Социально-значимый проект "Музыкальная мастерская"
проект по теме
Проектная деятельность. Социально-значимый проект "Музыкальная мастерская".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2010.doc | 61.5 КБ |
План-конспект одного из занятий по проекту "Музыкальная мастерская" | 52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУДОД: «Центральная детская музыкальная школа»
ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ ПРАЗДНИК!!!
СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ:
«МУЗЫКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Автор и руководитель:
преподаватель «ЦДМШ» Алаева Т.С.
Саратов, 2010
Информационная карта
Полное название проекта:
«Музыкальная мастерская»
Цель проекта:
- Формирование культуры и музыкально – эстетического вкуса у детей школьного и дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Расширить кругозор детей через знакомство с музыкальными произведениями и музыкальными инструментами;
- Удовлетворить потребность детей в самореализации и творческом самовыражении;
- Развить интерес у детей к миру искусства в целом.
Автор и руководитель проекта:
Алаева Татьяна Сергеевна, преподаватель МОУДОД «ЦДМШ»
Организация:
МОУДОД: «Центральная детская музыкальная школа»
Адрес:
410056, г. Саратов, ул. Т. Шевченко, 26.
Тел./факс: (8452) 27-24-62
Форма реализации проекта:
Концертная деятельность музыкально-просветительского направления
Место реализации:
МДОУ Детский сад № 45 «Журавлик»
Адрес:
410012, г. Саратов, пл. Кирова, 8.
Тел.: (8452) 26-44-22
Сроки реализации:
В соответствии с ежегодными планами совместных работ.
Краткое обоснование проекта:
Сегодня достаточно актуальным для системы дополнительного образования является вопрос самореализации и художественного самовыражения детей. Образовательный процесс в ЦДМШ удовлетворяет познавательный интерес детей и реализует потребность детей в занятиях искусством, потребность выражать себя, свои мысли и чувства.
Активные виды деятельности и формы работы с детьми позволяют наиболее полно раскрыться лучшим индивидуальным качествам ребенка, развить ему свои способности; позволяют лучше узнать себя и свои возможности как личности, и, конечно, способствуют самореализации и художественному самовыражению.
Наиболее эффективным в решении комплекса данных задач и развития компетенций является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения, способствует формированию активной жизненной позиции и культуры обучающихся.
Данный проект необходим:
- Учащимся МОУДОД «Центральной детской музыкальной школы»
- Дошкольникам МДОУ Детский сад № 45 «Журавлик»
Социально-значимый проект «Музыкальная мастерская», существует уже два года. Проект действует в рамках ЦДМШ и представляет собой цикл из трёх тематических занятий, которые реализуются в виде музыкально-просветительских концертных программ для воспитанников детского сада «Журавлик». Начиная с 2008 года в этих концертных программах функции ведущих, исполнителей и солистов выполняют дети, обучающиеся в ЦДМШ. У каждого из них своя роль, сообразно полученным знаниям, навыкам, потребностям, способностям. Активное участие в концертах принимают преподаватели других отделений: струнного, народного и хорового.
Занятие представляет собой концерт – беседу с играми, танцами, сказками и исполнением музыкальных номеров с использованием различных инструментов. Дети из садика не только приобщаются к миру музыки, но и становятся активными участниками концерта.
Проблема, на решение которой направлен проект:
Преподавание предмета фортепиано в детской музыкальной школе ведется в основном по типовым программам, индивидуально. Форма предъявления результата - контрольные уроки, экзамены, технические зачеты. Система эта во многом себя оправдывает, но, тем не менее, она не позволяет выявить специфику учреждения дополнительного образования и не может вместить в себя весь спектр уже существующих форм, видов деятельности, которые требуют совершенно новых методов, подходов, принципов работы. Усиливающаяся ориентация образовательной деятельности на потребности ребенка, на преодоление стандартных форм обучения и традиционности услуг, предлагаемых музыкальным образованием, стала решающим условием возникновения социально-значимого проекта «Музыкальная мастерская».
Основные этапы и формы работы:
Первый этап - возникновение идеи. Данный этап можно считать по содержанию организационно – подготовительным, так как ставятся цели и задачи, проводится планирование предстоящей деятельности (определяются временные рамки, анализируются необходимые условия для выполнения – изучение литературы и выбор музыкальных произведений по теме, намечаются этапы выполнения работы.).
Второй этап – разработка тематического занятия – концерта. На данном этапе происходит сбор, анализ, структурирование информации, разрабатываются идеи, происходит их обсуждение, моделирование, прогнозирование, составляется план проведения занятия.
Третий этап – реализация проекта на практике, заключительный (презентационный) этап. Проведение тематического занятия – концерта, подведение итогов, анализ результатов и оценка деятельности (успехов и ошибок), коррекция и определение перспектив данного проекта.
Ожидаемый результат:
В школе учатся дети с самыми разными способностями, с разной степенью музыкальной одаренности, но все они должны найти свою "нишу", свое маленькое поле деятельности, и почувствовать себя успешными.
Ребята из детского сада будут приобщаться к искусству, получат яркие впечатления от мира музыки, познакомятся с новыми для них музыкальными инструментами.
Благодаря проекту у детей появится возможность проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, выявить способность к самообразованию и самоорганизации.
Дальнейшее развитие проекта:
Оказалось, что ребёнку очень важно знать, что деятельность, имеющая значение только для него, может приобрести широкую социальную значимость. Он получает удовлетворение и радость не только оттого, что овладел знаниями и навыками, научился прекрасному, но и оттого, что поделился с другими тем, чему научился сам.
Результатом работы стали восторженные отзывы детей, положительное отношение родителей и воспитателей, что подтверждают данные проведённого анкетирования, благодарственные письма и желание многих детей тоже стать музыкантами.
В лице ребят из детского сада «Журавлик» мы находим самых благодарных слушателей. Учащиеся с радостью занимаются проектной деятельностью, они чувствуют нужность и полезность своего труда, и занятия музыкой приобретают для них другой, более высокий смысл.
Таким образом, активные виды деятельности и формы работы с детьми (а это социально-значимые проекты, концертно-просветительская деятельность), свобода выбора деятельности, богатая содержательная среда позволяют наиболее полно раскрыться лучшим индивидуальным качествам ребенка, развить ему свои способности, позволяют лучше узнать себя и свои возможности как личности и, конечно, способствуют самореализации и художественному самовыражению.
«Музыкальная мастерская» 2010/2011 гг.
1 занятие: «Картинки в музыке»
Время проведения – октябрь.
Цель:
- Приобщение детей к миру музыки развитие интереса к миру искусства в целом.
Задачи:
- Показать взаимосвязь музыкального и художественного творчества;
- Исполнить детям музыкальные песенки – картинки
(по сборникам И. Корольковой «Крохе музыканту» I, II части);
- Познакомить ребят с музыкальным инструментом (скрипкой).
2 занятие: «Снежные забавы»
Время проведения – январь.
Цель:
- Приобщение детей к миру музыки развитие интереса к миру искусства в целом.
Задачи:
- Сочинить сказку, опираясь на исполняемые пьесы;
- Обратить внимание детей на разные виды художественно – творческой деятельности (пение, движение, озвучивание сказок, театрализация)
- Познакомить ребят с музыкальным инструментом (виолончель).
3 занятие: «Весенняя карусель»
Время проведения – апрель.
Цель:
- Приобщение детей к миру музыки развитие интереса к миру искусства в целом.
Задачи:
- Создать атмосферу радости (игры, песни, пляски);
- Прочитать стихи и исполнить концертную программу;
- Познакомить ребят с музыкальным инструментом (флейта).
Анкета для родителей
1. Как Вы относитесь к проведению дополнительных занятий для детей в саду в рамках проекта «Музыкальная мастерская»?
- Положительно
- Отрицательно
- Затрудняюсь ответить
2. Какое количество занятий Вы считаете достаточным?
- 5
- 3
- 0
3. Нравятся ли детям занятия и делятся ли они впечатлениями о них?
- Да
- Нет
4. Хотели ли бы Вы принять участие в проведении занятий?
- С удовольствием
- Не имею возможности
- Доверяю руководителю проекта
5. Считаете ли Вы дополнительные занятия в рамках проекта нужными для развития Ваших детей?
- Да, занятия детям нужны
- Нет, занятия не нужны
- Затрудняюсь ответить
Предварительный просмотр:
1 занятие: «Звук – волшебник»
Цель урока: сохранение и развитие высокой чувствительности ребёнка к шумовому, звуковому и музыкальному миру.
Образовательная задача – формировать навыки внимательного восприятия окружающего мира.
Воспитательная задача – способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности.
Развивающие задачи: закрепить умение различать разные по силе звуки, динамические оттенки музыкальной речи; развить тембровый слух, чувство ритма; способствовать развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения; развитие певческой и слушательской культуры детей, развитие музыкальных способностей, способности к импровизационному творчеству.
Ход занятия:
Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всегда: всё шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет – звучит.
Много разных звуков окружает нас,
Даже если тихо, кажется сейчас.
Ранним, ранним утром всюду тишина,
Ты её послушай, звукам нет конца!
