммуникативных способностей к самостоятельности, изобретательности и творчески активного мышления
- повышение самозначимости каждого ребенка через включение его в общественно-полезную социально-значимую деятельность, привлечение к участию в выставках, ярмарках.
- воспитание черт, присущих народному мастеру – умельцу: доброты, красоты, трудолюбие, стремление дарить радость людям, а в итоге воспитание высоконравственной социально-активной личности.
- формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни через игровые и расширяющие кругозор моменты занятия
- приобщение детей к творческому труду, уважение людей труда и продуктов их деятельности
Цель и задачи программы усложняются по мере прохождения программного материала по принципу «От простого к сложному» и ориентированы на конечный результат.
Для успешного освоения обучающимися содержания программного материала необходимо, чтобы теоретические знания по истории лоскутной техники, композиции, техническому рисунку, специальной технологии сочетались с практическим овладением приемами и техникой лоскутного шитья.
В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, последовательно осваиваются отдельные виды лоскутного шитья с учетом современной технологии; основы организации труда, самооценка качества изделий, последовательность исполнения изучаемых видов лоскутного шитья, технология лоскутного шитья, навыки пользования инструментами и оборудование для шитья; приемы безопасного труда и личной гигиены.
На занятиях по материаловедению обучающиеся знакомятся с основными видами и свойствами тканей; декатировкой лоскутов; хранением лоскутов; подбором лоскутов, гармонирующих по цветовой гамме.
На занятиях по подготовке к шитью из лоскутов дети учатся зарисовывать схему заданного вида лоскутной техники, самостоятельно подбирать материал (по цвету и качеству), изготавливать шаблоны.
Основной формой обучения является занятие продолжительностью 45 минут.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Практическая часть по объему значительно больше. Занятие обязательно завершается итогом в форме самоанализа ребенком своей работы, что позволяет развивать его речевую культуру, в частности монологическую речь и логическое мышление.
Наряду с практическими занятиями следует проводить экскурсии, посещение выставок, подготовку к защите проектов, сбор материала и написание рефератов по истории народного творчества, краеведению.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат:
- технология развивающего дифференцированного обучения;
- личностно-ориентированная педагогика;
- педагогика сотрудничества и сотворчества.
Результативность работы по программе базируется на принципах: системности и последовательности, доступности и преемственности, дифференцированности и разноуровневости, актуальности для каждого ребенка и связи с жизнью, научности изложения теоретического материала и практической направленности обучения.
Предпочтение отдается репродуктивному, объяснительно-иллюстративному, игровому методам. Можно вводить элементы эвристического, креативного и поискового метода. При этом сохраняется практическая направленность образовательного процесса.
Основной формой организации занятия является индивидуально-групповая форма.
Важнейшим условием и средством реализации программы является создание эстетической, развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимым для развития творческих интересов и способностей детей.
Чтобы детям было удобно выполнять свое задание, необходимо правильно организовать рабочее место обучающихся. Оно должно быть хорошо освещено. На столе не должно быть ничего лишнего. Для хранения лоскутов, инструментов, швейных принадлежностей, необходимо иметь специально отведенные места (коробки, ящики, мешочки). Швейная машина должна находиться у окна.
Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности и качеству выполняемой работы.
Программа предусматривает знакомство с ключевыми понятиями и определениями: декоративно-прикладное творчество, солярные знаки, схема, композиция.
Эффективность реализации программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений, навыков обучающихся.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем.
Своеобразным отчетом о достижениях учащихся являются художественные выставки (тематические, полугодовые, годовые) работ учащихся. Можно организовать постоянно действующую экспозицию лучших детских работ, периодически заменяя экспонаты. В течение года обучающийся принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.
Динамику совершенствования творческих навыков учащихся педагогу помогут проверить зачетные занятия, контрольные работы. Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 3-уровневой системе: минимальный, общий, продвинутый уровни усвоения знаний и сформированности умений и навыков.
В конце учебного года проводятся творческие испытания – подготовка проекта и изготовление выставочного изделия или композиции.
