ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
методическая разработка по теме

Парышев Андрей Евгеньевич

Образование в современном мире требует внедрения новых инновационных технологий, которые направлены на творческое воспитание личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Одной из таких технологий является метод проектов как «определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст24.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Парышев А.Е. аспирант ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», г. Шуя, E-mail: de_kace@bk.ru 

Образование в современном мире требует внедрения новых инновационных технологий, которые направлены на творческое воспитание личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Одной из таких технологий является метод проектов как «определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата» [1].

Использование проектной методики является одной из составляющих гуманизации образовательного процесса, так как в работе над проектом участвуют учащиеся с разным уровнем художественной подготовки в соответствии со своими возможностями.

Метод проектов – это такая система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.[1]

Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме[1]: проведение исследований, интервью, составление планов посещения различных мест, изготовление коллажей.

Из опыта преподавания рисунка, живописи и композиции на занятиях в образцовом коллективе «Модельное агентство РИК», работающему на базе Муниципального бюджетного образовательного  учебного учреждения Центра детского творчества № 4 города Иванова, в рамках научно-исследовательской работы была разработана образовательная программа по художественному проектированию и моделированию костюма: «Дизайн костюма», для воспитанников в возрасте от 12 до 15 лет. Программа рассчитана на 1 год по 4 часа в неделю.

Обоснование программы

Программа предусматривает приобщение детей к дизайну костюма, формирование в них способностей к созданию собственных проектов выраженных в коллекции одежды, которая воплощается в жизнь от идеи до выполнения в материале.

Программа включает в себя работу с различными видами графики, в том числе компьютерная, и композиционными орнаментальными схемами, а так же схемами построения человека.

При работе, воспитанники изучают различные техники, начиная с использования трех основных приемов графики: точка, линия, пятно.

Также программа включает беседы об истории моды, модельерах и стилистах работающих в сфере индустрии моды. Всё это даёт воспитаннику возможность развивать собственный стиль и вкус в одежде.

При овладении приемами графики выполняются творческие работы по собственным проектам.

Содержание программы учитывает связи с учебными предметами основного образования: уроки труда, ИЗО, история и литература.

Актуальность программы заключается в приобщении детей к миру моды, социальной защищённости, развитие творческих способностей.

Цели программы заключаются в воспитании гармонично развитого ребёнка через творчество, искусство видеть в окружающем мире прекрасное, интересное. Научить детей работать с художественными изданиями в контексте данной учебной программы (художественные альбомы, автобиографическая литература о художниках и выставка, фотографии).

Подготовить воспитанников к постоянно меняющимся условиям рынка труда.

Формировать у учащихся качества: творчески думающих, активно действующих и легко адаптирующихся личностей в условиях современной жизни.

Задачи:

Воспитательные:

  1. воспитание морально-трудовых качеств (любовь к труду, воспитать аккуратность, бережливость, доведение работы до конца).
  2. воспитание общей трудовой культуры, уметь планировать свой труд, экономно расходовать материал, организовывать своё рабочее место, бережно относиться к инструментам.

Образовательные:

  1. познакомить детей с простыми и сложными композиционными орнаментальными схемами.
  2. познакомить детей с графическими материалами
  3. вооружить детей умениями использовать графический материал.

Развивающие

  1. умственное развитие (мышление, речь, осязание)
  2. эстетическое (развитие эстетических вкусов)
  3. нравственное воспитание (добросовестное отношение к труду, самостоятельность, коллективизм, рационализаторская деятельность, дисциплина.)

Формы и методы обучения

Для обучения используется различные формы и методы обучения: беседы, посещение выставок, показ иллюстраций, урок – игра, практические задания, самостоятельный творческий поиск, фотосессии, выход на природу, индивидуальная работа, самостоятельная творческая работа, урок – экскурсия.

Педагогические принципы:

  1. Принцип политехнизма (познакомить воспитанников с материалами и инструментами, уметь работать с инструментами).
  2. Связь теории с практикой (знание, которые воспитанники получают на уроках, они применяют на уроках по изобразительному искусству).
  3. Последовательности и систематичности (знание и умение воспитанники изучают последовательно, например: создание коллекции одежды сначала выполняется в композиционных схемах на бумаге, а затем в материале).
  4. Принцип сознательности и активности (воспитанники учатся рациональным приёмам работы, правильно организовывать своё рабочее место, учатся приёмам самоконтроля, подбирать инструменты и материалы).
  5. Принципы научности (используются только научно-достоверные факты, научная (специальная) терминология).
  6. Принципы наглядности (каждом уроке должны присутствовать: чертежи, рисунки, журналы и т. д. Это повышает интерес, развивает внимательность, мышление, наблюдательность, воображение).
  7. Мотивация (участие воспитанников в конкурсах различных уровней от городских до международных, что повышает интерес в создании собственных проектов).
  8. Принцип прочности овладения знаниями (осуществляется за счёт реализации всех предыдущих принципов)

Методы отслеживания результатов

Уровень усвоенных знаний отслеживаются в течение всего учебного года. Проводиться тестирование и анкетирование, воспитанники выполняют творческие задания, участвуют в выставках и конкурсах  различных уровней, в конце года выполняют большие творческие работы по собственному замыслу.

