Авторская программа дополнительного образования "Волшебный мир бисера"
методическая разработка по теме
Опыт показывает, что овладеть искусством бисероплетения самостоятельно довольно трудно. Занятия по данной программе под руководством педагога призваны помочь детям успешно освоить этот вид рукоделия.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, ведь плетение бисером – это очень увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества, возможностью реализовать свои самые смелые идеи собственными руками.
Данная программа может быть использована в работе руководителями объединений декоративно-прикладного творчества и, частично, учителями технологии. Также она может послужить методической основой для разработки программы дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа обучения детей бисероплетению | 165 КБ |
Разработки занятий "Техника плетения "крестик"" | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР БИСЕРА»
(для детей 8-15 лет)
Срок реализации – 3 года.
Автор-составитель:
Сиухина Людмила Николаевна
педагог дополнительного образования
с.Коргон
2008г
Паспорт программы.
Программа дополнительного образования «Волшебный мир бисера»
Организация-исполнитель:
МОУ «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Автор: Сиухина Людмила Николаевна
заместитель директора по воспитательной работе
педагог дополнительного образования
География программы: МОУ «Коргонская СОШ»
Целевые группы:
Рекомендуемое количество обучающихся в группе 8-10 человек.
Возраст обучающихся от 8 до 15 лет.
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа с десятиминутной переменой
Основным условием приема является желание детей.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей ребенка, возможности самореализации и саморазвития юной личности посредством работы с бисером.
Срок реализации: 3 года
Вид: авторская
Тематическая направленность: художественно-эстетическая
Уровень освоения программы: развивающий («Сказка из бисера»), углубленный («Бижутерия из бисера»), допрофессиональный («Бисер и дизайн»).
Формы организации обучения: работа в малых группах, индивидуальное обучение.
Содержание:
- Пояснительная записка………………………………………………..4-5
- Цель и задачи обучения…………………………………………………6
- Методики и технологии обучения и воспитания ………………….7-10
- Первый год обучения «Сказка из бисера»………………………..11-13
- Второй год обучения «Бижутерия из бисера»……………………14-17
- Третий год обучения «Бисер и дизайн»…………………………..18-20
- Условия реализации программы………………………………………21
- Литература……………………………………………………………...22
1. Пояснительная записка.
Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия. Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. Оттуда бисероплетение распространилось по всему миру. Многие народы украшали бисером свои национальные костюмы и предметы домашнего обихода. Русский народ – не исключение. «Золотым веком» бисерного рукоделия по праву называют XIX век, когда этот вид рукоделия достиг небывалого расцвета. В ХХ в. он был незаслуженно забыт, и лишь в последнее его десятилетие началось стремительное возрождение этого искусства. Бисерное рукоделие становится одним из самых любимых и модных видов народного творчества. Появились новые материалы, новые формы работы с бисером, издано много литературы по бисероплетению, вырос интерес среди молодежи и подростков к работе с бисером.
Опыт показывает, что овладеть искусством бисероплетения самостоятельно довольно трудно, но занятия по данной программе под руководством педагога призваны помочь детям успешно освоить этот вид рукоделия.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, ведь плетение бисером – это очень увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества, возможностью реализовать свои самые смелые идеи собственными руками.
Еще одна особенность программы – ее обобщенность. В ней представлены практически все известные формы работы с бисером – плетение, ткачество, создание объемных композиций из бисера на проволочной основе и на леске, оплетение предметов бисером. Это дает возможность раскрыть детям все богатство и красоту бисерного рукоделия, делает занятия более разнообразными и интересными. При этом учтены материальные трудности, с которыми сталкиваются все, кто работает с бисером. В программе запланированы изделия, требующие минимальных затрат.
Заниматься бисероплетением могут и девочки, и мальчики. Специального отбора детей для занятий не требуется. Попробовать свои возможности могут все желающие. Самое главное, чтобы ребенок обладал такими качествами как терпение и усидчивость. Хотя из опыта работы можно привести примеры, когда очень активные и подвижные дети с удовольствием плетут бисером, это занятие их очень успокаивает и снимает нервное напряжение.
Программа «Волшебный мир бисера» является авторской, в ней обобщен опыт по обучению детей разного возраста искусству бисероплетения на занятиях кружка в детско-подростковом клубе г.Усть-Каменогорска (Республика Казахстан). После поступления на работу в Коргонскую школу Республики Алтай, было выявлено, что у детей нет возможности посещать занятия в школах искусств и творческих объединениях, практически нет выбора в дополнительных занятиях, так как село является отдаленным. При этом техническое оснащение новой школы открывает большие возможности и перспективы для развития дополнительного образования. Поэтому, была создана программа, которая заинтересовала детей и их родителей, так как занятие бисероплетением для них стало новым и привлекательным.