По окончании I –го года обучения обучающиеся будут знать:
- характерные особенности и историю развития местных народных промыслов;
- основы композиции;
- технологию изготовления шаблонов;
- виды орнамента;
- контрастные цвета;
- приемы лоскутного шитья: из уголков и многогранников.
Уметь:
- подбирать ткань по цвету и структуре для лоскутного изделия;
- уменьшать или увеличивать рисунки;
- изготавливать шаблоны;
- составлять узоры из уголков и многогранников;
- последовательно изготавливать изделия из треугольников и многогранников.
По окончании 2 –го года обучения обучающиеся будут знать:
- историю лоскутного шитья;
- оформление работы по краеведческим исследованиям;
- правила изготовления эскиза изделия;
- принципы подбора тканей для лоскутного изделия;
- приемы лоскутного шитья;
- технологию изготовления панно;
- последовательность изготовления пуфиков.
Уметь:
- определять виды лоскутной техники;
- раскраивать экономично ткань;
- определять долевую и поперечную нить в ткани;
- аккуратно выполнять ручные и машинные операции;
- оформлять изделия
По окончании 3 –го года обучения обучающиеся будут знать:
- традиции лоскутного шитья;
- как работать над краеведческими исследованиями по теме;
- цветовую гамму;
- основные законы цветоведения;
- устройство швейной машинки;
- декатировку лоскутов;
- виды машинных стежков.
Уметь:
- изготавливать эскиз изделия;
- зарисовывать узоры лоскутного шитья;
- делать декатировку лоскутов;
- изготавливать лоскутную картотеку;
- обрабатывать срезы изделия руликом;
- обрабатывать углы изделия подкладочной тканью;
- рационально использовать лоскуты ткани;
- раскраивать рационально ткань;
- подбирать лоскуты со вкусом;
- изготавливать изделия с узорами «алмаз», «кубики», «рождественская звезда»;
- эстетично оформлять изделия аккуратно, художественно.
Иметь ориентацию на:
- добро, красоту, творческий труд.
- дальнейшее изучение народного прикладного творчества.
В реализации программы факультативного курса «Лоскутное шитье» принимают участие дети 11-14 лет, которые достаточно усидчивы, отличаются любознательностью и стремлением овладеть видами художественно-прикладного творчества, имеющими практическое применение и дающими возможность зарабатывать деньги.
Программа рассчитана на 2 года обучения (78 часов в год)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п\п | Разделы и темы | Общее кол-во Часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | История лоскутного шитья - краеведческие исследования по виду творчества | 6 | 2 | 4 |
3 | Основы композиций
| 14 | 2 | 12 |
4 | Подготовка к шитью из лоскутов.
| 14 | 2 | 12 |
5 | Приемы лоскутного шитья.
| 14 | 2 | 12 |
6 | Выполнение лоскутных изделий.
| 20 | 4 | 16 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 14 | 58 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Задачи изучения программы факультативного курса, план работы объединения. Правила поведения на занятиях в ЦДОдД. Оборудование кабинета, рабочего места. Материалы. Инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Правила безопасности при работе с утюгом, ножницами, иглами, тканями (1 час).
Практика: Ознакомление с перечнем изделий, которые предполагается выполнить в процессе изучения программы. Оборудование кабинета, рабочего места. Контроль ЗУН по ТБ. (1 час)
Методическое обеспечение: Инструменты и приспособления для шитья.
Дидактическое обеспечение: инструкции по ТБ. Литература «Технология».
- Традиции лоскутного шитья (6 часов)
Теория: История лоскутного рукоделия. Ее исторические корни, история развития. Специфика русского национального шитья из лоскутов. Характерные узоры, приемы, техники лоскутного шитья. Лоскутные изделия в деревенском быту. Экономические возможности шитья из лоскутов (2 часа)
Практика: Создание альбома образцов лоскутного шитья различных техник. Сбор – поиск «Бабушкин сундук». Подготовка и оформление материалов поиска. (4 часов)
Методическое: Альбом, цветные карандаши. Ручка, бумага, папка.
Дидактическое обеспечение: Образцы различных техник лоскутного шитья.
- Основы композиции (12 часов)
Теория: Композиционное построение узоров. Орнаменты треугольников, квадратов, полосок. Цветовой шестигранный круг. Холодные и теплые цвета. (4 часа)
Практика: Композиционное построение орнамента из треугольников, квадратов, полосок. Контроль ЗУН (самоанализ достижений). (8 часов)
Методическое: Альбом, цветные карандаши.
Дидактическое обеспечение: Таблица «Цветовой круг», фотоматериалы по видам орнаментов.
- Подготовка к шитью из лоскутов (10 часов)
Теория: Правила подготовки лоскутов. Классификация лоскутов. Их совместимость по структуре, цвету, окраске. Окончательная обработка сшитых изделий. (2 часа)
Практика: Подготовка лоскутов к шитью. Декатировка лоскутов (стирка, утюжка). Изготовление шаблонов. Увеличение или уменьшение шаблонов. Подбор лоскутов по цвету, фактуре. (8 часов)
Методическое: лоскуты тканей, ножницы, наперсток, картон.
Дидактическое обеспечение: схемы и рисунки лоскутных техник.
- Приемы лоскутного шитья (12 часов)
Теория: Самые популярные приемы шитья из лоскутов («веселые квадратики», полоска к полоске, цветные треугольники). Технология и последовательность изготовления изделий из квадратов, треугольников, полосок. Принципы соединения квадратов в полотно. (двухцветная «шахматка» , «шахматка» по диагонали). Принцип соединения треугольников («мельница»). Принцип соединения полосок (по диагонали, по вертикали). Способы оформления изделий (окантовка салфеток) (4 часа)
Практика: Изготовление образцов изучаемых техник (из квадратов, треугольников и полосок). Оформление изделий. Изготовление окантовок, рамок из лоскутов. (8 часов)
Методическое: Инструменты, приспособления для шитья.
Дидактическое обеспечение: Альбомы с образцами. Схемы.
6. Выполнение изделий. (20 часа)
Теория: Домашний уют. Способы его достижения. Элементы домашнего уюта. Салфетки, скатерти, панно, сувениры и пр. Технология раскроя лоскутов. (4 часов)
Практика: Салфетка (из четырех блоков с диагональными полосками). Изготовление шаблона. Изготовление блоков. Стачивание полосок с помощью основы, по диагонали (начиная с середины). Соединение блоков. Окантовка салфетки «под рамку».
Коврик (из 6 блоков), т.е. салфеток с диагональными полосками. Изготовление 6 салфеток (по принципу, описанному выше). Соединение салфеток. Раскрой подкладки по размеру коврика. Окантовка изделия косой бейкой.
Декоративная подушка (из квадратов). Изготовление эскиза – цветного узора. Выбор узора (двухцветная «шахматка», «шахматка» по диагонали). Изготовление шаблона квадрата. Выбор размера подушки. Раскрой лоскутов. Соединение лоскутов. Оформление декоративной подушки.
Панно (выполненное узором «алмаз») из треугольников. Построение схемы. Цветовое решение. Изготовление шаблонов (для центрального квадрата, треугольника каждого ряда) и основы из ткани или флизелина. Разметка основы. Подбор лоскутов. Раскрой лоскутов. Притачивание деталей панно к основе по схеме. Оформление панно полосками. (16 часов)
Методическое: лоскуты тканей, инструменты и приспособления, оборудование для шитья.
Дидактическое обеспечение: Альбомы с образцами, рисунки, схемы.
7. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Итоговая выставка. Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших обучающихся. (1 час)
Практика: Подготовка изделий к выставке. Изготовление этикеток, бирок к изделиям. Подготовка помещения для выставки. (1 час)
Методическое: Стенд.
