Дополнительная образовательная программа "Волонтеры"
методическая разработка на тему
Программа предназначена для подростков в возрасте 13-17 лет, рассчитана на 2 года обучения. Объем часов для освоения 144 часа в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volontery.docx | 60.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа «Волонтеры» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год.
Занятия первого года обучения формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.
На втором году обучения внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах. В рамках раздела «Специальная подготовка волонтеров» проводится углубленное обучение по следующим направлениям-профилям:
- добровольческая работа с детьми с ограниченными возможностями, их семьями;
- добровольческая работа с детьми-сиротами, воспитанниками детских домов и интернатов;
- добровольческая работа с детьми из малообеспеченных семей;
- добровольческая работа с подростками девиантного поведения;
- трудовая помощь пожилым людям
Программа составлена с опорой на методические рекомендации Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи г. Кирова, сборник «Как стать волонтером» Кировской областной общественной организации «Перспектива» (составители Н.Ю. Новикова, М.Н. Бородатая, В.И. Лыскова). При разработке тем «Помощь детям-сиротам», «Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности» использован опыт Кировской областной общественной организации по развитию социальной активности молодежи «ЮКОНА» (руководитель Женодарова Т.Н.)
Задачи 1 года обучения:
Образовательные
- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
- знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
- обучение основам работы с различными видами информации.
Развивающие:
- формирование первичных организаторских умений и навыков;
- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
- развитие уверенности в себе;
Воспитательные:
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
- воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья
Задачи 2 года обучения
Образовательные
- знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
- обучение методике социального проектирования;
- расширение навыков работы с информацией;
- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения)
Развивающие
- дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности
Воспитательные
- содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;
- воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Наименование темы | теор. | практ. | итого | |
1. | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | |||
Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | 2 | 2 | ||
Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи | 1 | 1 | ||
Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | 1 | - | 1 | |
Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | 1 | 1 | 2 | |
2 | Игровые технологии в работе волонтера | |||
Игры-адаптации. Игры с эстрады | 1 | 1 | 2 | |
Игровая программа | 1 | 3 | 4 | |
Организация игровых переменок, детских праздников | 14 | 14 | ||
3 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | |||
Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | 1 | 1 | ||
Влияние курения на организм человека | 2 | 2 | ||
Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ | 1 | 1 | ||
Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН | 2 | 2 | ||
Умение отказываться. Встреча со школьным психологом | 2 | 2 | ||
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | 9 | 9 | ||
Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 2 | 4 | 6 | |
4 | Информационные технологии в работе волонтеров | |||
Информационный буклет. Принципы создания. | 1 | 3 | 4 | |
Листовка | 1 | 1 | 2 | |
5 | Основы проведения социальных дел | |||
Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций - День народного единства – 4 - День матери – 6 - Письмо солдату – 6 - «Весенняя неделя добра» – 8 - акции по пропаганде ЗОЖ – 5 - благотворительные акции - 4 | 2 | 31 | 33 | |
Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | 10 | 10 | ||
6 | Психологическая подготовка волонтеров | |||
Особенности работы с младшими школьниками | 1 | - | 1 | |
Психологические особенности людей пожилого возраста | 1 | - | 1 | |
Тренинг личностного роста | 6 | 6 | ||
Тренинг коммуникативных навыков | 6 | 6 | ||
6 | Тренинг толерантности | 8 | 8 | |
8 | Специальная подготовка волонтеров | |||
Помощь ветеранам и пожилым людям | 8 | 8 | ||
Помощь детям-сиротам | 1 | 15 | 16 | |
Итого: | 23 | 121 | 144 |
Содержание 1 года обучения
Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения
1. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом.
2. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи.Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.
3. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря.
4. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.
Игровые технологии в работе волонтера
1. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки.
2. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры.
3. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. КТД «Север-юг-запад-восток»
4. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
1. Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость.
2. Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Состав алкогольных напитков. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости.
3. Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека. Встреча с наркологом МУЗ «Кильмезская ЦРБ»
4. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН.
5. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом.
6. Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр, проведение классных часов в МОУ СОШ с УИОП пгт Кильмезь.
