творческое развитие детей на занятиях кружка "Мода и стиль"
статья по теме

Развитие творческого потенциала ребёнка на занятиях кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_razvitie_na_kruzhke.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           «…Руки учат голову, и затем поумневшая

                                           голова учит руки, а умные руки снова

                                           уже сильнее способствуют  развитию

                                                             мозга».                                                                                                                                                                                                          

                    А.М.Горький.

Развитие творческой активности учащихся как педагогическая проблема.

          С раннего детства человек заявляет о потребности в труде как важной составной своей жизнедеятельности и, что важно, стремится внести в труд своё индивидуальное, свойственное только ему содержание.

           Говоря о развитии способностей, мы подразумеваем такие, от которых зависит приобретение тех или иных знаний и умений. Чем  выше уровень развития способностей, тем больше полезного в состоянии совершить человек на благо общества.  

        Техническое творчество учащихся включает в себя два взаимосвязанных процесса. Первый – собственно творческая деятельность учащихся, цель которой совпадает с целью технического творчества вообще (другое дело, что она часто бывает не достигнута). Второй – учебно-воспитательная работа преподавателей., организаторов технического творчества учащихся, целью которой является развитие способностей учащихся к творчеству. Таким образом, техническое творчество учащихся – это педагогический процесс.

           Детям 10-11 лет свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.

Эмоциональные переживания ребёнка приобретают большую устойчивость.

Нередко их чувства  бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

Учение для ребёнка является главным видом деятельности. И от того, как он учится , во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере учащегося.Его эмоции отличаются большой силой и трудностью в их управлении.

         Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес детей к учению. Сознательно – положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Ребёнок обычно остро переживает к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения детей к учению, играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения. А  также организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учеников рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, что является непременной предпосылкой для достижения успеха.

  Наибольшую выразительность, продуктивность человеческие способности приобретают в творческой деятельности. В творчестве открывается широкая дорога таланту. Талантом называется сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Творчество в свою очередь становится важнейшим условием для развития дарований.

           Моделирование и конструирование, шитьё одежды неразрывно связано с творчеством, которое способствует всестороннему развитию ребёнка, влияет на формирование эстетического вкуса, адаптацию в современном мире; позволяет создать базу для дальнейшего выбора профессии.

           Ручной труд уже давно занимает равное по значению место среди дисциплин, призванных воздействовать на ум, волю, чувства детей, пробуждать их к творческому самовыражению. Доказана

 также взаимосвязь развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.        

Развитие мышления в процессе творческого развития.

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление детей.

Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у них способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям ребёнка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

Основная особенность мыслительной деятельности подрастающего поколения – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя).

В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки.

Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. 

В процессе учения учащийся приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Ученик воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений.  Он может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Существенные изменения в младшем школьном возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В возрасте 10-11 лет замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность ребёнка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

Лучший способ организовать внимание ребёнка связан не с применением учителем каких - либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок, способны захватить ребёнка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность - вот что делает урок интересным для учащегося, вот что само по себе способствует организации его внимания.

       В 10-11 летнем возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения.

       Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук.

         Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

Постепенно, под влиянием школьного обучения развивается аналитико- синтетическая деятельность, подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом, укрепляется тенденция к причинному объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, существенное в материале, овладевают умением обосновывать, доказывать определенные положения, делать широкие обобщения.

Влияние творческой и мыслительной деятельности на коммуникабельность  и адаптацию в современном мире.

Детей очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно- следственные связи.

Учащиеся испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.

 

Наряду с творчеством существенное значение при положительном отношении школьников к учению имеет понимание значимости знаний. Для ребёнка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного ребёнка. Многие учебные предметы нравятся учащимся потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подрастающего поколения в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению.

Если же учащийся не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении ребёнка к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у учащегося бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для ребёнка является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

       Для эмоционального благополучия ребёнка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотив, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

           Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение детей к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся.

