"ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!"
рабочая программа по теме
Программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khochu_vse_znat.docx | 88.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодежи г.Волжского Волгоградской области (МБОУ ДОД ДТДМ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ДТДМ
__________ С.В.Винокурова
«___» _____________2012 г.
«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
программа дополнительного образования детей 7-10 лет
сроком реализации 2 года.
Разработчик:
Захарова Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Принята методическим советом МБОУ ДОД ДТДМ
Протокол № ____ от __________________ 2012 года
Волжский
2012
Направленность программы.
Программа дополнительного образования детей «Хочу все знать» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — общекультурной; по форме организации — групповой; по времени реализации — двухгодичной.
Программа представляет собой обобщение многолетнего опыта педагогической деятельности разработчика, направленной на самореализацию, социализацию, интеллектуальное и творческое развитие обучающихся, с учетом современных требований к содержанию программ дополнительного образования детей младшего школьного возраста по ФГОС.
Новизна программы состоит в том, что она представляет собой авторскую версию разработки содержания и подбора учебного материала. Логика построения образовательного процесса, подбора содержания, форм и методов совместной деятельности педагога и обучающихся основана на идеях системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова в соответствии с ее главными особенностями:
- введение научных знаний с первого дня обучения;
- организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний;
- открытие в детях невидимого мира потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
Особое внимание в программе уделяется формированию у детей целостного взгляда на мир и место человека в нем, на восприятие ребенком себя как части целого мира, социума, микросоциума, и в то же время осознание ценности своей жизни и здоровья, сложности и богатства внутреннего духовного мира. Взаимодействие педагога и обучающихся строится в соответствии с основными положениями воспитательной концепции «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка» М.И.Рожкова, П.В. Бейбородовой, которая рассматривает воспитание как педагогический компонент процесса социализации, предполагающий целенаправленные действия по созданию условий для разностороннего развития личности человека.
Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и воспроизведению знаний, а пониманию и оценке закономерностей, взаимосвязей, умению анализировать, сопоставлять, мыслить креативно.
Содержание программы, скомбинированное из элементов программ и пособий со сходными функциями, конкретизируется с учетом эколого-географических, национально-культурных особенностей и научных достижений разных стран, России, Волгоградской области и города Волжского.
Программой предусматриваются новые формы деятельности детей младшего школьного возраста. В содержание программы внесены опыты и исследования, проектная деятельность, посильные детям этого возраста, уделено больше внимания анализу обучающимися результатов наблюдений, своей самостоятельной деятельности, групповой работы, отображению впечатлений в творческих работах детей. Занятия по данной программе являются обучением в игровой деятельности с использованием современных компьютерных и информационных технологий.
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что в младшем школьном возрасте необходимо создать такие условия для развития ребенка, в которых он сможет расширить свой кругозор и освоить навыки теоретического и креативного мышления. Программа призвана решать эту проблему и удовлетворять познавательные потребности детей, приобщать их к научным знаниям, культурным и общечеловеческим ценностям при обеспечении их эмоционального благополучия.
Педагогическая целесообразность программы объясняется возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. В данном возрасте происходит смена образа и стиля жизни ребенка: новые требования, новая социальная роль учащегося, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. Младший школьник приобретает определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
- Меняется ведущая деятельность .
- Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
- Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к оценкам).
- Мотивация достижения становится доминирующей.
- Происходит смена распорядка дня.
- Укрепляется новая внутренняя позиция.
7.Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.
Мотивы учения:
- познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);
- социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
- узколичные — получить хорошую оценку, заслужить похвалу .
В результате учебной деятельности возникают психические новообразования, произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
Поэтому построение образовательного процесса по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова является наиболее целесообразным в данном возрасте и в системе дополнительного образования. Такое обучение доступно каждому ребенку, оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности, при использовании современных педагогических технологий уже в младшем школьном возрасте:
- формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
- воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
- способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
- развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.
В основе организации образовательного процесса лежат принципы индивидуальности, доступности, преемственности и результативности обучения и воспитания, реализующиеся в активных и интерактивных формах и методах дифференцированного обучения, игровых занятиях.
Введение игры как метода обучения младших школьников определяется тем, что в данном возрасте игра – не ведущий, но все еще актуальный вид деятельности. Игра определяет психическое развитие детей, удовлетворяет детские интересы, является формой познания мира и способом взаимодействия с ним.
Эффективность реализации программы предполагает соблюдение нескольких обязательных условий:
- заинтересованность к изучению и познанию нового;
- добровольность и готовность к диалогу;
- взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения;
активное участие, сотрудничество обучающихся и педагога; - индивидуальный подход и создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Цели программы: сформировать у обучающихся устойчивый интерес к изучению и совершенствованию окружающей действительности и себя как части целостного мира, стремление к познанию, исследованию и творчеству, развивать теоретическое и креативное мышление.
Задачи:
- Расширить круг научных знаний обучающихся, представлений об окружающем мире, сформировать умение соотносить себя с окружающей действительностью, приобщить к культурным и общечеловеческим ценностям.
- Сформировать мотивацию к познанию и творчеству через развитие познавательных умений и мыслительных операций, способов творческой деятельности.
- Воспитать гуманное, бережное отношение к окружающей природе, (формирование экологической культуры), всему живому, своей жизни и здоровью (формирование здорового образа жизни).
- Создать ситуацию успеха для обучающихся, условия реализации их познавательных и творческих возможностей через овладение способами получения информации, анализа, конструирования, трансляции своих знаний и умений, вербальными видами коммуникации и практическими формами взаимодействия.
- Способствовать развитию нравственных качеств личности, коммуникативных способностей, потребности выполнения правил и норм поведения.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программное содержание представляет собой комплекс средств развития и социализации ребенка, включающий в себя следующие взаимосвязанные компоненты:
- Когнитивный компонент.
- Деятельностный компонент.
- Коммуникативный компонент.
- Социально-поведенческий компонент.
- Ценностный компонент.
На каждом занятии используются игровые упражнения, задания, способы практической деятельности, создаются специальные педагогические ситуации, нацеленные на развитие определенных личностных и психических новообразований детей в соответствии со всеми предложенными компонентами.
Когнитивный компонент призван в первую очередь удовлетворить постоянно нарастающую познавательную потребность ребенка младшего школьного возраста, развивать любознательность детей, приучая к систематическому пополнению жизненного опыта. Использование мультимедийных средств, современных компьютерных и информационных технологий в образовательном процессе позволяет предоставить обучающимся для изучения разнообразный, интересный материал, сформировать целостную объективную картину мира.
Содержание включает в себя знания из различных образовательных областей:
- астрономия,
-биология,
- экология,
- география,
- история,
-достижения науки и техники,
-культура и искусство,
- жизнь и здоровье человека, его внутренний духовный мир,
- межличностные взаимоотношения,
- мир профессий,
- правила и культура поведения,
- способы самообразования.
Деятельностный компонент включает в себя способы деятельности, способствующие развитию мышления, умению работать с информацией самостоятельно, в команде, в сотрудничестве со сверстниками и педагогом.
В процессе разнообразной практической деятельности (изодеятельность, ручной труд, инсценировка, создание групповых и индивидуальных проектов, поиск информации в различных источниках) ребенок знакомится с методами, необходимыми для исследования, наблюдения, анализа, эксперимента, учится конструировать свои знания, проектировать свою деятельность, транслировать результаты своей деятельности. Все это поможет в дальнейшем ему эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в повседневной жизни, при изучении школьных дисциплин.
Коммуникативный компонент включает в себя средства, способствующие развитию коммуникативных способностей детей, профилактике негативных эмоциональных состояний.
Условием полноценного развития младших школьников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. В соответствии с поставленными целями и видами деятельности на занятиях используется несколько форм общения педагога и ребенка:
- деловое общение, в которое вступает ребёнок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество со взрослыми развивает у ребёнка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;
- познавательное общение с педагогом по поводу волнующих ребёнка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;
- личностное общение, в которое вступает ребёнок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребёнок делится с педагогом своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребёнка, формируются социально-ценностные ориентации, осознаётся смысл событий.
Разнообразить практику общения педагога с каждым ребёнком может использование нескольких моделей взаимодействия:
- по типу прямой передачи опыта, когда педагог учит ребёнка новым способам действия;
- по типу равного партнёрства, когда педагог – равноправный участник детской деятельности;
- по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в решении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают ему советы и т.п.
В младшем школьном возрасте ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. В соответствии с этими особенностями в содержание занятий включены упражнения и игры, способствующие профилактике негативных эмоциональных состояний, снятию нервного и физического напряжения, утомляемости, развитию произвольности психических процессов и поведения.
Социально-поведенческий компонент предполагает создание условий для осознанного восприятия социального опыта взаимодействия с окружающей действительностью. Он призван воспитывать экологическое мировоззрение и культуру поведения в различных сферах жизни. Специально организованные ролевые игры, связанные как с продуктивной деятельностью, так и со сферой общения, дают возможность детям почувствовать себя взрослыми в привычной игровой деятельности, научиться совершать выбор, принимать решения, соответствовать социальной роли. Данный компонент программы призван способствовать развитию нравственных качеств личности: дружба, взаимопомощь, забота, сострадание; формировать потребность в общении; способствовать сплочению коллектива; развивать умение ориентироваться в новой социальной среде; осваивать новые социальные роли.
Ценностный компонент направлен на интеграцию ребенка в культурную среду разных стран, нашей страны, родного края, нашего города, развитие любви к родному краю, приобщение к культуре и традициям своего народа. Через погружение в историческое и научное наследие человечества, изучение достопримечательностей и знаменательных событий, ребенок перенимает общечеловеческие и нравственные ценности. Решается еще несколько задач:
- формировать нравственные нормы, принятые обществом, учить действовать сообразно с ними;
- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за свои слова и поступки;
- развивать толерантность и бережное отношение ко всему живому.
Содержание программы разбито условно на 20 тематических разделов.
Все тематические разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Теоретические и практические занятия по программе связаны с использованием компьютерной техники и мультимедийного обеспечения. Программа ориентирована на использование широкого комплекса наглядности и предусматривает применение новых информационных технологий. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения работать в команде и индивидуально, планировать и выполнять творческое задание.
Данная программа также отличается следующим:
- Программа адаптирована к условиям дополнительного образования и дополнена новым содержанием в соответствии с приоритетностью интеллектуального и компетентностного развития обучающихся, по сложности программа интегрированная, так как происходит подача учебного материала из разных областей знаний, а практическая работа предусматривает развитие как общедеятельностных, так и специальных умений.
- Программа имеет элементы социально-адаптивной направленности, так как развитие личностных и психологических новообразований непосредственно связано с успехами будущего обучения и самообразования, творческой и интеллектуальной реализации детей.
- Структура программы - спиральная, материал расположен последовательно по учебным блокам, с повторениями и возвращением к пройденному материалу. Каждая последующая тема содержания опирается на ранее полученные знания и умения, активизирует познавательные интересы обучающихся с целью их дальнейшего совершенствования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 10 лет. Обучающиеся в этом возрасте способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания, что определяется возрастными изменениями.
У младшего школьника увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов, он проявляет собственную активную позицию к языку, легко овладевает звуковым анализом слов, прислушивается к звучанию слов. Потребность младших школьников в общении определяет речь.
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).
В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Активно формируется произвольное запоминание.
Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — продуктивное. В 7 лет воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. 7-9 лет — сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).
Развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит не только от успехов в обучении, но и от особенностей общения педагога с детьми. Обращение с ребенком, как со взрослым обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Высока потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых.
Сроки реализации образовательной программы: 2 года обучения.
Формы занятий: коллективные (знакомство с новым материалом), групповые (викторины, создание творческих работ), индивидуальные (самостоятельная работа).
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и ТСО. Теоретическая часть занятий включает в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия, повторение пройденного материала в игровых упражнениях или опросах, ознакомление с новым материалом при помощи мультимедийных презентаций, видеороликов, решения проблемных ситуаций, исследовательско-поисковой деятельности, опытов и экспериментов. То есть теоретические сведения обучающиеся получают в активной деятельности. Большее количество времени занимает практическая часть – создание разнообразных творческих продуктов в различных видах деятельности (рисование, сочинение сказок, ручной труд, инсценировки, работа над проектом).
Практические задания предполагают различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа (коллективно)) в зависимости от целей и особенностей деятельности. Это позволяет воспитать у обучающихся учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками.
Каждое занятие обязательно включает паузы для отдыха (релаксационные упражнения, игры на профилактику негативных эмоциональных состояний, способствующие сохранению здоровья и психологического благополучия детей). Паузы для отдыха позволяют детям расслабиться и разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Содержательную сторону пауз педагог определяет самостоятельно, исходя из потребностей обучающихся и темы занятия. Паузы для отдыха могут включать пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, психогимнастику, физические упражнения разной степени активности (за столами и вне их); могут быть отданы для полного расслабления детей. В основном паузы для отдыха играют положительную роль в освоении программного материала, так как напрямую связаны с темой занятия.
Большинство занятий носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению детьми поставленных задач, выбору ими приёмов и средств, проверки правильности решения.
Обучение детей строиться как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Дидактические игры и игры состязательного характера несут эмоциональную окраску и создают для детей ситуацию успеха.
В содержание занятий включены специальные методы, способствующие гармонизации развития личности, диагностике и коррекции негативных эмоциональных проявлений, снятию закомплексованности, развитию уверенности в себе:
-игротерапия,
-арттерапия (рисуночная терапия, основанная на
изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия, музыкотерапия, сказкотерапия);
- психогимнастика.
Перечисленные методы являются специально организованным обучением способам самосовершенствования личности, в ходе которого решаются
следующие задачи:
овладение социально-поведенческими знаниями;
развитие способности познания себя и других людей;
формирование положительной «Я-концепции».
Основная цель здесь — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Режим занятий. Программа рассчитана на 144 занятия ( 2 года обучения). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 занятию. Продолжительность занятия – 45 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать об:
- устройстве мира, космосе, космических телах;
- растительном и животном мире разных континентов, водоемов, лесов и особенностях их жизни в соответствии с сезонными изменениями;
- сказках, детских книгах, способах работы с книгой;
- особенностях человеческого организма, способах сохранения здоровья;
- правилах поведения, особенностях различных профессий;
- символике, достопримечательностях, достижениях науки и культуры России, города Волжского.
