Дополнительная образовательная программа "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения).
рабочая программа по теме
Программа спецкурса "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения).
Данный курс может помочь подростку более гармонично строить свои отношения с окружающими людьми, создавать себе настроение на «отлично», легко находить выход из конфликтных или любых других неприятных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_-_programma_ya_stanovlyus_vzroslym.docx | 70.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение, ЗАТО Северск
«Средняя общеобразовательная школа № 84»
ЗАТО Северск, Пр. Коммунистический, 101 Телефоны: Директор – 53-83-00 Секретарь – 52-26-51 E-mail: School84Seversk.sibmail.com | Утверждено: На заседании МС Протокол № _____ от «____»____________ 200 г. Председатель МС ______________________ Т. В. Антошкина Директор школы _______________________ Л. Н. Коппалова |
ПРОГРАММА
спецкурса в рамках предпрофильной подготовки
«Я становлюсь взрослым!»
(Подросток и межличностные отношения)
Возраст учащихся: 15 – 17 лет
Срок реализации: один год
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Александра Аркадьевна Никиенко,
руководитель музея «Истоки»
Северск – 2012
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Самая большая роскошь –
Роскошь человеческого общения».
А-С. Экзюпери.
Один из сложных периодов развития Личности – подростковый возраст.
Подростковый возраст – время первой любви и первых самостоятельных взрослых решений, время радостных окрыляющих побед и низвергающих в пропасть переживаний, поражений и разочарований.
Подростковый возраст – это возраст, в котором человек впервые один на один сталкивается с миром и со своими собственными проблемами, в том числе.
Проблемы подросткового возраста:
В этом возрасте человек оказывается перед необходимостью самостоятельно принимать важные жизненные решения, и ему требуются умения в межличностных взаимоотношениях, так как подросткам предстоит выстраивать конструктивные отношения, преодолевать препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием.
И если эти умения не приобретаются подростками на пороге взрослой жизни, то в будущем человек оказывается незащищённым перед трудностями, стрессовыми ситуациями и терпит неудачи в неформальных отношениях.
Всем нам известно, что основная деятельность трёхлетнего ребёнка – игровая, семилетнего ребёнка – учебная, а вот основной деятельностью 15 – 16-летнего подростка является общение.
Но, случается так, что не всегда это самое общение приносит подростку радость и удовлетворение. Не редко происходят разного рода нарушения, которые тормозят процесс общения, мешают подростку чувствовать себя удовлетворённо от процесса взаимодействия со своими сверстниками, с родителями, с учителями, в общем, со всем миром.
Именно в этом возрасте происходят нарушения взаимоотношений в семье, возникают проблемы в общении со сверстниками, проявляется неуверенность, возникает замкнутость, всё чаще происходят конфликтные ситуации с учителями или другими старшими людьми.
Отсутствие у подростка умения общаться может привести к затруднению его личностного развития и стать причиной его одиночества, заниженной самооценки, плохой учёбы, возникшей агрессии.
Подростки желают и очень нуждаются в удовлетворявшем их общении, но в то же время часто боятся открыться другим людям из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными ролями.
К указанному выше возрасту, подросток должен быть «вооружён» целым арсеналом: средствами и приёмами, которые позволили бы ему более уверенно решать любые задачи и проблемы, встающие перед ним ежедневно и легко, просто и непринуждённо вступать в межличностные отношения.
Возможно, к сожалению подростков, в школе нет такого предмета, на котором их учили бы преодолевать волнение в различных ситуациях, бороться с неуверенностью и страхом, лучше узнавать свои сильные и слабые стороны, то есть себя, развивать коммуникативные навыки, анализировать своё поведение в различных ситуациях.
На каких уроках развивают координацию душевных движений, душевную гибкость и силу? Школа даёт прочные знания, но далеко не на каждом уроке учат подростка понимать себя и другого, учат дружить и любить, как в жизни выживать и как жизнь праздновать.
