Урок литературы " Счастье пробужденья"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Анализ стихотворения В. Ладыженского "Христос воскрес. Скворцы поют..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЧАСТЬЕ ПРОБУЖДЕНИЯ»
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ.
проведенный в 7 классе МОУСОШ№24
в 2014-2015 уч.г.
УЧИТЕЛЬ: КОЧЕРГА Е.В.
ТЕМА УРОКА: «Счастье пробуждения»
ЦЕЛИ: 1. Воспитывает бережное и внимательное отношение к слову, любовь к традициям русского народа, способствовать возрождению празднования христианских традиций
2. Учить проникновению в содержание текста , осмыслению лингвистических средств создания образности художественный вкус учеников.
ОБОРУДОВАНИЕ
УРОКА: 1. Тексты стихотворений В.Ладыженского.
2. Словарь Ожегова.
3. Библия.
4. Оформление на доске:
а) тема
б) Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ –
и сущим во гробех
живот даровав!
(из пасхальной Заутрени)
«Я есмь Альфа и Омега»
(Библия)
- Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, вот уже много веков колокольный звон , разносящийся во все концы в первое воскресение после весеннего полнолуния, оповещает всех православных о великом событии, о радостном дне, о пришествии светлого праздника Пасхи. «Христос воскрес!»- радостно приветствуют в этот праздник верующие друг друга, троекратно целуются в знак любви и дарят друг другу подарки: писанки – непременный пасхальный сувенир.
Сама природа, кажется, ликует с ними…
Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес!
К Пасхе относились благоговейно. В этот праздник закрывались все присутственные заведения, прекращались все работы…Люди всех сословий объединялись памятью о великом и чудесном Воскресении Христа. На улицах устраивались иллюминации. Друзья и соседи собирались за общим столом.
Помимо этих праздничных атрибутов, традиций, складывалась культура подготовки и встречи праздника, возвещания о нём, культура дарения подарков . За века этот праздник глубоко вошёл в жизнь, родились присказки, поговорки, связанные с ним. Об этом мы с вами уже говорили. А сегодня мне бы хотелось поговорить о литературных традициях II половины 19 века
Поэты этой поры создают ряд стихотворений, связанных с этим радостным праздником. Мы сегодня познакомимся со стихотворением В.Ладыженского.
ХРИСТОС ВОСКРЕС. Скворцы поют
И, пробудясь, минуют степи,
В снегах, журча, ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи.
Ещё задумчив тёмный лес,
Не веря счастью пробуждения.
Проснись! Пой песню воскресенья – Христос Воскрес!
Христос воскрес!
В любви лучах исчезнет скорби мрачный холод.
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех , кто молод.
Заветом благостных небес
Звучит нам песня воскресенья,
Любви, и счастья, и прощения-
ХРИСТОС ВОСКРЕС!
2.Чтение стихотворения учителем
3. Аналитическая работа по тексту.
- Какое настроение создаёт это стихотворение?
-Какова тема стихотворения, его основная мысль?
(Воскресение Христа и пробуждение всего в связи с воскресением)
- Почему, как вы думаете, автор не озаглавил стихотворение
(По-видимому, автор дает право читателю уловить основную мысль стихотворения: что же дает воскресение Христа природе и человеку, как происходит «пробуждение» в природе- Божьем творении и в человеке – вершине Божьего творения ).
-Какие строки дают нам понять , что настал светлый праздник?
(Христос Воскрес. Эта строка повторяется несколько раз. Автор будто бы хочет , чтобы все услышали эту благую весть)
-Какой приём использует автор, повторяя несколько раз эту строчку?(рефрен)
-Какова его роль? Что достигается благодаря этому?
(Автор как бы дает понять , что воскресение – самое важное событие на земле для людей, значимое событие, и об этом нельзя забывать…)
- Да, неслучайно автор начинает с этого своё стихотворение и заканчивает им же. В чем особенность композиции стихотворения? (Композиция кольцевая)
-Верно, композиция стихотворения кольцевая, как и в Библии: «Я есмь Альфа и Омега». Как вы понимаете этот библейский афоризм? (Начало и конец-Бог, и это истина. Недаром и год цикличен, все мы живём от Рождества до Рождества: Рождество - Крещение – Благовещение - Воскресение-Рождество…)
-Какой же главный образ присутствует в стихотворении?
-На сколько частей можно разделить текст?
(1 часть – пробуждение природы,
2 часть – пробуждение человека)
-Рассмотрим 1-ю часть стихотворения.
Прочитаем его.
-Тот же самый приём – кольцевое построение характерен для части стихотворения: Альфа и Омега. Можем ли мы сказать, что действительно происходит «пробуждение». Докажите текстом
(Глаголы движения – «бегут», «рвут»…- передают стремительность действий)
-В каком значении употреблено слово «миновать»?
Работа со словарём Ожегова:
Ученики читают словарную статью, отмечают, что слово употреблено в значении «освободиться» (степи освободятся от снега, льда)
-Как это связано с главным образом в стихотворении?
(Как степи «минуют», т.е. освободятся, так и «Христос воскрес»)
Освобожденные степи дали жизнь растениям, а «Христос сущим во гробех живот даровав
-Как вы понимаете этот стих из пасхальной Заутрени?
-Что происходит в природе?
Нарисуйте систему образов
«Скворцы» - «поют»
«Степи» - «минуют»
«Ручьи» - «ревут»
«Лес» - «задумчив»
- С какой антитезой мы встретились здесь?
-Можем ли мы провести связь с миром люди?
(Мир людей тоже полон противоречий: кто-то пробуждается, а кто и «не верит счастью пробуждения»)
- Итак, система образов: скворцы, степи , ручьи, лес. А какой единый образ видится нам? (Весна)
Да, автор рисует образ весны, «пробужденье», хотя «еще задумчив темный лес», но кажется , что вот-вот наступит время , и он тоже поверит в счастье пробуждения.
-К каким приёмам прибегает автор , чтобы доказать , что все , что происходит сейчас в природе «счастье»?
(Автор использует олицетворение, метафоры)
-Найдите в тексте примеры
1. ручьи бегут, рвут цепи, лес не верит
2.меафора: зимою скованные цепи
-К каким еще приёмам прибегает автор, чтобы показать пробуждение природы?
(Звукозаписи. Употребление З,С,Ч,Ж,Ш, стараясь передать свист скворцов , журчание ручьёв)
-К кому обращается автор, восклицая Проснись! (Это обращение и к лесу, и к человеку, «венцу Божьего творения», к тому, из-за кого пострадал Христос на кресте, для кого воскрес из мертвых.) И это обращение – мостик ко II части стихотворения
Прочитаем его.
Рассмотрим II часть.
-Какой приём использует автор вновь?
(Кольцевое построение)
-Какова главная мысль этой части?
(По воскресении Христа освобождение человека, очищение, изменение в его душе.)
-Под воздействием чего это должно произойти?
(Под воздействием лучей любви)
-Воскресение Христа из мертвых сопровождалось сиянием, блеском, подобным молнии, который озарил тьму, мрак. О каких изменениях поведал автор? (Исчезнет скорби мрачный холод, появится «радость в сердцах» всех людей…)
-Вспомните библейские сюжеты. Так ли произошло с воскресением Иисуса?
-Как вы понимаете «благостные небеса»?
-Посмотрим в словаре, что означает «благостный»
(Приносящий добро, благо, благополучие)
-Недаром в русском языке так много слов с корнем «благо». Вы дома провели маленькую исследовательскую работу, находили слова с этим корнем. Сколько же слов у вас получилось? Какие это слова, какое слово у вас вызвало особый интерес? Почему?
-Как же благо должно проявиться в человеке? Найдите ответ на вопрос в тексте
(Исчезнет скорбь, все будут любить друг друга…)
-Как звучит песня воскресения?
(Как песня любви, счастья и прощения)
-И это так. Прощение, любовь , счастье – вот что несет нам наступающий праздник Светлой Пасхи. Все должны забыть обиды друг на друга, простить, одарить теплом, добром.
Добро и зло творит чудеса
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго – добро,
От злого зло родится.
-Так давайте подарим частичку своего добра нашим гостям. По старым христианским традициям , даря писанку, мы желаем долгих лет жизни, здоровья, просветления в душах, веры в счастье пробуждения.
Д/З- выучить стих наизусть
Итог урока – объявление оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
В методической разработке предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися....
Урок литературы "Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
урок литературы в 10 классе...
интегрированный урок (литература-обществознание) 6 класс "А счастье так возможно...Так близко..."
интегрированный урок по темам "Роман А.С.Пушкина "Дубровский"" (литература) и "Семья" (обществознание)...
Счастье пробуждения Работа с художественным текстом В. Ладыжского "Христос воскрес. Скворцы поют"...
Воскресение Христово - великое событие, благодаря которому происходит пробуждение всего на земле. Данный материал поможет поможет провести урок внеклассного чтения, приуроченный к празднику Светлого В...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).
Урок 3 «Здесь несчастье – лживыйКОНСПЕКТЫЛитература 6 класс Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «С...
Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)
Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...