Обучающийся будет уметь:
- ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания;
- интегрировать знания из различных областей наук;
- критически и творчески мыслить;
- наблюдать, фиксировать увиденное, сравнивать, анализировать;
- оформлять и транслировать полученные знания
- работать индивидуально и в команде;
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- применять знания и умения в практической деятельности;
- решать нестандартные задачи, ориентироваться в новых условиях;
- совершенствовать свои коммуникативные умения, адаптироваться в социальной среде;
- снимать негативные эмоциональные состояния, заботиться о своем здоровье;
- проектировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, выступать публично.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- осознания и присвоения культурных, нравственных, общечеловеческих ценностей;
- потребности выполнения правил и норм, утвержденных обществом, определяемых социальными ролями;
- толерантности, доброжелательности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
- гуманного, бережного отношения к окружающей природе (формирование экологической культуры);
- чувства ответственности за окружающую среду, неравнодушия, понимания себя как части целостного мира;
- стремления к познанию нового, самообразованию, самореализации, совершенствованию себя и окружающей действительности;
- устойчивого желания проявлять свои интеллектуальные и творческие умения в жизни.
Способы проверки результатов освоения программы условно можно разделить на три группы:
- диагностические методики ( проверка уровня развития мыслительных операций, личностных новообразований, коллективистских качеств, установок, интересов, эмоционального состояния, умения анализировать, коммуникативных умений);
- деловые, ролевые игры, игровые упражнения, мультимедийные викторины, задания для самостоятельной работы (контроль усвоения знаний, умения применять знания в различных ситуациях, умения работать индивидуально и в команде, соблюдать правила, конструировать свои знания и проектировать свою деятельность);
- творческие задания (изучения способностей и наклонностей обучающихся, проверки умения транслировать свои знания и умения в творческой деятельности).
Учебно-тематический план
№ | Название тематического раздела. | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1 год обучения. | ||||
Введение в образовательную программу «Путешествие в страну Мудрецов» | 1 | 1 | ||
1 | «Земля – наш дом!» | 3 | 1 | 2 |
2. | «Красота вокруг нас!» | 4 | 1 | 3 |
3. | «Откуда в мире столько воды?» | 5 | 1 | 4 |
4. | «Жители подводного царства» | 5 | 2 | 3 |
5. | «Электричество вокруг нас» | 4 | 1 | 3 |
6. | «Сказки дремучего леса» | 7 | 2 | 5 |
7. | «Птицы - кто они?» | 4 | 1 | 3 |
8. | «Как живут животные?» | 10 | 3 | 7 |
9. | «В гостях у сказки» | 17 | 5 | 12 |
10. | «Русь, Россия, Родина моя» | 11 | 4 | 7 |
Заключительное обобщающее занятие «Калейдоскоп знаний» | 1 | 1 | ||
2 год обучения. | ||||
Введение в образовательную программу «Если был бы Солнцем я!» | 1 | 1 | ||
11. | «Кто же я?» (о человеке, семье, доме) | 8 | 2 | 6 |
12. | «В гости к вежливому гному» | 6 | 2 | 4 |
13. | «Что чудесного в мире?» | 8 | 4 | 4 |
14. | «Звезды и звездочки» | 8 | 3 | 5 |
15. | «Кто это придумал?» | 6 | 2 | 4 |
16. | «Не о тебе ли эти книжки?» | 8 | 2 | 6 |
17. | «Особенные – значит интересные!» | 6 | 2 | 4 |
18. | «Будьте здоровы!» | 8 | 1 | 7 |
19. | «Такой город на свете один!» | 6 | 2 | 4 |
20. | «Какая бывает работа?» | 5 | 2 | 3 |
Заключительное обобщающее занятие «Все на свете интересно!» | 2 | 2 | ||
Итого: | 144 | 43 | 101 |
1 год обучения.
№ занятия | Тема занятия | Содержание материала | Формы и методы организации образовательного процесса | Методическое обеспечение |
1. | Введение в образовательную программу «Путешествие в страну Мудрецов» | Знакомство детей с педагогом, с Дворцом творчества детей и молодежи, объединением «Хочу все знать!», с разделами образовательной программы и видами деятельности. | Мультимедийная викторина «Путешествие в страну Мудрецов» | Мультимедийная презентация – игра, раздаточные комплекты заданий игры, простые карандаши, фломастеры, маршрутные карты, буквы из названия корабля. |
Раздел 1. «Земля – наш дом!» | ||||
2. | «Что это за шар?» | Как видим нашу планету мы, находясь здесь, как видят Землю космонавты из космоса? Глобус – уменьшенная модель нашей планеты. Что обозначают голубой, зеленый, желтый, белый и коричневый цвета на изображении земного шара? Почему мы не падаем с Земли, если она круглая? | Рассматривание изображений, беседа, знакомство с глобусом, игра-викторина «Материки», подвижная игра «Кто где живет?» | Мультимедийные презентации «Земля – наш дом», «Сила притяжения», дидактический материал к игре «Материки». |
3. | «Что такое космос?» | Что общего в словах «космос» и «косметика»? Общий корень, означающий «украшать». Легенды о том, как создавался космос, космические тела. Солнце – ближайшая к нам звезда. Солнечная система. Значение Солнца для нашей планеты и ее жителей. | Работа со словарем, знакомство с новым материалом, беседа, упражнения на сравнение по цвету, размеру, форме, групповая творческая работа с пластилином – создание картины «Солнечная система» | Этимологический словарь, раздаточный материал- геометрические фигуры, пластилин, листы А-3, простые карандаши, мультимедийные презентации «Солнце», «Как устроен космос» |
4. | «Все мы – жители Земли» | Природа живая и неживая. Многообразие живых организмов, обитающих на земле. Разнообразие растительного мира. Отличительные особенности растительного и животного мира нашего региона. Редкие и вымирающие виды. «Красная книга». Охрана природы и бережное отношение к меньшим братьям. | Работа с таблицами, литературой, беседа, просмотр видеоматериалов, экскурсия в Зимний сад Дворца. | Видеоролик «Растения и животные Волгоградской области», «Красная книга», таблицы для заполнения «Природа живая и неживая» |
Раздел 2. «Красота вокруг нас!» | ||||
5. | «Каждый охотник желает знать!» | Краски природы. Сезонное изменение окружающего нас мира. В какие цвета окрашивает мир осень, зима, весна и лето. Осенние листья. | Беседа, экскурсия в парк Дворца, рассматривание и сравнение деревьев, листьев, запоминание названий деревьев. Рисование осенних листьев. | Цветные карандаши, бумага, мультимедийная презентация «С какого дерева листок?» |
6. | «Почему солнце – днем, а звезды – ночью?» | Вращение Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца. Сезонные изменения, смена дня и ночи. | Мультимедийная викторина, рассматривание изображений, упражнения на сравнение, описание, аппликация «День-ночь» | Мультимедийная презентация «Почему солнце – днем, а звезды – ночью?», раздаточный материал: клей, ножницы, цветной картон, цветная бумага |
7. | «Почему дует ветер и идет дождь?» | Природные явления. Народные приметы. | Мультимедийная викторина, упражнения на тренировку памяти, умения высказывать свои впечатления. | Мультимедийные перезентации «Почему дует ветер и идет дождь», «Цветотерапия», «Красота вокруг нас» |
8. | «Живая аптека» | Лекарственные растения. Их особенности, значение, место произрастания. | Работа с литературой в парах, подготовка сообщений, зарисовывание, выступление. | Книги о лекарственных растениях, бумага, цветные карандаши, фломастеры. |
Раздел 3. «Откуда в мире столько воды?» | ||||
9. | «Откуда к нам в дом пришла вода?» | Как вода попадает в наш дом, откуда она приходит. Водоемы: виды и типы. | Изучение нового материала, коллективная работа – макет дома из конструктора | Мультимедийные презентации «Откуда к нам в дом пришла вода?», «Водоемы», конструктор. |
10. | «Нам всегда нужна вода!» | Значение воды для живых организмов, в том числе для человека. Свойства и состояния воды. | Групповая работа: исследование значения воды, опыт – растапливание льда, упражнения на тренировку аналитических умений, беседа | Мультимедийная презентация «Волшебные свойства воды», кусочек льда на тарелке. |
11. | «Жила –была речка» | Вода в разное время года, сезонные изменения в жизни водоема. | Просмотр видеоматериалов, сравнение, беседа, музыкотерапия. | Видеоролик «Жила-была речка», видеоряд под аудиозапись «Времена года» Вивальди |
12. | «Красиво падает вода!» | Водопады природные и искусственные. Фонтаны нашего города. | Просмотр видеоролика, самостоятельная работа с фотоматериалами, работа с интернет-ресурсом. | Видеоролик «Водопад», фотографии фонтанов нашего города, сеть-интернет |
13. | «День чистой воды» | Значение воды для предприятий. Загрязнения водоемов. Как жить без чистой воды? Как жить, чтобы вода была чистой? | Просмотр фото чистой реки и загрязненной, анализ, сравнение, беседа, групповая работа «День чистой воды» | Мультимедийная презентация «Загрязнение водоемов» |
Раздел 4. «Жители подводного царства» | ||||
14. | «Подводный мир» | Жители пресного водоема: растительный и животный мир. Способы рисования красками. Рисование по мокрой бумаге. | Просмотр видеоматералов, рисование красками «Подводный мир», подвижная игра «Ныряльщики» | Видеоролик «Что там вод водой?», раздаточный материал: гуашь, кисти, бумага, стакан-непроливайка. |
15. | «Кто такие рыбы?» | Многообразие видов рыб, особенности строения. Среда и условия обитания и жизнедеятельности. Жители аквариума. | Изучение нового материала, экскурсия в Зимний сад Дворца, рассматривание обитателей аквариума, описание, сравнение, придумывание и рисование необычной рыбы, заседение в общий аквариум. | Мультимедийная презентация «Все о рыбах», бумага, фломастеры, ватман – аквариум, клей, ножницы. |
16. | «Море волнуется – раз…» | Жители морей и океанов. Полезные водоросли, кораллы и моллюски. | Беседа, знакомство с новым материалом, упражнения на сравнение, установление связей, рисование водорослей, ракушек, кораллов, заселение в аквариум. | Мультимедийная презентация «Жители морей и океанов», клей, ножницы, фломастеры, бумага. |
17. | «Море волнуется – два…» | Интересные факты о жизни морских животных: дельфинов, китов, морских львов и др. | Знакомство с новым материалом, самостоятельная работа с литературой – поиск интересной информации, выступление с сообщениями | Мультимедийная презентация «Удивительное - рядом», энциклопедии о животных. |
18. | «Море волнуется – три, морская фигура на месте замри!» | Закрепление и обобщение знаний о водоемах и их обитателях. | Мультимедийная викторина «По морям, по волнам», психогимнастика. | Мультимедийное сопровождение викторины, бумага, фломастеры, карточки с заданиями. |
Раздел 5. «Электричество вокруг нас» | ||||
19. | «Путешествие капельки» | Что такое гидроэнергетика. Какие бывают еще источники энергии. Гидроэнергетические объекты. Волжская ГЭС | Просмотр обучающего мультфильма, групповой пересказ содержания, знакомство с новым материалом. | Обучающий мультфильм «Путешествие капельки», мультимедийная презентация «Как добыть энергию?», видео о Волжской ГЭС |
20. | «Как воды поток добывает ток» | Как из воды получается энергия. Как добыть энергию из воздуха. Ветряные мельницы. | Просмотр мультфильма «Беги, ручеек!», анализ содержания, беседа, проектирование энергетического объекта – склеивание из бумаги ветряной мельницы. | Мультфильм «Беги, ручеек!», бумага, клей, ножницы. |
21. | «Строители плотин» | Бобры – первые строители плотин. Особенности жизни бобров. Современные плотины и плотины, которые строят бобры. | Просмотр видеоролика, рассуждение, сравнение, анализ. | Видеоролик «Строители плотин», мультимедийная презентация «Плотины и их строители» |
22. | «Чистая энергия воды» | Закрепление и обобщение знаний об энергетике, истории строительства Волжской ГЭС. | Мультимедийная викторина | Сопровождение викторины «Волжская ГЭС» |
Раздел 6. «Сказки дремучего леса» | ||||
23. | «Звуки леса» | Какие звуки мы слышим в лесу? Чьи это голоса? | Арттерапия – рисование картины под музыку. | Мультимедийная презентация «Кто в лесу живет?», бумага, фломастеры, медитативная музыка «Звуки леса» |
24-25 | «Раз-грибочек, два-поганка» | Грибы съедобные и несъедобные. Строение гриба. Как собирать грибы. | Отгадывание загадок, просмотр видео-сказок о грибах, мультимедийная игра «Грибная поляна», музыкотерапия , рисовании грибов, оформление выставки рисунков «Грибная полянка» | Видео-сказки «Белый», «Лисички», «Бледные поганки», мультимедийная презентация «Грибная поляна», видеоряд под песню «Мухоморы», бумага, краски, кисти, стаканы-непроливайки. |
26. | «Обитатели леса» | Особенности жизни животного мира леса в связи с сезонными изменениями в природе. Животные, впадающие в спячку. | Викторина «Обитатели леса» | Мультимедийное сопровождение викторины, карточки с изображениями животных. Презентация «Кто спит зимой?» |
27. | «У кого шесть ног, а у кого восемь?» | Насекомые и паукообразные. Сходства и отличия. Особенности строения и условий жизни. | Изучение нового материала. Упражнения на сравнение, установление связей, арттерапия «Паучья семейка» | Мультимедийные презентации «Кто такие насекомые», «Жизнь паука», бумага, простые карандаши. |
28. | «Бабочка-красавица!» | Разнообразие бабочек. Жизненный цикл бабочки. | Цветотерапия – просмотр видеоролика о бабочках, сказка «Чудесное превращение», творческая деятельность – изготовление бабочки из бумаги, отгадывание кроссворда. | Мультимедийная презентация – сказка «Чудесное превращение», видеоролик о бабочках, бумага, клей, ножницы, анимированный кроссворд «Насекомые» |
29. | «День леса» | Закрепление и обобщение знаний о деревьях, лекарственных растениях, ягодах, грибах, животных леса. | Интерактивная игра. | Разработка интерактивной игры «День леса» |
Раздел 7. «Птицы – кто они?» | ||||
30. | «Птицы улетают?» | Птицы. Особенности строения и условий жизни. Чем питаются птицы? Птицы перелетные и зимующие. | Знакомство с новым материалом, игра «Угадай по клюву», рисование птицы с помощью геометрических фигур. | Мультимедийные презентации «Все о птицах», «Птицы-буквы», «Перелетные и зимующие птицы», бумага, простые карандаши, фломастеры. |
31. | «Покормите птиц зимой» | Птицы, зимующие в нашем регионе. Способы изготовления кормушек из бросового материала. | Проверка знаний о зимующих и перелетных птицах, изготовление кормушек из пластиковых бутылок. | Мультимедийная презентация «Покормите птиц зимой», пластиковые бутылки, ножницы, скотч. |
32-33 | «Друзья-пернатые» | Что такое стенгазета. Правила оформления. Закрепление и обобщение знаний о птицах. | Подготовка статей, фотоматериалов и рисунков, оформление стенгазеты «Друзья-пернатые» | Ватман, клей, ножницы, фломастеры, фотоматериал, дополнительная литература о птицах. |
Раздел 8. «Как живут животные?» | ||||