            Дети в возрасте 10-11 лет могут уже мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом логически и абстрактно. Особенно заметным в этом возрасте становится рост сознания и самосознание, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в измерении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.

 

      В детском возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

       Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.

В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

         В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и        взаимопонимания, достигать поставленных целей.

         В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

.

Определение уровня творческого потенциала учащихся. 

          Детей 10-11 летнего возраста  отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что то новое, чему - либо научится, причем делать все по - настоящему, профессионально как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всём, что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом.

Методика оценки динамики развития способностей учащихся к техническому творчеству была использована при экспериментальной проверке эффективности сотворчества педагога и учащихся в процессе изобретательства.

         Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; 1 в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира: а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете: а) да; | б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить: а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание: а) да; б) Часто думаете, что не сумеете; в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: а) да, неизвестное вас привлекает; б) неизвестное вас не интересует; в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства: а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться; в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все: а) да; б) нет, вы хотите научиться только самому основному; в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу; б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна; в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? а) да; б) нет, боитесь сбиться с пути; в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось: а) да, без труда; б) всего вспомнить не можете; в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения: а) да, без затруднений; б) да, если это слово легко запомнить; в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете: а) оставаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда: а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным; б) вы более-менее довольны; в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один: а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах; б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь; б) вы можете делать это только наедине; в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею: а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов; б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом: за ответ «а» — 3 очка; за ответ «б» — 1; за ответ «в» — 2.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы 1, 6, 7, 8-й определяют границы вашей любознательности; вопросы 2,

3, 4, 5-й — веру в себя; вопросы 9 и 15-й — постоянство; вопрос 10-й — амбициозность; вопросы 12 и 13-й — «слуховую» память; вопрос 11-й — зрительную память; вопрос 14-й — ваше стремление быть независимым; вопросы

16 и 17-й — способность абстрагироваться; вопрос 18-й — степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству.

Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Принципы организации кружковой работы.

        Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из задач воспитания, закономерностей процесса обучения и определяют его содержание, формы организации и методы. Принципы имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных стихийно не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть реализованы учителем.

В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения ему. Поэтому наряду с общедидактическими положениями преподавание каждой дисциплины определяется также специфическими для нее принципами. Принципы организации внеклассной, кружковой  работы сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. Система их следующая:

 связь теории с практикой;

 научность;

 систематичность и последовательность;

     доступность и посильность труда для учащихся;

     сознательность и активность учащихся;

     прочность усвоения школьниками знаний, умений       и навыков;    

     наглядность;

     воспитание учащихся в процессе трудового обучения.

Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим сущность каждого принципа и особенности его реализации на внеклассных занятиях по труду.

Связь теории с практикой. Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.

Научность. Принцип требует, чтобы изучение техники черчения и труда велось на строгой научной основе, чтобы учащимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания. Для работы необходимо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства.

Принцип научности требует, чтобы на внеклассных занятиях (к примеру по труду) использовались новейшее современное оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с новыми материалами, изучать их свойства и способы применения в народном хозяйстве.

В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения, формулы и размерности. Это относится также к графическим материалам.

Изложение можно вести в популярной форме, но на строгой научной основе, без вульгаризации. В ходе практической работы учащиеся должны овладевать наиболее целесообразными приемами ее выполнения и способами самоконтроля своих действий и их результатов.

В числе других требований принципа научности можно указать на необходимость ознакомления учащихся с историей научного и изучаемого явления, методами его открытия и внедрения в производство.

Систематичность и последовательность в трудовом обучении. Данный принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

Этот принцип находит отражение в системе учебных программ и учебников. По мере повышения уровня подготовки дидактическая система все больше приближается к системе науки.

Точное следование программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной системе.

Для полной реализации этого принципа учителю труда необходимо знать и применять различные методы обучения и так организовать внеклассное мероприятие, чтобы оно вело к систематизации знаний и умений учащихся.

Технико-технологические сведения должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и уже изученных разделов трудового обучения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать самостоятельную проработку школьниками материала.

