Модифицированная образовательная программа «Бумажные фантазии»
методическая разработка на тему
Содержание программы представленно различными видами трудовой деятельности и направленна на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с бумагой различных видов, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
· Программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
· Возраст детей, участвующих в реализации программы - 7-8 лет;
· Срок реализации программы - 2 год;
· Программа рассчитана на 34 часа в год
· Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Программа включает тематическое планирование материала для 1 и 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fantaziya_1-2kl._miklashova_.docx | 44.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная образовательная программа
«Бумажные фантазии»
Возраст детей: 7 – 8 лет
Срок реализации программы: 2 год
Автор – составитель:
Миклашова Татьяна Александровна,
учитель технологии
БОУ г. Омска « СОШ № 77».
Омск 2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим
Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой (оригами, квиллинга и др.), как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
- формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
- воспитание эстетического вкуса;
- выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы
- создание условий, способствующих успешности каждого ребенка, в соответствии с его возможностями;
- формирование духовного мира ребенка, его личностных ценностей.
- воспитание коммуникабельности, чувства коллективизма.
Обучающие:
- Закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- Продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами ( квиллинга, оригами и др.)
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
- Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;
- Формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях
- Развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитательные:
- Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- Добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Воспитывать интерес к искусству квиллинга, оригами и др. - Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
- традиционные,
- комбинированные и практические занятия;
- лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе;
– в школе.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
- получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Содержание программы
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представленно различными видами трудовой деятельности и направленна на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с бумагой различных видов, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
- Программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
- Возраст детей, участвующих в реализации программы - 7-8 лет;
- Срок реализации программы - 2 год;
- Программа рассчитана на 34 часа в год
- Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Учебно-тематический план
Программа определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия обучающиеся под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Тематическое планирование материала 1 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Теоретиче ских | Практи ческих | всего | ||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 2 | - | 2 |
2 | Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. | 1 | 1 | 2 |
3 | Плоскостные композиции из | 3 | 6 | 9 |
а) | аппликация | 1 | 2 | 3 |
б) | художественное вырезание | 1 | 2 | 3 |
в) | мозаика из бумаги | 1 | 2 | 3 |
4 | Оригами | 2 | 8 | 10 |
а) | Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии оригами | 1 | 1 | 2 |
б) | Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами | 1 | 1 | 2 |
в) | Изготовление плоских фигурок в технике оригами | 3 | 3 | |
г) | Изготовление объемных фигурок в технике оригами | 3 | 3 | |
д) | Изготовление модульного оригами | |||
е) | Выполнение коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами | |||
5 | Бумагопластика или объемное | 1 | 4 | 5 |
а) | объемные изделия из упаковочных коробок | |||
б) | конструирование игрушек из | 1 | 4 | 5 |
6 | Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. | |||
а) | Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. | |||
б ) | Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. | |||
в) | Изготовление цветов в технике квиллинга | |||
г) | Изготовление животных в технике. | |||
7 | Другие виды работ с бумагой | 2 | 4 | 6 |
а) | Изготовление сувениров к празднику. | 1 | 2 | 3 |
б) | Изготовление праздничных открыток | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 11 | 23 | 34 |
Тематическое планирование материала 2 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Теоретиче ских | Практи ческих | всего | ||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 2 | - | 2 |
2 | Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. | 1 | 1 | 2 |
3 | Плоскостные композиции из | 3 | 6 | 9 |
а) | аппликация | 1 | 2 | 3 |
б) | художественное вырезание | 1 | 2 | 3 |
в) | мозаика из бумаги | 1 | 2 | 3 |
4 | Оригами | 2 | 8 | 10 |
а) | Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии оригами | 1 | 1 | 2 |
б) | Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами | |||
в) | Изготовление плоских фигурок в технике оригами | |||
г) | Изготовление объемных фигурок в технике оригами | 1 | 3 | 4 |
д) | Изготовление модульного оригами | 2 | 2 | |
е) | Выполнение коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами | 2 | 2 | |
5 | Бумагопластика или объемное | 2 | 2 | |
а) | объемные изделия из упаковочных коробок | 1 | 1 | |
б) | конструирование игрушек из | 1 | 1 | |
6 | Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. | 2 | 4 | 6 |
а) | Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. | 1 | 1 | 2 |
б ) | Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. | 1 | 1 | 2 |
в) | Изготовление цветов в технике квиллинга | 1 | 1 | 2 |
7 | Другие виды работ с бумагой | 1 | 2 | 3 |
а) | Изготовление сувениров к празднику. | 1 | 1 | 3 |
б) | Изготовление праздничных открыток | 1 | 3 | |
Итого: | 11 | 23 | 34 |
Содержание программы
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности
Беседа по ознакомлению детей с особенностями кружка, требования к поведению уч-ся во время занятий, соблюдение порядка на рабочем месте, знакомство с правилами безопасности и их выполнение..
