Индивидуальный образовательный маршрут как средство подготовки к ГИА по обществознанию
методическая разработка по обществознанию на тему
Учащимся предоставляется возможность выбора индивидуального учебного плана для дальнейшего обеспечения их социальной и профессиональной мобильности , как членов общества, создание условий для самореализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy.docx | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа»
«Индивидуальный образовательный маршрут как средство подготовки к ГИА по обществознанию»
Методическая рекомендация
составила учитель истории
Шамова Людмила Максимовна
2017г.
В числе направлений совершенствования образования в статье 14 « Закона об образовании» заявлено предоставление учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана для дальнейшего обеспечения их социальной и профессиональной мобильности как членов общества, создание условий для самореализации личности. Реализация данной программы возможна при использовании наиболее эффективных методик.
Гипотеза: степень подготовки учащихся к ГИА повысится, если они будут включены вместе с педагогом в процесс разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Преимущества ИОМ
Для ученика | Для родителей | Для педагогов |
|
|
|
Этапы составления ИОМ:
1. Анализ педагогом психологического портрета ученика:
А). психолого-физиологическая характеристика учащегося. Консультация школьного психолога.
Б). учебные достижения:
-динамика обучения;
-образовательные предпочтения. Консультация с родителями и учителями-предметниками;
-темп индивидуального обучения;
-ожидаемый конечный результат.
2. Анализ результатов диагностики и выработки рекомендаций для ученика.
3. Самоанализ ученика предполагаемого ИОМ:
-цель;
-задачи;
-содержание;
-форма обучения;
-ожидаемый результат.
4. Корректировка ИОМ на основе анализа учителя и самоанализа ученика.
5. Составление учеником ИОМ при поддержке преподавателя
-цель;
-задачи;
-содержание;
-форма обучения;
-форма взаимодействия;
-форма контроля;
-используемые источники;
-критерии оценивания;
-ожидаемый результат.
6. Сопровождение учителем ИОМ. Мотивация и коррекция продвижения.
7. Презентация результатов ИОМ.
Содержание ИОМ
ученицы 9 класса МОУ «Казанская СОШ» Романовой Ангелины Владиславовны
Цель: подготовка к сдаче ГИА по обществознанию, успешная сдача ЕГЭ по обществознанию в 11 классе.
Задачи:
1. Ликвидировать пробелы в знаниях по основным блокам обществознания.
2. Систематизация обществоведческих понятий.
3. Развитие навыка работы с неадаптированным текстом.
4. Отработать методику написания эссе.
Форма обучения: самостоятельная работа, тьюторство.
Форма взаимодействия: урочная деятельность, внеурочная деятельность.
Форма контроля:
-промежуточная (диагностика, контрольные срезы, график индивидуальных достижений, участие в олимпиадах).
-итоговая (результат ГИА ).
Используемые источники:
-изучение программы и государственных стандартов.
-изучение спецификации КИМов.
-изучение методики написания эссе.
-Конституция РФ.
-Кодексы.
-учебные пособия:Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Москва. "Просвещение"2013г.
- Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Провещение» 2012г.
- А.И. Кравченко. Обществознание. Учебные пособия для 8,9 классов.Москва.Русское слово.2005.
-тестовые сборники: Обществознание.ОГЭ.2018. ФИПИ.Москва.2018.
Обществознание.Подготовка к ЕГЭ. Легион.2018.
-С.А. Романова. ЕГЭ. Обществознание в вопросах и ответах.Йошкар-Ола.2010.
-И.Т. Пархоменко.Обществознание. Вопрос и ответ.Ростов-на-Дону.20012.
-П.А. Баранов, А.В. Воронцов,С.В. Шевченко. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва. «Издательство АСТ».2015г.
-О.А. Чернышева. Обществознание. Большой справичник для подготовки к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион» 2015г.
-А.А. Двигалева. Обществознание.Для школьников и абитуриентов.
Санкт-Петербург.2006.
-словари/экономический, политический, философский, общий/
Ожидаемый результат: успешная сдача ГИА, ЕГЭ (в будущем) по обществознанию.
Программа ИОМ.