По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по-своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – с взрослыми, другая – со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
Во взаимоотношениях с взрослыми, подросток нередко проявляет разного вида протесты неподчинения, непослушания, которые крайне резко проявляются в открытом неповиновении и негативизме. Если взрослый человек осознаёт причину протеста со стороны подростка, то он в перестройке взаимоотношений возьмёт на себя инициативу, и эта перестройка осуществится бесконфликтно. В противном случае, возникает серьёзный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлечёнными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей.
Отношения подростка со сверстниками обычно строятся как партнёрские отношения, и управляются нормами равноправия.
Природа межличностных отношений очень сложна.
Во взаимоотношениях между людьми проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и нормы и ценности общества, усвоенные личностью. И если каждый человек будет помнить и придерживаться общепринятых норм и ценностей, тем легче и радостнее ему будет жить среди людей.
«Человек один … ни черта». Это предсмертные слова героя романа Э. Хемингуэя «Иметь и не иметь» являются одной из аксиом человеческого существования.
Для человека любого возраста важны и актуальны отношения с другими людьми. Однако значимость отношений с другими людьми усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького ребёнка человек постепенно превращается в юношу или девушку.
У девушек и парней возникает много новых вопросов, формируются свои собственные убеждения и взгляды на многие вещи и происходящие события.
Девятиклассники стоят на пороге взрослости. Уходит детство. Происходит процесс взросления. Впервые взрослеющим детям предстоит принять важные, может быть, судьбоносные решения. Подростки переживают значительные изменения своих взглядов, по-иному смотрят на свои ценности.
Быть взрослым. Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость.
В период социального взросления подростка, формирования его познавательных интересов и критического мышления в процессе восприятия им социальной информации и определения собственной жизненной позиции, необходимо создавать определённые условия для развития личности подростка.
Помочь подросткам лучше узнать себя – свои самые сильные и слабые стороны, научить преодолевать в различных ситуациях неуверенность, а также пробовать успешно реализовывать себя в понравившейся или необходимой ему деятельности – важно для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать каждодневные задачи, легко и непринуждённо вступая в межличностные отношения.
Именно поэтому и возникла идея ведения данного курса: «Я становлюсь взрослым!» (Подросток и межличностные отношения), который помог бы подростку более гармонично строить свои отношения с окружающими людьми, создавать себе настроение на «отлично», легко находить выход из конфликтных или любых других неприятных ситуаций.
- Направленность курса.
Элективный курс «Я становлюсь взрослым!» (подросток и межличностные отношения) имеет, пожалуй, психолого-педагогическую направленность.
Сложно представить современного человека в отрыве от других людей. Вся наша жизнь пронизана общением. Люди вокруг: кто они – источник помех и неприятностей или возможные друзья и поддержка? Война или мир? Как научиться понимать людей? Как налаживать сотрудничество с людьми, которые к этому не всегда расположены? Как сделать так, чтобы вокруг нас было больше позитивных и отзывчивых людей?
Уметь понимать людей и легко с ними договариваться, быть внимательным слушателем, иметь навыки построения сотруднических отношений с окружающими людьми – необходимые умения для каждого человека.
Все занятия курса объединены проблемами нравственности и духовности. Разработанные занятия курса направлены на поддержку и развитие подростков, на коррекцию тех или иных качеств личности подростка.
Основной акцент сделан на развитии коммуникативных навыков и доверия к окружающим людям, на анализ мотивов собственного поведения и межличностных отношений.
Каждое занятие курса СОДЕРЖИТ:
♦ необходимый для достижения цели познавательный и теоретический материал: информацию, литературные и жизненные примеры, эпиграфы, стихи, изречения мудрых;
♦ творческие и направленные на развитие мышления задания: информацию для размышления и обсуждения, вопросы для дискуссии, кроссворды, ребусы, шарады;
♦ ситуативный практикум: конкретные жизненные ситуации для совместного проигрывания, разбора и анализа, разного рода упражнения по теме;
♦ игровой практикум: ролевые и деловые, подвижные и словесные игры;
♦ психодиагностические тесты;
♦ психологический практикум – ТРЕНИНГ – психологические игры и упражнения по курсу человековедения.
Для проведения этой части курса автор программы взял за основу «Синтон-программу» Николая Козлова, которая является уникальным циклом занятий по тренингу общения.
На занятиях во время бесед, дискуссий, и проблемных ситуаций исключено назидание и нотация. Но ведущий имеет право выражать собственные взгляды и убеждения по-доброму.
Преподаваемая теория должна обязательно закрепляться практикой – на конкретном занятии, тория может вытекать из практики – из тех наблюдений и ощущений, которые каждый участник получает в играх и упражнениях. Главное, что знание должно быть пережито и вживлено.
- Новизна курса.
Все занятия курса, главным образом, направлены на развитие коммуникативных способностей подростков, которые во время проведения занятий должны овладеть умением строить разнообразные варианты межличностного взаимодействия, а также приёмами и средствами построения бесконфликтного и приносящего радость им процесса общения.
Для реализации цели данного курса, работа с подростками проводится по двум направлениям:
1. Организация на занятиях курса процесса общения, как актуальной деятельности;
2. !Организация рефлексивной деятельности (умение передать своё состояние после определённых упражнений и игр, самоанализ) по отношению к процессу общения.
Занятия данного курса ни в коем случае не будут односторонними. В них ставится акцент не только на ведущую роль педагога, но планируется и активное привлечение самих подростков даже в подготовку каждого последующего занятия.
Ребятам заранее будет предлагаться к следующему занятию вспомнить тот или иной случай из их жизни, прописать или придумать ту или иную ситуацию, продумать волнующую их проблему или вопрос.
А активное участие подростков в каждом занятии и не оспаривается, ведь они всё время будут вовлечены в творческий процесс, они будут размышлять, думать, играть, участвовать в тренинге, анализировать и высказывать свои ощущения, эмоции, мысли.
Занятия, призванные создавать условия для развития коммуникативных способностей подростка, понимания себя и другого человека, удовлетворения его в общении, формирования устойчивой положительной самооценки – по сути, и составляют базу конструктивного общения и развития личности.
- Актуальность курса.
В нынешнем тысячелетии совершенно другим становится мировоззрение современного подрастающего поколения.
Это объясняется рядом причин: наличие низкопробных телевизионных передач, в том числе, и сексуальных, часто слышится сквернословие, функционирование различных молодёжных течений, широкое распространение в молодёжной среде психоактивных веществ, раннее употребление никотина и алкоголя. Одним из любимых видов деятельности современного подростка становится игровая компьютерная деятельность и Интернет. Живое и культурное общение постепенно вытесняется, и в жизни некоторых подростков оно менее значимое.
Разрушаются установленные нравственно-эстетические нормы, зато имеет место конфликтность отношений, правонарушения со стороны подростков, имеет место и детская шалость, злонамеренные поступки и даже преступления.
У подростков по разным причинам наблюдаются резкие перепады настроения, и они либо замыкаются в себе, либо позволяют себе проявлять ничем не обоснованную агрессию, злобную и напрасную критику в адрес взрослых людей или дикие нападки на своих одноклассников, приятелей, товарищей и даже друзей. Такое поведение подростков случается и встречается не редко, и прежде всего потому, что подросток не научен владеть своими эмоциями и чувствами, а про общепринятые нормы и ценности он напрочь забывает и даже не стремится соблюдать правила доброжелательного общения.
А так хочется, чтобы вокруг нас было больше улыбающихся и позитивных людей. Помочь подростку воспитывать свою душу – можно! Именно на это и ориентирован курс «Я становлюсь взрослым!»
Курс является актуальным, так как он даёт возможность каждому подростку стать чуточку уверенней в себе, но добрее и позитивней, способствует и направляет подростка к духовному самосовершенствованию.
- Педагогическая целесообразность курса.
