Открытый урок на тему : "Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля"
план-конспект урока по теме
Ритмические упражнения с разными метрами, пение канонов и параллельны терций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок в классе вокального ансамбля | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа города Белореченска муниципального образования Белореченский район
Открытый урок
на тему:
«Особенности работы над двухголосием
в классе вокального ансамбля»
Подготовила:
Клям Ирина Юрьевна,
преподаватель I квалификационной категории
по классу эстрадного пения
г. Белореченск, 2013 год.
Преподаватель: Клям Ирина Юрьевна
Дата проведения: 28.02.2013 год
Группа: старшая
Предмет: вокальный ансамбль
Тема урока: Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля.
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение.
Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в вокальном ансамбле.
Задачи:
Образовательные:
• формировать навыки пения a cappella;
• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
• выработать у обучающихся умение чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;
• продолжать закреплять навык сольфеджирования по ансамблевым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
Развивающие:
• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
• продолжение развития гармонического слуха;
• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
• расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар (народные песни разных стран, песни современных композиторов).
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
• воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере народных песен;
• воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
• наглядный (слуховой и зрительный);
• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
• индуктивный;
• дедуктивный;
• проблемно – поисковый;
• объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
• применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;
• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
• сопоставление песен, различных по характеру;
• вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
• представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
• вокализация песен на слог и сольфеджирование;
• задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;
• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;
• юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
• психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
• учёт индивидуальных особенностей;
• дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, рояль, ноутбук, стулья, ноты произведений для преподавателя, тексты и ансамблевые партии для обучающихся, фонограммы современных песен.
Структура урока
1. Организационный момент.
Обучающиеся рассаживаются на места по партиям, подготавливают партии, приветствуют преподавателя. Преподаватель отмечает присутствующих в журнале.
2. Постановка цели и задач урока.
На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях для распевания, в двухголосных ритмических упражнениях, в немецкой народной песне «Музыканты», в двухголосной русской народной песне «Как пошли наши подружки», в песне А.Ермолова «Пусть будет свет».
3. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания):
- Выборочная проверка игры ансамблевых партий двухголосной русской народной песни «Как пошли наши подружки». Двое обучающихся исполняют свои партии на фортепиано и рояле.
- Выборочная проверка игры партии немецкой народной песни «Музыканты». Вначале несколько обучающихся показывают знание мелодии на фортепиано, затем обучающихся исполняют канон на фортепиано и рояле в дуэте.
4. Основной этап.
4.1. Распевание
- Фонопедическое упражнение по В. Емельянову «Лифт»
Цель: разогреть голосовые связки, подготовить голосовой аппарат к пению.
«Поскрипеть, разбудить» голосовые связки в самом низу диапазона (штробас) и «проехать» по всем звукам диапазона.
- Речевое упражнение «АБВГД»
Цель: отработка речевых интонаций в музыкальной речи.
Упражнение проговаривается несколько раз, затем проговаривается на фиксированной высоте (от «ЛЯ» малой октавы по полутонам, до «ФА» I октавы)
- Упражнение на выработку чистой интонации (для плохо интонирующих)
Цель: выработать координацию между слухом и голосом, активизировать слух и самоконтроль над звуком.
Нажать звук на фортепиано, лучше на синтезаторе, чтобы звучание не прерывалось, «поскрипеть» голосовыми связками в самом низу диапазона (штробас) и «подползти» к заданному звуку.
- Упражнение «Чайка» («немой» звук)
Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.
- Упражнение «Восьмёрки»
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.
- Скороговорка («Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек»)
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.
4.2. Двухголосные ритмические упражнения
Упражнения подготавливают обучающихся к восприятию двухголосия. Формируют ритмические основы основных размеров, воспитывают единые темповые ощущения.
Со всеми обучающимися предварительно разучиваются ритмические упражнения на 2/4, 3/4 и 4/4.
- Разучивание на 2/4.
Сильная доля – топнуть правой ногой, слабая доля – хлопнуть в ладоши.
Сильная доля – топнуть левой ногой, слабая доля – хлопнуть в ладоши и т. д.
Используются разные варианты исполнения этой ритмической фигуры. Количество обучающихся делится на 2 группы. Например, одна группа – исполняет сильную долю притопами, другая группа – исполняет слабую долю – хлопками.
- Разучивание на 3/4.
Сильная доля – топнуть правой ногой, слабые доли – хлопнуть в ладоши.
Следующий такт. Сильная доля – топнуть левой ногой, слабые доли – хлопнуть в ладоши.
