Мониторинг социального заказа на образовательные услуги ЦДТ
статья по теме

Кислицына Татьяна Ивановна

Статья из опыта работы ЦДТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кислицына Т.И., зам. директора МОУДОД "Центр детского творчества"  

Отраднова О.Г., методист МОУДОД "Центр детского творчества"  

Мониторинг социального заказа на образовательные услуги МОУДОД «Центр детского творчества»

Социальный заказ в системе дополнительного образования является отражением социально-педагогических целей общественных (государственных и частных) институтов, направленных на создание условий для развития личности, её способностей к продуктивному решению задач в сферах трудовой, культурно-досуговой деятельностей.  

Цель методики – изучение социального заказа на дополнительное образование детей, сбор информации для принятия решения по повышению эффективности  деятельности МОУ ДОД «Центр детского творчества».

 Этапы изучения социального заказа на дополнительное образование детей:

  1. Определение цели изучения социального заказа.
  2. Подготовительный этап (разработка методики изучения социального заказа в соответствии с целью).
  3. Проведение исследования.  
  4. Обработка материалов исследования.
  5. Анализ результатов исследования.

6.  Разработка   решения по итогам анализа результатов исследования.  

Задачи исследования социального заказа на образовательные услуги МОУ ДОД «Центр детского творчества»:

1. Определить потребность детей, родителей, педагогов в услугах дополнительного образования.

2. Определить уровень востребованности услуг, предлагаемых дополнительным образованием.

3. Определить качество услуг дополнительного образования в настоящий период.

4. Внести научно-обоснованные коррективы в программу развития ЦДТ, в действующие и разрабатываемые программы.

5. Разработать рекомендации по развитию дополнительного образования в конкретно взятом учреждении.

Направления мониторинга:

• степень информированности населения   о работе учреждения дополнительного образования;

• источники информации населения о работе учреждения дополнительного образования (ЦДТ);

• приоритетные направления деятельности дополнительного образования;

• мотивация посещения занятий  воспитанниками ЦДТ;

• степень удовлетворенности   дополнительным образованием в районе;

• оценка качества работы ЦДТ;

• перспективы развития взаимодействия педагогов школ и учреждения дополнительного образования;

• возможности перехода дополнительного образования на платную основу.

Методика проведения мониторинга на основе анкетирования

Методика проведения мониторинга на основе анкетирования была разработана и реализована методической службой муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» на основе материалов согласованного исследования проблем дополнительного образования детей «Занятие в УДОД» г. Санкт-Петербург. (Информационно-методический бюллетень. Выпуск № 3, Санкт-Петербург, 2003 г.).

 Анкетирование школьников, воспитанников ЦДТ и их родителей проводилось методистами, педагогами, администрацией ЦДТ.

Опрос проводился по индивидуальным бланкам анкет.

При обработке анкет использовались следующие методы:

- метод процентного соотношения (по вопросам анкет, где участникам мониторинга необходимо было выбрать из предложенного перечня  варианты ответов, которые соответствовали их мнению);

- метод усредненной оценки (по вопросам, где предлагалось выбрать не только варианты ответов, но и определить степень их значимости, т.е. присвоить им места, начиная с первого);

-  метод рейтинговых оценок (распределение данных, полученных с помощью методов процентного соотношения и усредненной оценки, по возрастанию или убыванию);

-  метод контект-анализа (группировка открытых ответов участников анкетирования по смысловым категориям).

Полученные с помощью этих методов данные легли в основу анализа и интерпретации результатов мониторинга.

     Результаты мониторинга социального заказа на образовательные услуги

При изучении степени информированности и источников информации о работе учреждения дополнительного образования мы выяснили, что   прослеживается проблема недостаточного уровня осведомленности учителей, родителей и школьников о работе ЦДТ.

Основными источниками информации о работе Центра детского   творчества респонденты называют: рекламная деятельность ЦДТ и информация в школе; далее следуют: рекомендации друзей, знакомых и всегда знал, сам занимался. То есть каналы сообщения информации через рекламную деятельность ЦДТ и сообщения в школы силами специалистов ЦДТ уже созданы, но требуют специальной разработки и дальнейшего развития.

 Мы выдвигаем предложения по внесению корректив в программу развития ЦДТ, в действующие и разрабатываемые программы, деятельность администрации и педагогов ЦДТ:

 • Усилить работу по информированию о деятельности ЦДТ среди учителей школ поселка, используя   проведение семинаров классных руководителей, заместителей директоров на базе ЦДТ (с освещением вопросов о деятельности ЦДТ), выходы в школы на педагогические советы, заседания методических объединений учителей, проведение Дней  ЦДТ в школе и др.

• Усилить работу по информированию о деятельности ЦДТ среди родителей, активизировать работу педагогов  дополнительного образования  с родителями, вовлекая родителей в деятельность ЦДТ;

• При составлении плана работы обратить особое внимание на совместные  мероприятия для детей и родителей,  включенные в сквозную программу «Семейный ключ к дополнительному образованию» и др.

 При проведении мониторинга социального заказа на образовательные услуги, оказываемые педагогами Центра детского творчества,   для нас очень важным было рассмотреть вопросы, связанные с мотивацией получения дополнительного образования и оценкой результативности занятий в ЦДТ с позиции воспитанников и родителей.

Одним из направлений мониторинга социального заказа на образовательные услуги   дополнительного образования являлось изучение взаимодействия школы и  учреждения дополнительного образования.

Данные анкетирования показывают, что в целом учителя общеобразовательных школ  признают значимость дополнительного образования в развитии личности ребенка: его всестороннего, физического, эмоционального, интеллектуального  развития.

 Говоря о путях взаимодействия основного и дополнительного образования, можно сказать, что спектр предложений достаточно широк.

  Учителя  используют знания и опыт, приобретенные учащимися класса на занятиях в учреждении дополнительного образования, в организации учебного процесса и воспитательной работы.

Доминирующее место в спектре взаимодействия, по мнению учителей, занимает совместная деятельность педагогических коллективов школ и ЦДТ, прежде всего, досуговой направленности;  воспитательная и образовательная направленность взаимодействия рассматривается учителями не только как опыт социального сотрудничества, но и наблюдается интеграция различных форм общего и дополнительного образования.  

Очень важным для дальнейшего взаимодействия учителя школ считают расширение и углубление рекламной деятельности ЦДТ («Выход на классные часы в школу, на родительские собрания», «Побольше открытых мероприятий с демонстрацией успехов», «Выход педагогов ЦДТ в школы для сообщения информации» и др.).

Высказываются предложения и о необходимости сотрудничества в области методической деятельности.  

 При ответе на вопрос: «Ваши пожелания в адрес Центра детского творчества » -  мы услышали следующие интересные предложения:

1. Развивать интересы и способности детей.

2. Побольше себя рекламировать.

3. Заинтересовать родителей, привлекать их к участию в мероприятиях ЦДТ.

4. Разнообразить формы работы ЦДТ.

5. Организовать кружки с учетом современных потребностей детей.

6. Быть посовременнее.

7. Благодарность за творческий подход и готовность идти навстречу пожеланиям.

8. Побольше финансовой поддержки администрации  и спонсоров.

Проводя мониторинг социального заказа на образовательные услуги   Центра детского творчества, мы не могли не рассматривать вопрос возможности перехода дополнительного образования на платную основу.

Социально-экономические изменения, происходящие в стране, ведут к увеличению доли платных образовательных услуг деятельности всех типов учреждений. Политика Министерства Образования и науки РФ и разрабатываемая им нормативно-правовая база, направленная на реализацию многоканального финансирования учреждений образования, необходимость более полного удовлетворения социального заказа населения на дополнительные образовательные услуги и повышение конкурентоспособности учреждения в рыночных условиях диктуют также необходимость разработки системы платных образовательных услуг в УДОД.

Для оценки возможности перехода дополнительного образования на платную основу участниками исследования был проведен опрос воспитанников ЦДТ, школьников  и их родителей.

В результате анкетирования мы выяснили, что респонденты за услуги дополнительного образования могут внести плату 100-200 рублей-11% опрошенных; не могут оплачивать обучение-89%(по причине низкой платежеспособности населения и безработицы).

Основные выводы мониторинга социального заказа на образовательные услуги

Результаты социально-педагогического исследования показывают, что система современного дополнительного образования  обладает  потенциальными возможностями для реализации задач модернизации   образования.

В настоящее время дополнительному образованию удается сохранить статус эмоционально-комфортной для учащихся сферы образования и решать важнейшую социально-педагогическую задачу содержательной организации свободного времени детей и подростков, способствующую приобретению ребенком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, самоопределению предметно, социально, профессионально, личностно.

Мнения педагогов, родителей, учителей   о  дополнительном образовании свидетельствуют о том, что УДОД обладает   потенциалом для всестороннего развития ребенка. Пути взаимодействия дополнительного и общего образования, предложенные учителями школ, являются актуальными и также определяют сферу модернизации образования.

Зафиксированные исследованием реальные процессы современного дополнительного образования   позволили не только определить позитивные тенденции, но и выявить актуальные зоны и перспективы развития МОУ ДОД «Центр детского творчества».

Результаты исследования показывают, что зонами актуального развития в учреждении дополнительного образования должны стать:

• выработка подходов и методик оценки результатов образовательной и воспитательной деятельности с учетом анализа   потребностей участников образовательного процесса;

 • обогащение спектра форм, содержания, методов, технологий деятельности;

• изменение подходов и отношения УДОД к профориентационной деятельности в соответствии с современными требованиями.

Таким образом, выявленные в ходе исследования особенности и актуальные проблемы дополнительного образования детей можно рассматривать как основу необходимой позитивной динамики развития ЦДТ как открытой образовательной социокультурной системы, ориентированной на создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в современном мире.

Предложения о внесении   обоснованных корректив   в программу развития ЦДТ, в действующие и разрабатываемые программы, деятельность администрации и педагогов ЦДТ:

 1. Расширить и совершенствовать различные формы сотрудничества, разработать механизм взаимодействия  школ и ЦДТ.

 2. Разработать   критерии оценки деятельности педагогов дополнительного образования с учетом реализации образовательных потребностей всех участников образовательного процесса.

          3.Усилить психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

 4.Создать условия (как методические, так и организационные) для углубления работы по индивидуальным образовательным маршрутам и другим формам индивидуальной работы с одаренными детьми.

 5. Создать условия для более полного использования воспитательного потенциала образовательного процесса в ЦДТ (проведение массовых мероприятий для воспитанников и их родителей; создание, поддержка и развитие традиционных мероприятий для воспитанников; проведение мастер-классов и др.).

          6.  Расширить спектр  образовательных программ детских объединений.

 7. Создавать наиболее благоприятные условия для личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание.

 

На основании выводов мониторинга рекомендуется составление планов работы и программы развития ЦДТ на 2011-2016 гг.

Список используемой литературы:

1.   Информационно-методический бюллетень.  № 3, 2007 г. Санкт-Петербург, «Про-Пресс».    

2.   Дополнительное образование и  воспитание. №11, 2007г., Москва, «ООО Витязь-М».

3.   www.direktor.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг по оценке качества образовательных услуг

Урок по подготовке к проведению мониторинга, направленн на осознание обучающимися сходства и различия условий обучения в разных учебных заведениях...

Мониторинг «Изучение удовлетворенности родителей обучающихся качеством образовательных услуг по специальности «Повар» МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования» 2011-2015 учебный год

Ежегодный мониторинг удовлетворенности родителей обучающихся качеством услуг позволяет планировать работу с обучающимися и родителями Центра...

Социальный заказ как определяющий фактор в развитии образовательной среды в ЦДТ

Арсенал комплексных методик педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями, направленных на преодоление проблем чрезвычайно широк, и выбор педагогической технологии зависит как от самого ребен...

Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в группе №13 «АБВГДейка» 2014-2016 г.

Аналитическая записка по мониторингу удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в группе №13 «АБВГДейка» 2014-2016 г....

Направления организации и проведение социально-педагогического мониторинга образовательных услуг ОУ (из опыта работы МБОУ “СОШ №12”,Кашира-8).

В статье рассматривается создание в школе целостной системы социально-педагогического мониторинга и раскрываются возможности использования мониторинга для коррекции деятельности школы и...

Аналитическая справка по результатам мониторинга удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг колледжа

Цель: изучить уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг колледжа. Данные будут полезны для улучшения работы колледжа....


 

Комментарии

Кислицына Татьяна Ивановна

Работа по данному направлению продолжается. В настоящее время ведется подготовка материалов по деятельности УДО при введении ФГОС.