4. Информационные технологии в работе волонтеров
1. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
5.Основы проведения социальных дел
1. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери. Проведение благотворительных и экологических акций. Участие во всероссийских акциях «Белая ленточка», «Весенняя неделя добра» и др.
2. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Встреча с родственниками погибших. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн.
6. Психологическая подготовка волонтеров
1. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.
2. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся»
3.Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
4. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров»
5.Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
8. Специальная подготовка волонтеров
1. Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов.
2. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
К концу первого года обучения воспитанники должны знать:
• историю развития волонтерского движения;
• основные добровольческие организации России;
• понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
• правила составления информационного буклета;
• методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
• возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;
• правила выхода из конфликтной ситуации;
• влияние психоактивных веществ на организм человека;
• способы отказа от употребления психоактивных веществ
Воспитанники должны уметь:
• владеть навыками планирования и самоанализа;
• уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
• организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
• уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.
• устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
• владеть навыками поведения в конфликтной ситуации
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы | Теор. | Прак. | итого |
1 | Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения | |||
Деятельность общественного объединения волонтеров | 1 | 1 | 2 | |
Управление волонтерской деятельностью | 1 | 3 | 4 | |
2 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | |||
Сопротивление групповому давлению. | 1 | 1 | 2 | |
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 2 | 6 | 8 | |
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | 4 | 4 | 8 | |
3 | Информационные технологии в работе волонтера | |||
Новостная статья | 1 | 3 | 4 | |
Взаимодействие НКО с объектами внешней среды | 1 | 1 | 2 | |
Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. | 1 | 3 | 4 | |
Социальный видеоролик | 1 | 7 | 8 | |
4 | Школа социальных технологий | |||
Технология «Равный обучает равного» | 1 | 1 | 2 | |
Дискуссия | 1 | 3 | 4 | |
Социальный театр | 2 | 8 | 10 | |
5 | Основы социального проектирования и проведения социальных дел | |||
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | 18 | 18 | ||
Основы социального проектирования | 4 | 4 | ||
Разработка и реализация социальных проектов | 12 | 12 | ||
6 | Специальная подготовка волонтеров | |||
Помощь ветеранам и пожилым людям | 8 | 8 | ||
Помощь детям-сиротам | 10 | 10 | ||
Работа с подростками девиантного поведения | 1 | 8 | 9 | |
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями | 1 | 8 | 9 | |
7 | Лидерство в волонтерском объединении | |||
Лидер. Типы лидерства | 2 | 2 | 4 | |
Рефлексия. | 2 | 2 | ||
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года» | 4 | 4 | ||
8 | Организация детских праздников | 6 | 6 | |
Итого | 27 | 117 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
- Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера
- Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Фандрайзинг.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
- Сопротивление групповому давлению
- Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркоман». Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости.
- ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти»
Информационные технологии в работе волонтера
- Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии.
- Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма.
- Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.
- Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа над созданием видеоролика.
Социальные технологии в работе волонтера
- Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «Равный обучает равного»
- Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова)
- Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Фасилитация.
Основы социального проектирования и проведения социальных дел
- Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций.
- Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация.
Специальная подготовка волонтеров
- Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов.
- Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.
- Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.
- Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья - Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска»
- Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Лидерство в волонтерском объединении.
- Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.
- Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.
- Подготовка к участию в районном конкурсе «Лидер XXI века, областном конкурсе «Доброволец года»
Организация детских праздников.
