"Игровые технологии на урокаах русского языка и чтения для обучающихся с ОВЗ"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Игровые технологии одной из форм обучения, которые позволяют сделать увлекательными и интересными работу учащихся по изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ШМО учителей русского языка и чтения
ДОКЛАД
Игровые технологии на уроках русского языка и чтения
для учащихся с ОВЗ.
РЕЗЯПОВА Г.Н., соцпедагог,
первая квалификационная категория.
19.02.24г.
Тема: Игровые технологии на уроках русского языка и чтения для учащихся с ОВЗ. Заседание №4 ШМО учителей русского языка и чтения.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Использование игры помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного процесса к русскому языку, как к учебному предмету.
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Игра считается необходимым ключевым условием воздействия на ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, притягательным и ненавязчивым.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя.
Высокая степень заинтересованности предметом может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей ученика. Психологические исследования показывают, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Таким образом, можно сделать вывод, что в школе не может быть неуспешных учеников. Учитель должен поддерживать желание учащихся изучать русский язык на всех этапах обучения от начальной до старшей школы.
Одним из наиболее эффективных и универсальных приемов обучения является игра. Именно игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию к изучению русского языка.
Каковы же основные характеристики игры?
Игра это:
- деятельность;
- отсутствие принуждения, мотивированность;
- индивидуализированная деятельность;
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- учение с увлечением.
Учебная игра выполняет несколько функций:
обучающую (заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует формированию навыков и умений);
воспитывающую (заключается в воспитании внимательного отношения к партнеру по игре; также развивает чувство взаимопомощи и взаимоподдержки). Именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу;
развлекательную (состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке);
коммуникативную (заключается в создании естественной атмосферы общения в процессе игры);
релаксационную (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении русскому языку);
психологическую (снижает уровень психического напряжения при освоении больших объемов информации/ в ролевых играх возможен психологический тренинг);
развивающую (направлена на гармоническое развитие личностных качеств учащегося).
Игровые технологии представляют особую ценность при работе с детьми с ОВЗ. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие и выполнять развлекательную, коммуникативную, диагностическую, игротерапевтическую функции, функцию самореализации, коррекции в игре.
Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, поэтому на этапе подведения к теме урока использую приём Анаграммы (Анаграммы с нумерацией)
Это коррекционный приём оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.
Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа.
Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.
С помощью коррекционных упражнений учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы. Например, решение анаграмм
ЯИЦАИВА - авиация,
ШАФТЛАНД- ландшафт,
РГСТРТРЕИАУА - регистратура,
ШЕВЯ - швея и т. д.
Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.
1) Например, при закреплении материала о глухих и звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке
2) При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание:
правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках.
мне (Т), меня (И), я (М), обо мне (Г), мной (Н), меня (И).
Например, при закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать SМS -сообщение:
Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаонподарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.
Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, выделяем окончания глаголов.
При закреплении знаний о составе слова применяю упражнение «Телефон». Например: образуй и запиши слова из слогов, записанных под цифрами на диске телефона
Сбежавший медведь
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.
Содержание игры: “Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.
Материалы: “Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) ... . Близко подходить (к кому?) к ... опасно. Я видел (кого?) ... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о ...”
Ребусы – один из видов деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, он способствует развитию воображения, остроумия, находчивости.
Игры на планирование: лабиринты, логические квадраты – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.
«Найди пару» (Ребенку предлагаются различные карточки с рисунками, например, обувь. Учитель показывает любую картинку, а ребенок ищет пару этой картинке.)
-«Найди лишнее»(Ребенку предлагается ряд слов, из которых он должен по какому либо признаку убрать лишнее и объяснить, почему)
-«Продолжи ряд» (Ребенку предлагается продолжить ряд слов, установив закономерность)
-«Загадки»
-«Занимательные таблицы» - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает?»
Использование различных мячей на уроках, самоподготовке, в свободное время дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка (так как ребенок думает, что он играет).
Мяч идеальное средство для коррекционных упражнений.
Найди синоним.
Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
Найди антоним.
Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).
Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).
Антонимы.
Существительное. Повторение.
A) Угадайте слово, в котором: корень от слова земля, суффиксы от слов весенний, кровать, окончание от слова лопата (землянка).
Б) Угадайте слово: государственная песня + часть мира (гимназия).
B) Угадайте слово: воронье слово + игровая карта (картуз).
Г) Угадайте слово, в котором: приставку от слова бесцветный, корень от слова вода, суффикс от слова парный, окончание от слова красивый (безводный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-139591-1352990124.png)
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-351857-1421604557.jpg)
Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации позна вательной деятельности обучающихся 5–9-х классов
Материал содержит различные грамматические игры и упражнения по русскому языку, которые можно использовать как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/11/picture-946806-1586631668.jpg)
"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов"
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-962685-1508682849.jpg)
Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся
выступление...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/11/picture-606673-1428744631.jpg)
Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".
В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/26/picture-1308890-1611671495.jpg)
ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020
Игровые педагогические технологии Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...
«Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения, применяемые для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода....