«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»
презентация к уроку по технологии на тему
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, воплощая идеи в готовый продукт.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к решению новых идей. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Основная цель развития творческих способностей учащихся.
1. Приобщить учащихся к творческой работе;
2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
3. Развивать навыки созидания, самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_fisenko_nv_1.ppt | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
... Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда » К.Д. Ушинский. Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Основная цель: развития творческих способностей учащихся. Приобщить учащихся к творческой работе; Прививать интерес к творчеству, поиску; Развивать навыки созидания, самореализации.
Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать" , вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!" . Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу .
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником – проектный метод. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
Система дополнительного образования предоставляет условия для организации детского творчества и, следовательно, для развития творческого потенциала детей. Здесь каждый ребенок может найти дело по душе, по интересу. Какой бы направленности не были студии или кружки, работа их отталкивается от интереса к делу, развивает трудолюбие, без которого невозможно достичь результата, вместе с тем раскрывает и творческий потенциал ребенка.
Я работаю учителем технологии в МБОУ СОШ №5 в П.Ленинский, Алданского района, РС (Якутия) с 1986года, т.е. 29лет, веду уроки технологии с подготовительного по 4 классы и с 5 – 8 классы у девочек. На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Кулинария», «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов».
Творческая работа с детьми осуществляется по следующим направлениям: «Мягкая игрушка», «Аппликация из ткани», «Вышивка» крестом, бисером и лентами, «Плетение из бисера», «Лоскутное шитье». Такое разнообразие позволяет сделать процесс обучения интересным и динамичным. Сколько неповторимых и оригинальных сувениров можно сделать с детьми на занятиях. Важно показать и рассказать детям, как с помощью несложных приемов можно изготовить замечательные вещи. Главное – желание, терпение, трудолюбие. Работа с детьми ориентирована на раскрытие и обогащение духовного мира детей, на художественно-эстетическое образование.
Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка. Через индивидуальный подход есть возможность поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей отстающих. Успех ребенка во многом зависит от умения педагога организовать занятия. Нельзя ребенку отказывать, если он хочет чему-либо обучиться. Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети психологически разные, неповторимые. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. К такой работе надо бережно относиться.
Педагог сам должен быть творческой личностью, мастером на все руки, уметь работать с различными материалами и инструментами; апробировать инновационные технологии и методики в своей работе, использовать технологии развивающего обучения ребенка. Я считаю себя творческой личностью, так как я владею всеми видами декоративно-прикладного творчества: вышиваю крестом, гладью, бисером, лентами; владею крючком и спицами – вяжу разные вещи; выполняю работы стразами; шью изделия от легкого платья до верхней одежды; работаю с мехом – шью шапки; люблю готовить и создавать уют в своей квартире.
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает им интенсивное ощущение радости жизни. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда "Свеча зажжет огни". "Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других".
Урочная деятельность Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке.
Внеурочная деятельность. Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей. Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Результат работы. Мои ученики ежегодно представляют свои творческие работы, выполненные в виде проектов, на различном уровне: районные олимпиады по технологии, Всероссийские олимпиады и конкурсы Международные олимпиады и конкурсы, где занимают призовые места и получают грамоты, сертификаты и благодарственные письма. Мы являемся ежегодными участниками районных мероприятий и выставок, представляя свои творческие работы, а результат – победители этих мероприятий.
Работа Тарасовой Дарьи «Декоративные подушки, как украшающий элемент в интерьере» напечатана в сборнике Международного конкурса творческих проектов «В мире исследований».
1. Всероссийский конкурс «Лучший школьный проект» Результат – сертификаты и благодарственное письмо 2. Районная олимпиада по технологии 2014год Тарасова Дарья 11кл -2мес Латфулина Кристина 10кл - 1место Попова Кристина 8кл – 2 место 3. Всероссийская дистанционная олимпиада по технологии «Домоводство» участвовало 12 чел. Результат 2место т.д. 4. Международный конкурс «Мир вокруг нас» Латфулина Кристина 10кл – Панно «Олень», Тютрина Мария 2кл панно из бумаги – результат – лауреаты. 5. Районный фестиваль «Звезды Нового века» - выставка декоративно-прикладного творчества Результат – грамота Победитель и вымпел «Звезды Нового века» 6. Международный Конкурс «Молоток» участвовало 10чел, Результат - 5, 10место и т. д 7. Районная олимпиада по технологии 2013год Тарасова Дарья 10кл -1мес Латфулина Кристина 9кл - 1место
Результаты учителя Фисенко Натальи Владимировны 1. Всероссийский конкурс «Лучший школьный кабинет» 2. Региональная персональная выставка, посвященная Дню Народного мастера Республики Саха (Якутия) и 20–летие Галереи народного искусства «Симэх», имени А.Е.Кулаковского. Результат – сертификат (март 2013) 3 .Конкурс «Профуспех 21века» - урок «Путешествие в страну мастериц» 5кл февраль 2013г. Результат – сертификат 4. Опубликовала в социальной сети работников образования учебно-методический материал – урок «Моделирование рукавов» 8кл . Свидетельство о публикации.
Анализ, самооценка. Продуктивность творчества моих учеников видна по результатам побед и наград. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. Творческие работы учеников индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем.
Продуманное оформление класса – это со вкусом подобранные и ухоженные цветы, красивые стенды с поделками, обеспеченные всем необходимые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха творческого развития ребенка. В кабинете технологии, созданы все условия для работы над творческим проектом: имеется уголок проектов, в котором можно найти всю необходимую информацию: банк проектов, правила написания пояснительной записки, лучшие проектные работы, которые участвовали в разных конкурсах и заняли призовые места, выставка проектных работ. Все это побуждает учащихся к выполнению проектов .
Вывод Народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса
Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....
Доклад «Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»
Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потр...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")
В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по декоративно - прикладному искусству "Волшебный лоскуток"
Программа кружковой деятельности школьников “Волшебный лоскуток” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ООО. Эта программа актуальна тем, что она...
Внеурочная деятельность «Лепка. Декоративно - прикладное искусство" в 3 классе по художественно - эстетическому направлению в соответствии ФГОС НОО
Настоящая образовательная программа разработана согласно ФГОС начального общего образования......
Внеурочная деятельность «Лепка. Декоративно - прикладное искусство" в 4 классе по художественно - эстетическому направлению в соответствии ФГОС НОО
Настоящая образовательная программа разработана согласно ФГОС начального общего образования......
Доклад "Развитие творческого потенциала детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству".
Для достижения высокого уровня деятельности человеком в творчестве....