34-35 | «Самые-самые» | Интересные факты из жизни животных. Самые древние животные, самые большие, маленькие, быстрые и т.д. | Изучение нового материала, работа с дополни-тельными источниками информации, проектная деятельность – разработка и оформление Книги рекордов Гиннеса для животных | Презентация «Животные-рекордсмены», бумага, клей, фломастеры, дополнительная литература – энциклопедии о животных, сеть-интернет |
36-38 | «Кто живет в Африке?» | Животные Африки. Как живут слоны, жирафы, лемуры, гориллы, львы, крокодилы и трубкозуб. | Изучение нового материала, просмотр видеороликов, упражнения на сравнение, описание, инсценировка «Один день в Африке» | Презентация «Животные Африки», видеоролики о животных, костюмы или маски животных, презентация «Слоны» |
39. | «Кто живет в Австралии?» | Животные Австралии: коала, ехидна, утконос, кенгуру. | Просмотр видеороликов, беседа, упражнение на развитие воображения «Придумай животное» | Видеоролики о животных, фрагмент фильма «Дети-шпионы -2» о мини-зоопарке. |
40-41 | «Кто на севере живет, а кто на юге?» | Животные – обитатели Арктики и Антарктиды: белые медведи, пингвины, овцебыки, морской слон и морской леопард. Правила конструирования выступления, подготовки мультимедийной презентации. | Самостоятельная работа с литературой и интернет-ресурсом, подготовка сообщений о животных, выступления с презентациями. | Энциклопедии о животных, компьютерный класс, сеть-интернет |
42. | «Верные друзья» | Домашние животные. Их роль в жизни человека. | Просмотр видеороликов, подготовка сообщения о своем домашнем питомце к игре «В мире животных» | Видеоролики о домашних животных. |
43. | «В мире животных» | Обобщение и закрепление знаний о животных. | Интеллектуально-познавательная игра. | Разработка интеллектуально-познавательной игры «В мире животных» |
Раздел 9. «В гостях у сказки» | ||||
44. | «Путешествие по сказкам» | Введение в мир сказок и сказочных персонажей. Актуализация знаний детей о русских народных сказках. | Мультвикторина | Мультимедийное сопровождение к мультвикторине «Путешествие по сказкам» |
45. | «Мой любимый сказочный герой» | Автор сказки. Художник-иллюстратор. Какие бывают иллюстрации к сказкам. | Работа с детскими книгами, анализ иллюстраций, рисование на выставку «Мой любимый сказочный герой». | Детские книги, бумага, краски, карандаши, фломастеры. |
46. | «У Лукоморья…» | Сказки А.С.Пушкина, герои сказок, волшебные события. | Мультимедийная интеллектуально-познавательная игра. | Разработка интеллектуально-познавательной игры «У Лукоморья…», мультимедийное сопровождение к ней |
47. | «Самый большой великан» | Знакомство с творчеством детских писателей. | Работа с литературой, чтение и пересказ. | Детские книги. |
48. | «Загадка-отгадка» | Загадка как вид литературного творчества. Правила построения загадки. Использование метода описания предмета по его свойствам для создания загадки. | Отгадывание загадок, анализ и сравнение, придумывание загадок. | Мультимедийное сопровождение загадок. |
50-55 | «Мы-художники» | Правила структурирования книги. Какие бывают сборники загадок. Что такое сборник загадок в рисунках. Роль художника-иллюстратора в создании сборника загадок в рисунках. | Проектная деятельность: подбор загадок для сборника, рисование иллюстраций к загадкам, разработка структуры и оформления сборника, создание сборника литературных загадок в рисунках. | Детские сборники загадок, бумага, фломастеры, компьютер, цветной принтер, брошюровщик. |
56. | «Книжкина больница» | Книга-источник знаний. Книга требует бережного и уважительного к ней отношения. Со временем книги нуждаются в мелком ремонте, некоторые в переплете. Как помочь книгам? Способы мелкого ремонта книг. | Просмотр видеоролика, обсуждение, ремонт детских книг из библиотеки Дворца. | Книги, нуждающиеся в ремонте, переплетные наборы, клей, ножницы, линейки, видеоролик о книгах. |
57-61 | «С золотым ключиком в книжное царство» | Знакомство с библиотекой Дворца, книжным фондом, правилами работы библиотеки. Наши первые энциклопедии. Неделя детской книги: воспитательные мероприятия «Азбука библиотеки», участие в конкурсе чтецов. Награждение детей по итогам участия в конкурсах и мероприятиях, вручение каждому автору и художнику-иллюстратору авторского экземпляра сборника литературных загадок в рисунках | Беседы, изучение нового материала, экскурсия в библиотеку «И откроется целый мир», выбор и разучивание стихотворений, работа в библиотеке с литературой. | Книжный фонд библиотеки Дворца. |
Раздел 10. «Русь, Россия, Родина моя» | ||||
62. | «Где мы живем?» | Место расположения России на карте мира. Различные климатические особенности в разных областях нашей страны. Особенности растительного и животного мира. | Работа с картой, глобусом. Сравнение, сопоставление. Просмотр видеоролика. Беседа. | Мультимедийная презентация «Русь, Россия, Родина моя!», различные карты мира, глобус, видеоролик «Как прекрасен этот мир, посмотри!» |
63. | «Символика» | Государственная символика России: герб, флаг, гимн. История, значение, расшифровка. Негосударственные символы. | Изучение нового материала, беседа, работа с картой цветов. | Мультимедийная презентация «Символика РФ», карты цветов. |
64. | «Моя символика» | Символика разных стран, обозначение цветов и предметов в гербах и флагах. Что такое «девиз»? | Изучение нового материала. Проектная деятельность: разработка своей символики «Мой девиз, флаг, герб» | Мультимедийная презентация «Символы и знаки», энциклопедии, бумага, фломастеры, карандаши. |
65 | «По одежке встречают?» | История русского костюма. Отражение в изобразительном искусстве, народных промыслах и ремеслах. | Изучение нового материала, сравнение, описание, изобразительная деятельность: рисование матрешки | Мультимедийные презентации «Русский народный костюм», «Русские узоры», настоящие матрешки, заготовки с изображением матрешки, фломастеры, карандаши. |
66. | «Ягодки-цветочки» | Русское народное творчество: хохлома, городецкая роспись, гжельские узоры, резное дело. | Изучение нового материала, просмотр видеоролика, обсуждение, сравнение, изобразительная деятельность: рисование в выбранном стиле. | Мультимедийная презентация «Русское народное творчество», видеоролик «Резьба по дереву», краски, бумага, кисти, стаканы-непроливайки, образцы росписи и резьбы. |
67-69 | «Волшебные узоры» | Русское народное рукоделие: вышивание, вязание, плетение кружева, макраме. | Изучение нового материала, просмотр видеороликов, описание, сравнение, установление связей, экскурсия в объединение «Вологодское кружево» - знакомство с миром плетения на коклюшках, творческая работа – плетение макраме. | Мультимедийная презентация «Волшебные узоры», видеоролики «Как петух попал на полотенце?», «Что же это за цветы?», «Из веревочек и ниток», набор для макраме. |
70-71 | «Кто в теремочке живет?» | История русской архитектуры: терем и изба, крылечки и ворота, церкви и колокольни, крепости и сторожевые башни. Русские богатыри. | Мультимедийная викторина – актуализация знаний и изучение нового материала, музыкотерапия, сравнение, зарисовывание, сказкотерапия. | Мультимедийное сопровождение викторины «Кто в тереме живет?», видеоролики о русских богатырях, бумага, карандаши, видеоряд под медитативную музыку, колокольный звон. |
Итоговое занятие | ||||
72. | «Калейдоскоп знаний» | Заключительное обобщающее занятие. | Интеллектуально-познавательная игра | Разработка интеллектуально-познавательной игры «Калейдоскоп знаний» и мультимедийное обеспечение к ней. |
2 год обучения.
№ занятия | Тема занятия | Содержание материала | Формы и методы организации образовательного процесса | Методическое обеспечение |
1. | «Если был бы Солнцем я!» | Введение в образовательную программу 2-го года обучения. Что такое внутренний духовный мир человека. | Цветотерапия, изучение нового материала, анализ своих впечатлений, рассуждение, беседа, творческая работа «Я – солнце» | Мультимедийная презентация «Солнце», листы бумаги А-3, фломастеры. |
Раздел 11. «Кто же я?» (о человеке, семье, доме) | ||||
2-3 | «Точка, точка, запятая…» | Кто мы – люди? Чем отличаемся от других живых организмов? Что общего у нас, ведь все мы разные. Как нарисовать человека. | Просмотр видеоролика, обсуждение, беседа, сравнение, изучение нового материала, рисование человека. | Мультимедийная презентация «Как рисовать человека?», видеоролик «Все мы разные такие», бумага, карандаши, гуашь, кисти, стакан-непроливайка. |
4. | «Как тебя зовут?» | Что означает имя и фамилия. Кто придумал наши имена и фамилии. | Изучение нового материала, работа с дополнительной литературой, составление своего портрета по имени. | Мультимедийная презентация «История наших имен и фамилий», справочники и словари. |
5-6 | «Семь Я – семья!» | Что такое семья, дом. Откуда эти понятия? Члены семьи. Отношения в семье. | Изучение нового материала, дидактическая игра, беседа, тест «Рисунок семьи» | Мультимедийная презентация «Семья», дидактическая игра «Члены семьи», бумага, фломастеры. |
7-9 | «Семейный альбом» | Род, родословная, генеологическое древо, семейная реликвия | Изучение нового материала, сбор информации о своей семье, семейных реликвиях, традициях, подбор фотоматериала, разработка проекта «Дерево моей семьи», презентация своего проекта. | Мультимедийная презентация «Откуда я взялся?», образцы генеологического древа. |
Раздел 12. «В гости к вежливому гному» | ||||
10. | «Разрешите представиться!» | Что такое «Этикет»? Зачем нужна вежливость? Какие бывают правила поведения? Зачем нужно их соблюдать? | Игра-путешествие по стране вежливости, знакомство с правилами вежливости. | Мультимедийная игра-путешествие «В гости к вежливому гному», книга А.Дорохова «Это стоит запомнить» |
11-12 | «А ежели вы вежливы…» | «Волшебные слова» - значение, происхождение. | Викторина, изучение нового материала, работа с дополнительной литературой, творческая работа в группах «Словарик вежливого гнома» | Мультимедийная викторина «Для чего человеку «спасибо»?», этимологический словарь, листы А-4, брошюровщик, фломастеры. |
13. | «Гость в дом – радость в дом!» | Когда и как ходить в гости. Поздравления и подарки. Как встречать и провожать гостей. | Просмотр мультфильма и обсуждение, изучение нового материала, инсценировки. | Мультфильм «Винни-пух идет в гости», мультимедийная презентация «Поздравление и пожелание», набор карточек с ситуациями для инсценировки. |
14. | «Дружим с добрыми словами!» | Слово и настроение. Влияние слов на человека. Добрые и злые слова. Как вылечить словом? | Игра «Узнай эмоцию», беседа, практическая работа «Что за слово?». | Набор для игры «Узнай эмоцию», мультимедийная презентация «Что за слово?», бумага, ручки. |
15. | «Чистый ручеек нашей речи» | Какого цвета бывают слова? Как окрасить речь в чистые цвета? | Изучение нового материала, работа с литературой, подготовка и выступление с речью. | Мультимедийная презентация «Радуга речи», произведения русских писателей, бумага, ручки. |
Раздел 13. «Что чудесного в мире?» | ||||
16-19 | «Чудеса света» | 7 чудес света. Великая Китайская стена. Колизей, Мачу-Пикчу, Тадж-Махал, Статуя Христа Искупителя, пирамиды Чичен-Ица в Мексике, Петра. | Изучение нового материала, работа с дополнительной литературой, работа с интернет-ресурсом. | Мультимедийные презентации «Чудеса света», «7 новых чудес света», энциклопедии, справочники, сеть-интернет. |
20-23 | «Мир полон чудес» | Природные чудеса, красивые места, сады, города. | Просмотр видеороликов, поиск информации, подготовка сообщения и презентации, выступление с сообщениями «Мое чудо света» | Мультимедийное обеспечение, видеоролики, дополнительная литература, интернет-ресурс, компьютерный класс. |
Раздел 14. «Звезды и звездочки» | ||||
24. | «Сколько звезд на небе?» | Легенда о Млечном пути. Как увидеть звезду без телескопа? Почему звезды мерцают? Почему звезды не видны днем? | Изучение нового материала, опыты и эксперимент, обсуждение, сказкотерапия. | Мультимедийная презентация «Звездное небо», картонный ящик, настольная лампа, гвоздь, бумага, булавка. |
25-26 | «Две медведицы» | Легенда о медведицах. Созвездия. Карта звездного неба. Астрономия и астрология. | Наблюдение звездного неба, работа с картой звездного неба, рассмотрение созвездий, изучение нового материала, работа с дополнительной литературой. Рисование созвездия. | Мультимедийная презентация «Карта звездного неба», «Какие бывают созвездия?», энциклопедии, справочники, этимологический словарь. Листы А-3, карандаши, фломастеры. |
27. | «Кто обгрыз месяц?» | Луна – спутник Земли. Почему Луна не падает на Землю? Фазы Луны. Влияние лунной активности на Землю. | Изучение нового материала, опыт, сказкотерапия, составление календаря лунных фаз. | Видеоролик «Спутник Земли – Луна», ластик, катушка ниток, бумага, карандаши, фломастеры. |
28. | «И все-таки она вертится!» | Вращение Земли вокруг Солнца и вокруг оси. Смена сезонов, дня и ночи. Солнечное затмение. Легенда «Похититель Солнца» | Изучение нового материала, опыт, сказкотерапия. | Мультимедийная презентация «Вращение Земли», настольная лампа, глобус. |
29. | «Космическое путешествие» | Как люди научились летать. Первый полет в космос, первый космонавт – Юрий Гагарин. | Мультимедийная викторина «Незнайка в космосе» | Разработка мультимедийной викторины «Незнайка в космосе». |
30. | «Есть ли жизнь на Марсе?» | Планеты Солнечной системы. Как устроена Солнечная система? Ученые-астрономы. | Изучение нового материала, работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений – групповая работа. | Мультимедийная презентация «Солнечная система»,энциклопедии, справочники. |
31. | «Мы-астрономы!» | Устройство телескопа, обсерватории. Наблюдение за звездным небом. | Экскурсия в обсерваторию Дворца, наблюдение звездного неба, изучение устройства телескопа. | Обсерватория Дворца. |
Раздел 15. «Кто это придумал?» | ||||
32. | «Изобретем велосипед?» | История великих изобретений. Что такое «изобретение»? Кто придумал колесо? Кто изобрел велосипед? Великие изобретатели. | Изучение нового материала, рассуждение, обсуждение видеоролика, игра «Придумай 10 способов» | Мультимедийная презентация «Изобретения и изобретатели», видеоролик «Кто придумал колесо?», бумага, ручки. |
33. | «Магические штучки» | Изобретения Герона Александрийского: диоптра, одометр, эолипил, паровой бойлер, магическое открывание дверей, автомат для продажи святой воды, сосуды для превращения воды в вино, насос, ветряной орган, фонтан Герона, самоходный шкаф. | Изучение нового материала, эксперименты. | Ультимедийная презентация «Чудесные изобретения Герона Александрийского»,чаши и трубочки для изготовления фонтана Герона. |
34. | «Человек будет летать, как птица!» | Великие изобретения Леонардо да Винчи: проекты парашюта, вертолета, велосипеда. | Интеллектуально-познавательная игра «Следствие ведут колобки.» | Разработка интеллектуально-познавательной игры «Следствие ведут колобки», мультимедийное обеспечение, наглядный и раздаточный материал. |
35-37 | «Люди славы – славяне!» | Великие русские изобретатели, открытия и изобретения. Краденое первенство. Что еще можно изобрести? | Изучение нового материала, интеллектуально-познавательная игра «Кто придумал?», работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсом, групповая творческая работа «Мы-изобретатели» | Мультимедийные презентации «Кто придумал?», «Царь-пушка и Царь-колокол», энциклопедии, справочники, сеть-интернет. |
Раздел 16. «Не о тебе ли эти книжки?» | ||||
38. | «Путешествие в Простоквашино» | Творчество Э.Успенского. Книги «Следствие ведут Колобки», «Истории в Простоквашино», «Чебурашка и крокодил Гена» | Мультимедийная викторина, инсценировки. | Разработка викторины «Путешествие в Простоквашено», мультимедийное сопровождение к ней, театральные маски и костюмы. |
39. | «Послушным детям читать запрещается!» | Творчество Г.Остера. Зачем писатель дает детям «вредные советы» | Литературная игра – инсценировка, знакомство с книгами. | Мультимедийная презентация «Вредные советы», книги Г.Остера. |
40. | «Мы к вам заехали на час!» | Биографии и творчество братьев Гримм. Сказки «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка», «Король Дроздобород», «Боб, соломинка и уголек», «Семь храбрецов» | Интеллектуально-познавательная игра, знакомство с новым материалом. | Разработка интеллектуально-познавательной игры «Сказки братьев Гримм», мультимедийное сопровождение. |
41. | «Добрые сказки детства» | Наши любимые сказки детства. Роль сказки в жизни человека. | Сказкотерапия, анализ, обсуждение, психогимнастика. | Видеоролик «За что мы любим сказки?» |
42-43 | «Книга-царица» | История создания книги. Древние книги в разных странах (глиняные, папирусные свитки, пергаментные, берестяные грамоты) современные книги. Первопечатник Иван Федоров, первый печатный станок. Полиграфический комбинат, типография, правила обращения с книгой. | Знакомство с новым материалом, просмотр видеороликов, обсуждение, беседа, самостоятельная работа с книгой, анализ, практическая работа: разработка дизайна книжки-малышки «В рукописной мастерской» | Мультимедийные презентации «Книга-царица», «Первопечатники», «Какие бывают книги», видеоролики «Кирилл и Мефодий», «Экскурсия на полиграфический комбинат», книга С.Я.Маршака «Как печатали вашу книгу», бумага, карандаши, фломастеры. |
44-45 | «Мы-писатели» | О чем пишут детские писатели. Структура книги. | Проектная деятельность: сочинение рассказа для детей, составление сборника рассказов. | Бумага А-4, брошюровщик, карандаши, фломастеры. |
Раздел 17. «Особенные – значит интересные!» | ||||
46-48 | «Съедобные-несъедобные!» | Интересное о растениях; экзотические растения, хищники, растения-путешественники, растения-рекордсмены. | Знакомство с новым материалом, работа с дополнительными источниками информации, цветотерапия, сказкотерапия, подготовка сообщений, выступления. | Мультимедийные презентации «Кто как растет?», «Что умеют растения?», «Красивые, но вредные», видеоролики «Как орхидеи растут из воздуха», «Экзотические растения», энциклопедии, справочники, сеть-интернет. |
49-51 | «Где это видано?» | Интересные животные, среда обитания, особенности жизнедеятельности. Экзотические животные. | Знакомство с новым материалом, работа с дополнительными источниками информации, цветотерапия, сказкотерапия, подготовка сообщений, выступления. | Мультимединые презентации «Особенные-значит интересные!», «Кто это?», видеоролики о животных, энциклопедии, справочники, сеть-интернет. |
Раздел 18. «Будьте здоровы!» | ||||
52. | «Если хочешь быть здоров» | Что значит «человек здоров» и «человек болен»? Что необходимо человеку, чтобы не болеть? Что делать, если человек уже заболел? Что необходимо для поддержания здоровья (правильное питание, свежий воздух, движение, режим, хорошее настроение, отдых, духовное здоровье) | Изучение нового материала, практическая работа: заполнение «Карты здоровья». | Мультимедийная презентация «Уроки здоровья», заготовки для карты здоровья, фломастеры, карандаши. |
53. | «Путешествие к доктору Пилюлькину» | Образ здорового человека (значение режима и правильного питания). Движение – это жизнь. | Игра-путешествие, мозговой штурм, выполнение заданий, которые дает доктор Пилюлькин, между ними двигательные упражнения. | Разработка игры «Путешествие к доктору Пилюлькину», мультимедийное сопровождение к ней, раздаточный материал: таблицы «Режим дня», «Пищевые добавки», «Витамины и минералы», кукла Доктор Пилюлькин. |
54. | «Осанка в жизни человека» | Понятие об Олимпийских играх. Символика: олимпийские кольца, знамя, девиз. Первые олимпийские игры. Парад олимпийцев. Значение правильной осанки. Способы формирования правильной осанки. Что может испортить осанку. | Изучение нового материала. Практическая работа: комплекс упражнений, способствующих формированию правильной осанки без предметов и с предметами, специальные упражнения по формированию правильной осанки. | Мультимедийная презентация «Олимпийские игры», раздаточный материал: комплексы упражнений. |
55. | «Гигиена юных олимпийцев» | Значение соблюдения гигиены для сохранения здоровья. Гигиенические действия, которые необходимо выполнять юным олимпийцам. Рассказ о трехкратной олимпийской чемпионке Вильме Рудольф. Как стать такими же сильными и упорными. | Изучение нового материала. Практическая работа: упражнения и подвижные игры, которые могут служить комплексом утренней зарядки; упражнения с предметами в роли цирковых артистов; упражнения для отдыха. | Мультимедийная презентация «Что такое гигиена?», предметы: мячи для жонглирования. |
56. | «Движение есть жизнь!» | Значение движения в жизни человека. Общеукрепляющие упражнения и активные игры. Рассказ о Пьере де Кубертене и возрождении олимпийских игр. О награждении победителей. | Изучение нового материала. Практическая работа: двигательные упражнения, направленные на развитие внимательности и наблюдательности; комплекс упражнений с предметами, направленных на развитее двигательной активности; движения, выполняющиеся сидя на стуле, которые развивают силу мышц ног. | Мультимедийная презентация «Движение – жизнь», флажки, карточки с мячами для рефлексии. |
57. | «Бег вчера и сегодня» | Значение бега в жизни человека. Рассказ об истории необычного марафона и слове «Неникамен». «Нужно», «можно» и «нельзя» в беге. Значение бега в преодолении препятствий. Что такое «марафон». Рассказ о 111 Олимпийских играх в Америке и почтальоне Феликсе Карвайле. | Изучение нового материала. Практическая работа: комплекс упражнений для развития навыков бега. Подвижные игры с преодолением препятствий. Упражнения на снятие усталости после физических нагрузок. | Мультимедийная презентация «Неникамен», раздаточный материал: памятка «Нужно, можно и нельзя!», барабан, мягкая игрушка, кегли, гимнастическая палка, газеты. |
58. | «Прыжки в жизни человека» | Значение прыжков для здоровья, развития силы и ловкости мышц тела. Виды прыжков: в длину, высоту, с места, с разбега. Рассказ о необычных историях с прыжками во время олимпийских игр. Танец – разновидность прыжка. | Изучение нового материала. Практическая работа: комплекс упражнений с различными видами прыжков; комплекс танцевальных упражнений. | Мультимедийная презентация «Быстрее! Выше! Сильнее!», памятка «Упражнения для выполнения прыжков дома». |
59. | «Олимпийские игры» | Обобщение полученных знаний, демонстрация двигательных умений (бег, прыжки, броски) в ситуации состязания. | Соревнования, викторина по вопросам «Школы юных олимпийцев», о правилах питания, гигиены, соблюдения режима; эстафета; музыкальный конкурс; подведение итогов и награждение. | Разработка интеллектуально-спортивной игры «Олимпийские игры» |
Раздел 19. «Такой город на свете один!» | ||||
60. | «Город-герой» | Город-герой Волгоград. Волгоградская область. Памятники для памяти. | Мультимедийная викторина «Край мой – гордость моя!» | Разработка мультимедийной викторины, видеоролик «Город на Волге» |
61. | «Город зеленого цвета» | История строительства города Волжского. Символика: флаг, герб, гимн. | Игра-путешествие, цветотерапия, музыкотерапия. | Мультимедийное сопровождение к игре «Путешествие в историю нашего города», видеоряд под песню «Город зеленого цвета» |
62-63 | «Уголки моего города» | Достопримеча-тельности, памятники, красивые уголки нашего города. | Изучение нового материала, викторина. | Мультимедийная презентация «Мой город», мультимедийная викторина «Улицы, истории, памятники» |
64-65 | «Мы – экскурсоводы!» | Обобщение и закрепление знаний о городе Волжском, история, улицы, памятники, достопримеча-тельности. | Проектная деятельность: работа с дополнительными источниками информации, подбор фотоматериала, разработка экскурсии, проведение конкурса экскурсоводов. | Дополнительная литература, сеть-интернет, видеоролики с примерами проведения экскурсий. |
Раздел 20. «Какая бывает работа?» | ||||
66. | «Город мастеров» | Актуализация знаний о профессиях. Профессии родителей. | Викторина, обсуждение, беседа, рисование. | Мультимедийное обеспечение викторины «Город мастеров», бумага, карандаши, фломастеры. |
67. | «Всем нужна арифметика?» | Людям всех профессий необходимо знание наук, которые изучают в школе. | Интеллектуально-познавательная игра, сказкотерапия. | Разработка интеллектуально-познавательной игры «Интересно о профессиях» и мультимедийное сопровождение. |
68-70 | «Пусть меня научат!» | Какие бывают профессии. С чем они связаны? Классификация по областям «человек-человек», «человек-знак», «человек-художественный образ», «человек-техника», «человек-природа». | Изучение нового материала, обсуждение, анализ, тестирование, ролевые игры. | Мультимедийные презентации «Кто есть кто?», «Океан профессий», видеоролики о профессиях, костюмы. |
Итоговое заключительное занятие. | ||||
71-72 | «Все на свете интересно!» | Обобщение полученных знаний, применение на практике в игровой деятельности | Интеллектуально-познавательная игра, итоговая диагностика. | Мультимедийное обеспечение интеллектуально-познавательной игры «Все на свете интересно», бланки для диагностики. |
Информационное обеспечение программы
Литература
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. « Тренируем память», М. ООО Изд-во « Росмэн-Пресс»-2005г.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. « Тренируем мышления», М. ООО Изд-во « Росмэн-Пресс»-2003г.
- Завязкин О.В. « Играя, развиваем память», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с.
- Завязкин О.В. « Играя, развиваем внимание», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с.
- Завязкин О.В. « Играя, развиваем логику», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с.
- Завязкин О.В. « Играя, развиваем воображение», ЗАО « БАО - Пресс»,-2005г.-16с.
- Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет.
- Иванова А. Методика определения обучаемости. 1996. — СПб.: Иматон, 1996.
- И.В.Костинская. Исследователи природы.- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. 2-е издание.- М.: Просвещение, 1997.
- Никитин Ю.З., Никитина Е. Ю. «Сборник игр для детей», М. « Изд-во « Металл»,-1995г.
- С.Н. Николаева, Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.- М.: Международная Академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 1996.
- С.Н. Николаева, Юный эколог.- Программа и условия ее реализации в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль, 1996.
- Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками: Книга для учителей / Отв.ред. И.В.Дубровина.-Минск,1993/
- Н.А. Рыжова, Я и природа.- Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников.- М.: Линка-Пресс,1996.
- Тесты для фиксации уровня развития познавательных процессов
- ( внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи).-М.,1993.
- Тихомировап Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления.- «Гринго»,1995.
Интернет-ресурсы:
http://www.inventor.perm.ru/persons/index.htm
http://nnm.ru/blogs/bear12345/chudesnye_izobreteniya_gerona_aleksandriyskogo/
http://vse-znat.ru/tayni_i_zagadki/blog.html
http://vse-znat.ru/dostizheniya_chelovechestva/blog.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О выборах хочу всё знать. Путеводитель по избирательному праву
Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. К ...
сценарий урока "О выборах хочу все знать"
сценарий урока можно использовать при прохождении темы "Избирательное право" в 10 классе...
Игра "Хочу все знать"
Интеллектуально-познавательная игра...
Урок математики в 5 классе "Восхождение на пик "Хочу всё знать!"
Действия с натуральными числами и десятичными дробями. На уроке используются межпредметные связи. Материал содержит конспект урока и презентацию....
Викторина по экологии для учащихся 8 класса. "Хочу все знать»!
Викторину можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и классных часов по биологии, экологии....
Занимательные вопросы для конкурса знатоков по искусству "Хочу все знать!"
Предлагаемый материал использовала для заочного конкурса знатоков по искусству среди учащихся и учителей. Вопросы взяты из книги И.Д.Агеевой "Занимательные материалы по изобразительному искусству"...
Методическая разработка интегративного внеклассного мероприятия – игры «Хочу всё знать» по теме «История ЭВМ. Средства информационных технологий. Графический редактор Open Office Draw»
Данная методическая разработка составлена для преподавателей дисциплин «Информатика и ИКТ» и «Информатика».Представленная разработка содержит методическую разработку интегративного внеклассного ...