"Изучение и внедрение новых технологий с целью активизации познавательной деятельности уч-ся".
учебно-методический материал (9 класс) по теме
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_aktiv.pozn_.deyat_.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА МО
ПО ТЕМЕ:
«Изучение и внедрение новых технологий с целью активизации познавательной деятельности учащихся».
Воспитатель: АЛМАЕВА Е.Н.
Ноябрь 2012 г.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
Так как 21 век называют веком информационной цивилизации, то любой педагог, должен формировать информационную компетентность, а значит, надо учить ребят умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже. И к своим услугам я обнаружила множество информационных порталов, образовательных сайтов и мультимедийных курсов.
Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному взаимодействию с природой и обществом, является одной из важнейших задач школьного образования.
Время само предоставило нам больше самостоятельности. Наша задача – научить этой же самостоятельности и наших учащихся.
Так как 21 век называют веком информационной цивилизации, то любой педагог, должен формировать информационную компетентность, а значит, надо учить ребят умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже. И к своим услугам я обнаружила множество информационных порталов, образовательных сайтов и мультимедийных курсов. В нашей школьной медиатеке можно активно использовать Интернет для подготовки сообщений, докладов, рефератов.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением». |
Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в школе способно преобразить формат обучения и воспитания, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Определяется несколько видов педагогической деятельности:
- проектировочная деятельность – это планирование, определение целей и задач. Они направлены на творческую переработку программного материала с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся. Накопление, хранение и обработка необходимой для этого информации на компьютере обеспечивает максимальную эффективность этой деятельности.
- конструктивная деятельность – это моделирование, подбор средств и методов. В конструктивной деятельности педагога успешно используются электронные энциклопедии и справочники, электронные таблицы, текстовые и графические редакторы, анимационные редакторы.
- коммуникативная деятельность – характеризует отношения между педагогом и учащимися. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог может применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности учащегося.
- организаторская деятельность – направлена на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебного процесса. Организаторская деятельность – это практическая реализация проектировочной деятельности.
Для этого современный педагог должен быть не только знаком теоретически с передовыми педагогическими технологиями обучения, но и сам быть исследователем – одним из субъектов инновационной среды, в которой его профессиональное становление как учителя будет проходить более успешно. Задачи школьного педагога при такой деятельности сводятся к следующему:
- создать условия для самостоятельной исследовательской работы учащихся;
- вооружить учащихся методами и приемами творческой и исследовательской работы;
- предоставить учащимся время для осуществления всех фаз исследования (подготовка идеи; созревание идеи; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).
Любая исследовательская деятельность всегда предполагает получение нового продукта – нового знания, а значит напрямую связана с творческой активностью воспитанников, которая может стимулироваться следующим образом:
- создание благоприятной атмосферы;
- доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания и критики в адрес учащихся способствуют проявлению многоаспектного мышления;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному взаимодействию с природой и обществом, является одной из важнейших задач школьного образования.
Достижение поставленных целей невозможно без применения новых информационных технологий(НИТ) в образовании.
Новые информационные технологии в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности.
НИТ - это не только новые технические средства, формы и методы преподавания и воспитания, но и новый подход к процессу обучения и воспитания. Задачей преподавания и воспитания становится создание условий практического овладения информацией обучающимся, выбираются методы обучения, которые позволяют каждому ученику проявить свою самостоятельность, творчество, помогают реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения детей.
Нужно отметить, что основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения: презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программы-тренажеры, системы виртуального эксперимента, программные системы контроля знаний, электронные учебники и учебные курсы, обучающие игры и развивающие программы.
Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет: средства обучения on-line; средства обучения off-line.
Поскольку использование компьютера в индивидуальном режиме невозможно из-за отсутствия навыков работы на компьютере и недостаточность материального обеспечения.
На начальном этапе работы информационные технологии вводились на подготовке к мероприятию, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.
Из компьютерных средств используются в основном презентации. При составлении презентаций большее внимание уделяется иллюстративному материалу.
Применением компьютерных систем делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Использование учащимися электронных справочников, энциклопедий, учебников позволяют им отбирать материалы при подготовке рефератов, проектов, презентаций.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей.Технический прогресс навязывает им свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному их развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию детей.
При внедрении информационных технологий в учебно-воспитательный процесс предпочтительными в наших условиях оказались внеклассные мероприятия, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте.
В октябре месяце было проведено внеклассное мероприятие «Осенние посиделки и забавы». В ходе мероприятия применялась мультимедийная система, были показаны слайды о приметах осени, об осенней погоде и кинозарисовки. Это помогло детям окунуться в удивительный мир природы.
В нашей школе ведется кружок «Художественная фотография и компьютерная грамотность». Эти занятия способствуют реабилитации физических недостатков – развитие мелкой моторики, коррекция представлений об окружающем мире через фотографию. Способствует расширению духовного мира, развитию творческого потенциала, художественного и эстетического вкуса. Данная программа однопрофильная. Однако связь ее с другими науками (геометрией, физикой, химией) и изобразительным искусством характеризует ее в то же время как интегративную. Дети обрабатывают фотографии в программе «Пикассо», что способствует формированию у них потребностей в непрерывном самосовершенствовании и создании условий для реализации их творческих возможностей.
В нашем классе ведется кружок «Добрый повар». В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения. Основные цели кружка: развитие эстетического вкуса учащихся, расширение знаний учащихся в кулинарии, формирование культуры общения и экологических убеждений, развитие творческих способностей учащихся. Дети с большим желанием самостоятельно находят, в интернете на различных сайтах, несложные рецепты и предлагают приготовить понравившееся им блюдо. При демонстрации приготовления различных блюд мы фотографируем все этапы приготовления и создаём отдельные папки по занятиям. А затем записываем рецепты приготовления. Дети занимаются с большим желанием.
В будущем планирую продолжить работу по теме «Изучение и внедрение новых технологий с целью активизации познавательной деятельности учащихся». Одним из направлений будет: индивидуализация учебной работы. Цель организовать работу так, чтобы она активизировала каждого отдельногоучащегося.Принцип индивидуального подхода предполагает учет таких особенностейучащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависятрезультаты учения. Это могут быть различные физические и психические качестваи состояния личности, особенности всех познавательных процессов и памяти,свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности,одаренность, постоянные или временные дефекты органов чувств и всегоорганизма.
Список литературы.
1. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. –М.: Педагогика, 1980.
2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.:
Педагогика, 1990.
3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1982.
4. Горбунова А. И. «Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся»;
5. Аристова Л.П. Активность учения школьника.- М., 1986.
6. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 1986.
7. Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения., ж. «Вопросы психологии»., 1985, №5, с.41-44.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. - М.:Просвещение, 1985.
9. Организация познавательной деятельности учащихся. Ред. В.Д Семенов. –Свердловск, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся
Как необходимо организовать учебный процесс на уроке, чтобы учебная проблема послужила стимулом активизации мышления учащихся? Эти и другие проблемы затрагиваются в данной работе....
Применение информационно – коммуникационных технологий в преподавании физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся. (Из опыта работы)
Представлен опыт по применению ИКТ на уроках физики....
«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...
«Применение ИКТ - технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на этапе изучения нотной грамоты в классе специального фортепиано».
Работа посвящена проблемам активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения игра на фортепиано. наряду с традиционными технологиями применяется информационно-к...
Мастер-класс "Использование интерактивных таблиц на уроках русского языка, с целью активизации познавательной деятельности, развития мышления и речи."
Использование в учебном процессе интерактивных таблиц-схем решает целый комплекс проблем учителя:•для детей урок превращается в увлекательно-познавательный процесс,•урок выстроен и с теорети...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования:"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности о...
Педагогический проект Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на примере интеллектуальной игры «Брейн-ринг» во внеурочной деятельности по функциональной грамотности
Краткая аннотация проекта: Педагогический проект содержит план занятия по функциональной грамотности с описанием игровой технологии «Брейн-Ринг» и сценарий реализации выбранной интерактивн...