При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных возможностей учащихся и способность развить их. Это достигается постепенным усложнением работ. Нужно добавлять все новые операции. Вместе с тем имеет место концентрация в овладении школьниками видами работ использовавших одних и те же материалов, инструментов и приспособлений.

Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания.

Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач.

Доступность и посильность труда. Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника развивается физические силы и познавательные возможности, растет предел допустимости.

Для правильного нормирования труда необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся. С этой целью должен проводится медосмотр всех школьников перед выполнением ими нового вида работ, и осуществляться систематический контроль за состоянием здоровья в течение всего периода обучения.

При подборе видов труда и области производства для девочек и мальчиков необходимо учитывать особенности развития их организма.

Доступность труда для учащихся зависит от его тяжести и продолжительности во времени.

Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых – более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности. Выполнение их может быть связанно с работой в кружке.

Сознательность и активность. Этот принцип требует так организовать мероприятие или обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура.

Реализация принципа начинается с раскрытия перед учащимися задач и конкретных целей. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач. Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места, приемам творческой деятельности.

Средствами развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний является постановка перед ними познавательной задачи.

Прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Прочность усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий этого процесса является знание учащимися целей данного материала и выполнение трудовых заданий.

Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. К ним относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы.

Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков поддержание у учащихся интереса к работе. Это достигается путем подбора изделий, конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по рационализации и творчеству.

Наглядность. Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.

Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.

Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

        Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели. Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все сразу.

Воспитание учащихся во время трудового обучения.

 Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель

– формирование всесторонне развитой личности.

Однако воспитание в процессе внеклассного мероприятия осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его организация и методики, условий труда, коллектива, личности учителя и др.

Содержание внеклассного мероприятия, скажем по труду, определяется программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую воспитательную работу играет строгое выполнение учениками правил техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т.д.

Воспитательное воздействие на учащихся во многом и в различной мере зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.

          Для того, чтобы учащиеся смогли хорошо запомнить и если надо, то и применить полученные знания по труду и черчению, существуют в школах и закрепленных к ним учреждениях (кружки, секции, различные творческие комнаты и т.д.) – все это относится к комплексу внеклассных мероприятий.

Актуальность программы «Азбука моды» для раскрытия творческих, профессиональных качеств учащихся.

В современной социально-педагогической и экономической ситуации перед школой стоят задачи формирования гармонично развитой личности, которая не только усваивала бы навыки умственного труда, овладевала нужными знаниями в условиях значительных информационных нагрузок, но развивалась духовно и творчески.

Совершенствование процесса обучения в школе, поиск новых методов обучения побудили живой интерес педагогов к проблеме развития эстетического вкуса и творческих способностей учащихся.Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности.

Главными особенностями младшего школьного возраста психологи называют две - стремление детьми к новому, прекрасному и желание комфортно и уверенно чувствовать себя в коллективе, окружающем мире. Школьник находится в преддверии вступления в новую . взрослую жизнь, поэтому так важно помочь ему определиться как личность, научить его выражать своё «я» через манеры, внешность, одежду, уметь себя преподнести в коллективе, развивать творческие способности, эстетический вкус. Как доказывает большое количество имеющегося в педагогике опыта, плодотворнее всего это можно сделать, призвав на помощь великую силу искусства - постигая разные стороны художественной деятельности, ребёнок становится не только богаче духовно, но его может увлечь дальнейшее нравственное самосовершенствование, творческая работа.

Становится всё более очевидным, что прорыв методологии образования связывается с проникновением искусства во все его сферы. То есть следует глубоко осознать, что современной общеобразовательной школе особое место в развитии личности школьников занимает искусство, художественные дисциплины, способные развивать чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту окружающего мира.

Реализация идей теории культуры, традиций, обрядов одежды позволяет достичь главной цели преподавания - воспитать человека творца, с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, способного к творческому труду в любом виде деятельности в новых рыночных условиях общественного и индивидуального производства.

Задачи моделированuя.

В преподавании основ моделирования одежды определяются основные ведущие направления:

- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей школьника, освоение им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами изобразительного искусства, художественных ремёсел, декоративно - прикладного искусства;

-воспитание нравственных качеств личности школьника, обеспечивающих успех познания материальных и духовных ценностей, способность сохранять и развивать народные традиции в культуре, искусстве, возрождать всё ценное, что имеется в родном отечестве.

В процессе познания основ моделирования происходит становление их мышления и особенно таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Происходит так же развитие восприятия детей, в процессе которого они выделяют основные свойства материала, пропорции человеческого тела, его строения ; свойства цвета и его влияние на психическое и психофизиологическое восприятие, фактуру тканей и материалов, познают основы композиции. У детей проявляется острее наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка npопорций, чувство цвета, ритма, необходимые для творческого выразительного решения изобразительного решения изобразительных задач, развития художественных, творческих способностей.

Моделирование - это тема, которая наиболее полно и ярко помогает развивать эстетический вкус и творческие способности школьников. Мода, моделирование, костюм, его замысел, рациональный гардероб - основные понятия, которые необходимы для теоретической подготовки младших школьников дальнейшей творческой деятельности.

 

 Программа «Азбука моды» разработана для учащихся младших и средних классов с целью самоопределения, самовыражения и приобретения определённых трудовых навыков, духовного и творческого развития.

      Главными особенностями младшего и среднего школьного возраста психологи называют две - стремление детей к новому, прекрасному и желание комфортно и уверенно чувствовать себя в коллективе, окружающем мире. Школьник находится в преддверии вступления в новую, взрослую жизнь, поэтому так важно помочь ему определиться как личности; научить его выражать своё «я» через манеры, внешность, одежду, уметь себя преподнести в коллективе; развить творческие способности, эстетический вкус.          Актуальность  и новизна предложенной программы «Азбука моды» в реализации идей теории культуры, традиций, обрядов одежды, что позволяет достичь главной цели преподавания – воспитать человека – творца, с развитой индивидуальностью, богатыми духовными интересами и запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, способного к творческому труду в новых рыночных условиях общественного и индивидуального производства.

       Занятия по данной программе сочетаются с естественным видом деятельности – игрой, где учащийся может выразить свои самые фантастические желания и мечты, проявить самостоятельность, активность, находчивость, смекалку. Программа даёт возможность глубоко понять окружающий мир, побуждает к умственным и трудовым действиям, развивает любознательность, трудолюбие, усидчивость.

       

                       

         На первом году обучения рассматриваются следующие темы:  исторический костюм ,стилевые особенности разных исторических эпох ,моделирование одежды ,навыки  ручных ,машинных работ.

.

         На втором году обучения: основные этапы конструирования, правила примерки изделия , технологической обработки .Дизайн  изделия. Составление  рекламного проекта.

   

  Моделирование и конструирование ,шитье одежды неразрывно связано с творчеством ,которое способствует всестороннему развитию ребенка ,влияет на формирование

эстетического вкуса .развивает логическое мышление ,мелкую моторику.

                 Основные задачи программы.

  1. Обеспечение самоопределения подрастающего поколения, его адаптация в условиях современного мира

  1. Знакомство с традициями достижениями мировой, русской культуры.

  1. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, его духовного развития.

  1. Укрепление психического и физического развития ребёнка.

       

  Задачи программы.

  1. Закрепление и расширение знаний, полученных на

    занятиях и их систематизация.

  1. Совершенствование умений и нормирование навыков работы с наиболее распространёнными инструментами и приспособлениями.

  1. Развитие эстетического вкуса, кругозора, мышления.

  1. Умение выражать свой замысел на плоскости (наброски, рисунки.)

  1. Пробуждение интереса, любознательности к новому, современному миру моды.

  1. Способствование формированию умения самостоятельно решать вопросы моделирования, конструирования, технологической обработки изделий из ткани.

  1. Развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.

По содержанию программу можно разделить на 3 этапа:

  1. Моделирование
  2. Конструирование
  3. Технология

.

