Программа внеурочной деятельности "Мое здоровье"
методическая разработка (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Красноармейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 39
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от _________2009 года
Председатель педсовета
____________ Захарова Н.В.
Подпись, печать ОУ
ПРОГРАММА
«Моё здоровье»
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: ориентированная на достижение результатов определённого уровня
Сроки реализации (класс) _________9 - 11 ____________________________
Автор программы: Кошелько Е.А., учитель географии МБОУ СОШ № 39
2009
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее время приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов, Федеральных Требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.
В современном обществе возникла объективная необходимость целенаправленного формирования у молодых людей образа жизни, подчиненного принципам заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих: воспитание убежденности в потребности здоровья, через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности, отказа от вредных привычек и профилактике различных асоциальных поступков, формирования у личности современных компетенций – ответственности за свое здоровье и здоровье других людей.
Важно так же помочь сегодняшнему школьнику понять, для чего ему нужно здоровье и как он может сохранить и приумножить его, что поможет учащемуся сориентироваться в выборе дальнейшего образования, т.е. сформировать минимум базовых знаний валеологического характера, необходимых каждому современному человеку нашей эпохи.
Цель программы: Основной целью программы «Моё здоровье» в классе является комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся, снятию учебных перегрузок у учащихся, формирование сознательного отношения к собственному здоровью, мотивированного поведенческого стимула для поддержания правильного, здорового образа жизни.
При составлении программы были учтены следующие факторы:
- Окружающая среда и её возможное негативное влияние на здоровье ребенка;
- Факторы школьной среды, такие как: насыщенная школьная программа (особенно у старшеклассников), стрессовые ситуации, сказывающиеся на здоровье учащихся;
- Усиливающаяся в обществе агрессия, связанная с употреблением алкоголя, токсических и наркотических веществ;
- Недостаточность знаний основ гигиены, правильного питания, знаний о вреде и последствиях алкоголизма, табакокурения, наркомании.
Задачи, решаемые в ходе реализации программы «Моё здоровье»:
- Повышение у школьников самооценки, самоуважения и уверенности в «управлении» своей жизнью;
- Коррекция здоровья учащихся;
- Своевременная диагностика заболеваний (совместно с медперсоналом школы);
- Формирование «здоровьесберегающих» знаний у учащихся и их родителей;
- Формирование установки на здоровый, культурный образ жизни в ученической среде, привлечение школьников к активной общественной жизни.
Объекты программы: учащиеся 9 – 11 Б класса; родители.
Срок реализации программы – 3 года (2009 -2012 гг).
Планируемые результаты:
- Сформированный сознательно поддерживаемый здоровый образ жизни у учащихся 11 класса;
- Отсутствие вредных привычек у учащихся, отсутствие нарушителей устава школы;
- Стабильно благоприятный психологический климат в ученическом коллективе;
- Снижение уровня заболеваемости, особенно ОРВИ и ОРЗ;
- Создание системы профилактики вредных привычек;
- Результативное взаимодействие со специалистами – школьным психологом, медицинскими работниками и т.д., участвующими в сохранении здоровья детей, подростков.
- Получение на выходе из старшей школы обучающегося, отвечающего всем критериям модели выпускника – т.е. обучающегося, обладающего универсальными компетенциями; высокой мотивацией к учебной деятельности; владеющего знаниями и нормами о этапах социальной жизни; умеющий рефлексировать свою деятельность; с закрепленной потребностью быть здоровым.
Основные направления реализации программы:
- Направление «Диагностика»:
Цель: мониторинг состояния физического здоровья, наблюдение за динамикой показателей здоровья.
- Изучение документов, личных дел, беседы с родителями, работа с детьми.
- Использование тест - анкетных методов диагностики;
- Диагностика отношения учащихся к здоровому образу жизни;
- Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение к творческим делам класса, школы, определение учащихся в кружки, секции по интересам.
- Составление социального паспорта класса.
- Участие учащихся класса в профилактических осмотрах состояния здоровья;
- Участие учащихся класса в акции «Антинарко», в анонимном тестировании на употребление наркотиков.
2. Направление «Знание – сила»:
Цель: Проведение организационно-педагогических мероприятий, направленных на наиболее полное включение обучающихся в проблематику собственного здоровья. Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса
- Что такое ЗОЖ и его необходимость;
- Возрастные физиологические особенности учащихся;
- Правила гигиены подростков;
- Причины простых заболеваний, понятие о «заразных» болезнях, меры предупреждения.
