"Традиционная народная кукла" примерная образовательная программа для кружка.
рабочая программа на тему
Данная программа разработана для проведения занятий кружка по народной кукле. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 2 года обучения (76 часов в год - всего 152 часа), 2 часа в неделю. Данная программа предлагается для детей с 9 лет и старше. Форма занятий групповая. Группы от 10 до 15 человек. Основной целью программы является приобщение обучающихся к культуре своего народа, которая достигается через практические занятия. На занятиях обучающиеся не только изготавливают народную куклу, по традиционной технологии, но также знакомятся с бытом , культурой и историей своего народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5633_rabochaya_programma_kruzhka_po_narodnoy_kukle_bereginya.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2049
(ГБОУ СОШ № 2049)
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы_______
Протокол №___ ___________________ ______________________
от «__» _____ __г. «___»__________ ____г. «___»____________ ____г.
Примерная образовательная программа дополнительного образования детей творческой студии «Волшебный сад».
Традиционная народная кукла
Автор Мустафова Валентина Юрьевна
учитель ИЗО
ГБОУ СОШ 2049
Кол-во ч в неделю 2
Срок реализации 2 года
Возраст
С 9-13лет
г. Москва 2012
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа кружка «Традиционная народная кукла» имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 2 года обучения (76 часов в год-всего 152 часа). Данная программа предлагается для детей с 9 до 13 лет и старше. Каждая группа детей занимается по два часа один раз в неделю.
Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность образовательной программы
Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.
Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.
Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.
Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников.
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.
Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне - в учреждениях общего и дополнительного образования.
Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.
Цели и задачи
Цель:
• Основной целью является, приобщение к истокам славянской культуры.
• Изучение истории и традиционной технологии создания народной куклы.
• Изготовление народной куклы, с учетом традиций.
Задачи:
• обучать навыкам работы с различными материалами
• развивать интерес к истории и культуре своего народа, эстетический вкус, творческое мышление
• формировать навыки общения и коллективной деятельности
• воспитывать аккуратность и самодисциплину, чувство патриотизма, любовь к природе и окружающему миру
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Обучение начинается с самых простых куколок, с учетом возрастных особенностей детей, т. к. некоторые куклы требуют умения и ловкости рук даже для взрослых. Данная программа подходит для обучения детей с 9 лет и старше. Срок реализации 2 года.
Форма занятия – групповая. Группа от 10 до 15 человек для каждого года обучения.
Структура учебного занятия:
1.Ознакомительная часть.
Учитель демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.
2.Процесс изготовление.
Учитель поэтапно показывает, как создается изделие. Ученики повторяют весь процесс шаг за шагом. Учитель после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.
3. Подведение итогов.
Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки, по необходимости. Получение готового продукта.
Требования к знаниям и умениям:
К концу 1 года обучения дети должны знать:
• историю русской народной куклы
• типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная)
• технологию изготовления кукол
уметь:
• изготовить тряпичную куклу под руководством педагога
К концу 2 года обучения дети должны знать:
• историю русского народного костюма
• куклы в праздничной символике
• типы и назначения кукол
• технология изготовления кукол
уметь:
• самостоятельно изготовить тряпичную куклу
• оформить костюм куклы
• рассказать историю русской народной куклы и народного костюма
Учебно-тематический план
Номер Урока | Тема | Теория | Практика | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | |
2 | История народной куклы | 1 | 1 | |
3 | Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука | 1 | 1 | |
4 | Традиционный русский костюм | 1 | 1 | |
5 | Типы кукол: -обрядовые -обереговые -игровые | 1 | 1 | |
Простые куклы на основе квадрата-ткани | ||||
6 | «Отдарок на подарок». | 1 | 1 | |
7,8 | Особенности народного костюма. «Утешница». | 1 | 1 | 2 |
9 | Сила оберега. «Подорожница». | 1 | 1 | |
11 | «Пеленашка» на основе квадрата | 1 | 1 | |
12,13 | «Ангел». | 2 | 2 | |
14,15 | Всякому времени свой час. «День и ночь» | 2 | 2 | |
16 | «Северная берегиня» | 1 | 1 | |
17,18 | Узелковые игровые куклы. «Бессоница». «Зайчик на пальчик». | 2 | 2 | |
19 | «Птичка» | 1 | 1 | |
20 | Кукла добрых вестей «Валдайский колокольчик» | 1 | 1 | |
Вепсские куклы. | ||||
21 | Вепсская «Нянюшка» | 1 | 1 | |
22 | Вепсская «Капустка» | 1 | 1 | |
23,24 | Вепсская сложная. «Радостея». | 2 | 2 | |
25,27 | «Покосница» | 2 | 2 | |
28,29 | «Благополучница» | 2 | 2 | |
30,31 | «Кубышка-травница». | 2 | 2 | |
32-34 | «Зернушка» | 3 | 3 | |
35 | Куватка и их виды. | 1 | 1 | |
36 | «Мартенички» | 1 | 1 | |
37 | Коса – девичья краса. «Доля» | 1 | 1 | |
39 | Масленница широкая. «Маслена домашняя». | 2 | 2 | |
42 | «Веснянка». «Первоцвет» | 3 | 3 | |
43-45 | Куватка сложная. «Кузьма и Демьян» – покровители семейного очага и ремёсел | 3 | 3 | |
46-48 | Куватка сложная. «Неразлучники» | 3 | 3 | |
Скрутки /столбушки. | ||||
49 | Пеленашка. | . | 1 | 1 |
51,52 | Желанница. | 2 | 2 | |
53,54 | Владимирская столбушка | 2 | 2 | |
55,56 | Курская столбушка | 2 | 2 | |
57,58 | Архангелогородская столбушка | 2 | 2 | |
59,60 | «Мамка с детьми» | 2 | 2 | |
61,62 | «Орловская кукла» | 2 | 2 | |
63,64 | Кукла из медвежьей стороны (Каргопольская кукла). Параскева-Пятница | 2 | 2 | |
65-68 | «Лихоманки» | 1 | 3 | 4 |
70-72 | «Матушкина куколка». Куклы в народных сказках. | 2 | 2 | |
73-76 | Итоги. Подготовка к выставке. | 2 | 2 |
Учебно-тематический план
2-й год обучения
1-8 | Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси. Язык орнамента. Календарь. | 8 | 8 | |
9-12 | Куклы в помощь хозяйке. «Филлиповка». «Десятиручка». | 1 | 3 | 4 |
13-15 | «Очистительная» | 2 | 2 | |
16-17 | «Благополучие», «Сорока-Белобока» | 2 | 2 | |
18-21 | Основа крестец из веток. «Крестец». «Рябинка на крестовине». «Параскева-пятница» «Купала.» | 4 | 4 | |
22-24 | «Окно радости» | 3 | 3 | |
25,26 | Свадебная кукла «Мировое древо» | 2 | 2 | |
27,28 | «Невеста» | 2 | 2 | |
29-32 | Берестяные куклы | 2 | 2 | 4 |
33,34 | Выставка работ. | 2 | ||
35-38 | Кукла – перевёртыш (Девка-баба) | 1 | 3 | 4 |
39-43 | «Московка» (Седьмая Я, Семья, Плодородие) | 1 | 4 | 5 |
44-48 | «Ведучка-кукла» ведущая в жизнь | 1 | 4 | 5 |
49-53 | «Санница» | 1 | 4 | 5 |
54,55 | «Помощница» | 2 | 2 | |
56-59 | Оберег от одиночества. Толстушка-костромушка | 1 | 4 | 5 |
Куклаки. | ||||
60-62 | Куклаки игровые. | 2 | 2 | |
63-64 | «Симеон столпник» | 2 | 2 | |
65-67 | «Спиридон солнцеворот». | 3 | 3 | |
68-70 | Кукла «Женское Счастье». | 3 | 3 | |
71,72 | Барыни, девки, бабы. | 2 | 2 | |
73,74 | «Солнечный конь» | 2 | 2 | |
75,76 | Итоги. Выставка работ. | 2 |
Содержание занятий:
1-й год обучения:
Введение в образовательную программу (1 час)
Цель и задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места.
История народной куклы, русский костюм (3часа)
История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний. Показ презентаций.
Типы и назначения кукол (1 час)
Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.
Тряпичная народная кукла (71 час)
Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.
2-й год обучения:
Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси. Язык орнамента. Календарь. (8 часов )
Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте русского народа, о народных праздниках. Язык символов в орнаменте. Народный календарь. Календарь кукол. Показ иллюстраций и презентаций на тему.
Изготовление кукол (68 часов)
Продолжение тем 1-го года обучения. Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением. Изготовление кукол под руководством педагога и самостоятельно.
Методическое обеспечение образовательной программы
Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление кукол, подготовка к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Итог работы: выставка в конце 1 года обучения и две выставки на втором году обучения.
Используемая литература
- Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт – Петербург «Паритет» 2003.
- Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях – М; Айрис Пресс, 2003.
- Шпикалова Т. Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. – М; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
- Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР – М; «Планета», 1990.
- Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М; Профиздат,1998.
6. О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год
7. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год
8. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007
7. Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия «Кукольный сундучок»-Москва, «Белый город»,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)
Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной дея...
Методическая разработка образовательной программы театрального кружка «Театр здоровье»
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром сегодня и в будущем....
Введение в образовательную программу танцевального кружка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Починковский Центр дополнительного образования детей» Конспект открытого занятия...
Введение в образовательную программу танцевального кружка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Починковский Центр дополнительного образования детей» Конспект открытого занятия...
Авторская образовательная программа театрального кружка «Сундучок сказок»
Программа рассчитана на 144 часа в год: 2 часа - вводные занятия,22- на теоретический материал, упражнения и108 часов на постановки и репетиции,12 часов - резервного времени. В г...
образовательная программа экологического кружка "Друзья природы"
календарнотематическое планирование на 3 года по экологии...
Образовательная программа танцевального кружка в детском саду.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного дух...