Урок лепки "Птица счастья".
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по предмету «Скульптура малых форм»
во 2-ом классе художественного отделения,
преподавателя Юговой Н. А.
Тема: «Сказочная птица».
Пояснительная записка. Урок разделен на три части.
Первая часть: дети играют в друдлы.
Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. Игра в друдлы:
1.Способствует развитию креативности и образного мышления;
2. Создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность;
3. Стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса со многих точек зрения;
4. Формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
5. идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
6. уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.
Вторая часть: арт – упражнение.
На данном уроке это: «моя красивая ладошка». Дети , совместно с педагогом, «одевают» каждый пальчик в глиняную одежду наряжая деталями (особенно сложно одеть ведущую руку). Педагог подходит к каждому ребенку, знакомится, хвалит маленьких умельцев, за то, что они красиво, оригинально, аккуратно и т.д. лепят из глины. Дети придумывают имена своим мастерам-пальчикам, которые общаются друг с другом, обнимаются, нахваливая. Упражнение помогает наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. Развивает художественные способности, повышает самооценку.
Перемена.
Третья часть: текущая тема на оценку: «сказочная птица».
Цели:
Обучающие:
- Учить детей самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, используя свои умения и знания для изображения пластической формы, изготовление дополнительных деталей;
- Учить правильно, называть геометрические формы;
- Создать выразительные образы пластическими средствами, сочетание способов и приемов лепки;
- Передать в работе свой творческий замысел и характерные признаки птиц (голова, шея, туловище, хвост).
Развивающие:
- Самостоятельный выбор способа лепки на основе обобщенной формы (шар, цилиндр, овал) передача, несложных движений;
- Развивать мелкую моторику рук, координацию работы рук и глаз;
- Развивать чувство ритма в создании формы изделия.
Воспитывающие:
- Совершенствовать технику лепки;
- Научить детей слушать и слышать друг друга, уважать мнение других ребят;
- Создать оригинальное решение творческого замысла;
- Воспитывать аккуратность в работе, умение содержать рабочее место в порядке.
Тип урока: применение знаний, умений, навыков.
Вид работы: Лепка из глины (по восприятию).
Демонстрационный материал: Картинки с изображением «друдл». Глиняные игрушки: тверская птичка, филимоновская птичка, петушок, птички – свистульки. Схематичное изображение последовательности лепки, шарик, цилиндр. Картинки с изображением птиц орнаментальных.
Материалы к уроку: Глина.
Оборудование и инструменты: Фартук, дощечка – подставка, стеки, тряпочка для рук, губка, смоченная водой.
Предварительная работа: Знакомство с игрушками разных промыслов. Рассматривание форм, окраски и украшений игрушек. Создание условий стимулирующих интерес детей к данной теме и виду деятельности.
Прогнозируемый результат: Самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа. Применение знакомых навыков и умений для решения творческих замыслов. Проявление индивидуального замысла при оформлении изделия. Общая ручная умелость. Изготовление целостного изделия, восприятие художественного образа как объект эстетического воспитания. Самостоятельное созидание.
Ход урока.
1.Показ карточек с изображением «друдл» (10 мин.)
Во время показа дети проминают глину.
2.Арт-упражнение «моя красивая ладошка».(20мин.)
1. Организационный момент (15мин.)
Слово учителя. Сегодня мы поговорим о лепке из глины птицы . О птичках можно рассказать длинную историю. Люди всегда восхищались красотой и пением птиц. Еще в глубокой древности люди старались запечатлеть красоту птиц в различных материалах, в том числе и в глине, например филимоновская свистулька. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки..
Тверские птички - свистульки, покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно - коричневом - фоне обожжённой глины. Отличительной чертой тверской игрушки является рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.
Дымковская птичка. Игрушку лепили и расписывали только женщины и дети. Мастерицы лепили игрушку из красной глины, белили ее мелом, разведенном на молоке, и расписывали красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. Узор строго геометрический, состоящий из клеток, полосок, кругов, крупных пятен.
Орнаментами, изображающих птиц ,украшали свою одежду девушки всех народов.
Птица счастья: деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Элемент поморского ремесла. Основным местом происхождения считается Архангельская область. Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси.
Есть даже Международный день птиц, который отмечается первого апреля. Он возник в США.
Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Древнего Египта и Нубии, но все они, как правило, были связаны с небом и солнцем. Постепенно их культ трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам. Например божество-сокол — Хор. Древнеегипетский бог мудрости и знаний, покровитель образования и письма Тот чаще всего изображался в образе человека с головой ибиса.
В последние годы описано множество случаев локальной массовой гибели птиц при использовании человеком различных ядов для борьбы с насекомыми-вредителями и грызунами, при применении некоторых гербицидов , случаи гибели водных птиц при загрязнении нефтью и другими веществами в местах сброса отходов различных производств и т. п. Много птиц гибнет, разбиваясь о маяки и линии электропередач. Большой является разорение гнезд и гибель птенцов луговых птиц во время сенокоса и других сельскохозяйственных работах. В окрестностях крупных городов из-за частого вспугивания птиц нарушается нормальный ход насиживания и выкармливания птенцов.