Разработка цикла классных часов и бесед (см. план воспитательной работы) по темам:
9 класс
«Что значит быть белой вороной»
«Парад вредных привычек»
«Искушение любопытством»
«Стиль жизни»
«Вредные привычки, уносящие здоровье»
«Человек - великое чудо природы»
10 класс
«Деньги - добро или зло»
«Горькие плоды сладкой жизни»
«Быть счастливым – значит быть здоровым»
« Понятие об аллергических заболеваниях»
« Кризис здоровья»
11 класс
« СПИД можно избежать»
«Гигиена умственного труда»
« Культура питания»
«Экзамены без стресса»
- Разработка рекомендаций по преодолению школьных стрессов;
- Контроль по выполнению программ ОБЖ, физкультуры;
- проведение и участие в мероприятиях по ЗОЖ, ГО и безопасности в различных жизненных ситуациях;
- Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта – участие в спортивно-оздоровительных днях в школе;
- Проведение уроков здоровья, психологических тренингов;
- Занятия в спортивных секциях;
- изучение спецкурсов и факультативов, связанных со здоровьесберегающими технологиями (9 класс).
- Направление «Взаимодействие»:
Цель: повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении;
- Организация педагогической помощи детям и их родителям;
- Подготовка памятки о режиме дня и рекомендации для родителей по организации учебной работы ребёнка;
- Разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи;
- Проведение санитарно-просветительской работы среди родителей на классных и общешкольных родительских собраниях:
- Режим труда и учёбы;
- Физическое воспитание детей в семье;
- На контроле здоровье детей;
- Физическое развитие школьника и пути совершенствования;
- «Возрастные психофизиологические особенности учащихся».
- участие родителей в поездках, походах, Днях здоровья;
- Анализ результатов медосмотров и доведение полученных данных до сведения родителей и учителей.
- Направление «Гармония»
Цель: Улучшение санитарных условий классного кабинета.
- ежегодный ремонт кабинета;
- контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью классного помещения (ежедневно);
- проведение физкультминуток (на уроках) и подвижных перемен;
- генеральная уборка класса (еженедельно).
5. Направление «Питание»
Цель: Организация питания
- Охват всех обучающихся горячим питанием
- Формирование представлений о полноценной еде, негативного отношения к «фастфуду».
Мониторинг уровня развития учащихся
Август.
Изучение личных дел учащихся.
Беседы с социальным педагогом, врачом.
Посещение семей отдельных учащихся.
Корректировка перспективного плана развития класса на текущий учебный год.
Сентябрь.
Социометрический срез.
Выяснение уровней воспитанности, тревожности, комфортности. Анкетирование учащихся, родителей.
Словесное собеседование с учащимися, учителями - предметниками.
Составление социального паспорта класса.
Всеобуч
Выборы актива класса и школы через общие собрания, анкетирование, голосование.
Октябрь
Посещение уроков класса, собеседование с учителями - предметниками. Рейды по семьям.
Ноябрь
Посещение уроков класса, собеседование с учителями - предметниками. Работа актива класса - анализ
Декабрь
Анкетирование учащихся.
Самоаттестация классного коллектива (анкетирование, составление взаимохарактеристик).
Январь
Промежуточное анкетирование учащихся.
Составление карты 3ОЖ.
Индивидуальное собеседование с учащимися.
Февраль
Посещение уроков класса.
Рейды по семьям.
Составление самохарактеристик.
Март
Работа с семьёй (условия семейного воспитания, корректировка социального паспорта класса).
Посещение уроков класса.
Работа актива класса - анализ.
Апрель
Социометрический срез.
Выяснение уровней воспитанности, тревожности, комфортности
Май
Подведение итогов учебного воспитывающего года.
Составление планов на будущий учебный год.
Результаты реализации программы:
- Высокая занятость детей в спортивных кружках и секциях;
- Отсутствие правонарушений, нарушений закона № 1539 КЗ.
- 100 % охват горячим питанием в школе.
- 100 % участие в акции «Антинарко», в анонимном тестировании на употребление наркотиков.
- Снижение уровня заболеваемости ОРВИ и ОРЗ.
- Активное результативное участие учащихся класса в спортивных и иных мероприятиях школы и района.
- Сформированность социальных установок на здоровый образ жизни и профилактика употребления ПАВ и наркотиков (результаты анонимного тестирования).
- Активное участие учащихся класса в мероприятиях, посвященных различным аспектам здорового образа жизни и профилактики асоциальных форм поведения.
- Учащиеся воспринимают свое физическое здоровье, как фактор успешного овладения знаниями и, в конечном итоге, как фактор способствующий успешному продвижению в жизни.
- Учащиеся владеют приемами и навыками межличностного общения со сверстниками: в коллективе сложились дружеские отношения, основанные на принципах товарищества и взаимовыручки, владеют навыками конструктивного поведения, имеют стремление к различного рода активному досугу, без употребления ПАВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровье-твоё главное богатство"
Программа внеурочной деятельности "Здоровье-твоё главное богатство" рассчитана для курса "Валеологии" в 5 классе и рассматривает следующие аспекты: понятия здоровья и здорового образа жизни, значение ...
Программа внеурочных занятий "Здоровые щечки".
АннотацияРабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровые щечки» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарт...
авторская программа внеурочных занятий "Здоровый образ жизни"
программа внеурочных занятий по биологии...
Программа внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна»
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.Главная особенность здоровьесб...
Программа внеурочной деятельности "Здоровый я - здоровая страна"
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личност...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово" 6-8 класс
Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоро...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...