Данная программа может быть использована в работе руководителями кружков по декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования и частично учителями технологии. И может быть реализована в кружковой и студийной работе, с детьми в возрасте от 8 до 15 лет, в общеобразовательных школах, в детских творческих центрах. «Ознакомительный курс» по бисерному рукоделию рекомендуется в пришкольных и загородных оздоровительных лагерях.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся в группах по 8-10 человек 2 раза в неделю по 2 часа (всего 140 часов в год).
2. Цель и задачи обучения.
Цель обучения – создание условий для развития творческих способностей ребенка, возможности самореализации и саморазвития юной личности посредством работы с бисером.
Задачи обучения:
Образовательные:
– познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития бисерного рукоделия;
– научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером;
– обучить технологии изготовления различных изделий из бисера;
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение, стремление доводить начатое дело до конца;
Развивающие:
– развивать художественный вкус, мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление.
Социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
– научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентировать на дальнейшее познание и творчество в жизни.
3. Методики и технологии обучения и воспитания.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов деятельности современного педагога:
- гуманизации педагогического процесса;
- индивидуализации и дифференцированного подхода;
- демократизации, что предполагает возможность педагогу в рамках данной программы достичь поставленных целей и решить педагогические задачи, а также дать возможность каждому ребенку раскрыть свои способности и реализоваться в творческой деятельности.
Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса
Самое главное для педагога в работе с детьми – умение направить воспитанников на такую деятельность, чтобы они ощутили свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса. При этом необходимо учитывать:
1) ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся:
2) потребности, интересы учащихся;
3) уровень развития первичного коллектива;
4) уровень развития и самооценку ребенка, его социальный статус.
Основные методы работы:
- Дидактические (беседа, объяснение, практические упражнения, учебная демонстрация и др.)
- Игровые
- Эмоциональной поддержки
- Стимулирование на позитивную деятельность
- Исследование
- Анализа и самоанализа
Основные формы работы:
- Индивидуальные занятия – по каждой теме предполагается несколько изделий на выбор, выполненных в одной технике, но разных по степени сложности. Это дает возможность воспитанникам оценить свои силы и сделать выбор по своему желанию и возможностям. Продолжительность работы по каждому разделу для отдельно взятого воспитанника строго не регламентируется, так как уровень подготовки учащихся, их способности и свободное время разные. У каждого воспитанника свой временной маршрут.
- Работа в малых группах – применяется в проектной деятельности обучающихся, в подготовке к конкурсам и выставкам. При работе в группе ребенок ощущает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли; воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.
- Воспитательные формы работы – совместные праздники, вечера отдыха, походы и экскурсии, работа с родителями. Данные формы работы направлены на сплочение детей в один дружный, работоспособный творческий коллектив.
Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:
- выставки, конкурсы;
- выставка, организованная на ранней стадии обучения (октябрь, ноябрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;
- открытые занятия;
- контрольный срез или устный опрос – для выявления усвоения терминологии.
Прогнозируемые результаты.
Прогнозируемыми результатами реализации программы являются: получение детьми новых знаний, не укладывающихся в рамки школьных программ, выработка умений и навыков в избранном виде деятельности, формирование творческой индивидуальности. Кроме побед на конкурсах и участия в выставках, с овладением мастерства бисероплетения у детей появляется возможность обрести знания, умения и навыки до профессиональной деятельности и реальную возможность заработать личные деньги.
Но самым главным результатом станет то, что многие дети откроют в себе творческие способности, смогут реализовать их в любимом деле и обретут уверенность в себе, почувствуют свою значимость через одобрение окружающих людей.
Технология отслеживания результатов.
Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии с листом оценки (табл.1).
- высокий уровень;
- средний уровень;
- низкий уровень.
Нулевой уровень – качество не проявляется.
Таблица 1. Лист оценки
№ п/п | Ф.И.О. | Уровень |
1 | Организация рабочего места | |
2 | Знание основ бисероплетения | |
3 | Умение пользоваться приспособлениями и инструментами | |
4 | Умение самостоятельно подбирать необходимый материал в соответствии с замыслом работы | |
5 | Технические умения и навыки плетения из бисера | |
6 | Умение самостоятельно «читать» готовые схемы, применять их в работе | |
7 | Умение составлять схемы и использовать их в авторских работах | |
8 | Умение создавать конкурентно способные авторские изделия |
- Первый год обучения
«Сказка из бисера»
Цель: Создание условий для развития индивидуальных особенностей личности ребенка через обучение основам бисероплетения.
Особенности курса: На первом году обучения, двигаясь от простого к сложному, педагог учит детей «читать» схему изделия, самостоятельно подбирать бисер по цвету и калибру, выполнять простые изделия. Уровень освоения: общеразвивающий.
Учебно-тематический план (2 часа в неделю)
№ разд. | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение в курс «Волшебный мир бисера» | 1 | 1 | |
2 | Плетение на проволоке | |||
«Мир сказочных героев» | 15 | 1 | 14 | |
«Мир цветов» | 10 | 1 | 9 | |
«Лесная сказка» | 5 | 1 | 4 | |
3 | Плетение на леске | |||
«Чудо-зоопарк» | 10 | 1 | 9 | |
«Волшебная шкатулка» | 20 | 2 | 18 | |
4 | Воспитательная работа | 4 | 1 | 3 |
5 | Подготовка к выставкам и конкурсам | 5 | 5 | |
Всего часов | 70 | 8 | 62 |
Содержание обучения по разделам.
№ | Тема занятий | Содержание занятий |
1. | Введение в курс «Волшебный мир бисера» | Знакомство с искусством бисероплетения. Основные сведения о бисере-материале. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с бисером. Полезные советы (см. приложение 4). |
2. | Плетение на проволоке
| Правила работы с проволокой. Отработка техники «параллельного плетения». Разбор и зарисовка схем, подбор материалов |
«Мир сказочных героев» | Плетение фигурок насекомых, животных, знаков зодиака, сказочных героев Составление композиций. | |
«Мир цветов» | Разбор и зарисовка схем. Подбор материалов. Плетение отдельных деталей. Создание композиции. Оформление изделий в рамку, горшочек, вазочку. Плетение цветов в технике «параллельного плетения»: «полевые цветы», «анютины глазки», «камелии», «цветущая ветка», «золотая роза». | |
«Лесная сказка» | Освоение техник «петельного» и «игольчатого» плетения на проволоке. Создание сувениров «деревце счастья»: «береза», «бонсай», «весеннее», «калина», «осеннее», «сосна». Оформление композиции в цветочном горшочке. | |
Итоговое занятие по разделу | Контроль знаний учащихся. Рекомендации для дальнейшего обучения. Выставка работ. | |
3. | «Плетение на леске» | Особенности лески как материала. Правила низания на капроновой нити или леске. Как привязать и удлинить леску. Завершение работы, обработка концов лески. |
«Чудо-зоопарк» | Плетение объемных фигурок различных животных. Составление композиции «Зоопарк». Изготовление брелоков: «крокодильчик», «пчелка», «обезьянка», «паук». | |
«Волшебная шкатулка» | Знакомство с техникой плетения бус и цепочек в одну и две нити: «пупырышки», «цветочки», «крестики», «колечки», «ажурные цепочки». Освоение техник плетения «мозаика», «полотно». Основы ткачества из бисера. Как пришить застежку, как правильно определить необходимую длину изделия. Создание бус, цепочек, браслетов в освоенных техниках плетения. | |
Итоговое занятие по разделу | Контроль знаний учащихся. Рекомендации для дальнейшего обучения. Выставка работ. | |
4. | Воспитательная работа | Работа с детским коллективом Оформление уголка ТО, чаепитие, игра «Поле чудес», экскурсия в лес Работа с родителями 1. Родительское собрание «Знакомство с программой творческого объединения» 2. Выставка творческих работ «Семья талантами богата» |
5. | Выставки и конкурсы | Промежуточные выставки, итоговая выставка. Участие в конкурсах по планам МОУ. |
По окончании первого года обучения учащиеся
должны знать:
– что такое бисер, различать виды бисера;
– инструменты, материалы и приспособления, необходимые в работе с бисером;
– правила безопасности труда и личной гигиены;
– разные техники бисероплетения.
должны уметь:
– правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
– соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
– владеть основными техниками бисероплетения;
– работать со схемой будущего изделия, подбирать необходимые материалы;
– изготавливать игрушки, простые украшения из бисера.
- Второй год обучения
«Бижутерия из бисера»
Цель: Создание условий для совершенствования мастерства и развития творческой фантазии детей.
Особенности курса: Второй год занятий основывается на принципе преемственности в обучении, предполагает усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы с бисером (см. приложение 4). Отличается он и более глубоким изучением истории и традиций бисерного рукоделия. Дети знакомятся с символикой и особенностями народных бисерных украшений; изучают современную моду на бисерные изделия. Под руководством педагога пытаются сохранять и совершенствовать старинные традиции, включаются в увлекательный поиск новых идей в бисерном деле.
Уровень освоения: углубленный
Учебно-тематический план (2 часа в неделю)
№ разд. | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение в курс «Мир бисерных украшений» | 1 | 1 | |
2 | Цепочки и браслеты | 10 | 2 | 8 |
3 | Тканые украшения | 5 | 1 | 4 |
4 | Серьги | 2 | 1 | 1 |
5 | Кулоны и медальоны | 7 | 1 | 6 |
6 | Броши | 5 | 1 | 4 |
7 | Заколки для волос | 5 | 1 | 4 |
8 | Галстуки и воротники | 10 | 2 | 8 |
9 | Колье и ожерелья | 15 | 2 | 13 |
10 | Воспитательная работа | 5 | 1 | 4 |
11 | Выставки и конкурсы | 5 | 5 | |
Всего часов | 70 | 13 | 57 |
Содержание обучения по разделам.
№ | Тема занятий | Содержание занятий |
1. | Введение в курс «Мир бисерных украшений» | Знакомство с искусством плетения украшений из бисера. История и современность. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бисером. Полезные советы. |
2. | Цепочки и браслеты
| Знакомство с историей появления цепочек и браслетов. Освоение различных техник плетения украшений: «мозаика», «сложный крестик», «сетчатое плетение», «вышивка по бисерной сетке». Изготовление украшений в освоенных техниках. Работа повышенной степени сложности: «Браслеты в три цепочки», браслеты из коллекции «Дискотека». |
3 | Тканые украшения | Знакомство со старинной техникой изготовления украшений из бисера – тканьем. Знакомство со станком с нитяной основой и отработка навыка работы на станке. Составление схем для тканых изделий. Изготовление браслетов, бисерных лент на шею, гребней, кулонов на станках. Работа повышенной степени сложности: «Гердан», «Пояс» |
4 | Серьги | Знакомство с различными способами плетения серег: «цветы», «кораллы», «ромбы». Крепление готового изделия к швензе. Подбор материалов. Работа повышенной степени сложности: серьги «Незнакомка» |
5 | Кулоны и медальоны | Знакомство с историей появления кулонов и медальонов как украшений. Плетение изделий в знакомых техниках: «крестики», «сетчатое плетение», «вышивка по бисерной сетке», техника «объемного плетения». Работа повышенной степени сложности: кулон «Бабочка» |
6 | Броши | Модели брошей: «цветочки», «ягодки», «геометрические фигуры». Необходимая фурнитура. Как пришить брошь к основе. Изготовление модели по выбору. Работа повышенной степени сложности: броши «Царевна», «Калла» |
7 | Заколки для волос | Модели заколок. Необходимая фурнитура. Как пришить заколку к застежке. Изготовление модели по выбору. Работа повышенной степени сложности: заколка «Кармен» |
8 | Галстуки и воротники | Знакомство с моделями галстуков, выполненными в различных техниках. Выбор модели по желанию детей, составление схемы плетения и изготовление галстука. Знакомство с техникой плетения воротников: как правильно рассчитать схему и размер изделия, выбрать рисунок и подобрать необходимые оттенки бисера и бусин. Работа повышенной степени сложности: воротники «Шехерезада», «Русалочка», «Незнакомка». |
9 | Колье и ожерелья | История происхождения украшений. Знакомство с современными моделями. Выбор модели ожерелья или колье по желанию. Составление схемы плетения, расчет размера изделия, подбор бисера. Изготовление составных частей. Соединений частей в готовое изделие. По желанию в комплект к ожерелью плетутся серьги и браслет. Работа повышенной степени сложности: создание авторской работы по теме. |
4. | Воспитательная работа | Работа с детским коллективом 1. Оформление уголка ТО 2. Вечер отдыха 3. Однодневный поход Работа с родителями 1. Игра «Звездный час» по теме: «Моя семья – моя радость» 2. Выставка творческих работ «Подарок для мамы» |
5. | Подготовка к выставкам и конкурсам | Выставки к праздникам, итоговая выставка. Участие в конкурсах по планам МОУ. |
По окончании второго года обучения учащиеся
должны знать:
- историю происхождения искусства плетения бисерных украшений;
- основные техники плетения украшений – простые и сложные, способы их комбинирования;
- способы сочетания различных видов бисера.
должны уметь:
- владеть технологией работы с бисером (уметь пришивать замок к готовому изделию, заправлять станок, пришивать готовое изделие к швензам, основам, застежкам и т. д.);
- «читать» схему будущего изделия;
- изготавливать сложные украшения из бисера;
- комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;
- узнавать виды плетения в готовом изделии.
Работы учащихся второго года обучения должны отличаться аккуратностью и высоким качеством исполнения. Обучающиеся должны быть готовы к выполнению самостоятельной работы разной степени сложности.
- Третий год обучения
«Бисер и дизайн»
Цель: Создание условий для реализации знаний и умений, полученных воспитанниками в процессе обучения бисероплетению и усиления стартовых возможностей личности на рынке труда и профессионального образования.
Особенности курса:
- усложнение содержания учебной деятельности;
- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- высокая самостоятельность учебной деятельности;
- гибкость в использовании времени, средств и материалов.
Уровень освоения: допрофессиональный.
Учебно-тематический план.
№ разд. | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение в курс «Искусство дизайна» | 1 | 1 | |
2 | Творческая мастерская | |||
Проект «Букеты и панно из бисера» | 10 | 1 | 9 | |
Проект «Эксклюзивная бижутерия» | 10 | 2 | 8 | |
Проект «Салфетки из бисера» | 10 | 1 | 9 | |
Проект «Оплетение сосудов» | 10 | 1 | 9 | |
Проект «Пасхальные яйца» | 10 | 1 | 9 | |
Проект «Аксессуары из бисера» | 10 | 1 | 9 | |
3 | Воспитательная работа | 4 | 4 | |
4 | Подготовка к выставкам и конкурсам | 5 | 5 | |
Всего часов | 70 | 8 | 62 |
Содержание обучения
№ | Тема занятий | Содержание деятельности |
1. | Введение в курс «Искусство дизайна» | Знакомство с видами дизайнерского искусства. Изучение возможностей дизайна бисерных изделий. |
2. | Творческая мастерская
| Этапы работы над проектом:
|
4. | Воспитательная работа | Работа с коллективом 1. Подбор работ для оформления помещения школы (студии, клуба) 2. Экскурсия в музей. 3. КВН «В дружбе мы непобедимы» Работа с родителями 1.Индивидуальные консультации 2. Подарки к праздникам 3. «День открытых дверей» |
5. | Подготовка к выставкам и конкурсам | Выставки к праздникам, итоговая выставка. Участие в конкурсах по планам МОУ. |
По окончании третьего года обучения учащиеся
должны знать:
- значение основных понятий курса: дизайн, проект, презентация;
- технологию проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- технологию планирования, поиска нужной информации, презентации (самопредъявления) плода своей деятельности;
- технологию самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта.
должны уметь:
- планировать свою деятельность;
- искать нужную информацию, вычленять и усваивать необходимые знания из информационного поля;
- составлять эскизы проекта;
- подбирать необходимые инструменты и материалы;
- создавать конкурентно способные изделия;
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- анализировать успешность и результативность решения проблемы проекта.
- Условия реализации программы.
Материально-технические условия.
Помещение для занятий: хорошо освещенное, с удобными рабочими местами; наличие стендов и стеллажей для выставочного материала.
Материалы: бисер и бусины разного размера, цвета и формы; леска; нитки капроновые (белого, черного, телесного и др. цветов); разные виды ткани для основы; бумага бархатная, картон разной толщины для оформления изделий в рамку; тонкая медная проволока; нитки мулине; клей ПВА; лак прозрачный; различные оригинальные материалы (пуговицы, ракушки, камешки и т.д.) для создания нетрадиционных бисерных изделий.
Инструменты и приспособления: иголки бисерные производства Японии № 11 или 12; ножницы, кусачки, плоскогубцы; станки для ткачества бисером или рамки с прорезями; салфетки из плотной ткани спокойной расцветки (для предотвращения рассыпания бисера по столу); сантиметровая лента для измерения длины изделий; специальная фурнитура (замочки, швензы и т.д.); прозрачные целлофановые пакетики или маленькие баночки с крышками для хранения бисера; простые и цветные карандаши, ластик для составления эскизов; специальные компьютерные сетки для разных техник плетения.
Дидактические и методические условия.
Для обучающихся в кабинете оформлены:
- выставка поделок обучающихся;
- уголок для обучающихся и родителей с различной информацией, техникой безопасности;
- журналы, книги, альбомы с фотографиями.
9. Литература.
Литература для детей и родителей.
- Божко Л.А. Бисер. М.: изд. «Мартин», 2003.
- Божко Л.А. Бисер для девочек. М.: изд. «Мартин», 2005.
- Бондарева Н.И. Цветы из бисера. Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2003.
- Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера. М.: изд. Дом МСП, 2004.
- Лындина Ю. Фигурки из бисера. М.: изд. «Культура и традиции», 2004.
- Популярное издание: Модные фенечки из бисера. М.: изд. «Внешсигма», 1999.
Литература для педагогов.
- Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. М.: изд. «Мартин», 2004.
- Божко Л.А. Изделия из бисера. М.: изд. «Мартин», 2005.
- Компакт-диск «Кружковая работа в школе». Волгоград: изд. «Учитель», 2008 г.
- Литвинец Э.Н. Забытое искусство. М.: изд. «Знание», 1992.
- Петрова З.А., Петров А.А. Модели из бисера: повседневные и вечерние. М.: изд. «Эксмо», 2007.
- Петрова З.А.Эксклюзивная бижутерия из бисера. Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2006.
- Стольная Е. Цветы и деревья из бисера. М.: изд. «Мартин», 2004.
Предварительный просмотр:
Приложение.
Разработки занятий.
Первый год обучения «Сказка из бисера».
Раздел «Плетение на леске»
Тема: «Волшебная шкатулка. Бусы и цепочки в две нити» (2 часа)
Цели и задачи занятия:
- Знакомство с историей появления искусства плетения цепочек и браслетов из бисера.
- Освоение детьми техник плетения «крестик» и «колечки».
- Воспитание аккуратности и трудолюбия.
Оборудование: бисер, леска, ножницы, застежки, схемы, коллекция изделий, книги по бисероплетению.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к занятию.
3. Инструктаж по технике безопасности.
II. Теоретическая часть.
Цепочки и браслеты уже на протяжении многих веков являются любимыми украшениями как женщин, так и мужчин. Цепочки используются не только как самостоятельное украшение, но и как часть других изделий (колье, часов, брелоков, кулонов, медальонов и др.). В средние века на шее носили цепь, которая называлась «галже» в 13-16 веках были очень модными пояса из металлических звеньев для подвешивания ключей, вееров, кошельков. В 16 веке мужчины носили кордельер – длинную цепь, обычно золотую, которая свисала с пояса. На тяжелые массивные цепи вешали ордена и часы. С давних времен женщины из народа украшали себя цепочками, плетенными из бусин и бисера. Надевали их на шею (несколько штук сразу), на голову, использовали вместо пояса.
Браслет – кольцеобразное (сомкнутое или разомкнутое) украшение. Носили его обычно на руках, на запястье или выше локтя, реже на ногах, у щиколоток. У германских воинов он был символов доблести и одновременно защитным средством в бою. С 1960 года браслеты широко вошли в молодежную моду. В 1970-80 гг. появились украшения в виде разноцветных бус – «фенечки».
Цепочки и браслеты можно изготовить с помощью всех известных техник плетения, а также комбинируя их. Мы с вами сегодня познакомимся с техникой плетения цепочек и браслетов в две нити – «крестики». При плетении рекомендуется использовать капроновую нить или леску.
III. Практическая часть.
- Техника плетения «крестик»
Простую цепочку из крупного бисера можно сделать в две нити с помощью нитки с иголками на концах или без иголок.
Цепочка в крестик является первоосновой многих крестьянских украшений, которые низались на нескольких нитках. Для работы берем нитку длиной до 1,5 м с иголками на концах, Если нет тонких иголок, обмакните концы нитки в клей ПВА, БФ-2 или лак для ногтей и дайте высохнуть. Затем нитку навощите и начинайте изготовление украшения. На середину нитки наберите первый ряд цепочки из четырех крупных бисеринок или мелких бусинок (рис. 1, а). Придержите бисеринки большим и указательным пальцами левой руки, а правой рукой проденьте правый конец нитки в 1-ю бисеринку ряда навстречу левой нитке так, чтобы нитки скрестились в 1-й бусинке-связке (рис. 1, б). Притяните
нитки. Иголки теперь находятся по разные стороны бисеринки, образуя первое
колечко цепочки в виде крестика (рис. 1, в). Теперь сделайте второе колечко-крестик: на правую нитку набираем две бисеринки, а на левую —
одну (рис. 1, г). Продеваем левую нитку во вторую бисеринку второго крестика навстречу правой нитке и притягиваем концы. Получилось второе колечко. Так же нижем третье и все последующие колечки – крестики (рис. 1, д). Каждый раз концы нитки меняются местами, но всегда на правую нить набираем две бисеринки, а на левую — одну. Из разноцветного бисера можно низать цепочки самых разных узоров (рис. 1, е).
- Техника плетения «колечки».
Из шести бисеринок нанизывают первое колечко, а второе и все последующие, набирая на правую нитку три, а на левую — две бисеринки (рис. 2).
Увеличивая количество бусинок в колечке, добавляя бусы и стеклярус, можно сделать множество самых разнообразных цепочек (рис. 3). Таким же способом нижутся и ромбики, которые в народе называют лодочками.
- Определение длины изделия.
Длина браслета определяется путем измерения запястья, необходимую длину цепочки определяют по желанию, с учетом использования или не использования застежки.
- Крепление застежки.
Каждая половинка застежки крепится к концам браслета или цепочки, для этого нужно протянуть нить через отверстие застежки 3-4 раза, закрепить ее на узел и обрезать, оставив концы длиной 1 см. Затем концы оплавляются с помощью спички (требуется аккуратность и осторожность!).
IV. Домашнее задание: закончить изделие, прикрепить застежку. Дополнительное задание (по желанию): придумать свое изделие, используя изученные техники «крестики» и «колечки».
Второй год обучения «Бижутерия из бисера».
Раздел «Цепочки и браслеты»
Тема: «Техника плетения «сложный крестик»» (4 часа)
Цели и задачи занятия:
- Вспомнить сведения по истории возникновения цепочек и браслетов;
- Освоить технику плетения «сложный крестик»
- Формировать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
- Развивать активность и самостоятельность.
Оборудование: бисер, леска, ножницы, застежки, схемы, коллекция изделий, книги по бисероплетению.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к занятию.
3. Инструктаж по технике безопасности.
II. Теоретическая часть.
- Заслушиваем сообщения, творческие работы (авторские стихотворения, сказки) подготовленные детьми, по теме: «Занимательная история бус и браслетов».
- Полезные советы:
- при плетении браслетов используй капроновую нить, леску, резинку;
- делай кольцеобразные браслеты из отдельных фрагментов, а для соединения в целое изделие используй резинку;
- если ты используешь застежки, то лучше всего использовать замочки с магнитом, так как их легко застегнуть на руке самостоятельно.
- Знакомство со схемами плетения и образцами из коллекции изделий браслетов в несколько цепочек.
III. Практическая часть.
- Зарисовывание схемы плетения браслета «Плетенка» в тетрадь.
- Подготовка материала к работе: подобрать два цвета бисера, сочетающихся друг с другом; насыпать на салфетку; отрезать 1 метр лески или капроновой нити.
- Отработка техники плетения крайних сложных цепочек (1-й и 2-й)
- Выплести цепочки 1 и 2 необходимой длины (по обхвату запястья, с учетом использования застежки)
- Соединение цепочек 1 и 2 между собой цепочкой 3
- Присоединение застежки, обработка концов лески.
IV. Подведение итогов: определить, насколько каждый из обучающихся освоил технику плетения «сложный крестик», какой объем работы был выполнен за время занятия.
- Домашнее задание: закончить изделие.
Задание повышенной сложности: выполнить браслет из коллекции «Дискотека».
Третий год обучения «Бисер и дизайн».
Творческий проект: «Пасхальные яйца».
Знакомство с темой проекта, работа с информационными источниками, составление эскизов (4 часа).
Цели и задачи:
- Познакомить обучающихся с историей возникновения искусства оплетения пасхальных яиц;
- Возрождение народных традиций бисерного рукоделия;
- Формирование навыков составление эскизов, поиска оптимального решения будущего изделия;
- Формировать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
Оборудование: схемы, фотографии, коллекция изделий, литература по бисероплетению.
Ход занятия:
I. Введение – вступительное слово педагога.
Квартира или дом, в которых мы живем, работаем и отдыхаем, должны быть удобными, уютными и, конечно, красивыми. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Разве нам не знакомы квартиры, обставленные дорогими гарнитурами, которые, тем не менее, производят впечатление скучных и шаблонных, в то же время часто маленькая, скромно меблированная комната обнаруживает хороший вкус хозяйки. Но для этого необходимо многое сделать своими руками. Рукоделием в эпоху Древней Руси в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева, занимались лоскутным шитьем. Благодаря умению шить и вышивать они украшали свою одежду, делали ее нарядной, а также создавали много полезных вещей для дома – салфетки, панно, фартуки, необычные сувениры, этим они оформляли интерьер своего дома.
И сейчас, увлекаясь рукоделием, можно создать красивый и неповторимый интерьер. Каждое рукотворное произведение должно быть выполнено по заранее продуманному плану, для конкретной цели и в определенном цвете.
Отдельный разговор о бисере. Интерьер середины XIX века трудно даже представить без бисерных украшений. Шкатулочки, кошельки, мундштуки, подстаканники, подушечки, сделанные хозяйкой дома и ее дочерьми (вышивание бисером считалось дворянским рукоделием), занимали не последнее место в предметном декоре жилища. Потом бисер почти на полтора века был отодвинут на задний план. Несколько лет назад дизайнеры вспомнили о нем, и возник настоящий бисерный бум.
II. Теоретическая часть – сообщение, подготовленное творческой группой обучающихся.
Пасхальное яйцо является атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан – Пасхи. По преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. При этом она воскликнула: «Христос Воскресе!» Император удивился и сказал, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это также трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить, как яйцо стало ярко-красным. Красная окраска яйца символизирует кровь Христа и одновременно служит символом Воскресения.
В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). Существует множество легенд, связанных с яйцом, как с символом жизни. На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь. Благодаря этому огню и появилось из яйца мифическое существо – Пану. Все невесомое стало Небом, а все плотное – Землей. Пану соединил Небо с Землей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся жизнь, Пану дал Солнце, а чтобы напомнить о холоде – Луну.
Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и Земля во всем подобны яйцу: скорлупа – небо, плева – облака, белок – вода, а желток – земля. Бытует поверье, что благодаря чудодейственной силе яйца можно вступать в контакт с умершими. Если положить на могилу крашенное яйцо – первое из полученных на Пасху, - покойник услышит все, что ему говорят.
Традиция обмена крашенными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Наряду с натуральными крашенными яйцами дарили деревянные и костяные, резные и расписные, а с 18 века фарфоровые, стеклянные и из папье-маше. Одним из первых соединить пасхальные яйца с ювелирными украшениями попытался Фаберже. Он довел искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня мастерства, изящества и творческой фантазии.
Искусство традиционного и современного оформления пасхального яйца – целый мир, частью которого является и искусство бисерного плетения.
III. Краткое определение дизайнерской задачи.
Оплести яйцо можно с помощью всех известных техник плетения, а также комбинируя их. Для оплетения рекомендуется использовать специальную заготовку (деревянную или пластмассовую), имеющую форму яйца (рис. 1). При работе использовать леску или капроновую нить.
Для изготовления пасхального яйца следует принять во внимание
ф а к т о р ы, приведенные на схеме:
Пасхальное яйцо
история возникновения традиции и мода технология изготовления
форма размер материал стоимость
IV. Практическая часть.
Составление эскиза на примере пасхального яйца «Гжель».
Яйцо оплетено с помощью техники плетения «крестиками». Для работы необходимо использовать специальную заготовку (горизонтальный обхват – 16,5 см, высота – 8 см) и бисер трех цветов (обязательно одного размера и ровный): белый «фарфор», синий «фарфор», голубой «фарфор». Очень важно не толь подобрать бисер этих цветов, но и точные их оттенки, характерные для гжельской керамики. Конечно, возможно другое сочетание цветов, но готовое яйцо уже не будет напоминать известные всему миру изделия этого промысла.
На рис. 2 изображен раппорт узора. Таким образом выполняется центральная часть полотна. Способы соединения центральной ленты и оплетение макушек яйца показаны на рис. 3.
V. Домашнее задание: подготовиться к выполнению изделия (составить эскиз, подобрать материал и инструменты, просчитать возможную стоимость готового изделия, изучить технологию изготовления)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»
Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...
Авторская программа дополнительного образования детей — вокальный клуб «Винкс-Муза»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3319132","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 400px; width: 533px;"}}]]...
Авторская программа дополнительного образования «Спортивные Надежды» ( 4-5 кл.)
Данная программа предназначена для занятий с учащимися 4-5 классов. Была лицензирована в 2008 году. Использую её в своей работе в системе дополнительного образования в школе уже несколько лет....
Авторская программа дополнительного образования детей кружка изобразительного искусства "Акварелька"
Программа рассчитана на 4 года для детей. Возраст детей 6-10 лет....
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по программе дополнительного образования « Волшебный бисер»
Материал занятия по программе допобразования " Волшебный бисер"...
Авторская программа "Ябирена ӈодяко" - "Блеск бисера".
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, развитие творческих и интеллектуальных способностей. Программа направлена на овладение воспитанниками основными приемами бисеро...
Авторская программа. Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "Хоккей"
Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детского хоккея в стране, городе, необходимостью создания системы подготовки спортсменов в соответствии с со...