Разработка и проведение детского новогоднего праздника для классов компенсирующего обучения. Проведение детской игровой программы в день защиты детей.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
К концу второго года обучения воспитанники должны ЗНАТЬ:
- требования к созданию социальной рекламы;
- структуру и правила оформления делового письма;
- технологию социального проектирования;
- основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра
- возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины девиантного поведения;
- биологические и социальные последствия наркотической зависимости
К концу второго года обучения воспитанники должны УМЕТЬ:
- создавать социальные ролики в программе Movie Maker, социальный плакат в программе Paint;
- разрабатывать социальные проекты;
- составлять деловое письмо, писать новостную статью;
- владеть навыками сопротивления групповому давлению;
- эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения
- выступать в роли организатора различных дел социальной направленности
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические
- ноутбук
- видеопроектор
- демонстрационный экран
Дидактические
- социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья
- фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти»
- презентации «Добровольческие организации России», «Толерантность»
- учебное видео-пособие о ВИЧ
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | беседа | Дискуссия, просмотр видеоролика | Видеоролик «Так просто» | Проектор, ноутбук, экран | тест |
Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи | беседа | Дискуссия, просмотр видеопрезентации | Презентация «Добровольческие организации России» | Проектор, ноутбук, экран | Коллективная рефлексия |
Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | Беседа, деловая игра | Проведение социального опроса, планирование работы | Плакат для заполнения «Солнце жизни и тучи проблем» | Коллективная рефлексия | |
Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | беседа | Дискуссия, создание видеоролика «Добровольческая агитка» | фотографии | Фотоаппарат, видеокамера | |
Игры-адаптации. Игры с эстрады | Занятие-игра | Беседа, показ игр | Подборка игр-адаптаций, игр с эстрады | Создание картотеки игр | |
Игровая программа | Занятие-практикум | Беседа, показ игр, практикум по конструированию игровых программ | Практическое задание | ||
Организация игровых переменок, детских праздников | Мастер-класс, творческая мастерская | Мозговой штурм | Сценарии мероприятия | Фотоотчет, оформление альбома | |
Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | Занятие-игра | Дискуссия, ролевая игра | Карточки с ролями, форма протокола заедания районной думы | Коллективная рефлексия | |
Влияние курения на организм человека | Конференция | Показ видеороликов, дискуссия, защита мини-рефератов | Видеоролики | Проектор, ноутбук, экран | опрос |
Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ | Беседа | Показ иллюстративного материала, блеф-клуб с пояснениями | Альбом «Твое здоровье», социальные ролики | Проектор, ноутбук, экран | Мини-опрос |
Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН | встреча | Анализ текста, объяснение | Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 20.21, ст.20.1,ст. 7.27, с. 6.67, ст.6.10, ст. 116, ст. 158, ст. 162, ст. 166) | Оформление информационного листа для стенда | |
Умение отказываться. Встреча со школьным психологом | Тренинг | Дискуссия, ролевая игра, рефлексия | Карточки с ролевыми ситуациями, слайды «Приемы отказа от предлагаемого алкоголя» | Коллективная рефлексия | |
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | Практикум | «Мозговой штурм», работа с информационными источниками, изготовление раздаточного материала | Сценарии мероприятия | Проектор, экран, ноутбук | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Компьютерная, игровая зависимости. | беседа | Показ видеоматериала. объяснение, дискуссия | Видеоролик «Жить или играть», | Проектор, экран, ноутбук | Мини-опрос |
Разработка и проведение классных часов по профилактике компьютерной зависимости | Творческая мастерская | «Мозговой штурм», работа с информационными источниками, создание видеоролика | Видеролики «Друзья рядом», «Жить или играть» | Проектор, экран, ноутбук | Коллективная рефлекия |
Информационный буклет. Принципы создания. | Беседа, практикум | Показ, анализ информационного раздаточного материала, практическое задание по составлению информационного буклета | Информационные буклеты на разные темы | Ноутбук, принтер | Самоанализ буклетов, выставка |
Листовка | Беседа, практикум | Просмотр и анализ листовок, практическое задание по изготовлению листовки | Информационные листовки | Ноутбук, принтер | Анализ листовок |
Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций | Беседа, трудовая акция, уличная акция, информационная акция | Трудовой десант, подготовка и распространение агитационного материала, листовок | Коллективная рефлексия, отзывы, фотоотчет, оформление альбома, подготовка информационных заметок | ||
Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | Концерт, встреча, экскурсия в краеведческий музей | Репетиция, разговор с интересными людьми, создание информационного раздаточного материала | Сценарии мероприятий | Проектор, экран, ноутбук | Коллективная рефлексия, анализ информационного раздаточного материала |
Особенности работы с младшими школьниками | беседа | Объяснение | опрос | ||
Подростковый возраст и его особенности | Беседа, дискуссия | Объяснение, решение психологических задач | Карточки с проблемными ситуациями | Практическое задание | |
Психологические особенности людей пожилого возраста | Беседа, | просмотр и обсуждение видеофильма «Бабуся», дискуссия | Видеофильм «Бабуся» | Видеопроектор, ноутбук, экран | опрос |
Тренинг личностного роста | тренинг | Рефлексия, ролевая игра, дискуссия | Карточки с ролевыми ситуациями, бланки для практических упражнений | Мяч, туристические коврики | Индивидуальная рефлекия |
Тренинг коммуникативных навыков | тренинг | Деловая игра, ролевая игра, дискуссия | Карточки с ролевыми ситуациями, | Коллективная рефлексия | |
Тренинг толерантности | тренинг | Деловая игра, ролевая игра, дискуссия | Карточки с ролевыми ситуациями, презентация «Неформальные молодежные объединения» | Ноутбук, проектор, экран | Индивидуальная рефлексия |
Помощь ветеранам и пожилым людям | Трудовой десант, концерт | Практическая работа | Коллективная рефлексия, фотоотчет, отзыв | ||
Помощь детям-сиротам | мастер-класс, игровая программа | Игры, показ | Спортивный инвентарь | Коллективная рефлексия, отзыв, фотоотчет |
2 год обучения
Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Деятельность общественного объединения волонтеров | Лекция, «мозговой штурм» | Объяснение, показ иллюстраций, работа с документами | Подборка символов различных объединений, Положение о работе волонтерского отряда, личная книжка волонтера | Видеопроектор, ноутбук, экран | опрос |
Управление волонтерской деятельностью | Лекция, деловая игра | Объяснение | опрос | ||
Сопротивление групповому давлению. | Тренинг | Психологические игры | Карточки с ролевыми ситуациями | Групповая рефлексия | |
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике | Лекция | Блеф-клуб, показ видеороликов | Учебные видеоролики, мультфильмы | Видеопроектор, ноутбук, экран | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | Лекция, дискуссия | Показ учебного видеоролика, просмотр и обсуждение фильма | Фильм «Дневник Насти» | Видеопроектор, ноутбук, экран | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
Новостная статья | Лекция | Объяснение, работа с текстами, практическая работа | Подборки газетных статей | Практическое задание | |
Взаимодействие НКО с объектами внешней среды | Лекция | Объяснение, практическая работа | Примеры деловых писем | Практическое задание | |
Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. | Лекция | Объяснение, показ иллюстраций, практическая работа | Подборки социальных плакатов | Практическое задание | |
Социальный видеоролик | Лекция | Объяснение, показ видеороликов, «мозговой штурм», практическая работа | Подборка социальных роликов | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическое задание |
Технология «Равный обучает равного» | Лекция | Объяснение, показ видеоматериала | Видеоматериалы о работе в данной технологии | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическое задание |
Дискуссия | Лекция, «дискуссионные качели» | Объяснение, упражнение Джеффа | Карточки для упражнения Джеффа | Практическое задание | |
Социальный театр | Лекция, репетиция | Объяснение, работа текстом, «мозговой штурм», репетиция | Сценарии социального театра, записи постановок социального театра | Видеопроектор, ноутбук, экран | Коллективная рефлексия |
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | Практикум | Практическая работа | Ноутбук, принтер | Коллективная рефлексия | |
Основы социального проектирования | Лекция, деловая игра | Объяснение, показ видеопрезентации, практическая работа | Видеопрезентация «Технология социального проектирования» | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическая работа |
Разработка и реализация социальных проектов | Практикум | Практическая работа | |||
Помощь ветеранам и пожилым людям | Трудовой десант, встреча, концерт | Практическая работа | Фотоотчет, коллективная рефлексия | ||
Помощь детям-сиротам | Творческая мастерская | «мозговой штурм», мастер-класс, | Сценарий мероприятия | Музыкальная аппаратура, спортивный инвентарь | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Работа с подростками девиантного поведения | Лекция, практикум | «мозговой штурм» | Сценарий мероприятия | Спортивный инвентарь | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями | Творческая мастерская | «мозговой штурм» | Сценарий мероприятия | Фотоотчет, отзыв | |
Лидер. Типы лидерства | Беседа, тренинг | Объяснение, тестирование, психологические игры | Бланк для теста «Я – лидер?» | опрос | |
Рефлексия. | Беседа | Объяснение | Бланки с вопросами «Рефлексия дня», «Рефлексия своего состояния», «Рефлексия себя» | опрос | |
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года» | Практикум | Практическая работа | Положения о конкурсах | конкурс | |
Организация детских праздников | Практикум | Практическая работа | Сценарии праздников | Спортивный инвентарь | Фотоотчетколлективная рефлексия |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
- Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
- Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
- Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
- Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
- Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
- Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005
- Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
- Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
- Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
- Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
- Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
- Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006
- Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
- Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996
- Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7
Учебно-тематический план объединения «Волонтеры»
Программа объединения «Волонтеры» является модифицированной по типу, имеет социально-педагогическую направленность. Программа предназначена для воспитанников 13 – 17 лет, рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа в год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Наименование темы | теор. | практ. | итого | |
1. | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | 1 | - | 1 |
Социальная работа и социальное служение. История добровольчества | 1 | 1 | ||
Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи | 1 | 1 | ||
Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | 1 | - | 1 | |
Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | 1 | 1 | ||
2 | Игровые технологии в работе волонтера | |||
Игры-адаптации. Игры с эстрады | 1 | 1 | 2 | |
Игровая программа | 1 | 3 | 4 | |
Организация игровых переменок, детских праздников | 14 | 14 | ||
3 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | |||
Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | 1 | 1 | ||
Влияние курения на организм человека | 2 | 2 | ||
Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ | 2 | 2 | ||
Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН | 2 | 2 | ||
Умение отказываться. Встреча со школьным психологом | 2 | 2 | ||
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | 9 | 9 | ||
Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 2 | 4 | 6 | |
4 | Информационные технологии в работе волонтеров | |||
Информационный буклет. Принципы создания. | 1 | 3 | 4 | |
Листовка | 1 | 1 | 2 | |
5 | Основы проведения социальных дел | |||
Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций - День народного единства – 4 - День матери – 6 - Письмо солдату – 6 - «Весенняя неделя добра» – 8 - акции по пропаганде ЗОЖ – 5 - благотворительные акции - 4 | 2 | 31 | 33 | |
Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности | 10 | 10 | ||
6 | Психологическая подготовка волонтеров | |||
Особенности работы с младшими школьниками | 1 | - | 1 | |
Психологические особенности людей пожилого возраста | 1 | - | 1 | |
Тренинг личностного роста | 6 | 6 | ||
Тренинг коммуникативных навыков | 6 | 6 | ||
6 | Тренинг толерантности | 8 | 8 | |
8 | Специальная подготовка волонтеров | |||
Помощь ветеранам и пожилым людям | 8 | 8 | ||
Помощь детям-сиротам | 1 | 15 | 16 | |
Итого: | 23 | 121 | 144 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы | Теор. | Прак. | итого |
1 | Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения | |||
Деятельность общественного объединения волонтеров | 1 | 1 | 2 | |
Управление волонтерской деятельностью | 1 | 3 | 4 | |
2 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | |||
Сопротивление групповому давлению. | 1 | 1 | 2 | |
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 2 | 6 | 8 | |
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | 4 | 4 | 8 | |
3 | Информационные технологии в работе волонтера | |||
Новостная статья | 1 | 3 | 4 | |
Взаимодействие НКО с объектами внешней среды | 1 | 1 | 2 | |
Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. | 1 | 3 | 4 | |
Социальный видеоролик | 1 | 7 | 8 | |
4 | Школа социальных технологий | |||
Технология «Равный обучает равного» | 1 | 1 | 2 | |
Дискуссия | 1 | 3 | 4 | |
Социальный театр | 2 | 8 | 10 | |
5 | Основы социального проектирования и проведения социальных дел | |||
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | 18 | 18 | ||
Основы социального проектирования | 4 | 4 | ||
Разработка и реализация социальных проектов | 12 | 12 | ||
6 | Специальная подготовка волонтеров | |||
Помощь ветеранам и пожилым людям | 8 | 8 | ||
Помощь детям-сиротам | 10 | 10 | ||
Работа с подростками девиантного поведения | 1 | 8 | 9 | |
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями | 1 | 8 | 9 | |
7 | Лидерство в волонтерском объединении | |||
Лидер. Типы лидерства | 2 | 2 | 4 | |
Рефлексия. | 2 | 2 | ||
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года» | 4 | 4 | ||
8 | Организация детских праздников | 6 | 6 | |
Итого | 27 | 117 | 144 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...