Красную книгу СССР 1978 года было включено 26 видов птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и 37 видов, сохранение популяции которых вызывает сейчас серьезные опасения.
2.Организация выявлений знаний:
-Кого мы лепили на прошлом уроке?
-Какой способ лепки использовали?
-Как соединяли детали?
3. Изучение нового материала (10 мин)
Рассматривание игрушек. Техника изготовления птицы. Формирование новых понятий.
– Свистульки, индюк, петушок – все это изделия из глины. Что отличает эти изделия друг от друга? (Форма, цвет, характерные признаки.)
– Как же слепить необычную птичку? Какая она может быть? (С хвостом как веер, с большими крыльями, она украшена лепными деталями.)
– Птица может быть изображена по-разному, все зависит от замысла художника-мастера. Но выразительность ее будет зависеть от того, как вы украсите крылья, хвост и голову – лепными украшениями.
Техника изготовления: Глина должна быть в мешочке (чтобы не высыхала) Разделить общий кусочек глины на три части (туловище, голова, хвост). Основная форма туловища – шар или овал (показ геометрической формы – шар). Слепить его легко, так же как из пластилина, катая между ладошками.
Теперь слегка оттянуть с одной стороны часть и сформировать шею и голову. С обратной стороны слегка оттянуть и сформировать хвост.
Сделать подставку цилиндр (показ геометрической формы – цилиндр).
Кусочек глины слегка раскатать между ладоней для получения нужной формы.
Прикрепить цилиндр к туловищу, примазывая детали плотно друг к другу.
Дополним фигурку крыльями. Для этого кусочек отделить, скатать два шарика, сделать из них лепешки-капельки и присоединить по бокам (хорошо примазать).
Хорошо загладить поверхность птицы и плотно примазать детали.
Лепные украшения самые простые: шарики, жгутики, завитки, капельки.
Изделие готово к просушиванию.
Для этого поместим его на картонку с вашими птичками и поставим на полку в классе. Привести рабочее место в порядок и протереть руки влажной тряпочкой.
Несколько дней их нельзя передвигать, они должны хорошо высохнуть и тогда их можно будет раскрашивать гуашевыми красками.
4. Закрепление новых понятий (2 мин.)
– Еще раз повторим этапы работы (схема последовательности лепки):
- Разделить кусочек на 3 части.
- Сформировать туловище, голову, шею.
- Сделать подставку и примазать.
- Сделать крылья и лепные украшения по замыслу.
- Поставить изделие на просушку.
- Навести порядок на рабочем месте. Протереть руки.
5. Самостоятельная творческая работа детей (30 мин.)
Повторить правила при работе с глиной: сгладить поверхность изделия, смочив пальцы водой, перед тем как украшать лепными деталями.
6. Оценка и анализ работы (3 мин.)
Рассматривание работ. Отметить лучшие. Творческий замысел, декорирование, удачный подбор лепных украшений. Демонстрация владения новым материалом. Выявление типичных ошибок, пути их преодоления.
Подведение итогов урока.
– Мы подготовили изделия для просушки, а на следующем уроке раскрасим их гуашевыми красками. Ваши птицы приобретут законченный вид.
7. Домашнее задание (2 мин.)
Найти и рассмотреть картинки с изображением птиц (сказочные, фантастические). Обратить внимание на окраску оперения и декоративные дополнения.
Подготовить краски “гуашь”, 3 кисти разного размера (широкую, среднюю, тонкую), дощечку, тряпочку и стакан с водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)
Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...
Урок литературы " Счастье пробужденья"
Анализ стихотворения В. Ладыженского "Христос воскрес. Скворцы поют..."...
Презентация к уроку: "А счастье было так возможно..."( по повести И.С.Тургенева "Ася")
Повесть И.С. Тургенева "Ася" важна подросткам в пору их первой любви. Вот почему стоит обратить внимание в 8-м класса на эту повесть особое внимание. Тема урока: " А счастье было так...
Урок "Мешочек счастья"
Материал не изучен, проведена большая исследоавтельская работа учащимися по возрождению национальных традиций по изучению оберегов. одним из которых является "Мешочек благополучия". После вы...
Урок о счастье. ОДНКНР, 5 класс
Разработка может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Направлена на развитие метапредметных результатов и духовности учащихся. Содержит интересные материалы для ...
Урок-проект. Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века.( М.Ястребов "Сказка о счастии", В.Правдухин "Яик уходит в море", Л.Сейфуллина "Правонарушители"гл.Тургояк)
Урок-проект формирует исследовательские умения и навыки, смысловое чтение, воспитывает интерес к слову и истории родного края. Обучающиеся работают над проектом по текстам южноуральских писателей нача...
Уроки семейного счастья: как воспитывать мальчиков и девочек
Когда мы принимаем в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, мы хотим поделиться с ним самым ценным – своей любовью, знаниями, опытом, душевным теплом. И вырастить очаровательную дев...