 Моделирование – это вид творчества ,которое наиболее полно может раскрыть тему моей представленной работы:

«Гармония с окружающим миром и развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста»

      В современном мире очень важно быть гармонично развитой личностью ,которая не только бы усваивала навыки умственного труда  ,но и развивалась духовно и творчески.

       Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие знания ,навыки ,умения ,формировать мировоззрение обеспечить всестороннее развитие.

Немаловажное значение имеют также и уверенность и комфортность подрастающего поколения в окружающем его мире.

     Школьник находится в преддверии вступления в новую жизнь, взрослую ,поэтому важно научить его выражать свое «я» через манеры  ,внешность ,одежду ,уметь преподнести себя в коллективе,  развивать эстетический вкус.

     Изучение основ моделирования на занятиях кружка «Азбука моды» позволяет окунуться в мир творчества и фантазии ,где  теоретические познания тесно соприкасаются с практикой.

      Мода ,костюм ,его замысел ,рациональный гардероб-основные  понятия , необходимые для теоретической подготовки учящихся.

      Мною разработаны беседы: «Мода .Два пути развития.» , «Костюм .Его замысел» ,  «Стили в одежде» .

В процессе  теоретического обучения используются различные практические задания  с внедрением  разнообразных технологий ,наглядных методов обучения ,здоровьесберегающих технологий. Проводится также инструктаж по технике безопасности.

Используемые технологии:

  1. Разноуровневое обучение, дифференцированный подход.
  2. Использование наглядных методов: шаблонов, схем,  рисунков, таблиц.
  3. Метод обобщения навыков: составление альбомов,  коллективных работ, групповые формы обучения.
  4. Здоровьесберегающие:
  1. развивающие мелкую моторику пальцев рук
  2. упражнения для коррекции осанки
  3. зрительная гимнастика
  1. Инструктаж по технике безопасности.
  2. Проведение тестирования.
  3. Использование презентаций, компьютерные технологии.

        Формы подведения итогов программы.

  1. Проведение анкетирования.
  2. Создание творческих проектов.
  3. Экскурсии.
  4. Выставки, выставки продажи.
  5. Творческие проекты.
  6. Показы мод.

Контрольные работы.

В основе методики обучения положена совокупность

приемов  с использованием различных видов декоративно-прикладного искусства, рукоделия, также основ маркетинга, организации производства. Игровые формы занятий позволяют сделать процесс обучения  непринужденным и увлекательным.

     

 Цель методики:

  1. Развитие художественно-творческих индивидуальных способностей школьников
  2. Воспитание нравственных качеств,  способность сохранять и развивать народные традиции
  3. Развитие мышления, анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
  4. Определение свойств материалов, пропорций,  свойств цвета, основ композиции.

 10.  Развитие наблюдательности, глазомера,

эстетического вкуса. Адаптация в современном мире моды и окружающей среды.

               11. Развитие коммуникабельности,  организаторских способностей.

     В процессе теоретического обучения применимы беседы, занятия с использованием карточек, схем; проведение мини выставок в итоге урока. Большой интерес у учащихся вызывают творческие проекты: «Кукла в историческом костюме», «Ателье моды», а также экскурсии в городские ателье моды. Несколько раз в год оформляется сменная выставка достижений учащихся.

        

     Немаловажное значение имеет техническое оснащение кабинета для занятий кружка. Оно должно включать:

  1. Ручные швейные машинки на каждого ученика или на пару.
  2. Электрическая швейная машинка с ножным приводом.
  3. Швейная машинка для обмётывания срезов.
  4. Раскроечный стол.
  5. Утюг, приспособления малой механизации: ножницы,

      иглы, булавки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия для развития творческих способностей детей на занятиях ИЗО

Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. В природных материалах мы видим красоту и согласованность форм, гормонию....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Подробные методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на занятиях в радиотехническом объединении....

Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин

Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...

Доклад «Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потр...

«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков,  воплощая идеи в готовый продукт.Признаки и критерии творч...

«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»

Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружа...