ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ РЕПЕРТУАРОМ
статья по музыке
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ РЕПЕРТУАРОМ
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ РЕПЕРТУАРОМ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ).
Подготовил музыкальный руководитель
Бартенев В.Н.
В воспитании и развитии детей народно-песенное творчество играет значимую роль, поскольку образный, яркий поэтический язык русских народных песен помогает прививать любовь к своему Отечеству, с уважением относиться к культуре своего народа. Культурные и духовные традиции не только скрепляют связь времён и соединяют в единое целое разные поколения людей, не только формируют художественный и эстетический вкус, нравственные ценности, но и активно способствуют воспитанию национального самосознания и чувства патриотизма, что является актуальным на сегодняшний момент.
Народное творчество является основой начального воспитания детей, базовой ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры. Одним из ярких направлений российской культуры является русское народное музыкальное исполнительство. Складываясь веками, его образцы переходят из поколения в поколение. Русское народное музыкальное исполнительство сопровождало русского человека на протяжении всей жизни, помогало в трудовой деятельности, украшало быт.
В системе дополнительного образования сегодня широко развернуто обучение детей народному музыкальному исполнительству. В нашей стране появляются школы народной музыкальной культуры, детские фольклорные исполнительские ансамбли и хоры, складываются традиции обучения детей народной певческой манере. Существуют методические работы Э.С. Абашевой, И.И. Веретенникова, Н.И. Кашиной, Г.М. Науменко, А.В. Орловой, Л.Н. Соколовой, посвященные обучению юных народных исполнителей.
Как считают, такие выдающиеся личности, как Л.В. Матвеева и Э.С. Абашева «в современной педагогике музыкального образования общепризнанной является идея о богатейшем потенциале фольклора в решении задач общего, эмоционально-нравственного, патриотического, эстетического и музыкального воспитания и развития ребенка; о неоценимой роли фольклора в формировании у детей и подростков эмоционально-ценностного отношения к миру, национального самосознания, коллективизма; в формировании интереса к познанию мира музыки в его разных проявлениях» [Матвеева, К.П. Учебное пособие. 2011].
Л.В. Матвеева и Э.С. Абашева указывают на то, «что фольклор является носителем определенной информации (опыта человечества); его музыкальный язык прост, доступен, и в то же время безгранично богат и выразителен, а музыкальная интонация органично сливается с речевой интонацией» [Матвеева, с. 38].
Русские народные песенные традиции занимают значимое место в системе дополнительного, общего и музыкально-профессионального образования, являясь формой духовного освоения действительности и выполняя особую задачу художественного познания мира.
Занятия в вокальном классе направлены на целостное певческое развитие учащихся. Одним из условий развития интереса к пению является активная собственная певческая деятельность учащегося, а для младших школьников театрализация данной деятельности имеет огромное значение. Одной из задач вокальной педагогики является создание и настройка вокального инструмента – певческого голоса учащихся, что предполагает овладение элементами вокальной техники. Развитие эмоциональной сферы учащихся – еще одно важное условие вокального обучения. Эмоциональность делает вокальное исполнение одухотворенным, превращает любое вокальное музицирование в художественное творчество. Эмоции оказывают воздействие на внимание, память, восприятие, мышление, волю и, таким образом, влияют на развитие личности. А.Г. Менабени, опираясь на лабораторные исследования В.П. Морозова и Г.М. Котляра, считает педагогически целесообразным использовать при обучении сольному пению, прежде всего, эмоцию радости, которая оказывает стимулирующее воздействие на мышечный тонус и психическую активность учащихся [Мациевская, 2012].
По мнению Г.М. Науменко «на уроках музыки, прежде всего, следует провести психологическую подготовку детей т.к. у многих детей под воздействием современной музыки, которую они ежедневно слушают, определенным образом складываются и формируются музыкальное мышление и слух, традиционными и обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры» [Науменко, с. 103].
После психологической подготовки детей, можно приступать к работе. Начинать обучение желательно с таких произведений детского фольклора, которые знакомы даже маленьким детям, как правило, такие примеры проще запоминаются и исполняются легче.
Точно подобранный репертуар не только обеспечивает единство формы и содержания учебно-воспитательного процесса, но и может серьёзно заинтересовать и увлечь учеников. Жанровое и тематическое разнообразие русских народных песен предоставляет большой репертуарный выбор для руководителя [Стенюшкина, с. 62].
При подборе песенного материала педагогу следует учитывать сразу несколько аспектов:
∙ репертуар должен быть разнообразен в образно-стилистическом отношении (включать в себя произведения различных жанров);
∙ программный репертуар должны составлять произведения различной степени трудности.
Исполнение простейших форм открывает возможность быстрого пополнения репертуара новыми песнями, вселяет в детей уверенность в своих силах, повышает их интерес к занятиям. Освоение же сложных форм стимулирует творческий рост. При освоении детьми программного репертуара педагогу следует, как можно объёмнее представить всё многообразие существующих певческих традиций.
Так в репертуар могут входить песни разных областей – это первый источник репертуара, второй источник — это песни местной традиции. Н.В. Калугина [Квятковский, 1966] считает, что именно песни местной традиции должны быть основой репертуара, так как исполнительский коллектив интересен, прежде всего, показом местного песенного творчества, и он может представить его наиболее достоверно и правдиво. И, конечно, в своем местном материале ребёнок выражает те эмоции, которые требуются для его исполнения. Третий источник репертуара — это обработки народных песен и авторские песни. По нашему мнению, такой источник репертуара больше подходит для народных хоров, а детей, занимающихся в фольклорном ансамбле лучше всего развивать на песнях устной традиции.
Учитывая специфику народного пения и особенностей детского голоса, есть методы и приемы использования в занятиях с детьми специальных вокально-хоровых упражнений. Певческие навыки формируются и в процессе разучивания песен.
Каждый педагог, прежде чем приступить к работе с детьми, должен составить подробный план занятий; определить методику, по которой он будет обучать детей народному пению; подобрать песенный фольклорный материал с учетом их возраста и вокальных возможностей. После такого подготовительного периода можно начинать занятия. Методика музыкально-образовательной работы с детьми, осваивающими народное пение, должна основываться на следующих принципах: систематичность музыкального образования; тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром; разносторонность музыкального образования.
После того как прошла работа над выбором интересного, игрового, репертуара стимулом для детей служит первый выход на сцену и в дальнейшем сама концертная деятельность. Подготовив небольшую концертную программу, уже можно выступать на различных школьных мероприятиях. Это может помочь ученикам раскрыть свой музыкальный потенциал, развить творческие способности, придать им уверенность, стать необходимой певческой практикой, развить стремление к дальнейшему освоению русских народных певческих традиций. Г.М. Науменко пишет, что «построить занятие на интересе значительно сложнее, чем на возможности выступлений и поездок с концертами. Нужно стремиться к тому, чтобы дети упивались пением, что бы они получали удовольствие и удовлетворение от пения многоголосной песни, каждый певец понял свою роль, важность своего голоса в общем мелодическом распеве, понял, что и он творец песни» [Никитченков, с. 118].
Сохранение и развитие русских народных певческих традиций достигается, в одних случаях, через восприятие и осмысление детьми области русского певческого искусства, а в других – через погружение их в разные виды деятельности, традиционные для русской народной певческой манеры; через обучение традиционным приёмам русского народного пения, через воплощение достигнутых результатов в традиционных формах.
Общеизвестно, что музыкальное искусство является могучим средством воспитания, инструментом, способствующим становлению личности каждого человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Квятковский, А. П. «Поэтический словарь», М: Советская Энциклопедия, 1966
2. Матвеева, К. П. Учебное пособие. «Обзор учебных программ по предмету «Музыка» действующих на федеральной основе. Екатеринбург. 2011.
3. Матвеева, К. П. Учебное пособие. «Обзор учебных программ по предмету «Музыка» действующих на федеральной основе. Екатеринбург. 2011. – 38 с.
4. Мациевская, С. В. Научно-методические основы обучения школьников пению : монография / С. В. Мациевская, А. Б. Нижникова, Т. В. Сернова. – Минск: Бестпринт, 2012.
5. Науменко Г. М. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению. М. : Современная музыка, 2013. – 103 с.
6. Никитченков, А.Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в Российской начальной школе: Монография / Никитченков А.Ю. - М.: МПГУ, 2012. – 118 с.
7. Стенюшкина, Т.С. Методика работы с народно-певческим коллективом [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» / Кемерово: КемГУКИ,2014. – с. 62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...
Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста
Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста...
"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...
Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста
Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшей средней возрастной группы»
Данная методическая разработка помогает формированию у учащихся основных певческих навыков: певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокой певч...
Методическая разработка по теме:"Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста".
В этой методической разработке представлены методы и приёмы развития вокальных способностей школьников. Упражнения для развития вокально - хоровых навыков- звукообразование, дыхание, чистота интониров...
«Работа над певческим дыхание. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков»
Наглядный показ приемов укрепления певческого дыхания, вокальные упражнения (распевки) с помощью которых разогреваются мышцы и голосовой аппарат, отрабатываются вокально-технические навыки, кото...