Открытый урок на тему : "Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля"
план-конспект урока по теме

Клям Ирина Юрьевна

Ритмические упражнения с разными метрами, пение канонов и параллельны терций 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа города Белореченска муниципального образования Белореченский район

Открытый урок

на тему:

«Особенности работы над двухголосием

в классе вокального ансамбля»

                                                 

                                                  Подготовила:

    Клям Ирина Юрьевна,

                                            преподаватель I квалификационной категории

            по классу эстрадного пения

                       

г. Белореченск, 2013 год.

Преподаватель:  Клям Ирина Юрьевна

Дата проведения: 28.02.2013 год

Группа: старшая

Предмет: вокальный ансамбль

Тема урока: Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля.

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение.

Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в вокальном ансамбле.

Задачи:

Образовательные:

• формировать навыки пения a cappella;

• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

• выработать у обучающихся умение чётко проводить свою партию при   одновременном звучании другой;

• продолжать закреплять навык сольфеджирования по ансамблевым партиям, что        способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

Развивающие:

• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

• продолжение развития гармонического слуха;

• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

• расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар (народные песни разных стран, песни современных композиторов).

Воспитательные:

• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

• воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере народных песен;

• воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

• наглядный (слуховой и зрительный);

• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка    исполнения);

• индуктивный;

• дедуктивный;

• проблемно – поисковый;

• объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

• применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;

• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

• сопоставление песен, различных по характеру;

• вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

• представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

• вокализация песен на слог и сольфеджирование;

• задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;

• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;

• юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

• психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

• учёт индивидуальных особенностей;

• дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, рояль, ноутбук, стулья, ноты произведений для преподавателя, тексты и ансамблевые партии для обучающихся, фонограммы современных песен.

Структура урока

1. Организационный момент.

     Обучающиеся рассаживаются на места по партиям, подготавливают партии, приветствуют преподавателя. Преподаватель отмечает присутствующих в журнале.

2. Постановка цели и задач урока.

    На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях для распевания, в двухголосных ритмических упражнениях, в немецкой народной песне «Музыканты», в двухголосной русской народной песне «Как пошли наши подружки», в песне А.Ермолова «Пусть будет свет».

3. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания):

  1. Выборочная проверка игры ансамблевых партий двухголосной русской народной песни «Как пошли наши подружки». Двое обучающихся исполняют свои партии на фортепиано и рояле.
  2. Выборочная проверка игры партии немецкой народной песни «Музыканты». Вначале несколько обучающихся показывают знание мелодии на фортепиано, затем обучающихся исполняют канон на фортепиано и рояле в дуэте.

4. Основной этап.

4.1. Распевание

  1. Фонопедическое упражнение по В. Емельянову «Лифт»

Цель: разогреть голосовые связки, подготовить голосовой аппарат к пению.

          «Поскрипеть, разбудить» голосовые связки в самом низу диапазона (штробас) и «проехать» по всем звукам диапазона.

  1. Речевое упражнение «АБВГД»

Цель: отработка речевых интонаций в музыкальной речи.

           Упражнение проговаривается несколько раз, затем проговаривается на фиксированной высоте (от «ЛЯ» малой октавы по полутонам, до «ФА» I октавы)

  1. Упражнение на выработку чистой интонации (для плохо интонирующих)

Цель: выработать координацию между слухом и голосом, активизировать слух и самоконтроль над звуком.

            Нажать звук на фортепиано, лучше на синтезаторе, чтобы звучание не прерывалось, «поскрипеть» голосовыми связками в самом низу диапазона (штробас) и «подползти» к заданному звуку.

  1. Упражнение «Чайка» («немой» звук)

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.

  1. Упражнение «Восьмёрки»

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.

  1. Скороговорка («Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек»)

Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.

4.2. Двухголосные ритмические упражнения

         Упражнения подготавливают обучающихся к восприятию двухголосия. Формируют ритмические основы основных размеров, воспитывают единые темповые ощущения.

         Со всеми обучающимися предварительно разучиваются ритмические упражнения на 2/4, 3/4 и 4/4.

  1. Разучивание на 2/4.

Сильная доля – топнуть правой ногой, слабая доля – хлопнуть в ладоши.

Сильная доля – топнуть левой ногой, слабая доля – хлопнуть в ладоши и т. д.

         Используются разные варианты исполнения этой ритмической фигуры. Количество обучающихся делится на 2 группы. Например, одна группа – исполняет сильную долю притопами, другая группа – исполняет слабую долю – хлопками.

  1. Разучивание на 3/4.