Прогнозируемый результат:

К концу обучения воспитанник должен обладать следующими навыками:

  1. умение подготавливать свое рабочее место
  2. владение навыками и приемами изобразительного искусства
  3. умение пользоваться графическими материалами
  4. умение использовать в работе полученные приемы и навыки
  5. владение композиционными схемами
  6. умение создавать моно-композиции, используя геометрический и растительный орнамент.

Воспитанники самостоятельно выполняют творческие работы в различных техниках (сложные композиции, включая аппликации, коллаж, применение схем построения человека при выполнении эскиза костюма)  свободно обращаются с инструментами, начинают свободно мыслить, видеть красоту и гармонию в обычных вещах.

В конце обучения дети овладевают полученными знаниями, приступая к созданию коллекции одежды:

  1. умение применять в комплексе, композиционные схемы и схемы строения человека.
  2. умение понимать и различать типы силуэтов одежды
  3. освоение метода муляжа и применение его на практике
  4. освоение и применение компьютерных программ при создании эскизов
  5. создание коллекции одежды (не менее трех моделей)

Стоит отметить, что получаемый продукт проектной деятельности, в данном случае – это коллекция одежды, выполняется непрофессионалом, а учащимся в возрасте от 12 до 15 лет и качество изделий можно оценивать лишь условно. Уровень выполнения моделей одежды в материале вырабатывается с опытом.

Содержательная часть программы состоит из курса тем, направленных на реализацию поставленных целей и задач, описанных выше, большая часть которых ориентирована на работу с композиционными схемами. На умение грамотно и гармонично, с эстетической точки зрения, заполнять лист, в соответствии с выполняемым заданием.  Часть заданий выполняется с помощью ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии), а именно в графических редакторах CorelDraw, Photo Shop и Deep Paint.

Программа ориентирована на выявление ранней одаренности и дальнейшее отслеживание результативности обучения талантливых воспитанников.

Заключение

Организация проекта может быть представлена в рамках любого направления творчества и при разном уровне владения материалом. Главное – это сформулировать проблему, над которой будут работать учащиеся. Для её решения, школьникам требуется владеть большим объёмом знаний по предмету. Кроме того, необходимо владеть творческими, коммуникативными и интеллектуальным умениями. Ценность проекта состоит в том, что в ходе его выполнения у учащихся вырабатываются такие качества, как самостоятельность, творчество, инициативность, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, умение работать в паре и группе. Процесс работы над проектом стимулирует у учащихся интерес к изучению истории искусств, развивает воображение, творческое мышление.

Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие творческих, коммуникативных, организационно - деятельностных умений учащихся. Задача учителя состоит в планировании работы школьников, осуществлении контроля за их деятельностью, организации презентации и защите проектов. Учитель развивает у учащихся, вовлечённых в творческую и исследовательскую деятельность, способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность.

Проектная методика играет большую роль в развитии социальной, коммуникативной и информативной компетенции. Социокультурная компетенция предусматривает способность личности к восприятию своей и чужой культуры. [1]

Список литературы:

  1. Будакова О.В. Проект как методреализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку: статья // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб.: Ре-номе, 2012. – vi, 244 с. (157-158)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы над сжатым изложением как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации"

С введением ФГОС ООО одним из важнейших требований является нахождение, восприятие и обработка информации учащимися.Возникает проблема организации образовательного процесса, направленного на самостоят...

Применение современных образовательных технологий как средство включения студентов в активную познавательную деятельность

Одной из трудностей профессионального образования является то, что студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее, недостаточно активен в учебном процессе и не вс...

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

"Построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсовой подготовки учащихся подросткового возраста" (внеурочная деятельность)

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного...

Индивидуальный образовательный маршрут. Тема: "Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры"

Повышение  профессиональной  подготовленности в области теории и методики физической культуры и спорта,повышение эффективности  обучения  физической...

Средства подготовки учащихся к бегу на короткие дистанции

Средства подготовки учащихся к бегу на короткие дистанции и различные упражнения для совершенствования техники бега и развития скоростно-силовых качеств....

Индивидуальный образовательный маршрут как средство подготовки к ГИА по обществознанию

Учащимся предоставляется возможность выбора индивидуального учебного плана для дальнейшего обеспечения их социальной и профессиональной мобильности , как членов общества, создание условий для самореал...