Конспект занятия по теме "Сувениры к празднику"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Чеснова Надежда Петровна

Это конспект занятия по декорированию деревянной ложки. Такой сувенир можно подарить мамам на праздник или день рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме

 « Сувениры к празднику»

Цель: Учить создавать сувениры к празднику своими руками.

Задачи: Образовательные

- Познакомить детей с историей появления деревянной ложки;

- Способствовать развитию образному мышления, речи;

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству, интерес к истории и культуре нашей страны;

- Воспитывать у детей эстетический вкус;

- Воспитывать внимательное отношение к своим родными близким;

- Воспитывать умение дарить подарки;

Развивающие:

- Развивать творческую активность детей;

                                Ход занятия.

1.Приветствие. Объявление темы и цели занятия.

-Дорогие девочки, тема нашего занятия – Сувениры к празднику. Сегодня на занятии я расскажу вам как  можно из деревянной ложки сделать замечательный сувенир, который можно будет подарить своим родным, например на 8 марта.

2.Основная часть занятия. Знакомство с  деревянной ложкой.

Сегодня на нашем занятии вы будете украшать деревянную ложку, создавать сувенир из деревянной ложки. Вы наверняка видели уже и не раз ложку и всё же, я хотела бы, чтобы вы посмотрели на специально  подобранные фотографии  различных деревянных ложек.

 СЛАЙД-ШОУ.

Для работы на занятии нам необходимы ложки, поэтому я пригласила коробейников с товаром, который нам необходим.

 Заходят скоморохи:

Коробейники:

– Мы ребята удалые
Мы ребята озорные
Всех на ярмарку зовем
Мы посуду продаем

– А ну честной народ
Подходи посмелей
Покупай товар,
Не робей

– Ребята не зевайте,
Кто хочет покупайте

– Принесли мы вам посуду
Здесь ни глина, ни фарфор,
А чудесных рук творенье
Посмотри, какой декор!

– Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!

 -Девочки, давайте приобретём у скоморохов ложки. Ложки нам сегодня необходимы.

 Скоморохи проходят в кабинет и девочки разбирают у них ложки. Скоморохи дают ложки за пословицу или поговорку про ложку.

-Посмотрите внимательно на ложки, которые у вас в руках.

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и  наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!

Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Вырезание деревянных сувениров — это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали. Следует отметить, что ложки для растирания пищи не покрывались лаком. А вот остальные виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

 -Каким образом можно украсить деревянную ложку?

-Расписать её красками и украсить цветами и дополнительными элементами.

- Какой способ нам доступен?

- Мы можем украсить ложку цветком, например розой.

- Как это можно сделать?

-Можно завернуть ложку в слюду или красивый пакет и перевязать розой, а ещё можно с помощью дополнительных элементов, лент, тесьмы привязать розу к ложке и постараться, чтобы всё смотрелось как единое целое, было завершённой композицией.

Давайте доделаем розы для того, чтобы украсить ими ложки. Во время работы не забывайте о правилах по технике безопасности. Какие опасные предметы вы будете использовать? (ножницы, проволоку)

. Практическая работа. Работа над изготовлением розы. Во время этого вида деятельности педагог рассказывает детям легенду о розах.

С древнейших времён красоте этого цветка преклонялись все народы. особенно в странах Востока. Роза – символ божественной тайны любви. красоты, тишины. Из древнего индийского предания мы узнаем, что по обычаю, каждый, кто приносил царю розу, мог просить у него всё. что пожелает.

 Поэты Ирана называли свою страну Гюлистан- сад роз. В персидской поэзии излюбленная тема: любовь, соловей, роза. Есть очень красивая легенда. На одном из пиров. бог своим крылом задел сосуд с нектаром. Капли, упавшие из него на землю, превратились в прекрасные, белые розы. а красные розы появились, когда Афродита, проходя мимо укололась о шипы.

 Художники. поэты в своих произведениях воспевают розу. а что у роз есть шипы- это хорошо – красота должна уметь защищать себя. Итоги работы.

Мы рассмотрим. как можно украсить ложку с помощью цветов, но сначала немного подвигаемся и отдохнём.

 Физминутка

На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека (ходьба на месте)
Говорят:«Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять)

Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть



Объяснение нового материала.

 Показ.

- Теперь вы представляете себе как можно декорировать ложку  и я предлагаю вам сделать это самим..

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Обсуждение итогов работы.-

Что у вас сразу получилось?

- Что вызвало затруднение?

 -Что вам особенно понравилось?

-А теперь давайте подумаем, как можно подарить ложку, с какими словами?

-Можно выучить стихотворение и вручая ложку, рассказать это стихотворение. Например такое стихотворение:

Рефлексия. Девочки выбирают смайлики соответствующие их отношению к занятию и приклеивают смайлики к дереву.

 Посмотрите, какое дерево у нас получилось.

- А теперь, заканчивая занятие, мне хотелось бы похвалить вас за активную работу, за творческий подход и пожелать всего хорошего!

Приложение. Использование в русской литературе деревянной ложки.

Я совсем как поварешка,                              
Но счастливее немножко, -
Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

                                                                   Длиннохвостая лошадка

                                                                  Привезла нам кашки сладкой

                                                                   Ждёт лошадка у ворот.

                                                                    Открывай пошире рот!

 Каким инструментом можно щи хлебать?

Дорога ложка к обеду

             Шесть котят есть хотят                            

            Дай им каши с молоком

            Пусть лакают языком

           Потому что кошки

           не едят из ложки.

 Сказка про Жихарку: ложка кручёная, ручка золочёная




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну Берендея", сценарий праздника "Масленица"

Конспект занятия: «Путешествие в страну Берендея».    Цель занятия:  закрепить знания о народных промыслах Руси, народных праздниках и традициях;  совершенс...

Конспект занятия "Пасха-праздник праздников"

Цель: познакомить детей с пасхальными традициями , обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам. Формировать представление о народной художественной культуре, показать ее наци...

Конспект занятия «Праздник труда»

Конспект    занятия«Праздник труда» для воспитанников детского дома по трудовому обучению....

Конспект занятия "Государственные и народные праздники"

Занятие знакомит детей с историей праздников на Руси;с классификацией праздников: государственные и народные....

Конспект занятия: "Сервировка стола к празднику. Культура поведения за столом".

Урок по теме "Сервировка стола к празднику. Культура поведения за столом" предоставлено развернутым конспектом, в котором предлагается  закрепить детям материал предыдущих занятий, ...

Конспект занятия в средней группе "Праздник 23 февраля"

Конспект разработан по развитию речи на тему праздника "23 февраля" с созданием поделки оригами....