Конспект открытого занятия
учебно-методический материал по теме
Тема: Фенология, её цели и задачи, практическое применение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр
Конспект открытого занятия
педагога дополнительного образования
Ромашовой Светланы Михайловны
по программе «Юный фенолог»
Тема: Фенология, её цели и задачи, практическое применение.
возраст воспитанников: 9- 10 лет
Николаевск – на –Амуре
2012
Тема: Фенология, её цели и задачи, практическое применение.
Цель: воспитанники научатся отличать фенологию от других естественнонаучных дисциплин
Предметный результат: усвоение понятий фенология и фенологические наблюдения, выявление взаимосвязи между сменой времён года и изменениями в живой и неживой природе.
Метапредметный результат: развитие умения определять понятия, делать обобщение, строить логические умозаключения.
Личностный результат: развитие мировоззрения воспитанников.
Оборудование: видеофрагмент «Осень», презентация по занятия, дневники наблюдений, книга «Времена года», народные приметы по осени.
Ход занятия:
- Орг. момент
Унылая пора….
А.С. Пушкина
- Какому времени года посвящено это стихотворение?
- Посмотрите, ребята, на это дерево.
-Что вы можете о нём рассказать?
- Что вы можете сказать про его листочки?
- Посмотрите, какие они красивые, дружные – просто, как мы с вами.
- Я думаю, что мы сегодня хорошо, дружно поработаем на занятии.
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в природу и по стране Знаний.
- Скажите, а вы любите путешествовать?
- А для чего люди отправляются в путешествие? ( чтобы узнать, что-то новое)
- Сейчас мы отправимся путешествовать в природу, а вы будьте внимательны, на всё обращайте внимание, всё примечайте, в общем, ведите наблюдения. ( просмотр видеофрагмента о осени)
- Куда мы совершили путешествие? (природу)
- А в какое время года? (осень)
- По каким признакам догадались?
- Про какие месяцы шёл рассказ?
- Как описывает автор месяц сентябрь?
- Какие прилагательные использованы для описания?
- Что говорится про октябрь?
- Каким перед нами предстал месяц ноябрь?
- А что вам больше всего запомнилось?
- Мы увидели одно и тоже время года, но в разные периоды.
- Скажите, а как называется ваш школьный предмет, на котором вы говорите о природе и обо всём, что с ней связано?
- А вы знаете, ребята, есть такая наука, которая занимается наблюдением за изменениями в живой и неживой природе по сезонам года, а называется она ФЕНОЛОГИЯ.
III. Фенология –это наука которая изучает изменения в живой и неживой природе по сезонам.
- Фенология в переводе с греческого – наука о явлениях.
- Так, что же изучает наука фенология?
- Давайте вспомним, что мы с вами называем живой природой?
- А, что значит неживая природа?
Игра- физминутка:
Называю объекты живой природы – руки вверх
Объекты неживой природы – присели.
1.Солнце
2. Берёза
3. Лютик
4. Хомячок
5. Камень
6. Вода
7. Звёзды
8. Хорёк
9. Речка
10. Рыба
11. Картофель
12. Лёд
- В России впервые на фенологию, как на науку обратил внимание Царь – Пётр – I
- А фенологические наблюдения ведутся по следующим направлениям:
1. Метеорологические наблюдения
Метеорологические (температура воздуха, атмосферное давление, осадки, направление и сила ветра и др.)
- Кто знает, что это такое?
- Что такое погода?
Погода – это состояние атмосферы в данном месте за определенный период времени.
- Чем характеризуется погода?
Погода характеризуется:
- температурой,
- направлением и силой ветра,
- атмосферными осадками.
- облачностью.
- Вот ребята которые занимаются у меня в объединении ведут вот такие дневники наблюдений ( показ дневников )
Следующее направление фенологических наблюдений:
2. Наблюдения за явлениями природы (ледоход, половодье, установление снежного покрова, и др.);
3. Наблюдения за животными (прилёт и отлёт птиц, гнездование, линька, нерест и др.)
4. Наблюдения за растениями ( сокодвижение, набухание посек, цветение, плодоношение, созревание семян и др.)
- Давайте ещё раз повторим по каким направления ведутся фенологические наблюдения.
- Метеорологические (температура воздуха, атмосферное давление, осадки, направление и сила ветра и др.)
- Наблюдения за явлениями природы (ледоход, половодье, установление снежного покрова, и др.);
- Наблюдения за животными (прилёт и отлёт птиц, гнездование, линька, нерест и др.)
- Наблюдения за растениями ( сокодвижение, набухание посек, цветение, плодоношение, созревание семян и др.)
- Ребята, посмотрите на экран, подумайте и скажите, что бы могли обозначать эти слова? ( слайд. Златоцвет, листобой, предзимье)
Рассуждения детей.
Слайд. Златоцвет- сентябрь
Листобой- октябрь
Предзимье – ноябрь
- Как вы думаете кто мог дать месяцам такие названия? ( народ)
- Да, это народ. Ведь фенологические наблюдения впервые начал вести народ. Вот откуда и появились народные приметы.
Слайд. Плачет октябрь холодными слезами.
- Как вы понимаете эту примету?
IV. - А сейчас мы вами поработаем в группах.
- Вы должны, объяснить предложенную вам примету.
-( при наличии времени!) Мы с вами сегодня много говорили о науке фенологии и фенологических наблюдениях, скажите, а кому и для чего необходимы эти наблюдения?
(если воспитанники затрудняются, помогаю слайдами)
Слайд. Растениевод или работники с/х.
Слайд. Лесничий.
Слайд. Охотник.
Слайд. Рыбак.
Слайд. Лётчик, моряк.
V. Итог:
- Скажите, по какой науке мы сегодня путешествовали?
- Что она изучает?
- По каким направлениям ведутся наблюдения?
- Кто в России впервые обратил внимание на фенологию?
- Посмотрите на наше дерево. Оно все в листочках. Скажите, какое явление происходит с деревьями осенью?
- Если вам понравилось занятие, то я предлагаю вам снять с него листочки, себе на память.
- Посмотрите, на нашем дереве осталось совсем не много листочков, как вы думаете, в каком месяце бывают такие деревья?
- Спасибо вам за работу. Я думаю, что мы с вами ещё встретимся на моих занятиях по фенологии.
Задания для групп
Объясните значение народных примет.
Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
В октябре до обеда – осень, после обеда зима.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь капустой.
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодит
Ноябрь – ворота зимы.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ноябрьские ночи до снега темны.
В сентябре лист на дереве не держится.
Холоден сентябрь, да сыт
Ноябрь сумерки года.
Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
В октябре до обеда – осень, после обеда зима.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь капустой.
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодит
Ноябрь – ворота зимы.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ноябрьские ночи до снега темны.
В сентябре лист на дереве не держится.
Холоден сентябрь, да сыт
Ноябрь сумерки года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)
Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»
Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...
Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"
Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....
План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
Ученики познают истоки джаза и знакомятся с основными стилями джазовой музыки....
Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"
Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...
Конспект открытого занятия детского объединения «Юный краевед». Тема занятия: «Топонимика Лежневского края».
Занятие «Топонимика Лежневского края», проводилось в рамках работы детского краеведческого объединения. Данное объединение функционирует на базе МБОУ Лежневская СОШ № 11....