Курс предназначен для подростков, которые желают над собой работать, меняться в лучшую сторону, получать удовлетворение от общения с окружающими их людьми и быть в мире с самим собой и со всеми. Это те подростки, которым совсем не безразлично своё внутреннее состояние души, они стремятся к совершенству, а значит, к самовоспитанию. Им интересны межличностные отношения.
На занятиях курса используются доступные для подростков формы и приёмы работы. Но какой бы формой не являлось занятие, оно планируется не быть скучным. На каждом занятии будут меняться формы взаимодействия ребят с педагогом и друг с другом.
Ребятам будут предлагаться творческие моменты: разыграть конкретные ситуации, находить из них выход, рисовать чувства, писать письма, показывать коротенькие инсценировки, разгадывать кроссворды, викторины, ребусы, читать изречения великих людей и стихи, заучивать определённые «приёмы».
Использование различных форм работы создаст условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки у большинства участников курса.
- Цель данного курса –
формирование у подростков опыта применения полученных знаний
для решения типичных задач в области социальных отношений:
ОВЛАДЕНИЕ приёмами и методами доброжелательного общения
и ПРИОБРЕТЕНИЕ умения пользоваться такими нравственными ценностями,
как добро, уважение, любовь.
Данный курс о чувствах. Подросткам предстоит совершить удивительное путешествие в мир глубоких и сильных эмоций, погрузиться в радость и грусть, нежность и восторг, суметь преодолеть обиду и злость, недоверие и страх.
Этот курс – живое общение, обучающее открытости, искренности, игре, доброжелательности, позитивности и творчеству.
- Задачи курса:
► Обучающие:
☺ Обучение восприятию познавательной и полезной информации и умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
☺ Обучение навыкам позитивного и корректного общения (дать подросткам возможность проявить свои нравственно-духовные ценности на практике):
◦ формирование умения слушать, поддерживать, сочувствовать и сопереживать, грамотно давать советы, но не навязывать своего мнения;
◦ формирование умения правильно и естественно пользоваться определёнными манерами: мимикой, жестами;
◦ формирование умения с лёгкостью и юмором разрешать конфликтные ситуации;
◦ формирование умения принимать решения и становиться ответственным за совершаемые поступки;
◦ формирование умения выслушивать в свой адрес замечания или критику и грамотно на неё реагировать;
◦ формирование умения быть внимательным к тем, с кем проводишь досуг;
◦ формирование умения создавать праздники, веселье и хорошее настроении для своих родственников, друзей или гостей, а не ждать, что тебя кто-то развлечёт;
◦ формирование умения оказывать знаки внимания друг другу, делать сюрпризы, говорить приятные слова;
◦ формирование умения вести себя раскованно, непринуждённо и одновременно доброжелательно, чутко и предупредительно по отношению к окружающим тебя людям;
◦ формирование умения наполнять свой досуг богатым, интеллектуальным и эмоциональным содержанием, заботиться о том, чтобы он стал временем твоего духовного взаимообогащения и твоих друзей.
◦ формирование умения обращать внимание на собственные качества, помогающие или мешающие общению;
◦ формирование умения анализировать свои поступки;
☺ Обучение умению решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
☺ Обучение умению давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права;
☺ Обучение подростков умению творчески и доброжелательно работать в группе.
► Воспитательные:
☺ Формирование представлений подростка об имеющихся социальных взаимоотношениях;
☺ Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим: доброжелательности, уважения, чувства товарищества, взаимопомощи;
☺ Воспитание чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в группе, в коллективе, в семье;
☺ Приобщение подростка к здоровому образу жизни, гармонии тела и нравственности души;
☺ Воспитание общей культуры поведения подростка.
► Развивающие:
☺ Содействие в улучшении взаимоотношений подростка со своими сверстниками: одноклассниками, товарищами, друзьями, соседями и близкими ему людьми;
☺ Оказание помощи подросткам в выявлении и преодолении эмоциональных барьеров, препятствующих общению, обучению, саморазвитию;
☺ Развитие у подростков навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учёбе, в других видах деятельности и прежде всего, в общении;
☺ Развитие эмоциональной сферы (научить понимать настроения и эмоции других людей, развивать эмпатию).
☺ Развитие навыков общения в разновозрастном социуме на основе стремления понять и принять другого (развитие умения устанавливать контакт с партнёром по общению и группой в целом).
☺ Развитие коммуникативных способностей, успешного построения процесса конструктивного общения и самопознания;
☺ Развитие у подростков потребности к нравственному самовоспитанию;
☺ Развитие у подростков потребности к познанию мира и ценностей культуры.
- Отличительные особенности курса.
Данный курс разработан на основе многолетней работы с подростками и в связи с внимательным наблюдением за их поведением, манерами, общением друг с другом и окружающими их людьми, анализом происходящих конфликтных и других событий в жизни подростка, а также с учётом и возрастных особенностей подростка.
Педагог хорошо знает специфику воспитательной работы в детском коллективе, проблемы и трудности подросткового общения.
Занятия курса, хоть и насыщены большим фактическим материалом, но ни в коем случае не являются традиционными школьными уроками, так как имеют структурные особенности.
Каждое занятие состоит из нескольких частей:
◦ ритуала приветствия,
◦ разминочных упражнений,
◦ основной части занятия (разные формы работы и работа с разбором жизненных ситуаций),
◦ рефлексии,
◦ ритуала прощания.
Подросткам не придётся довольствоваться ролью пассивных слушателей – формат занятий (дискуссии, решение тестов, выполнение заданий, разбор жизненных ситуаций, игры, и наконец, ТРЕНИНГ) позволяет им самим принимать активное участие.
Разнообразные по форме занятия курса помогают создать доброжелательную и дружескую атмосферу между участниками курса, активизировать их творческую и мыслительную деятельность.
- Форма организации, проведения и режим занятий.
Занятия курса рассчитаны на работу в группе подростков, работа с которой направлена на их поддержку и развитие, на коррекцию тех или иных качеств личности.
Основные формы работы: индивидуальная, групповая, в парах, индивидуально-групповая.
Групповое взаимодействие помогает принятию учащимися ценностей и потребностей других, облегчает процесс познания, исследования и анализа.
► Общая длительность курса – 24 часа, 11 занятий по 2 часа
и 2 занятия по 1 часу.
► Время проведения – с 16.00 до 17.30 .
Предполагается проведение разнообразных занятий, достаточно насыщенных разными формами деятельности.
На последнем, заключительном занятие участникам курса будут выданы удостоверения о его прохождении.
- Формы организации занятий:
▪ информационный лекторий;
▪ час – размышление;
▪ мастерская общения;
▪ тематическая беседа с элементами дискуссии;
▪ тематическая беседа с элементами тренинга;
▪ ситуативный практикум;
▪ психологический практикум;
▪ психодиагностические тесты;
▪ игровая терапия: игры ролевые и подвижные; с правилами; словесные игры;
▪ тренинг.
Учитывая индивидуальные особенности каждого участника группы, педагог может вносить в программу коррективы, добавлять темы по собственному усмотрению или по пожеланию подростков, изменять содержание за счёт изменения тематических бесед, психологических игр и упражнений.
- Методы и приёмы работы на занятиях курса.
- Выполнение ритуалов приветствия и прощания – для соответствующего настроя ребят на непринуждённую обстановку и дружеский лад, как приобретение навыка доброжелательного общения.
Причём, по просьбе педагога после объяснения цели и задач курса, ребятам предлагается самостоятельно придумать эти приветствия. И только в крайнем случае их предложит педагог.
- Разминочные упражнения – для снятия усталости и настроя на эмоциональную атмосферу и последующую работу.
- Дискуссия – для включения ребят в коллективное общение и находить ответы на волнующие их вопросы.
- Диагностические тесты с разными названиями к определённым темам – узнавать себя.