Из чего же «сделан» музыкальный звук? У каждого вида искусства есть его собственные изобразительные средства — так называемый художественный язык. Произведения живописи создаются с использованием масляных красок, акварели, карандашей, фломастеров или цветных мелков и еще холста или бумаги. Скульптор в своем творчестве использует камень, глину, металл, пластмассу. Поэт перерабатывает «тысячи тонн руды единого слова ради».
А композитор? Он пишет музыку, используя звуки, точнее, сочетания звуков. И соединяются звуки друг с другом не просто так, а по определенным музыкальным законам. Чтобы лучше понимать музыку, следует хорошо знать ее язык.
Все звуки делятся на музыкальные и шумовые.Чем же отличается музыкальный звук от звука шумового?
Музыкальные звуки можно пропеть (дать картинку поющих детей), сыграть на музыкальном инструменте (дать картинку инструменталиста), изобразить в танцевальных движениях (дать картинку балерины), записать нотами (дать картинку нотной строчки) Прежде всего у каждого музыкального звука имеется своя высота, она-то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте — допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
А вот у шумовых звуков нет точной высоты — на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум — он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые — их создают многие ударные инструменты.
Музыкальные звуки могут быть высокие и низкие, громкие и тихие, длинные и короткие (иллюстрации).
Но один и тот же по высоте и громкости музыкальный звук может иметь совершенно разную окраску, зависящую от способа извлечения звука. Один и тот же звук, одна и та же нота, если взять ее на фортепиано или на флейте и спеть, будут по-разному музыкально окрашенными. Окраска звука и есть тембр. Краски-тембры, то есть призвуки разных музыкальных инструментов, и создают в музыке бесчисленное множество звучаний. По призвукам мы легко можем отличить «металлическое» звучание от «деревянного» или «стеклянного». Именно по тембру отличают, допустим, «струнное» звучание от «трубного».
Ребята, вы обращали внимание на звуки города? Ответы детей. Мы стараемся не замечать звуки города, они мешают, утомляют... Тем не менее, звуки города – это тоже музыка, сотканная из шумов, гудков, стуков, сигналов. Эти звуки говорят нам о напряжённой, активной жизни, которой живёт современный человек и окружающий его мир. Я прочитаю вам сказку Н.В. Багдасаряна «Звуки моего города», а вы воспроизведёте звуки, о которых идёт речь голосом или хлопками.
Сказка:
Хорошо отдохнуть после тяжелого трудового дня, — размышлял старенький красный Жигуленок, — сейчас мой хозяин хлопнет дверью (хлоп) и включит сигнализацию (би-бип). А я буду спать. Пока не вернулись мои друзья с работы, вздремну немного. Только в нашем дворе спокойные ночи — редкость. Вот во двор влетела машина Скорой помощи! (сирена: у-у-у-у).
— Опять хозяину моего соседа плохо, — подумал Жигуленок сквозь сон, - сам плох, и «конь» его неважный. Вон стоит — колесо спущено, на дверях ржавчина пошла. А какой лихой был!
Во двор влетела новенькая Ауди (вз-з-з-з-з). Лихо развернулась и встала рядом с жигуленком.
— Эй, привет? — сказал Жигуленок.
Но Ауди даже не посмотрела в его сторону, а только гордо просигналила (гу-гу) в ответ своей хозяйке. С другой стороны двора въехал Трактор.
— Привет! (бу-бу-бу-бу-бу-у-у-у), — поздоровался он с жигуленком, — мой рабочий день только начинается… Приехал снег расчищать.
С остановки идут люди, и снег под ногами у них хрустит (хруп-хруп-хруп). Вот мальчик вывел большую собаку Рэкса на прогулку. И Рэкс от радости громко залаял (гав-гав-гав). Наконец, и «соперница» появилась — маленькая белая собачка Гита. Она, конечно, звонко и задиристо ответила ему (тяв-тяв-тяв). Мальчишка бросил снежок в стекло Жигуленка, и он от обиды и боли простонал (ой-й-й-й-й). Собаки ушли домой. Кажется, все стихло во дворе.
Но неожиданно раздался треск Мотоциклов (тр-р-р-р, тр-р-р-р, тр-р-р-р)
Это рокеры въехали во двор и с оглушительным визгом (аз-з-з-з) пронеслись мимо Жигуленка.
— Ни зимой, ни летом нет от них покоя, — рассердился Жигуленок и проворчал в ответ (р-р-р-р).
Во двор въехала Грузовая машина и тяжело, будто переваливаясь с бока на бок, прокряхтела (уф-ф-ф-ф-ф).