Продолжать исполнение ритмической фигуры на 3/4 разными вариантами. Например, одна группа – исполняет сильную долю притопом, другая группа – исполняет слабые доли – хлопками.
- Упражнение на 4/4 разучивается по принципу 4/4.
После освоения всех упражнений весь ансамбль делится на 2 группы и исполняется ритмическое двухголосие с использованием каждой группой ансамбля своего метра, например, 1 группа – 2/4, 2 группа – 3/4 или 1 группа – 2/4, 2 группа – 4/4, 1 группа – ¾, 2 группа – 4/4.
4.3. Немецкая народная песня «Музыканты»
Этапы работы:
- Беседа с детьми о характере, настроении песни.
Жизнеутверждающее начало, твердый ритм в песне, имитирующий шаг, начало с сильной доли, 3-х дольный размер способствуют собранному звукообразованию, твердой атаке звука, задержке дыхания перед началом фразы.
- Закрепление нотного материала одноголосно.
Пропевание нотных партий по голосам, затем со словами, обращая внимание на дыхание, единое звукообразование, чистоту интонации, характер песни.
- Исполнение двухголосия.
Следить за фразировкой, динамическим и темповым ансамблем внутри каждой партии.
- Работа над трудными местами в песне.
Выстраивание отдельных интервалов: м.3, м.7, м.6, ум.5 и параллельное движение терциями. Активный вдох и четкое вступление каждой партии.
4.4. Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
Этапы работы:
- Беседа с детьми о характере, настроении песни.
Настроение песни и способствуют легкому звукообразованию, мягкой атаке звука, задержке дыхания перед началом фразы.
- Закрепление нотного материала одноголосно.
Пропевание нотных партий по голосам все куплеты, затем со словами, обращая внимание на 2-х дольный размер и начало фразы из-за такта, на дыхание, единое звукообразование, чистоту интонации, характер песни.
- Исполнение двухголосия.
Следить за фразировкой, динамическим и темповым ансамблем внутри каждой партии. Во 2-м куплете акцентировать внимание на контрастном исполнении – f – p, исходя из смысла куплета.
- Работа над трудными местами в песне.
Выстраивание интервалов м.3 и параллельное движение терциями, активный вдох, пение из-за такта, четкая артикуляция.
4.5. «Пусть будет свет» муз. и сл. Александра Ермолова
Этапы работы:
- Беседа с детьми о характере, настроении песни.
Песня современного детского композитора-песенника Александра Ермолова. Светлый характер песни, воспевание добра в песне способствует широкому дыханию, выработке кантилены, мягкой атаке звука, дыханию на «опоре».
2) Разучивание партий.
В куплете используется унисон, в припеве - параллельное двухголосие и один такт трехголосие. Куплет разучивается всем ансамблем одноголосно, в припеве разучиваются партии отдельно по голосам с названиями нот, затем соединяются партии двухголосно. После уверенного сольфеджирования – разучивание с текстом
3) Работа над трудными местами. Двухголосие в припеве, синкопированное движение мелодии, исполнение legato, динамика mf требует большого крепкого дыхания, которое вырабатывается на подготовительных упражнениях к песне.
5. Заключительный этап.
Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: пение в песнях своей партии с одновременной игрой на фортепиано другой партии, сначала с названиями нот, затем со словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Особенности работы над двухголосным пением в вокальном ансамбле
Практические приемы работы перед началом двухголосного пения и двухголосием...
Открытый урок на тему "Особенности профессии"юрист"
Урок для 1 курса с использованием ИКТ и работы в группах....
Открытый урок по теме Механическая работа 7 класс
Данный урок был разработан для учащихся 7 класса ФГОС к неделе школьного методическогго объединения "Естествознание". В файл дополнительно вложена презентация, конспект урока и самоанализ ур...
Открытый урок с методическими рекомендациями "Воспитание юного пианиста в классе фортепианного ансамбля"
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков. ...
Открытый урок на тему: Практическая работа №5 "Получение аммиака и изучение его свойств", 9 класс
Открытый урок на тему: Практическая работа №5 "Получение аммиака и изучение его свойств", 9 класс...
Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс
Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс...
Открытый урок на тему:«Особенности приспособления к концертному волнению и важность успешных выступлений для учащихся»
Преподаватель помогает ребенку поверить в себя, учит самовыражаться в игре на инструменте, и только тогда интерес учащегося к занятиям музыкой будет повышаться, творческая инициатива возрастать, а так...