Условия для развития творческих способностей детей на занятиях ИЗО
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. В природных материалах мы видим красоту и согласованность форм, гормонию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_dlya_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_detey_na_zanyatiyah_izo.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия для развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Развивать творческую активность необходимо как можно раньше. И в этом деле огромную роль играют занятия изобразительным искусством.
Рисование популярно среди детей. Посещая наше творческое объединение, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по его рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
В каждом задании на занятиях детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, ладошкой, кистью, пером; используют монотипию, кляксографию, штампы, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещают различные художественные материалы и т.д.
Кроме рисования на занятиях в нашем творческом объединении мы занимаемся лепкой, аппликацией и бумагопластикой, работаем с природным материалом.
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Занимаясь бумагопластикой и аппликацией, дети учатся вырезать из бума-ги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.
Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Природа богата материалом, который дети могут использовать в своей работе. Ценность таких работ состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материалов: запах, цвет, форму, строение.
Прекрасным средством для развития творческого воображения являются проведение занятий изобразительного искусства на природе. В ходе подготовки к занятию настраиваю детей на восприятие красоты природы. Предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на красоту коры деревьев, крыльев бабочек и жучков. На этих занятиях развивается не только внимание, но и ассоциативное мышление, речь. Использую метод сравнения, задаю вопросы (с чем можно сравнить.., на что похож..). У ребят развиваются умения всматриваться, наблюдать и анализировать.
Для развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно добывать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблемы мы стали заниматься с детьми проектной деятельностью.
Ребенок создает свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, педагогам, родителям. Он видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. У него появляется чувство гордости за созданное им. Кроме того, работа над проектом предполагает помощь родителей, что позволяет активнее включать их в учебный процесс.
Проектные формы работы способствуют формированию коммуникатив-ных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.
Для развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства используются следующие методы обучения:
1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
2. Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.
4. Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, приучаю четко выполнять ограничения.
5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.
7. Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
Подробные методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на занятиях в радиотехническом объединении....
Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин
Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...
Возможности компьютерных технологий в развитии творческих способностей детей на занятиях ДПИ
Применение ИКТ в студии ДПИ...
«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании» автор Матюхина Е.Г.
Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственно...
Реализация комплексного подхода в создании социально-педагогических условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования
Краткое описание проекта "Полотно моей мечты"...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии"
Цель данной методической разработки – обобщение опыта развития творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр....
Создание условий для развития творческих способностей детей
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство дл...