Дидактическое обеспечение: Работы обучающихся.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п\п | Разделы и темы | Общее кол-во Часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | История лоскутного шитья - краеведческие исследования по виду творчества | 8 | 2 | 6 |
3 | Основы композиции:
| 12 | 4 | 8 |
4 | Материаловедение
| 2 | 1 | 1 |
5 | Инструменты и приспособления. Оборудование. | 2 | 1 | 1 |
6 | Подготовка к шитью.
| 8 | 2 | 6 |
7 | Приемы лоскутного шитья.
| 12 | 2 | 10 |
8 | Выполнение изделий из лоскутов
| 24 | 4 | 20 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 18 | 54 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Цель и задачи изучения программы факультативного курса 2-го года обучения, план работы объединения на год. Правила поведения на занятиях и в здании ЦДОдД. Оборудование кабинета, рабочего места. Правила безопасности при работе с утюгом, ножницами, иглами, тканями (1 час).
Практика: Оборудование кабинета, рабочего места. Контроль ЗУН по ТБ. Ознакомление с перечнем изделий, которые предполагается выполнить в процессе изучения программы, его корректировка с учетом пожеланий учащихся. (1 час)
Методическое обеспечение: Тетрадь, ручка.
Дидактическое обеспечение: инструкции по ТБ. Литература «Технология» (5 кл).
2. История лоскутного шитья (8 часов)
Теория: История художественной обработки текстильных материалов. Художественные традиции лоскутного шитья, ее исторические корни, история развития. Виды лоскутного шитья, пришедшие из глубины веков. Лоскутные изделия в украшении интерьера, квартиры. «Бабушкин сундук» - старинные вещи, сшитые из лоскутов (2 часа)
Практика: Создание альбома образцов лоскутного шитья различных техник. Работа в библиотеке. Краеведческие исследования по теме «История лоскутного шитья». (6 часов)
Методическое: Альбом, цветные карандаши. Ручка, бумага, папка.
Дидактическое обеспечение: Образцы различных техник лоскутного шитья.
- Основы композиции (12 часов)
Теория: Понятие о композиции. Изучение цветовой гаммы и сочетания цветов. Понятие об орнаменте в круге, квадрате, прямоугольнике. Виды орнамента (растительный, животный). Узор «спираль». (4 часа)
Практика: Композиционное построение растительных и животных орнаментов в квадрате, круге и прямоугольнике. Зарисовка узора «Спираль». (8 часов)
Методическое: Альбом, цветные карандаши.
Дидактическое обеспечение: Таблица «Цветовой круг», фотоматериалы по видам орнаментов. Таблица с узором «спираль»
- Материаловедение (2 часа)
Теория: Виды тканей, используемых для лоскутного шитья (х\б, шелк). Их свойства. Применение тканей б\у (стирка, утюжка) (1 час)
Практика: Изготовление альбома с образцами тканей. Приготовление б\у тканей для пошива. (1 час)
Методическое: Альбом, лоскуты тканей, ножницы.
Дидактическое обеспечение: Таблицы с видами тканей.
- Инструменты и приспособления. Оборудование. (2 часа)
Теория: Нитки для ручного шитья и работы на швейной машине. Виды ручных швейных иголок. Машинные иглы. Виды ножниц и их применение. Виды швейных машинок. Швейная машина с ручным приводом. Правила работы на швейной машине. Уход за швейной машиной. (1 час)
Практика: Изготовление образцов. Работа на швейной машине. (1 час)
Методическое: Инструменты, приспособления для шитья. Швейные машины.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами и при работе на швейных машинах.
6. Подготовка к шитью. (8 часов)
Теория: Формы и размеры шаблонов. Материалы для шаблонов (оргстекло, пластик, толстый картон). Принцип изготовления шаблона. Правила раскроя ткани по шаблону. Виды машинных швов: стачной, двойной, стачной, бельевой, шов «в стык», зигзагообразный. (2 часа)
Практика: Изготовление шаблонов. Раскрой ткани по шаблону. Выполнение машинных швов (стачной). (6 часов)
Методическое: Картон (оргстекло, пластик), лоскуты тканей, игла ручная, нитки.
Дидактическое обеспечение: Таблица с видами шаблонов, таблица с видами машинных швов.
7. Приемы лоскутного шитья. (12 часов)
Теория: Принцип обработки срезов изделия косыми полосками. Правила раскроя косых полосок. (полосок из «косынки»). Экономный раскрой полосок. Принцип обработки прямых углов «под рамку». Последовательность изготовления узора «спираль». (2 часа)
Практика: Обработка срезов изделия косыми полосками (бейками). Обработка прямых углов изделия «под рамку». Изготовление изделия с узором «спираль». (10 часов)
Методическое: лоскуты тканей, швейная машинка.
Дидактическое обеспечение: Схемы раскроя косых полосок, алгоритм обработки прямых углов «под рамку».
8. Выполнение изделий из лоскутов. (24 часа)
Теория:
«Спираль» - одно из остоумнейших изобретений в лоскутном шитье. Цветовые сочетания, обилие ломаных линий в лоскутном шитье («спираль»). Характерные особенности лоскутного шитья «спираль». Центральная часть изделия. Рекомендации по подбору лоскутов. Последовательность выполнения лоскутного шитья «спираль» (4 часа)
Практика: Панно (из остатков нарядных головных платков). В центре крупный «зрачок» - многогранник. Изготовление основы панно (размер- по желанию). Расположение «зрачка» в центре основы лицевой стороной вверх, последующие лоскуты стачиваются лицевой стороной вниз. В Т.О. каждого пришитого лоскута.
Прихватка. Изготовление верхней части прихватки в технике лоскутного шитья «спираль». Раскрой подкладки и прокладки. Соединение всех деталей и обтачивание прихватки бейкой.
Декоративная наволочка. Изготовление наволочки из четырех блоков. Изготовление блоков по принципу пошива прихватки. Соединение четырех блоков вместе (верх наволочки). Раскрой нижней части наволочки (по размеру верха). Соединение частей: верхней и нижней. Оформление изделия.
Салфетка. Раскрой основы салфетки (круг определенного размера). Подбор лоскутов. Сшивание мелких цветных лоскутов. В центре изделия – «зрачок» из темной набивной ткани. Соединение подкладки - салфетки с основой. Оформление салфетки руликом.
Диванная подушка. Изготовление наволочки на диванную подушку по принципу пошива салфетки. Оформление подушки рюшей. Набивка подушки (20 часов)
Методическое: лоскуты тканей, швейная машинка.
Дидактическое обеспечение: Схемы, таблицы.
9. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Выставка в конце учебного года. Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших обучающихся. (1 час)
Практика: Подготовка изделий к выставке. Оформление выставки. (1 час)
Методическое: Стенд.
Дидактическое обеспечение: Работы обучающихся.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п\п | Разделы и темы | Общее кол-во Часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Традиции лоскутного шитья - краеведческие исследования по виду творчества | 8 | 2 | 6 |
3 | Основы композиции:
| 12 | 2 | 10 |
4 | Оборудование. Швейная машина | 2 | 1 | 1 |
5 | Материаловедение
| 2 | 1 | 1 |
6 | Подготовка к шитью.
| 8 | 2 | 6 |
7 | Приемы лоскутного шитья.
| 12 | 4 | 8 |
8 | Выполнение изделий из лоскутов
| 24 | 4 | 20 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 18 | 54 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Цель и задачи изучения программы факультативного курса 3-го года обучения, план работы объединения на год. Знания и практические навыки, которые приобретут учащиеся в процессе обучения. Перечень работ, предлагаемых для изготовления. Правила поведения на занятиях и единые требования к детям в ЦДОдД. (1 час).
Практика: Разработка собственных правил поведения в объединении. Просмотр готовых образцов. (1 час)
Методическое обеспечение: Тетрадь, ручка.
Дидактическое обеспечение: инструкции по ТБ. Правила поведения на занятии, в учреждении.
2. Традиции лоскутного шитья (8 часов)
Теория: Традиции старинного крестьянского творчества в изготовлении лоскутных вещей (покрывала, одеяла, занавески). Лоскутная мозаика в крестьянском быту и в украшении современного интерьера кухни, дачного домика. (2 часа)
Практика: Сбор материала для исследовательского проекта по теме «Традиции лоскутного шитья в крестьянском быту». Работа в библиотеке по сбору материала. (6 часов)
Методическое: Альбом, цветные карандаши. Ручка, бумага, папка.
Дидактическое обеспечение: Образцы с видами лоскутного шитья.
3. Основы композиции (12 часов)
Теория: основные законы цветоведения (цветовой круг, основные и дополнительные, ахроматические и хроматические цвета, группы холодных и теплых цветов, законы контраста, смешивание красок на палитре). Принципы построения узоров. Многоконечная звезда, кубики, «мельница» и узор «алмаз»
(2 часа)
Практика: Зарисовка узоров: многоконечная звезда, кубики, «мельница» и узор «алмаз». Цветовое решение этих узоров. (10 часов)
Методическое: Альбом, цветные карандаши.
Дидактическое обеспечение: Таблицы с изображением узоров. Таблица с цветовым кругом
4. Оборудование (2 часа)
Теория: Знакомство с видами швейных машинок. Их назначение. ТБ (1 час)
Практика: Выполнение строчки «зигзаг» на швейной машине. (1 час)
Методическое: Швейные машины.
Дидактическое обеспечение: ТБ при работе на швейных машинах. Инструкции по ТБ.
5. Материаловедение. (2 часа)
Теория: Понятие «декатировка ткани» (предварительная усадка). Лоскутная картотека – сортировка лоскутов: по толщине и плотности, по свойствам, по цвету и рисунку. Рекомендации по сортировке лоскутов. Определение долевой нити в лоскутах. (1 час)
Практика: Работа с лоскутами. Работа с утюгом. Создание лоскутной картотеки. (рассортировка лоскутов по группам). (1 час)
Методическое: лоскуты ткани. Инструменты, приспособления для шитья.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами и при работе на швейных машинах.
6. Подготовка к шитью. (8 часов)
Теория:. Виды машинных стежков, используемых в лоскутном шитье. Применение стачного шва, двойного стачного шва, бельевого шва (французского), ложного шва (в замок), зигзагообразного шва (зигзаг), шва «в стык». Рекомендации по изготовлению эскизов изделия. Последовательность изготовления шаблонов. Умение подбирать нужные лоскуты для пошива изделия. Технология раскроя тканей. Правила раскроя тканей по шаблонам. (2 часа)
Практика: Изготовление эскиза изделия, предложенного педагогом. Зарисовка узора в альбом. Изготовление шаблонов для пошива предложенного изделия. Подбор лоскутов для пошива предложенного изделия. Раскрой лоскутов по изготовленным шаблонам. Работа на швейной машине. (6 часов)
Методическое: Швейная машина, картон, альбом, цветные карандаши. Лоскуты тканей, ножницы, мел или мыло.
Дидактическое обеспечение: Технологические карты раскроя ткани и изготовление шаблона. Инструкции по ТБ при работе на швейной машине.
7. Приемы лоскутного шитья. (12 часов)
Теория: Способы обработки углов изделия подкладочной тканью. 1 способ- для толстых изделий (конверт). 2 способ – для тонких изделий (салфетка на подкладке). Рулик – французская тесьма. Назначение рулика, его принцип раскроя. Шитье из треугольников. Правила раскроя треугольников. Технология шитья изделия из треугольников. Свойства ромбовидных лоскутиков (пирамиды, цветы, многоконечные красочные звезды). Принцип изготовления шаблона (ромб по углом 60). Цветовое решение узора из ромбов. Технология узора «кубики» и «многоконечная звезда». (4 часа)
Практика: Запись основных пунктов занятия в тетрадь. Изготовление образцов с обработкой срезов руликом и с обработкой углов. Раскрой треугольников и ромбов из ткани. Изготовление макетов-образцов с узорами из треугольников и ромбов. (8 часов)
Методическое: тетрадь, ручка, лоскуты тканей, картон, швейная машинка.
Дидактическое обеспечение: картинки с узорами для лоскутного шитья. Инструкции по ТБ при работе с швейными машинами.
8. Выполнение изделий из лоскутов. (24 часа)
Теория: Рекомендации по подготовке к выполнению изделий. ТБ при работе на швейной машине, соблюдение правил безопасного труда на занятиях. Организация рабочего места. Рекомендации по подбору лоскутов, ткани для пошива изделий. Повторение правил изготовления шаблона и раскроя ткани. (4 часа)
Практика: Панно, выполненное узором «алмаз». Построение схемы. Изготовление шаблонов: для центрального квадрата, треугольника каждого ряда. Подготовка основы из ткани или флизелина. Разметка основы. Сборка треугольников по схеме. Закрепление квадрата на основе лицевой стороной вверх. Прикалывание треугольника и стачивание трех деталей (основа, квадрат, и треугольник). Пришивание следующих рядов треугольников подобным образом. Оформление краев панно способом «под рамку»
Панно «кубики». Зарисовка кубиков в натуральную величину, раскрашивание. Вырезание по ним шаблона – ромб с углом 60. Раскрой ромбов: светлые, менее светлые, темные. Приготовление лоскута пестрой ткани для фона. Изготовление панно по технологической последовательности. Оформление краев панно способом «под рамку»
Подушка с узором «рождественская звезда»
Построение схемы узора. Изготовление шаблонов. Подбор лоскутов по цвету. Раскрой ромбов из ткани. Приготовление основы подушки (наволочки). Выполнение узора «рождественская звезда» на верхней стороне наволочки, стачивание верхней и нижней части наволочки. Набивка изделия. (20 часов)
Методическое: лоскуты тканей разных цветов и оттенков, швейная машинка, инструменты для шитья.
Дидактическое обеспечение: Схемы, алгоритмы с последовательностью изготовления узоров. Инструкции по ТБ при работе на швейной машине.
9. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Итоговая выставка работ учащихся. Награждение лучших обучающихся. (1 час)
Практика: Подготовка обучающихся к выставке (подготовка изделий, изготовление бирок). (1 час)
Методическое: Стенд.
Дидактическое обеспечение: Работы обучающихся.
Учебно – тематический план 3 – го года обучения
(Лоскутная техника)
№ п\п |
Разделы и темы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Народные промыслы и краеведение | 10 | 4 | 6 |
3 | Художественно – декоративная композиция | 10 | 2 | 8 |
4 | Специальная технология 1.материаловедение 2.виды лоскутной техники | 16 | 4 | 12 |
5 | Изготовление изделий в стиле лоскутной технике. | 30 | 6 | 24 |
6 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 18 | 54 |
Содержание программы
- Вводное занятие (2 часа).
Теория: План работы на год. Анализ образцов лоскутной техники.
Оборудование кабинета.
Практика: Запись в тетрадь основных пунктов беседы. Просмотр литературы. Упражнения по шитью на швейной машине.
Методическое обеспечение: Швейная машина, ткань, утюг, инструменты для шитья.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по технике безопасности при работе с ножницами, иглами; на швейной машине.
- Народные промыслы и краеведение(6 часов).
Теория: Беседа об обереговых значениях животных – игрушек; символики праздников; паски; Рождества и др. Народные мотивы росписи Городца.; знакомство с подчерком мастеров.
Методическое обеспечение: Альбом, карандаши, фломастеры.
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации с росписями мастеров, картинки, литература по теме.
- Художественно – декоративная композиция (10 часов).
Теория: Приемы работы с лоскутами, правила соединения лоскутов, знания композиционного построения орнаментов в изделиях. Правила подбора лоскутов по цветовой гамме, структуре ткани.
Практика: Отработка навыков в подборе лоскутов по цвету, формам. Эскиз своего орнамента.
Методическое обеспечение: Лоскуты разных расцветок, разных по качеству, форме и структуре, ножницы.
Дидактическое обеспечение: Образцы с различными лоскутами.
- Специальная технология (18 часов).
Теория: Сведения о разнообразии материалов для лоскутной техники: процессе подготовки к работе лоскутов (В.Т.О., дикатировка лоскутов). Приемы шитья. Последовательность изготовления изделия из лоскутов, принципы подбора лоскутов для шитья
Практика: Заготовка лоскутов для изделия. Упражнения в пошиве изделий из лоскутов (
Изготовлении образцов из
Изготовление шаблонов. Технология раскроя лоскутов. Технология пошива изделий из лоскутов.
Методическое обеспечение: Альбом, карандаш, лоскуты тканей, картон, линейка, ножницы, калька.
Дидактическое обеспечение: Схемы с технологической последовательностью изготовления разных изделий.
5. Изготовление изделий в стиле лоскутной техники (34 часа).
Теория: Правила изготовления эскиза лоскутного изделия. Технология изготовления лекал, шаблонов, выкроек. Технология раскроя лоскутов. Подбор лоскутов по качеству, цвету, свойствам для выбранного изделия. Правила раскроя лоскутов. Соблюдение долевой нити. Соблюдение припусков на швы. Технология пошива лоскутного изделия. Последовательность в пошиве изделия (6 часов).
Практика: Зарисовка эскиза данной модели в альбом. Изготовление шаблонов. Подбор лоскутов. Раскрой лоскутов. В.Т.О. лоскутов. Пошив изделия. Рекомендуемые изделия: лоскутные букеты; живой уголок; лоскутные куклы…(28 часов).
Методическое обеспечение: Лоскуты тканей; инструменты и приспособления для шитья, швейная машина, утюг, гладильная доска.
Дидактическое обеспечение: Альбом с образцами; схемы с разными техниками лоскутного искусства; рисунки; журналы.
- Итоговое занятие (2 часа).
Теория: Выставка в конце учебного года. Подведение итогов работы объединения за год. Просмотр изделий, сшитых детьми (1 час).
Практика: Подготовка изделий к выставке. Изготовление этикеток, бирок к изделиям. Оформление выставки (1 час).
Методическое обеспечение: Стенд.
Дидактическое обеспечение: Работы обучающихся детей.
Литература для педагога
1. Н.И. Каплак «Народное декоративно-прикладное искусство Севера и Дальнего Востока» 1980 г.
2. Г.М. Соколова «Орнамент – почерк эпохи» 1973 г.
3. В.М. Василенко «Народное искусство» 1974 г.
4. С.Б. Рождественская «Русская народная художественная традиция в современном обществе» 1981 г.
5.Т.Я Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования» 1979 г
6. А.С. Семенов «Охрана труда и ТБ в процессе трудового обучения» 1978 г.
7. А.Т. Хруханова «Основы технологии швейного производства» 1980 г.
Познавательная литература для обучающихся
1. М. Максимова, М. Кузьмина «Лоскутики»., 1998г.
2. Ю.У. Макстмов «У истоков мастерства», 1983 г.
3. К. П. Белобородова «Приамурские узоры», 1975 г.
4. К.В. Яковлева «Чудо-чудное, диво-дивное», 1984 г
5. М.М.Левидова «Цвет и линия», 1976 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Реализация принципов педагогической техники в информационном образовательном пространстве "Основ безопасности жизнедеятельности""
Принципы педагогической техники в ОБЖРеализация принципов педагогической техники в урочной деятельности в ОБЖДиагностика и самодиагностика достижений учащегося...
Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...
Разработка дополнительной образовательной программы для занятий лоскутной техникой
Программа предназначена для реализации дополнительных образовательных траекторий, дополняющих и расширяющих возможности основных образовательных программ и предметов Цен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционная техника рисования) во второй младшей группе на тему: «Платье для куклы Кати».
Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 мл группе по расширению навыков нетрадиционной техники рисования....
Цифровой образовательный ресурс "Техника лыжных ходов"
Цифровой образовательный ресурс "Техника лыжных ходов"...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (нетрадиционная техника рисования) во второй младшей группе на тему: «Первые вестники весны»
Данный материал будет полезен педагогам второй младшей группы для проведения образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию методом "тычок"...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе с использованием техники «граттаж» Тема: «Путешествие в морские глубины».
В материале представлен конспект ООД в подготовительной группе по нетрадиционной технике в стиле "граттаж". Введен психологический настрой. Использованы загадки, физкультминутка, пальчиковая...