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников
Рассказ-беседа о бумаге. Виды бумаги, родственники бумаги, как работать с бумагой и что можно сделать из бумаги. Какие инструменты нужны при работе с бумагой.
Плоскостные композиции из бумаги
Дети узнают много нового об аппликации и научатся ее изготовлять, узнают об художественном вырезывании,и о мозаике из бумаги.
- Аппликация;
- художественное вырезание;
- мозаика из бумаги.
Оригами
Что такое оригами и откуда пришла к нам эта техника работы с бумагой, с волшебными свойствами бумаги и с историей возникновения технологии оригами; познакомятся с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами; научатся изготовлению объемных фигурок в технике оригами; изготовлению модульного оригами;выполнению коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами.
- Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии оригами;
- Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами;
- Изготовление плоских фигурок в технике оригами;
- Изготовление объемных фигурок в технике оригами;
- Изготовление модульного оригами;
- Выполнение коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами.
Бумагопластика или объемное конструирование
В данном разделе дети научатся объемному конструированию
- объемные изделия из упаковочных коробок;
- конструирование игрушек из цветной бумаги.
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга
Что такое квиллинг? История его возникновения и о возникновении технологии бумагокручения ребята познакомятся в этом разделе программы. Научатся изготавливать цветы и животных в технике квиллинга.
- Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
- Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.
- Изготовление цветов в технике квиллинга
- Изготовление животных в технике.
Другие виды работ с бумагой
В данном разделе дети научатся делать сувенирные и праздничные открытки и сувениры к праздникам.
- Изготовление сувениров к празднику;
- Изготовление праздничных открыток
Методическое обеспечение учебного курса
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: устное изложение, рассказ, лекции, аналитические и эвристические беседы, работа с наглядными пособиями т.д., наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Предполагаемый результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга, оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, оригами пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Литература
1. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких» Санкт-Питербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011г.
2. Агапова И., Давыдова М. «100 лучших оригами для детей». Москва, Издательство Лада, 2010 г.
3. Жихарева О.М. « Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал». Москва, Издательство Гном, 2011г.
4. Гончар Д.Е. Бумажная планета. М.:1990 г.
5. Ступак Е. « Оригами. Подарки к праздникам». , Москва , АЙРИС ПРЕСС, 2010г.
6. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
7. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. – Москва, АЙРИС-ПРЕСС, 2006
8. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. – Москва, АЙРИС-ПРЕСС, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной образовательной направленности «Бумажная фантазия». Возраст детей – 8 – 12 лет, срок обучения – 2 года.Цель...
Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бумажная фантазия"....
Дополнительная образовательная программа Бумажная филигрань
Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная филигрань» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Программа «Бумажная филигрань» ...
Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажные фантазии»
Новизна программы заключается в синкретизации разных техник бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация), изобразительного и ...
Дополнительная образовательная программа "Бумажный мир"
Программа «Бумажный мир» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поисти...
Дополнительная общеобразовательная программа "Бумажные фантазии "
Программа "Бумажные фантазии " художественной направленности, предназначена для обучающихся 7-10 лет. Срок реализации 2года. Программа не только учит обучающихся приемам работы с бумагой, ис...
Дополнительная общеразвивающая программа "Бумажные фантазии"
Дополнительная общеразвивающая программа"Бумажные фантазии" Направленность: художественнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 7 – 10 летСрок реализации программ...