Урок лепки "Птица счастья".
план-конспект урока по теме

 

Лепка из глины (по восприятию).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lepki_ptitsa_aaaaa.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         Открытый урок  

по предмету «Скульптура малых форм»

во 2-ом классе  художественного отделения,

 преподавателя  Юговой Н. А.                    

Тема:  «Сказочная птица».

Пояснительная записка. Урок разделен на три части.

Первая часть:  дети играют в друдлы.

 Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. Игра в друдлы:

 1.Способствует развитию креативности и образного мышления;

2. Создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность;

3. Стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса со многих точек зрения;

4. Формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

5. идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;

6. уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.

          Вторая часть:  арт – упражнение.

 На данном уроке  это: «моя красивая ладошка». Дети , совместно с педагогом, «одевают» каждый пальчик  в глиняную одежду наряжая деталями (особенно сложно одеть ведущую руку). Педагог подходит к каждому ребенку, знакомится, хвалит маленьких умельцев, за то, что они  красиво, оригинально, аккуратно и т.д. лепят из глины. Дети  придумывают имена своим мастерам-пальчикам,  которые общаются друг с другом, обнимаются, нахваливая.  Упражнение  помогает наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. Развивает художественные способности, повышает самооценку.

  Перемена.

          Третья часть: текущая тема на оценку: «сказочная птица».

Цели:

Обучающие:

  • Учить детей самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, используя свои умения и знания для изображения пластической формы, изготовление дополнительных деталей;
  • Учить правильно, называть геометрические формы;
  • Создать выразительные образы пластическими средствами, сочетание способов и приемов лепки;
  • Передать в работе свой творческий замысел и характерные признаки птиц (голова, шея, туловище, хвост).

Развивающие:

  • Самостоятельный выбор способа лепки на основе обобщенной формы (шар, цилиндр, овал) передача, несложных движений;
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию работы рук и глаз;
  • Развивать чувство ритма в создании формы изделия.

Воспитывающие:

  • Совершенствовать технику лепки;
  • Научить детей слушать и слышать друг друга, уважать мнение  других ребят;
  • Создать оригинальное решение творческого замысла;
  • Воспитывать аккуратность в работе, умение содержать рабочее место в порядке.

Тип урока: применение знаний, умений, навыков.

Вид работы: Лепка из глины (по восприятию).

Демонстрационный материал: Картинки с изображением «друдл». Глиняные игрушки: тверская птичка, филимоновская птичка, петушок, птички – свистульки. Схематичное изображение последовательности лепки, шарик, цилиндр. Картинки с  изображением  птиц орнаментальных.

Материалы к уроку: Глина.

Оборудование и инструменты: Фартук, дощечка – подставка, стеки, тряпочка для рук, губка, смоченная водой.

Предварительная работа: Знакомство с игрушками разных промыслов. Рассматривание форм, окраски и украшений игрушек. Создание условий стимулирующих интерес детей к данной теме и виду деятельности.

Прогнозируемый результат: Самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа. Применение знакомых навыков и умений для решения творческих замыслов. Проявление индивидуального замысла при оформлении изделия. Общая ручная умелость. Изготовление целостного изделия, восприятие художественного образа как объект эстетического воспитания. Самостоятельное созидание.

                                         Ход урока.

1.Показ карточек с изображением «друдл» (10 мин.)

Во время показа дети проминают глину.

2.Арт-упражнение  «моя красивая ладошка».(20мин.)

1. Организационный момент (15мин.)

Слово учителя. Сегодня мы поговорим о лепке из глины птицы . О птичках   можно рассказать длинную историю. Люди всегда восхищались красотой и пением птиц. Еще в глубокой древности люди старались запечатлеть красоту птиц в различных материалах, в том числе и в глине, например  филимоновская свистулька. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки..

Тверские  птички - свистульки,  покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно - коричневом - фоне обожжённой глины. Отличительной чертой тверской игрушки является рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.

 Дымковская птичка. Игрушку лепили и расписывали только женщины и дети. Мастерицы лепили  игрушку из красной глины, белили ее мелом, разведенном на молоке, и расписывали красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. Узор строго геометрический, состоящий из клеток, полосок, кругов, крупных пятен.

Орнаментами, изображающих птиц  ,украшали свою одежду девушки всех народов.

 Птица счастья: деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Элемент поморского  ремесла. Основным местом происхождения считается Архангельская область. Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси.

  Есть даже Международный день птиц, который отмечается первого апреля. Он возник в США.

Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Древнего Египта и Нубии, но все они, как правило, были связаны с небом и солнцем. Постепенно их культ трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам. Например божество-сокол — Хор. Древнеегипетский бог мудрости и знаний, покровитель образования и письма Тот чаще всего изображался в образе человека с головой ибиса.