Сильная доля – топнуть правой ногой, слабые доли – хлопнуть в ладоши.

Следующий такт. Сильная доля – топнуть левой ногой, слабые доли – хлопнуть в ладоши.

          Продолжать исполнение ритмической фигуры на 3/4 разными вариантами. Например, одна группа – исполняет сильную долю притопом, другая группа – исполняет слабые доли – хлопками.

  1. Упражнение на 4/4 разучивается по принципу 4/4.

После освоения всех упражнений весь ансамбль делится на 2 группы и исполняется ритмическое двухголосие с использованием каждой группой ансамбля своего метра, например, 1 группа – 2/4, 2 группа – 3/4 или 1 группа – 2/4, 2 группа – 4/4, 1 группа – ¾, 2 группа – 4/4.

4.3. Немецкая народная песня «Музыканты»

Этапы работы:

  1. Беседа с детьми о характере, настроении песни.

     Жизнеутверждающее начало, твердый ритм в песне, имитирующий шаг, начало с сильной доли, 3-х дольный размер способствуют собранному звукообразованию, твердой атаке звука, задержке дыхания перед началом фразы.

  1. Закрепление нотного материала одноголосно.

     Пропевание нотных партий по голосам, затем со словами, обращая внимание на дыхание, единое звукообразование, чистоту интонации, характер песни.

  1. Исполнение двухголосия.

     Следить за фразировкой, динамическим и темповым ансамблем внутри каждой партии.

  1. Работа над трудными местами в песне.

     Выстраивание отдельных интервалов: м.3, м.7, м.6, ум.5 и параллельное движение терциями. Активный вдох и четкое вступление каждой партии.

4.4. Русская народная песня «Как пошли наши подружки»

 

Этапы работы:

  1. Беседа с детьми о характере, настроении песни.

     Настроение песни и способствуют легкому звукообразованию, мягкой атаке звука, задержке дыхания перед началом фразы.

  1. Закрепление нотного материала одноголосно.

     Пропевание нотных партий по голосам все куплеты, затем со словами, обращая внимание на 2-х дольный размер и начало фразы из-за такта, на дыхание, единое звукообразование, чистоту интонации, характер песни.

  1. Исполнение двухголосия.

     Следить за фразировкой, динамическим и темповым ансамблем внутри каждой партии. Во 2-м куплете акцентировать внимание на контрастном исполнении – f – p, исходя из смысла куплета.

  1. Работа над трудными местами в песне.

     Выстраивание интервалов м.3 и параллельное движение терциями, активный вдох, пение из-за такта, четкая артикуляция.

4.5. «Пусть будет свет» муз. и сл. Александра Ермолова

Этапы работы:

  1. Беседа с детьми о характере, настроении песни.

Песня  современного детского композитора-песенника  Александра Ермолова. Светлый характер песни, воспевание добра в песне способствует широкому дыханию, выработке кантилены, мягкой атаке звука, дыханию на «опоре».

2) Разучивание партий.

В куплете используется унисон, в припеве - параллельное двухголосие и один такт трехголосие. Куплет разучивается всем ансамблем одноголосно, в припеве разучиваются партии отдельно по голосам с названиями нот, затем соединяются партии двухголосно. После уверенного сольфеджирования – разучивание с текстом

      3) Работа над трудными местами. Двухголосие в припеве, синкопированное движение мелодии, исполнение legato, динамика mf требует большого крепкого дыхания, которое вырабатывается на подготовительных упражнениях к песне.

5. Заключительный этап.

Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: пение в песнях своей партии с одновременной игрой на фортепиано другой партии, сначала с названиями нот, затем со словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Особенности работы над двухголосным пением в вокальном ансамбле

Практические приемы работы перед началом двухголосного пения и двухголосием...

Открытый урок на тему "Особенности профессии"юрист"

Урок для 1 курса с использованием ИКТ и работы в группах....

Открытый урок по теме Механическая работа 7 класс

Данный урок был разработан для учащихся 7 класса ФГОС к неделе школьного методическогго объединения "Естествознание". В файл дополнительно вложена презентация, конспект урока и самоанализ ур...

Открытый урок на тему: Практическая работа №5 "Получение аммиака и изучение его свойств", 9 класс

Открытый урок на тему: Практическая работа №5 "Получение аммиака и изучение его свойств", 9 класс...

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс...

Открытый урок на тему:«Особенности приспособления к концертному волнению и важность успешных выступлений для учащихся»

Преподаватель помогает ребенку поверить в себя, учит самовыражаться в игре на инструменте, и только тогда интерес учащегося к занятиям музыкой будет повышаться, творческая инициатива возрастать, а так...