- Ситуативный практикум. Задача подростков – разыграть жизненные ситуации (причём, они могут быть как верные, так и не верные). Как быть –ребята сами принимают решение. Все вместе анализируем, участники высказываются – что было делать просто, а что трудно.
- Составление памятки с разными названиями к определённым темам – наказ к выполнению или действию.
- Выполнение разных творческих заданий: разгадать кроссворд, ребус, шараду; нарисовать свою эмоцию или состояние; ответить на вопросы анкеты; придумать ситуацию, правило; суметь проанализировать.
- Игровой практикум – снимать напряжение, развивать доброжелательность, приобретать коммуникативные навыки.
- Тренинг. Рефлексия.
- Ожидаемые результаты:
После посещённых всех занятий курса
учащиеся должны ЗНАТЬ:
• определение или смысл слов: «человек», «личность», «индивидуальность», «самооценка», «самостоятельность», «дисциплина», «самопознание», «самообладание», «воля», «креативность», «комплимент», «рефлексия», «эмпатия», «эмоция», «чувство», «настроение», «этика», «этикет», «манеры», «мода», «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», «дружба», «любовь», «шалость», «злонамеренный поступок», «преступление»;
• пословицы и изречения великих мыслителей о человеческих ценностях;
• притчу о создании Богом человека;
• притчу о Любви;
• «Памятники вечной Любви» – красивые истории о любви выдающихся людей;
• притчу, идея которой – учиться сдерживать свои агрессивные эмоции;
• историю о воротах сада;
• игры креативных людей;
• информацию о происхождении хороших манер;
• историческую информацию о моде;
• правила невербального общения;
• как противостоять речевой агрессии, когда она направлена на тебя?;
• как избавиться от сквернословия?;
• как себя оценить и как правильно над собой работать;
• что значит быть дисциплинированным;
• приёмы, как справляться со своими нервами в нестандартной ситуации;
• правила доброжелательности; правила общения, нормы и правила этикета;
• стили поведения в ситуации разногласий;
• свои сильные и слабые стороны;
• правила разрешения конфликтов;
• как помогать людям в сложных для них ситуациях;
• ПРИЁМЫ и НАВЫКИ ПОЗИТИВНОГО общения.
учащиеся должны УМЕТЬ:
• выслушивать собеседника и пытаться его понять;
• говорить спокойно и уверенно, контролировать слова и жесты;
• решать конфликтные ситуации;
• говорить комплименты;
• управлять своими эмоциями;
• управлять своим плохим настроением;
• с уважением относиться к выражению чувств и мыслей других людей;
• интересно проводить досуг с определённой значимостью, устраивать праздники;
• выстраивать разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия;
• улучшать свои взаимоотношения со своими родными людьми;
• находить способы решения конфликтов;
• анализировать своё поведение человека.
• сострадать, соучаствовать.
• понимать других, быть снисходительным.
учащиеся должны ОВЛАДЕТЬ:
• средствами и приёмами, которые позволят им более уверенно решать любые задачи и проблемы, встающие перед ним ежедневно, а также легко, просто и непринуждённо вступать в межличностные отношения.
Ключевым моментом данного курса ожидается изменение стереотипов поведения подростка, обучение общению, раскрытие креативности и спонтанности, обучение состраданию, соучастию, воссозданию отношений в среде взрослый – подросток, подросток – родители, через опыт разновозрастного семейного общения, через ориентирование на Любовь, Добро и Мир.
ВЫВОД:
1. Навыки и умения, приобретённые на занятиях курса, подростки могут успешно реализовывать и находить им практическое применение в разных жизненных ситуациях.
2. Активно участвуя в предлагаемых формах работы на занятиях: дискуссиях, выполнении заданий, коммуникативных играх, тренингах, подросток обязательно учится анализировать определённые ситуации, высказывать и отстаивать своё мнение, а также снова и снова учится доброжелательному общению.
3. Работа в коллективе и общение со сверстниками развивает коммуникативную культуру подростка, желание и умение быть доброжелательным, находить контакт с людьми разного возраста.
4. Обучение подростка на курсе «Я становлюсь взрослым!», особенно его участие в тренинге, вносит в жизнь подростка разнообразие, интерес, даёт возможность ему почувствовать себя нужным.
Групповая форма социальной работы с подростками позволяет создать особый климат обучения, атмосферу поддержки, позволяет в концентрированном виде передавать большой объём информации.
- Учебно-тематическое планирование курса:
«Я СТАНОВЛЮСЬ ВЗРОСЛЫМ!»
(Подросток и межличностные отношения).
№ п/п | Тема занятия | Количество часов практика теория | |
I. 1. | ВВЕДЕНИЕ в ПРЕДЛАГАЕМЫЙ КУРС Занятие № 1: «Человек – уникальное творение природы!» Цель, задачи и содержание курса. | 0,5 | 0,5 |
II. | Я – подросток. Мой психологический портрет. Встречи с самим собой. | ||
2. | Занятие № 2: «Особенности подросткового возраста». Круг общения подростка. Подросток в группе. Ценности, на которые ориентируются подростки. Отношение к родителям. Интересы. Мышление. Пять жанров речевого поведения подростков: хвастовство, осуждение, оскорбление, угроза, одобрение. Значение подросткового сленга – «Ставим условие – долой сквернословие!» | 1 | 1 |
3. | Занятие № 3: «Образ вашего «Я». Путь к себе». Самопознание, самооценка, её выявление. Позитивная самооценка, как условие успешного развития личности. | 1 | 1 |
4. | Занятие № 4: «Право на самостоятельность». Учебная деятельность в подростковом возрасте. Дискуссия «Мало знать, надо и применять!» | 1 | |
4. | Занятие № 4: «Учитесь властвовать собой!» Урок-практикум по самовоспитанию. | 1 | |
5. | Занятие № 5: «Мир эмоций. Настроение на «отлично»!» О мире наших чувств и эмоций. В чём различие эмоций и чувств? Функции эмоций и как ими управлять? Что же такое настроение, отчего оно зависит и как им управлять? | 1 | 1 |
III. | Я – подросток. Я – среди других людей. | ||
6. | Занятие № 6: «Я, Ты, Мы!» Каков наш характер, темперамент? Чувствовать рядом с собой человека. Правила общения. Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?» | 1 | 1 |
7. | Занятие № 7: «Поговорим об этике». Внешние формы поведения. Урок хороших манер. | 1 | 1 |
8. | Занятие № 8: Такая изменчивая мода, или вечная истина: «Встречают по одёжке, провожают по уму!» Красота внешнего облика – «Свет мой, зеркальце, скажи…»; В чём красота человека? | 1 | 1 |
9. | Занятие № 9: «Школа общения». Мир знакомых и незнакомых людей. Умение слушать. Почему люди ссорятся. Как прожить без конфликтов. Учимся предотвращать и разрешать конфликты! Умей воспринимать критику! Конструктивное взаимодействие. | 1 | 1 |
10. | Занятие № 10: «Есть такое понятие – Дружба». Межличностные взаимоотношения подростков. Подросток в группе. Подростки – приятели, товарищи, друзья. В дружбе – сила! | 1 | |
10. | Занятие № 10: «Доброта спасёт мир!» Разговор о добре и зле. Коммуникативные игры, способствующие развитию добрых эмоций. Тренинг «Уроки Доброты». | 1 | |
11. | Занятие № 11: «Поведение подростков, осуждаемое окружающими людьми». Шалость или проступок. Почему подросток совершает преступления. | 1 | 1 |
12. | Занятие № 12: «Волшебная страна – Любовь!» Секреты Ромео и Джульетты. Между нами, девочками. Между нами, мальчиками. | 1 | 1 |
13. | Занятие № 13: Обобщающее занятие – «Что дал мне курс?» | 1 |
- Содержание и структура курса.
Курс «Я становлюсь взрослым!» предназначен для подростков, которые стремятся к духовному самосовершенствованию, желают над собой работать, меняться в лучшую сторону и получать удовлетворение от общения с окружающими их людьми, быть в мире с самим собой и конечно с другими людьми.
Занятия курса «Я становлюсь взрослым!» построены таким образом, чтобы в моделируемых на курсе социальных ситуациях через практический опыт каждый из подростков получил возможность:
• сравнить себя с другими;
• понять свои мотивы, цели, поступки;
• сформировать адекватную самооценку своих способностей и поведения;
• увидеть свои качества, положительные и отрицательные, с точки зрения общепризнанной нравственной позиции;
• принять себя таким, какой он есть, полюбить себя и людей, которые живут и находятся рядом с ним.
В предлагаемых практических упражнениях используется метод самоанализа, основанный на фиксации непроизвольных реакций на внешние ситуации. Решение различных проблем остаётся задачей самого подростка.
Для более успешного освоения данной программы целесообразно использовать такие формы занятий, которые не вызывали бы у учащихся чувство усталости, закомплексованности, «навязывания правил».
Ребята должны чувствовать себя прямыми участниками процесса обучения.
- Условия реализации программы.
Методическое обеспечение:
- Наличие материалов для проведения занятий (информация, факты, жизненные примеры, стихи, изречения мудрых).
- Наличие разработок ролевых игр, творческих заданий, ситуаций.
- Методики проведения тренинга.
- Методики тестов.
Ресурсное обеспечение:
- Телевизор и видеомагнитофон.
- Слайд-проектор, видеопроектор, экран.
- Музыкальный центр, аудио и видео записи, СD-DVD диски.
- Фотоаппарат.
- Диктофон.
- ЛИТЕРАТУРА:
Для педагогов:
- Алоева М. А., Бейсова В. Е. Классные часы и родительские собрания в 7 – 9 классах. Ростов на Дону: Феникс, 2008;
- Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер;
- Дневник личностного роста (практикум для обучающихся 8 - 9-х классов), Томск, 2007;
- Днепров Э. Д. Мудрость воспитания, 1999;
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. М., 1993;
- Классные часы: 9 класс/Авт.-сост. Давыдова А. В., М.: ВАКО, 2008;
- Козлов Николай. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург АРД ЛТД, 1997;
- Мелибурда Е. Л. Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1986;
- Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. – Москва, 1981;
- Огнева Н. Р., Симоненко Л. А. Основы социализации личности. Томск, 2007;
- Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994;
- Родительские собрания. 9 класс: Когда уходит детство/Авт.-сост. Лутовинова О. В., Волгоград: Учитель, 2009;
- Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания, 2002;
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1981;
- Шиманская Г. Логические игры и задачи. Сталкер, 1997;
- Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество, 2004;
- Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994;
- Энциклопедия психологических тестов. – Москва, 1997;
Для подростков:
- Битякова Н. Психология личностного роста, 1995 г.
- Богат Е. М. … Что движет солнце и светила: Любовь в письмах выдающихся людей. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1981.
- Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. М., 1988;
- Вакса О. Всё, что должны знать мальчишки. М., 1999;
- Горелов И. Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. М., 1991;
- Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Пособие для учащихся, М., 1988;
- Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. / Козлов Н. – М., 1993;
- Калейдоскоп игр, развлечений для детей. Воронеж, 2001;
- Ковалёва Л. Формула эмоций. Публицистические очерки. М., 1974;
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990;
- Мы живём среди людей: кодекс поведения/Авт.-сост. Дубровина И. В. - М.: Политиздат, 1989;
- Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993;
- Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.
Фромм Э. Душа человека, 1992 г.
Берн Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры» 1984;
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Конспекты занятий для спецкурса "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения).
Я предлагаю подробный план занятий по программе спецкурса "Я становлюсь взрослым!" (Подросток и межличностные отношения). Полагаю, что предлагаемые занятия м...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....