В последние  годы описано множество случаев локальной массовой гибели птиц при использовании человеком различных ядов для борьбы с насекомыми-вредителями и  грызунами, при применении некоторых гербицидов , случаи гибели водных птиц при загрязнении нефтью  и другими веществами в местах сброса отходов различных производств и т. п. Много птиц гибнет, разбиваясь о маяки и линии электропередач. Большой является разорение гнезд и гибель птенцов луговых птиц во время сенокоса и других сельскохозяйственных работах. В окрестностях крупных городов из-за частого вспугивания птиц нарушается нормальный ход насиживания и выкармливания птенцов.


 Красную книгу СССР 1978 года было включено 26 видов птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и 37 видов, сохранение популяции которых вызывает сейчас серьезные опасения.

 2.Организация выявлений знаний:

  -Кого мы лепили на прошлом уроке?

  -Какой способ лепки использовали?

  -Как соединяли детали?

3. Изучение нового материала (10 мин)

Рассматривание игрушек. Техника изготовления птицы. Формирование новых понятий.

– Свистульки, индюк, петушок – все это изделия из глины. Что отличает эти изделия друг от друга? (Форма, цвет, характерные признаки.)

– Как же слепить необычную птичку? Какая она может быть? (С хвостом как веер, с большими крыльями, она украшена лепными деталями.)

– Птица может быть изображена по-разному, все зависит от замысла художника-мастера. Но выразительность ее будет зависеть от того, как вы украсите крылья, хвост и голову – лепными украшениями.

Техника изготовления: Глина должна быть в мешочке (чтобы не высыхала) Разделить общий кусочек глины на три части (туловище, голова, хвост). Основная форма туловища – шар или овал (показ геометрической формы – шар). Слепить его легко, так же как из пластилина, катая между ладошками.

Теперь слегка оттянуть с одной стороны часть и сформировать шею и голову. С обратной стороны слегка оттянуть и сформировать хвост.
Сделать подставку цилиндр (
показ геометрической формы – цилиндр).
Кусочек глины слегка раскатать между ладоней для получения нужной формы.

Прикрепить цилиндр к туловищу, примазывая   детали плотно друг к другу.
Дополним фигурку крыльями. Для этого кусочек отделить, скатать два шарика, сделать из них лепешки-капельки и присоединить по бокам (хорошо примазать).
Хорошо загладить поверхность птицы и плотно примазать детали.
Лепные украшения самые простые: шарики, жгутики, завитки, капельки.
Изделие готово к просушиванию.
Для этого поместим его на картонку с вашими птичками и поставим на полку  в классе. Привести рабочее место в порядок и протереть руки влажной тряпочкой.
Несколько дней их нельзя передвигать, они должны хорошо высохнуть и тогда их можно будет раскрашивать гуашевыми красками.

4. Закрепление новых понятий (2 мин.)

– Еще раз повторим этапы работы (схема последовательности лепки):

  1. Разделить кусочек на 3 части.
  2. Сформировать туловище, голову, шею.
  3. Сделать подставку и примазать.
  4. Сделать крылья и лепные украшения по замыслу.
  5. Поставить изделие на просушку.
  6. Навести порядок на рабочем месте. Протереть руки.

5. Самостоятельная творческая работа детей (30 мин.)

Повторить правила при работе с глиной: сгладить поверхность изделия, смочив пальцы водой, перед тем как украшать лепными деталями.

6. Оценка и анализ работы (3 мин.)

Рассматривание работ. Отметить лучшие. Творческий замысел, декорирование, удачный подбор лепных украшений. Демонстрация владения новым материалом. Выявление типичных ошибок, пути их преодоления.

Подведение итогов урока.

– Мы подготовили изделия для просушки, а на следующем уроке раскрасим их гуашевыми красками. Ваши птицы приобретут законченный вид.

7. Домашнее задание (2 мин.)

Найти и рассмотреть картинки с изображением птиц (сказочные, фантастические). Обратить внимание на окраску оперения и декоративные дополнения.
Подготовить краски “гуашь”, 3 кисти разного размера (широкую, среднюю, тонкую), дощечку, тряпочку и стакан с водой.                                                                                                                                                  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)

Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...

Урок литературы " Счастье пробужденья"

Анализ стихотворения В. Ладыженского "Христос воскрес. Скворцы поют..."...

Презентация к уроку: "А счастье было так возможно..."( по повести И.С.Тургенева "Ася")

Повесть И.С. Тургенева "Ася" важна подросткам в пору их первой любви. Вот почему стоит обратить внимание в 8-м класса на эту повесть особое внимание. Тема урока: " А счастье было так...

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья

Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...

Урок "Мешочек счастья"

Материал не изучен, проведена большая исследоавтельская работа учащимися по возрождению национальных традиций по изучению оберегов. одним из которых является "Мешочек благополучия". После вы...

Урок о счастье. ОДНКНР, 5 класс

Разработка  может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Направлена на развитие метапредметных результатов и  духовности учащихся. Содержит интересные материалы для ...

Урок-проект. Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века.( М.Ястребов "Сказка о счастии", В.Правдухин "Яик уходит в море", Л.Сейфуллина "Правонарушители"гл.Тургояк)

Урок-проект формирует исследовательские умения и навыки, смысловое чтение, воспитывает интерес к слову и истории родного края. Обучающиеся работают над проектом по текстам южноуральских писателей нача...