Программа библиотечного кружка
рабочая программа по теме
ПРОГРАММА БИБЛИОТЕЧНО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КНИГА» ПО КУРСУ «БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ» (1 год обучения для учащихся 3-5 кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
БИБЛИОТЕЧНО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА «ВОЛШЕБНАЯ КНИГА»
ПО КУРСУ «БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ»
№ п/п | Название и конспект темы | Цель, содержание темы, форма проведения | Кол-во часов |
1 | Роль книги в жизни общества и великих людей. Похвала книге. Бережное отношение к книге. | Цель: формирование у учащихся необходимости общения с книгой, печатным словом. Наглядные примеры из жизни ученых и писателей о роли книги. Высказывания о книге. Народная мудрость о пользе книг. Форма проведения: беседа-диалог. | 2 |
2 | История книги. Материал для передачи информации. Рукописные книги. Печатные книги. Этапы развития книжного дела. | Цель: расширение знаний о книге и книгоиздательском деле. Эволюция материалов для письма и сохранения информации. Этапы развития книгопечатного и книгоиздательского дела. Первопечатники. Путь книги от писательской рукописи до читателя. Форма проведения: лекция, исторический экскурс, практическая работа «Создай свою книгу» | 10 |
3 | История библиотек. Древнейшие и известнейшие библиотеки мира. Функционирование библиотеки. Понятия «библиотека», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал». | Цель: расширение знаний о библиотеке и библиотечном деле. Появление и этапы развития библиотек. Самые известные библиотеки мира. Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал», «открытый доступ», «библиотечный фонд». Форма проведения: лекция, исторический экскурс, практикум. | 10 |
1 год обучения
4 | Структура книги. Внешние и внутренние элементы книги. Как построена книга. | Цель: формирование навыков самостоятельной работы с книгой, углубление знаний учащихся о книге, о том, как книга может сама рассказать о себе. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Форма проведения: рассказ, работа с личным словариком. | 4 |
5 | Искусство книги. Иллюстрирование книги. Миниатюры, гравюры, буквицы. Сказка в русской живописи. Профессия: художник-иллюстратор. Творческое задание по иллюстрированию. | Цель: Углубление знаний о структуре книги, иллюстрация как элемент книги. Роль и значение иллюстраций. Виды иллюстрирования текста. Суть профессии иллюстратора. Знаменитые иллюстраторы детских книг (Ю.Васнецов, И. Билибин, Т. Маврина, Л. Владимирский, В. Чижиков). Писатели и художники в одном лице (Е. Чарушин, В.Сутеев, Э. Сетон-Томпсон). Форма проведения: рассказ, работа с личным словариком, урок творчества. | 6 |
6 | Современные материалы для передачи информации. Аудиокниги. Электронные книги. | Цель: знакомство с новыми средствами передачи и хранения информации. Книга в XXI веке. Новый книжный формат. Аудиокниги. Электронные книги. Форма проведения: лекция. | 2 |
7 | Новое явление на книжном рынке - НЕОкниги. Книги-рекордсмены. | Цель: знакомство с новым понятием, расширение знаний о формах и видах книг. Понятие «Неокниги», их классификация. Необычные книги и книги-рекордсмены. Форма проведения: рассказ, презентация. | 2 |
8 | Читательская биография – дневник чтения. Запись о прочитанном. Читательский отзыв. Навыки творческого чтения. | Цель: обучение правилам ведения дневника чтения и написания отзыва на книгу, навыков самостоятельной работы с текстом. Возможная форма ведения дневника (автор, заглавие, основные действующие лица, сюжет, какое впечатление произвела, запомнившиеся факты, эпизоды, выражения). Оформление дневника (иллюстрации, коллаж). Отзыв о книге как один из видов записи о прочитанном. Отзыв – продуманное мнение о книге. Форма проведения: беседа-консультация, практическое занятие, конкурс на лучший отзыв. | 4 |
9 | Справочная литература. Структура справочной литературы. Обучение умению ею пользоваться. | Цель: расширение знаний о справочной литературе, привитие интереса к справочной литературе, обучение умению ею пользоваться. Типы справочных изданий для школьников. Главная справочная книга – энциклопедия (греч. – круг знаний). Структура изданий в целом и отдельных томов. Основное отличие – расположение материала не по алфавиту, а в соответствии с областью знания, каждой из которых посвящен отдельный том. Основные правила пользования детскими энциклопедиями. Справочники (краткие сведения информационного, научного, прикладного характера). Словари, их структура и принципы работы с ними. Энциклопедические словари. Форма проведения: беседа-консультация, практикум, турнир «Сумей найти». | 4 |
10 | Основные виды и жанры художественной литературы | Цель: расширение знаний о многообразии жанров художественной литературы, навыков самостоятельной работы с текстом. Истоки современной литературы – фольклор и его жанры. Баллада. Рассказ. Приключенческий роман. Роль природы в художественной литературе. Смешное в литературе. Форма проведения: беседа-диалог, практикум. | 8 |
11 | Научно-популярные книги. Их отличие от художественной литературы | Цель: расширение знаний о многообразии видов литературы, навыков самостоятельной работы с текстом. Специфика научно-популярной литературы. Методы работы с книгами научно-популярного содержания. Форма проведения: беседа-диалог, практикум. | 2 |
12 | Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталоги. Картотеки. Алгоритм поиска информации. | Цель: обучение самостоятельному поиску информации. СБА школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Знакомство с библиографическим описанием изданий. Систематическая картотека статей, ее структура. Другие картотеки. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Новые средства распространения информации: электронный каталог как усовершенствованный аналог карточного каталога. Форма проведения: лекция, тренинг-практикум, библиографическая игра «Найди книгу». | 8 |
13 | Периодические издания. Понятие «прессы»; разнообразие прессы; ее содержание; методика ее использования. | Цель: дать информацию о разнообразии репертуара прессы, показать методику ее использования, привить интерес к периодическим изданиям. Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг. Гуманистические традиции русской периодики. Создатели газет и журналов, основные жанры (репортаж, заметка, статья, очерк, интервью), расположение материалов. Тематическая библиографическая информация в периодике. Справочный отдел последнего номера в году. Использование материалов периодики в учебном процессе. Форма проведения: беседа-просмотр, обзор, работа с личным словарем. | 4 |
14 | Методы работы с информацией. Техника интеллектуального труда. Конспектирование. Оформление реферата, доклада и проч. | Цель: обучить методике составления плана книги, статьи, конспекта, тезисов, списка использованной литературы. Цель чтения, деловое чтение. Методы самостоятельной работы с книгой, статьей. Способы чтения: ознакомление, выборочное чтение, сплошное чтение. Изучение прочитанного, ведение записей: выписки, план, тезисы, конспект (его виды). Оформление, систематизация конспектов, цитат, тезисов, журнальных вырезок. Методика составления списка использованной литературы. Форма проведения: лекция, беседа-консультация, индивидуальный тренинг. | 6 |
15 | Оформление творческих работ | Цель: закрепление полученных знаний через творческие работы учащихся. Форма проведения: выставочная работа творческих проектов. | 4 ИТОГО: 76ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Программа химического кружка «Исследователи»
Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...
Программа работы кружка "Фантазия"
Реализация данной программы направлена на работу с таким материалом как кожа....
Программа поэтического кружка "Живое слово"
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...
Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)
Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной дея...
Программа краеведческого кружка "Следопыт"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...
Рабочая программа библиотечного клуба "В начале было Слово"
Рабочая программа внеурочной деятельности - библиотечного клуба "В начале было слово" рассчитана на 17 часов, предназначена для учащихся 8-11 классов. аннотация подробнее излагается в докуме...