Наконец наступила тишина. И Жигуленок заснул.
Только сон его был недолгим. Проснулся он от звуков Лопаты и Метлы, которые расчищали дорогу (ш-ш-ш-ш-ш.)
— Здравствуй, новый день! — сказал Жигуленок, — пора на работу.
Где живут звуки?
Загадки и рассказы к названиям пьес:
Ковбои – это американские пастухи, которые перегоняли скот из скотоводческих районов до ближайшей железнодорожной станции. Ночью во время стоянок патрулировали по периметру, перекликаясь посредством куплетов, один начинал, другой на противоположной стороне заканчивал. Так родились ковбойские песни.
Самое интересное начиналось, когда они возвращались с заработанными деньгами. Помимо шумных «гуляний», ковбои в свободное время устраивали состязания — кто лучше удержится на дикой лошади, на бычке из стада, кто лучше бросает лассо и чья лошадь лучше воспитана.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ...
(птицы)
С тучки, как из решета,
Кап-кап-капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка?
(дождь)
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит.
(чайник)
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
Тук-тук, тук-тук.
Мы в лесу слыхали стук,
Тук-тук, тук-тук.
Это кто же сел на сук?
(дятел)
Целый день вагоны возит –
Дым поднялся до небес! –
Через поле, через лес,
Через речку по мосту…
Вот и станция!
Ту ту-у-у.
(паровоз)
Ребята, звук такой шутник, что может быть повсюду. Сейчас он спрятался от нас в поле или в лесу, или здесь, в садике (музыкальный пример.) Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Музыкальными звуками можно выразить и какой – либо характер, образ (музыкальный пример). Звук может спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении. Когда оно хорошее, мы представляем весёлую, радостную мелодию, а если плохое – слышим грустную, печальную музыку (музыкальный пример, пьеса - настроение).
Разложив мольберт-треножник,
Звук раскрашивал художник.
Звук хрустальный превратился
В синий, светло-голубой;
Медный – вспыхнул ярко-красной
Огненною полосой.
Звуки можно рисовать –
Нужно лишь фломастер взять!
Давайте представим что – нибудь сказочное, красивое, например, картину звёздного неба и послушаем пьесу, которая называется «Путники в ночи». Автор «изобразил» ночную природу, красоту звёздного неба в нежной мелодии.
Баян и аккордеон (Подарок – сюрприз)
Если взять тонкую школьную тетрадку, сжать ее страницы губами и подуть между них — тетрадка наверняка «запоет». Сожмем губы сильнее и будем продолжать дуть — тетрадка «запищит» тоненьким голосом, ослабим губы — звук будет более низким. Подобная «музыка» наверняка получится, если взять два обыкновенных листа бумаги. Почему возникает звук? Потому что бумажные страницы вибрируют, создавая звуковые колебания воздуха. Примерно так же вибрируют под напором воздуха и металлические пластиночки-язычки в гармони, баяне, аккордеоне и губной гармошке.
Все эти инструменты похожи по устройству. Источник звука у них — колеблющиеся металлические языки, закрепленные на металлической раме. Как мы уже знаем, эти язычки колеблются под струей воздуха, возникающей при сжатии и растяжении мехов.
Русская гармонь и баян изобретены в России. Русскими мастерами создан ряд разновидностей гармони: тульская, саратовская, «черепашка», бологоевская, вятская, вологодская... Их настолько много, что трудно все перечислить. Гармонь — непременный участник ансамблей русской на-родной музыки.
Инструмент баян назван в честь легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна.
Ну, а аккордеон, который весьма похож на баян, имеет западное происхождение и очень популярен на эстраде. Правая клавиатура у аккордеона такая же, как и у фортепиано, а левая — как у баяна, то есть кнопочная.
Первый аккордеон изготовил и дал ему такое название венский мастер К. Демиан. Это произошло в 1829 году.
Наш праздник подошёл к концу. Что нового и интересного вы узнали?
Дети. Мы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные, познакомились с загадочными свойствами звуков.
Ребята, сегодня мы узнали, как удивителен мир звуков, окружающих нас. Это целый звуковой космос, который является неотъемлемой частью нашей жизни: мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства.
На следующих встречах мы продолжим наше знакомство с загадочными звуками. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.
В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....
САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»
Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель вопло...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"
Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...
«Социально-педагогическая коррекция и реабилитация воспитанников по формированию и решению социально значимых проблем»
Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
Статья по теме "Социально-значимая деятельность, как средство развития социальной активности старшеклассников"
Из опыта работы классного руководителя 10А класса ГБОУ СОШ №96 Калининского района Клименко Е.Е....