Самоанализ урока на тему "Художественные функции аккомпанемента на примере вокального репертуара"
методическая разработка (6 класс) по теме
Самоанализ к уроку для аттестации на первую категорию в качестве концертмейстера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_efremovoy_po_predmetu_konc_gotovyy.docx.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по предметам «Аккомпанемент» и «Сольное пение» концертмейстера муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств им.А.М. Кузьмина» Ефремовой Ирины Александровны.
Дата 06.03.2013г
Урок проведён с обучающейся 5 класса Семёновой Дашей (ОЭО предмет по выбору «Сольное пение») и Мирзоевой Мариной 6 класс фортепианное отделение по адаптированным рабочим программам «Музыкальный инструмент. Фортепиано», «Фортепианный ансамбль», «Чтение с листа», «Аккомпанемент». Отметим, что тема урока звучит, как «Художественные функции аккомпанемента на примере вокального репертуара» название урока можно сформулировать проще: «Творческое музицирование как важный фактор успешного пианистического развития».
Тема урока: «Художественные функции аккомпанемента на примере вокального репертуара» Цель урока: «Раскрытие музыкально-художественного замысла вокальных произведений средствами музыкальной выразительности»
Задачи урока:
Обучающие:
-формирование концертмейстерских навыков, знаний и умений -работа над партией аккомпанемента (применение пианистических приёмов) -работа над динамическим планом в произведении; -работа над кульминацией; -создание единого эмоционального состояния; -работа над единым темпом, движением музыкального материала; -научить молодого концертмейстера приёму «предслышания».
Развивающие:
-развитие музыкальных способностей; -развитие музыкальной памяти; -развитие музыкального мышления и воображения; -развитие сценической выдержки; -развитие чувства партнерства
Воспитательные:
-воспитание интереса к музыкальному искусству; -воспитание исполнительской культуры, эстетического вкуса, сознательного отношения к музыкальному произведению -воспитание слухового контроля ; -воспитание умения быть равноценным партнёром; -привить любовь к музицированию.
Формирование УУД
Личностные умения:
- углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни вокального жанра;
- проявление учебно–познавательного интереса к выполнению заданий.
Регулятивные умения:
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы партнерства: умение отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные умения:
- применение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества;
- структурирование знаний в плане отличия того что выучено и того чего надо ещё добиться; обобщение знаний по отработанному репертуару; передача содержания и настроения музыкального материала с помощью сценической выдержки, слухового контроля.
Коммуникативные умения:
- участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- планирование учебного сотрудничества;
- освоение методов и принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности.
В работе педагога - пианиста соединяются две разнообразные формы работы: преподаватель и концертмейстер. В учебный план «Фортепиано» входит предмет «Аккомпанемент», где преподаватель учит юного пианиста основам концертмейстерского дела. Мирзоева Марина – учащаяся 6 класса фортепианного отделения, по предмету «Аккомпанемент» занимается первый год. На уроке работали над произведением Ж.Векерлена «Менуэт Экзоде». С позиции учебно-технологической суть замысла урока состоит в применении основных музыкальных понятий, штриховой техники и технических приёмов.
При этом придерживаясь следующих образовательных технологий: - Диалогового общения; - Индивидуализации обучения.
На данном этапе в построении урока активно привлекались проблемные ситуации, позволяющие включать обучающуюся в процесс решения исполнительских задач. На уроке мы использовали метод сравнения. Проведение аналогий и поиск различий позволило мне активизировать мышление ученицы, развивать её исполнительскую фантазию, научить анализировать свою игру.
Методы, использованные на уроке:
- словесно-индуктивный,
- частично-поисковый,
- творческий,
- размышления о музыке (стиль, эпоха).
Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока соответствует типу урока. Урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Применяемые методы соответствуют задачам, поставленным на уроке. Они развивают внимание, воображение и фантазию. Методика урока адекватна особенностям репертуара. В работе с ученицей учитывались индивидуальные способности и стремления к выполнению поставленных задач.
Эффективность реализации цели и задач урока
Выполнению цели урока способствовали обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Воспитательные задачи во время урока осуществлялись через создание творческой, деловой атмосферы, в сочетании требовательности и уважения к личности ученицы. Считаю, что самое главное дать ученикам проявить свою индивидуальность и вкус. Для того чтобы раскрыть в ребёнке его индивидуальность, развить музыкальные способности, необходимо научить его самостоятельно мыслить и работать, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной игры и умел исправить собственные ошибки.
На протяжении урока велась постоянная работа над формированием навыков игры
аккомпанемента. Один из важных моментов в работе аккомпаниатора – это исполнение сольных фраз (у нас это вступление), необходимо научить Марину создать точное настроение произведения в сольном исполнении, а затем суметь и передать мелодическую линию, характер и музыкальный образ солисту. Сложностью для молодого концертмейстера было точно и мягко, дослушивая окончание вступления, перейти из ritenutoв первоначальный темп. Добиться хорошего результата в данной работе возможно только через слуховой контроль обучающейся. В «Менуэте» через динамическое развитие Марине удалось совместно с солистом выполнить кульминацию песни. При контрольном исполнении «Менуэта» Марине удалось найти верный тембр, мягкость в звучании аккомпанемента, но всё же, третья слабая доля несколько раз задерживалась более глубоко, чем необходимо. На последующих уроках будет проводиться работа над более совершенным исполнением аккомпанемента.
Высокий темп и разнообразие приемов работы помогали учащейся работать с полной отдачей. Был создан творческий союз солиста и аккомпаниатора. При совместном исполнении произведения были достигнуты ритмическая согласованность, единство штрихов, динамическое равновесие концертмейстера и солиста. На замечания преподавателя учащаяся реагировала адекватно. Аккомпанировать солистам это иная форма для юного пианиста - солиста, открытие новых граней исполнительства на фортепиано, новый этап в приобретении навыков. Марина с увлечение занимается по предмету «Аккомпанемент», ей нравиться учиться аккомпанировать.
Семёнова Даша готовит для выступления на конкурсе два произведения: де Капуа «О, моё солнышко», Г.Грегори «В груди моей надежда». Ученица обладает хорошими музыкальными данными: чисто интонирует, имеет красивый тембр голоса, хорошую память (в том числе и музыкальную), дисциплинированна, организованна, воспитана. На уроке сначала была дана возможность обучающейся исполнить все произведение целиком, после анализа исполнения работа велась над сменой характера и настроения в разных частях произведения (предложений, куплета и припев). Через динамическое развитие, удалось подойти к кульминации в вокальном произведении и прочувствовать подъём настроения, эмоций в ансамбле солиста и концертмейстера. Очень важно научить исполнять молодого вокалиста свое партию legato на фоне стаккатного аккомпанемента, когда противопоставляется партия солиста горизонтальному звуковедению партии рояля. Работая с Дашей над арией «В груди моей надежда» мы старались вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст. Через рассуждения, беседу об эпохе, стиле, национальных особенностях удалось найти для ребенка правильный эмоциональный настрой в музыке. Образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово. Для успешного обучения я придерживаюсь важнейших принципов музыкальной педагогики – принципа систематического и последовательного обучения, принципа сознательного усвоения знаний, поощряя успехи обучающихся, пусть даже самые маленькие. Таким образом, урок представляет собой целостную систему исполнении музыкальных произведений
Подведя итоги урока, хотелось бы отметить следующее:
Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Урок прошел в доброжелательной обстановке, темп урока соответствовал возрасту обучающихся - умеренный. Атмосфера на уроке была творческой, учащиеся активно вступали в беседу, в разные виды деятельности, были доброжелательными, откликались на каждый взгляд, жест, задания выполняли с энтузиазмом. Само поведение детей говорило о том, что они относятся к предмету с интересом.
Видеоурок обрамляют три концертных номера из архива обучающихся. В первом из них выступает вокальный ансамбль «Концертино», с которым я работаю концертмейстером уже 10 лет. Мы очень много выступаем на школьных, городских концертах, участвуем в вокальных конкурсах всероссийского и международного уровней. Во втором концертном номере сольную партию исполняет преподаватель Акименко Е.В., концертмейстер – моя воспитанница 7 класса Чёботова Виктория. Третий концертный номер - это выступление выпускников моего класса, итог музицирования. Выступает трио: солист - обучающаяся 7 класса Пантя Анна, партия на ударных инструментах (предмет по выбору)- обучающаяся 8 класса Мазун Анна, партия фортепиано - обучающаяся 8 класса Роппельт Авина. Все эти девочки обучаются в моём классе на фортепианном отделении.
Список использованной литературы
- Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.
- Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. – М.: Музыка, 1987.
- Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб.статей: Вып.3/Ред. – сост. А.Лагутин. – М.:Музыка, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема подбора вокального репертуара для студентов музыкального отделения МОМПК
Основной задачей данной методической работы является обобщение опыта вокальной педагогики в вопросе подбора репертуара для сольного исполнительства и адаптация его к условиям образовательного пр...
"Уроки вдохновения". Раскрытие темы урока на вокальном репертуаре.
Пачкина Ольга Владимировнаучитель высшей категорииМАОУ лицей пгт АфипскийМО Северский районКраснодарского края.Стаж работы учителем музыки - 31 годМноголетний опыт работы учителем музыки позволил созд...
Самоанализ урока по геометрии по теме: "Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение".
Урок проведен в 7а классе. Количество учащихся 19. На уроке присутствовали 16 учащихся. Данный урок является первым в изучении темы «Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение»....
Пример самоанализа урока
Приведен самоанализ урока физики по теме "Скорость при равноускоренном движении"...
Самоанализ урока информатики в 11 классе «Исследование физической модели на примере движения тела, брошенного под углом к горизонту. Формальная модель»
Данный урок проводился в 11 А классе МБОУ «СОШ №1», класс информационно-технологического профиля. Учебник «Информатика и ИКТ» под редакцией Н.Д. Угриновича, авторской программы основного...
Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ РЕПЕРТУАРОМ
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ РЕПЕРТУАРОМ...