Изучаемый материал | Основные понятия темы | Вопросы ученика | Работа с неадапт-ным текстом | ЗаданияС5-С7. | Примерный вариант плана С8. | Примерные темы эссе. |
Блок Общество | ||||||
1.Человек и природа. | Человек. Феральные люди. Социогенез Природа. Глобальные проблемы | с.79,89 Боголюбов. с.165, 177. Чернышева | На примерах покажите взаимосвязь глобальных проблем | Международный терроризм как глобальная проблема современности. Взаимосвязь человека и природы. | «Человек немыслим вне общества» Л.Н. Толстой | |
2.Человек. индивид. Личность | Индивид.Индивидуальность.Способности.Талант.Характер. Личность | Фрустация.Одаренность. | с.300,309,319. Боголюбов. | 3 отличия характера от темперамента.3 доказательства, что человек-личность.Раскройте на 3 примерах социальную сущность человека. | Биологическое и социальное в человеке. | |
3.Мышление. Сознание | Мышление.Бессознательное .Воля.Сознание. Герменевтика. | 3 примера роли мышления в жизни человека. | ||||
4.Общество. | Общество. Социальный институт. Общественные отношения. Прогресс. Реформа. Революция. Эволюция. Регресс. Модернизация. Глобализация. Типы обществ. Традиционое,индустриальное, постиндустриальное. Система. | с. 108. Боголюбов. | Докажите, что общество является сложной динамической системой. Основные противоречия современного мира. 3 характерные черты прогресса. | Общественные отношения. Единство и противоречия современного мира. Особенности глобализации. | «Революция –варварская форма прогресса.» | |
5. Цивилизация и формация. | Формация. Цивилизация. Менталитет. | Хатингтон-волны демократизации. | с.191. Чернышова. | Многообразие вариантов общественного развития | Движущие силы в развитии общества. | |
6.Исторический процесс и его участники. | Исторический процесс. Народные массы. Элита. Истори ческая личность. Свобода. | Может ли преступник считаться субъектом исторического процесса? Является каждое событие уникальным?Концепции роли личности в истории. | с.165 Боголюбов. | 3 примера роли народных масс в истории. Условия Реализации свободы. | ||
7.Деятельность. | Деятельность. Цель. Мотив. Потребность. Творчество.Общение. | Является ли общение видом деятельности? | с.178,247,328. Боголюбов. | Докажите, что творческая деятельность не имеет ограничений. На 3 примерах покажите как социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения потребностей. 3 примера взаимосвязи между психикой человека и его деятельностью. Раскройте на примерах последствия удовлетворения подлинной и мнимой потребности | Общение как вид деятельности | |
8.Познание | Познание. Ощущение. Восприятие.Представление.Понятие.Суждение.Умозаключение. Научное и ненаучное познание. Паранаука. Социальное познание.Самопознание. Истина. Эмпирический и теоритический уровень научного познания. | Коллективное и индивидуальное знание. | с.235,287. Боголюбов. | Научное познание. | Познание человеком мира. Научное познание. | |
Блок Духовная сфера | ||||||
1.Культура. | Культура. Культурный комплекс Культурные универсалии.Культурное наследие. Формы культуры. Доминирующая культура. Диалог культур. Субкультура. Контркультура. | Мидкультура. | с.205 Чернышева. | Роль массовой культуры в современном мире.3 примера Взаимосвязи форм культуры.3 примера реализации человеком своих культурных прав. 3 примера существования молодежной субкультуры. 3 примера регулирующей роли культуры в жизни общества. | Молодежная субкультура. | |
2.Мораль. | Мораль. Этика. Ценность. Нравственность. Золотое правило. Альтруизм. | Мораль и золотое правило нравственности. | ||||
3.Мировоззрение. | Мировоззрение. Виды мировоззрения. | 3 примера роли мировоззрения в жизни общества. 3 особенности гуманистического мировоззрения. | ||||
4. Наука и образование | Наука. Функции. Образование. Тенденции. | Примеры проявления социальной функции науки | 3 причины повышения роли образования в жизни общества и человека. | Образование в жизни общества. | «Наука никогда не решает вопросов,непоставив при этом три десятка новых.» | |
5. Искусство. | Искусство. Вид искусства. Жанр искусства. Эстетика. | |||||
6.Религия | Религия. Мировые Религии. Тотемизм. Фетишизм. Анимизм. Деноминация. Теократическое государство. | Магия. Шаманство. Формы протестантизма. Депривация. Ясперс-теория осевого времени. | с.29, 138. Чернышева. | 3 отличия веры от знания. 3 причины роста влияния религии в момент экономического кризиса. | Роль религии в жизни общества. | |
Блок экономика. | ||||||
1.Экономика и ее роль в жизни общества. | Экономика. Экономические блага. Общественное благо. Производство. Издержки. Производительность труда. Обмен. Распределение. Потребление. Факторы производства.Экономический рост и развитие.Фирмы. Налоги. | Экономические и бухгалтерские издержки. | 3 способа извлечения дохода с земельного участка. | «Экономика, в которой не бывает банкротств, наверняка обанкротится» | ||
2.Рыночные отношения в современной экономике. | Экономическая система. Рынок. Конкуренция. Спрос. Предложение. Рыночная инфраструктура. | Взаимосвязанные и взаимозаменяемые товары. | с.69. Чернышева | 3 признака командно-админист. системы. 3 направления воздействия рыночного механизма на экономику. 3 задачи правительства по развитию рыночных отшений. 3 последствия повышения цен на энергоносители. | Экономическая свобода и социальная ответственность. Типы экономических систем. | |
3.Правовые основы предпринимательской деятельности. | ИПБОЮЛ Товарищество. Общества. Унитарные пнредприятия. | Отличия товарищества полного от товарищества на вере. 3 примера товарищества на вере. | ||||
4.Успех в бизнесе. | Банковская система. Менеджмент. Маркетинг. Инфляция .Виды. | Лизинг. | 3 причины удорожания ипотеки. 3 возможности для повышения прибыли. | «Бизнес-это сочетание войны и спорта.» | ||
5.Рынок и государство. | ВНП. ВВП. Фискальная политика. Монетарная политика. Трансферты. Госбюджет. Гос. Долг. | Отрицательные и положительные внешние эффекты. | Подтвердите 3 примерами необходимость составления госбюджета.3 причины необходимости участия государства в экономике. 3 функции налогов с примерами. | Рынок и его роль в жизни общества. Налоги и налоговая политика. | «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов.» | |
6.Занятость и безработица. | Труд. Рынок труда. Зарплата. Безработица. Ловушка бедности. Прожиточный минимум. | Трудовые ресурсы и экономически активное население. | 3 фактора, опред. Спрос на труд. 3 фактора определ. Предложение. 3 примера фрикционной безработицы. | |||
7.Мировая экономика | Мировое хозяйство. МРТ.Протекционизм. Фритридерство. Маржинализм. | Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. | с.43. Чернышева. | «Великие нации не беднеют из-за неблагоразумия часных лиц, но беднеют в рез-те расточ-ва гос. власти» | ||
8. Человек в системе экономических отношений. | Суверенитет потребителя | Рациональное поведение потребителя | ||||
Блок социальная сфера | ||||||
1.Социальная структура общества. | Социальная структура. Социальная общность. Гетерогенность. Социальная группа. Конформизм. Нонконформизм.Социальный лифт. | Виды Лидеров. | с.24. 135. Боголюбов. с.219 Чернышева. | 3 признака социальной обности. | «Малые группы выступают специфическими носителями и всякого рода условностей..». | |
2. Социальная стратификация | Страта. Стратификация. Неравенство. Поляризация общества. Маргинал. Люмпен. Социальная мобильность. | Показатели социальной мобильности.Социальная клаузула. | с.15 Боголююов. | 3 канала маргинализации. 3 причины групповой мобильности.3 примера положительной стороны маргинальности. | Социальная мобильность. Социальная дифференцация | |
3.Социализация. Адаптация. | Социализация. Агенты социализации. Социальная среда.Адаптация. | с.47.144. Боголюбов. | Проиллюстрируйте процесс социализации 3 примерами. 2 уровня социализации с примерами. Покажите на3 примерах виды адаптации | |||
4.Социальный статус. | Социальный статус. Социальный диапазон. Имидж. Социальная роль. Ролевой конфликт. | Значимый и привлекательный статус. «Теория зеркального Я» Кули. | На 3 примерах покажите связь социальных статусов и социальных ролей. | Социальный статус | «Только очень богатый человек может позволить себе жить, как богатый» | |
5.Социальный контроль. | Социальный контроль. Социальные нормы. Социальные санкции.Девиантность. Делинквентность | Методы формального контроля. Аномия. Типы девиантного поведения. Мертону. | 3 признака отклон. поведения. Проиллюст. на примерах традицию, обычай, церемонию.3 примера позитивного отклоняющ. поведения. | |||
6.Семья | Семья. Брак. Родство. Жизненный цикл. Семья как малая группа. Семья-социальный институт. | Гендерные роли. | с.112,122. Боголюбов | Основные направления демографической политики на 3 примерах. 3 тенденции развития семьи | «Свой долг родителям дети отдают своим детям» | |
7.Социальное взаимодействие. | Социальная связь. Конфликт. Ксенофобия. | с.76.273. Боголюбов. | 3 негативных последствия социального конфликта. 3 разновидности ролевых конфликтов с примерами. | |||
8.Нации и межнациональные отношения. | Род, племя, народность,нация. Этнос. Дискриминация. Национализм. Шовинизм. Сегрегация | Национальные меньшинства и диаспора. Гумилев-теория пассионарности. | с.94. Боголюбов. с.56. Чернышева. | «Корни национализма в разделении населения на коренное и некоренное» | ||
9. Молодежь в современном мире. | Молодежь-социальная группа. Молодежная субкультура. | 3 аргумента сторонников и противников платного образования | Молодежная субкультура. | |||
Блок Политика | ||||||
1.Власть. | Власть. Типы власти/легитимности/. Авторитет | Является ли диктатура харизматическим типом власти? | с.95.Чернышева | Факторы от которых зависит легитимизация власти. | ||
2.Политическая система. | Политика. Политическая система. Элементы полит. системы. | с.161. Боголюбов. | Приведите 3 примера деятельности исполнительного органа власти. | Политическая система. | «Политическая система-арена бизнеса политики,место,где развертывается полит. процесс.» | |
3.Государство. | Государство,суверенитет,монархия,республика,унитарное государство, федерация,конфедерация,демократия,авторитаризм,тоталитаризм | Что означает понятие условная граница Государства? | с.192,202 Боголюбов с.151. Чернышева. | 3 примера выполнения государством внешнеполитических функций. Факторы,способст.формир-нию. определенной формы гос-ва.3 примера о роли граждан в становлении демократии | «Лучшее государственное устройство для любого народа-это то, которое сохранило его как целое» | |
4.Правовое государство и гражданское общество. | Правовое государство. Гражданское общество. | Приведите примеры становления институтов гражданского общества. Приведите примеры плюрализма в РФ. 3 предпосылки перехода к гражданскому обществу. | Правовое государство. Гражданское общество. | |||
5.Политическая партия | Политическая партия. Фракция. Электорат. Политическое движение. | Современные политические партии. | с.232. Боголюбов. | Отличие политических партий от политических движений. | Политическая партия. | «Политическая партия-союз людей, которые соединились для того,чтобы добиться нужным им всем законов» |
6. Человек в политической жизни. | Референдум. Выборы. Избирательная система. Избирательное право. Избирательный прлцесс. Лоббизм. Абсентизм. Политическое участие. Политическая элита. Политический процесс. | Какие вопросы обсуждаются на референдумах? | с.243,254. Боголюбов. | Чем обусловлена роль СМИ в современном обществе? Достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной избирательной сисмем? Факторы , влияющие на выбор избирателя во время голосования? | Выборы в современном мире. | «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» |
7.Политическое сознание. Политическое поведение. | Политическое сознание. Политическое поведение | Политическое сознание общества и личности. | Приведите примеры по формам политического поведения. | |||
8.Политическая культура. | Политическая культура. Пропаганда. Манипулирование. Идеология. Популизм. | с.221. Боголюбов | 3 причины, которые могут привести к политическому кризису. | «Не нужна революция,чтобы придти к демократии.Нужна демократия, чтобы могла произойти революция.» | ||
9.Местное самоуправление. | Местное самоуправление. | Виды муниципальных образований. Функции социального государства. | 3 примера проявления непосредственной демократии в деятельности органов местного самоуправления. | |||
Блок Право | ||||||
1.Право и его роль в жизни общества | Право. Правовой нигилизм. Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Нормат.-правовой атк. Естественное право. Позитивное право. Норма права. Система права. Отрасль права. Институт права. Публичное, частное право. Правовая культура. Правотворчество. | Естественное , публичное право. Гипотеза. Диспозиция. Формы реализации права. Суперотрасли. Правовые системы. Правоприменение. | 3 функции правовой культуры. 3 проявления правового нигилизма. 3 примера международной защиты прав человека. Источники права,проиллюст.их 3 примерами..3 фукции права,проиллюстр. их примерами. 3 признака источника права. | Право в системе социальных норм. Право-регулятор общественных отношений | Истинные законы покоятся в человеческой природе; кто действует вопреки им, тот испытывает на себе последствия этого. | |
2.Правоотношение | Правоотношение. Правоспособность. Дееспособность. Эмансипация. Деликтоспособность. Юридический факт. | |||||
3.Юридическая ответственность. | Правонарушение. Вина. Проступок. Преступление. Юридическая ответственность. Презумпция невинновности. Необходимая оборона. | Состав преступления. Самонадеянность и небрежность как формы неосторожности. Условное наказание. | 3 обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности. | Юридическая ответственность. | «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам.» | |
4.Конституционное право. | Конституция. Президент. Правительство. Федеральное Собрание. Права граждан. Гражданство. Апатрид. Бипатрид. Натурализация. Экспатрид. | Гражданство.Пробретение . Ситуации по различным отраслям . Филиация. Оптация. | 3 принципа Российского гражданства. Приведите 3 примера в области системы сдержек и противовесов. | Конституция в системе правовых норм. | ||
5.Гражданское право. | Гражданское право. Сделка. Гражданско-правовая ответственность. | Цивилистика. Конклюдентные действия. Публичный договор. Договор доверительности Оферта. Акцепт. Сервитут. Фидуция.. | 3 примера дел, рассматриваемых в гражданском судебном процессе. 3 примера гражданско-правовой сделки. 3 принципа гражданского права.. 3 вида неимущественных отношений. | Гражданское право. | Неправовые законы не создают право. | |
6.Административное право. | Административное право. Административное правонарушение | Государственные органы, налагающие административную ответственность. | 3 примера административных правонарушений. 3 признака административного права. | Административное право | ||
7.Предпринимательское право. | Предпринимательское право. Физические и юридические лица. Товарищество. Общество. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. | Социальное партнерство. Франчайзинг. Вечурная фирма. | 3 признака акционерного общества. 3 особенности коммандитного товарищества. 3 социально-значимых функции предпринимательства. | |||
8.Трудовое право. | Трудовое право. Договор. Выходное пособие. Рабочее время. Время отдыха. Оплата труда. Дисциплинарная ответственность. Трудовые споры. Профсоюз. | 3 функции профсоюза. 3 правоотношения,регулируемые нормами трудового права. | Трудовое право | «Свобода состоит в том ,чтобы зависеть только от закона.» | ||
9.Семейное право. | Семейное право. Брак. Опека. Попечительство. Родство. Брачный договор. | Патронаж | 3 формы воспитания детей ,оставшихся без родителей. 3 группы отношений,регулируемых брачным договором. 3 группы прав детей,закрепленных в Семейном кодексе. | Семейное право | Жестокость законов препятствует их соблюдению. | |
10.Уголовное право. | Уголовное право. Преступление. Соучастие. Наказание. | Действие уголовного закона в пространстве и во времени. Виктимология. | 3 обстоятельства, смягчающие ответственность. 3 примера защиты уголовным законодательством прав несовершеннолетних. | Уголовное право | «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» | |
11.Правосудие в современной России. | Иск. Правоохранительный орган. Минюст. | 3 направления деятельности адвокатуры.3 обоснования необходимости суда присяжных. 3 примера деятельности правоохранительных органов по защите прав человека. 3 принципа действия органов судебной власти. | Правосудие в России. | «Хорошие законы порождены дурными нравами» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.
Презентация и тезисы одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.Развитие школьника с особыми образовательными возможностями может осу...
Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с разными учебными возможностями
выступление на заседании ШМО...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Математика»
Методическая разработка из опыта работы....
Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...