"В поисках вдохновения ..."
статья по теме

Силантьева Ирина Леонидовна

Эссе о смысле и трудностях работы педагога- музыканта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poiskah_vdohnoveniya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

 «В поисках вдохновения…»

«Если мы дружим с музыкой с детства, если мы с детства любим ее, жить нам на свете просто чудесно, музыка с детства дарит нам волшебство свое...»

П. Синявский.

Мне всегда ,с самого детства , было интересно заниматься музыкой. И интерес этот привили мне мои педагоги . Благодаря им ,я сама сейчас работаю с детьми , посвящая их в тайны музыкального  мира .Музыка делает людей лучше… Это я поняла из личного жизненного опыта и из опыта работы  с детьми. Даже простые  занятия, без претензий на профессиональность заставляют мыслить, тоньше чувствовать ,больше понимать Если бы была такая возможность ,научить музыке каждого ребенка...Наверное ,мир стал бы добрее и совершеннее.

Но сейчас у людей другие ценности. Настал век компьютеров и высоких технологий.

Звук любого инструмента можно синтезировать . Живой музыкальный звук вытеснен обилием  электронных ,неестественных звучаний. Если задуматься, что слышат и видят наши дети с самого раннего детства? Телевизор, компьютер, мобильный телефон…  Родители заняты на работе ,им некогда пойти с ребенком на концерт  .Хорошее образование-то ,которое позволяет хорошо заработать, музыкантом  быть  непрестижно.  Поэтому детей приводят ко мне «для общего развития». Все они учатся в Гимназии ,где я работаю в качестве педагога дополнительного образования и приобщаются к игре на флейте . И я с радостью пользуюсь возможностью преумножить количество любителей музыки и любителей флейты.  Любовно называемая детьми «дудочкой»,она является одним из самых популярных инструментов в нашей школе и причина в том , что «дудочка негромкая»(это заблуждение первое) и «занимает мало места»(это правда). Решают вопрос выбора инструмента обычно родители.

Маленький человек  почти всегда имеет большое желание научиться играть. Он проявляет свое любопытство: как можно издать звук , трудно ли это ,почему не все сразу получается? И это замечательно! Ведь  многие великие дела начинаются с детского любопытства. Но главное – сохранить это стремление к познанию до конца обучения.

Музыка-это не только сцена , концерт и праздник, но и большой труд .Нужно ежедневно уделять время занятиям на инструменте, занятия эти не всегда бывают веселыми .Как же зажечь огонек в душе ученика?  Откуда педагогу почерпнуть вдохновение для своей сложной и ответственной работы?

Наверное, надо самой быть интересным человеком, чтобы суметь заинтересовать других.

Я  люблю разговаривать со своими учениками не только о музыке ,но и о других их увлечениях  Мне интересно ,чем увлекаются мои маленькие современники .Оказывается и  дети могут рассказать мне о чем то, чего я не знаю ,например, о футболе или о синхронном плавании, современных танцах и даже о картинге. Ну, а музыкальные  вопросы мы  разбираем вместе.

Много радости испытывает ребенок ,когда издает первый звук на инструменте. Это чувство помнится мне из детства, когда я сама только училась играть. «Я могу  это сделать! Ура!» Дальше мы будем вместе «ткать» из этих звуков музыку и творить волшебство вместе и пусть у нас будет много- премного самого важного и нужного-   ТЕРПЕНИЯ.

«Бог дарует гениальность одному человеку без терпения, а другому человеку терпение без гениальности. Относительные достижения обоих удивляют.» сказал  Вальтер К. Клейн.

Именно терпение я хочу поставить на первое место среди качеств педагога. Можно быть музыкантом от Бога ,знать много различных методик преподавания ,но при этом не передать своих знаний и умений ученику .Все люди у которых мне выпало учиться были очень хорошими музыкантами, но не каждый из них был терпелив. И я не всегда была терпелива с детьми ,особенно «на заре» своей педагогической деятельности. Могла рассердиться ,если ребенок не выполнял моих указаний сразу и точно ,допуская таким поведением большую ошибку. Маленький человек начинал меня бояться ,зажиматься…

Какой уж тут может быть положительный результат?

Позже я встретила  замечательного педагога – Марину Михайловну Новикову, которая  сказала , что главное качество хорошего наставника-терпение .А если у ученика что-то не получается , то педагог должен спокойно и без раздражения сказать ему об этом . Ошибку всегда можно исправить, ее не нужно бояться… Надо быть только внимательнее и требовательнее к себе.! Все просто .А если не справился сам ,на помощь придет «старший  товарищ». . Медленно и терпеливо мы с учениками создавали доверительные отношения.  

Но этот труд того стоит!

Очень приятно наблюдать ,как дети  раскрываются  Человечек приходит ко мне ничего не умея, но проходит несколько месяцев и он уже играет «по- взрослому», в сопровождении фортепиано или в другом ансамбле и , даже, в детском оркестре. Ребята меняются и внутренне: они становятся взрослее ,ответственнее ,начинают осознавать ,что в чем- то превосходят своих сверстников , которые музыкой не занимаются. .Иногда происходят даже внешние изменения: появляется спокойствие, рассудительность. Прическа и одежда тоже «успокаиваются» .А  «скучная» классическая музыка  начинает нравится и больше не кажется скучной ,потому что становится понятной.

Мы с ребятами играем концерты для родителей и я вижу ,какое удовольствие это доставляет и тем и другим . Дети нарядные, счастливые, они увлеченно играют.  Значит я  работаю не зря! Радость от этой мысли приносит вдохновение мне и моим ученикам.

Силантьева Ирина Леонидовна, педагог  по классу флейты ОДОД ГБОУ №587 ,г. Санкт- Петербурга .  


 И ,хотя , кто-то из моих учеников вряд ли  станет профессиональным музыкантом ,есть надежда ,что каждый станет культурным человеком и пронесет любовь к музыке через всю свою жизнь.  А значит – я работаю не зря.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Вдохновение"

Отличительной особенностью данной программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, то есть он во всех уровнях становится вовлеченным в продуктивную т...

Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»

Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема:  «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....

Презентация к интегрированному уроку "Полет вдохновения или новая жизнь старых вещей"

Данная презентация показывается совместно с рассказом об истории декупажа....

В поисках ключа от вдохновения.

Данная статья - размышление  о педагогическом мастерстве, о роли учителя в раскрытии творческого потенциала ребенка....

Презентация "Поиск данных. Поиск и систематизация информации"

Презентация к уроку информатики в 10 классе по теме "Поиск  данных. Поиск и систематизация информации" для базового уровня...

Поиск данных. Условия поиска.

Тема урока:  «Поиск  данных. Условия поиска»Цели урока:Образовательные:Создать условия для усвоения и понимания понятий автофильтра и расширенного фильтра в электронных таблицах.Организовать...

Урок по информатике для 7 класса. Практическая работа «Способы поиска в Интернете» И.П. Формулирование запросов. Поиск информации об эколого-патриотической тропе Мысхако.

На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп...