Авторская программа "Ябирена ӈодяко" - "Блеск бисера".
материал
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, развитие творческих и интеллектуальных способностей. Программа направлена на овладение воспитанниками основными приемами бисероплетения. Создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников. Содержание программы ориентировано на общечеловеческие ценности и вместе с тем соответствует национально - культурным традициям северных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа "Ябирена ӈодяко" - "Блеск бисера". | 516.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа
«Ябирена ӈодяко» - «Блеск бисера»
Направление «Художественно эстетическое, народные промыслы»
Возраст детей: 8-10 лет
Автор-составитель: Юрец Нетё Айбаевна
воспитатель школы-интерната
с. Мыс-Каменный 2018г.
Пояснительная записка
Один из очень интересных видов творчества народов Севера – искусство изготовления украшений из бисера. Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы более сорока градусов. Стеклянный лопался и опадал. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами или заимствовали их из узоров тканых и вышитых изделий.
Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, кресты, шашки и т.д. Ассортимент изделий достаточно широк: подвески к женским головным уборам, пояса, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффективно, современно, изящно. Изготовление украшения прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая её. О сей день бытуют две основные техники работы с бисером – вышивка и плетение. И для той, и для другой в прошлом пользовались нитками из оленьих сухожилий.
Актуальность программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, развитие творческих и интеллектуальных способностей. Программа направлена на овладение воспитанниками основными приемами бисероплетения. Создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников. Содержание программы ориентировано на общечеловеческие ценности и вместе с тем соответствует национально - культурным традициям северных народов.
Цель программы: Сохранение национальной культуры традиций и обычаев коренных народов Севера, ненцев.
Задачи:
1. Формировать интерес к национальному творчеству народов Севера, возрождение этнокультурных традиций, приобщение воспитанников к нравственным, духовным ценностям, в частности, через изучение народного творчества.
2. Воспитывать уважение и гордость к наследию предков, формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
3. Воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и развитие художественного вкуса.
5. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера.
6. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Целевая аудитория: воспитанники Мыскаменской школы-интерната
География программы:спальный корпусМыскаменской школы-интерната
Педагогический контроль
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий - используется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный –выставки, участие в конкурсах ДПИ;
- итоговый –оформление музеяв спальном корпусе «Мыскаменской школы-интерната»
методы обучения:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ рукоделия
- мастерская
- изготовление мини брошюр
- работа в малых группах
- индивидуальная работа
- работа в парах
- просмотр видео материалов
Межпредметные связи на занятиях:
- с уроками КНЯ, ИКНЯ, География ЯНАО, Родного языка, Технология, Изобразительного искусства
Предполагаемые результаты реализации программы
предполагает приобретение и закрепление знаний в области культуры, традицийи обычаев коренных народов Севера, ненцев и направлена на развитие положительных личностных качеств каждого ребенка.
Дети научатся:
1. Узнают специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания («бисер», «бусина», «рубка», стеклярус», «проволока», «иголка», «нитки», «фиксирование» и др).
2. Познакомятся основными техниками работы с бисером у северных народов: вышивание и плетение.
3. Научатся основам цветоведения, научатся удачно сочетать в изделиях цвет бисера.
4. Узнают некоторые сведения из истории развития бисероплетения и появления бисера на Севере.
5. Научатся самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку).
6. Узнают правила поведения и техники безопасности и гигиены на занятиях, научаться организовывать рабочее место в соответствии используемым материалом и поддерживать порядок во время работы.
7.Узнают название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы).
8. Научатся под руководством воспитателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку.
9. Научатся подбирать детали для работы и научатся навыков практической работы с бисером.
Формы диагностики учета результатов освоения программы: Итогом курса будет выявление результативности работы используя такие методы как наблюдение, анкетирование, проведение диагностических исследований, метод независимых экспертных оценок, которые проверяют личностные качества обучающихся, их положительную динамику.
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения (35 часов).
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | |||
Теория | Практика | По программе | Примечание | |||
1 раздел. История возникновения бисера и бисероплетение. (2) | ||||||
1-2 | Знакомство с понятием «бисер», изделиями из бисера разных народов. Знакомство с историей появления бисера на Ямале Инструктажи | 1 | 1 | 2 | Знакомство. Инструктаж ТБ. Получат знания о технике и видах работы с бисером. Цветоведение. | |
2 раздел. Вышивание бисером. (18) | ||||||
1-5 | Вышивание сережек бисером. | 1 | 4 | 5 | Научаться самостоятельно, изготавливать сережки. Учатся сочетать цвет бисера в изделиях. Инструктажи по ТБ. | |
1-4 | Вышивание кулона бисером | 1 | 3 | 4 | Получат знания о разных видах мех. О подготовке меха к работе. Научаться подбирать, нарезать мех и пришивать к кулону. Инструктажи по ТБ. Получат знания о технике и схеме плетения. | |
1-2 | Оформление кулона мехом | 1 | 1 | 2 | ||
1-1 | Плетение цепочки | 1 | 1 | |||
1-5 | Вышивание мешочка бисером. | 1 | 4 | 5 | Получат знания о сумках северных народов их видами и назначение. Инструктажи по ТБ. | |
1-1 | Окончательное оформление сумки | 1 | 1 | |||
3 раздел. Плетение орнамента (9). | ||||||
1-3 | Изготовление оберегов. Знакомство с понятием «оберег» | 1 | 2 | 3 | Получат знания об оберегах и их значении в жизни северных народов. Получат знания о технике и схеме плетения. Инструктажи по ТБ. Получат знания о технике и схеме плетения. Инструктажи по ТБ. | |
1-1 | Плетение цепочки | 1 | 1 | |||
1-4 | Плетение нагрудного украшения с орнаментом. | 1 | 3 | 4 | Получат знания об истории возникновения северных орнаментов. Использование орнаментов в одежде народов Севера. Знакомство видами, элементами и значением орнаментов. Выбор орнамента. Получат знания о технике и схеме плетения. Получат знания о технике и схеме плетения. Инструктажи по ТБ. | |
1-1 | Плетение цепочки | 1 | 1 | |||
4 раздел. Плетение бисера (6). | ||||||
1-3 | Плетение брелков | 1 | 2 | 3 | Получат знания о технике и схеме плетения. Инструктажи по ТБ. | |
1-3 | Плетение браслетов | 1 | 2 | 3 | Получат знания о технике и схеме плетения. Инструктажи по ТБ. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивает люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному.
Литература для педагога
1. Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 2007.
2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2000.
3. Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д, 2001.
4. Крайнов И.Н. Мир бисера. – СПб., 2009.
5. Ляукина М. Бисер. – М., 2003.
6. Ляукина М. И это всё из бисера. – М., 20098.
7. Сколотнева Е.И. Бисероплтение. – СПб.. 2009.
8. Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. СПб., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Саамская вышивка бисером.
Презентация по технике саамской вышивки. Подробное описание техники саамской вышивки,значения саамского орнамента, цвета, символов....
Авторская программа дополнительного образования "Волшебный мир бисера"
Опыт показывает, что овладеть искусством бисероплетения самостоятельно довольно трудно. Занятия по данной программе под руководством педагога призваны помочь детям успешно освоить этот вид рукод...
Разработка урока "Чудеса из бисера" и презентация "Вышивка бисером"
Разработка урока и презентация, которая подробно рассказывает о видах бисера, программах, помогающих преобразовывать любой рисунок в схему для работы бисером....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....
Авторская разработка "Амигуруми из бисера "Мишка в Новогоднем шаре"".
Для изготовления необходим: бисер чешский Preciosa № 10: красный и белый для шара, белый, черный, розовый, голубой для медвежонка, около 10 -12 грамм;бусины черные 2 шт. 6мм., леска 0,3 мм, штифт ( пи...
Авторская разработка "Амигуруми из бисера "Котик в Новогоднем носке"".
Для изготовления необходим: бисер чешский Preciosa № 10: красный и белый для носка; серый светлый, темно - серый, 1 черную, розовый и 2 бусины черного цвета 6мм. для котика; всего около 15-17 гр...
Авторская разработка "Амигуруми из бисера "Дракон Авокадо"".
Для изготовления дракона необходим бисер: чешский Preciosa № 10: зеленый, темно - зеленый, молочный, коричневый, золотисто зеленый, около 20 грамм; кабошоны № 8, бусины золотые 4 шт. 6мм., леска 0,3 м...