В поисках ключа от вдохновения.
статья по теме

Белякова Марина Михайловна

Данная статья - размышление  о педагогическом мастерстве, 

о роли учителя в раскрытии творческого потенциала ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     В поисках ключа  от Вдохновения…

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь

в стремлении стать совершеннее.

 Сократ

           Помните  ли вы, когда Вдохновение  впервые  постучалось к вам? Постучалось так неожиданно, что  у вас и карандаша под рукой не оказалось, и листка не было, и  вы  не проявили должного гостеприимства.  Тогда  Оно обиделось и ушло, не оставив вам  ни  ключа,  ни адреса, ни сообщения о дате  следующего рандеву. «Неужели оно не вернется никогда?» - испуг потолка отразился в ваших глазах и начал громко пульсировать внутри…  «А может, вдохновение таким способом просигналило  о том, что ваша  жизнь погрязла  в суете  и надо в корне менять свое отношение к  профессии, людям,  миру и себе?» -  лучик света пробился сквозь зашторенные окна, пытаясь успокоить ваше нарастающее  недоумение.

           Со мной так бывает довольно  часто, ведь учительские будни и 27-летний  педагогический стаж в сумме  рождают недвусмысленные симптомы усталости, самоуспокоения  и страх перед профессиональным  «выгоранием».  Поэтому я  не люблю  и даже боюсь ждать вдохновения, а  становлюсь дерзкой, самонадеянной и, извините,  нахальной, чтобы заставить  вдохновение возвратиться , или сама без приглашения иду к нему в гости. И в  этом мне помогают мои  ученики и выпускники. Они и есть тот обретенный с годами  ключ от вдохновения, ключ от творчества.

         А  когда меня одолевает  чувство самосохранения, когда хочется всего лишь выспаться и отдохнуть от школьных будней, я  повторяю слова  Фаины Раневской: «Разве можно играть спектакль  с артистами, от которых нечем заразиться, кроме  насморка?»   С учителем, который режиссирует каждый день спектакль на уроке и после урока, аналогично: он должен заразить ученика вдохновением  и  заразиться  творчеством, а не банальной простудой.  Но  этот спектакль – не лицедейство: имя ему - Жизнь, а главное действующее лицо в нем  – душа ребенка, хрупкая и ранимая, еще не познавшая себя в себе и себя в мире. И в  данной системе координат Учитель и Ученик взаимно рождают судьбы  друг друга и творчество.  Процесс сложный, как и профессия, требующая полной самоотдачи,  взаимопроникновения и ответственности за душу ученика.

            Разве можно убедить человека: «Ты можешь – Твори!»  Гораздо вернее подождать, пока он сам скажет: «Я могу творить, и я буду творить, хотите вы этого или нет». В  том и заключается миссия Учителя – создать максимально комфортные условия для того, чтобы ученик расправил крылья и взлетел.  И здесь никак не обойтись без

вдохновения, ведь само слово «вдохновение» этимологически  восходит к словам «дух», «душа», «дышать, «дыхание».  Постигнув данную аксиому педагогики, я сформулировала свою педагогическую философию:  «Вдохновлять и вдохновляться».  Она есть тот недосягаемый идеал, к которому я стремлюсь, работая в школе.      

            Вдохновению нужна сила: она -  в Вере, Надежде и Любви, которые рождают Успех. Вдохновение питается эмоциями — яркими, счастливыми, красивыми. Вдохновение – это праздник, счастье! Это парящая в полете душа ребенка, поверившая в себя.   Представляете:  вот растущее вдохновение уже сжимается, как пружина, и все труднее удержать эту пружину внутри.  Пройдет несколько часов или дней, и вдохновение станет сильнее человеческой  воли. Как не пропустить то чудо, как задержать его, воскликнув: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

        Мы часто слышим фразу: «Учителем надо родиться». Однако, даже родившись учителем, можно им не стать или  перестать  им быть.  Быть учителем – это непрекращающийся процесс самосовершенствования. Потому мне так сложно писать о педагогическом мастерстве. Мастерство –  горизонт, приближаясь к которому, понимаешь, что он от тебя ускользает. Обычная  оптическая  иллюзия. И   я  не хочу тешить себя обманом, что уже подошла к черте педагогического мастерства.

          Существует два пути постижения мастерства - вертикальный и горизонтальный. Вертикальный путь -  карьера,  дипломы, звания, признание собственной значимости

в социуме.  Но в  любой момент человек может потерять все это. Горизонтальный путь -  восхождение к профессионализму в самом себе, попытки научиться делать то, чего другие не умеют,  открытие в себе уникальности в  профессиональном и духовном становлении.  Но горизонтальный путь  скромен и незаметен – он не выпячивает достижений и заслуг. И опять возвращусь к своей философии. По словам А.С. Пушкина,  «вдохновение – это умение приводить себя в рабочее состояние», поэтому выбираю горизонтальный путь и продолжаю учиться  «вдохновлять и вдохновляться».

          Витиеватые слова  «вдохновлять» и «вдохновляться» ассоциируются с прибором, наподобие  аккумулятора,  на котором есть специальные кнопки: «Включить»-  «Выключить»- «Пауза». Представьте.  Звонок. Занавес открывается. Начало урока литературы или русского языка.  Все присутствующие:  ученики и учитель- заряжаются энергией, нажимая на кнопку «Включить».  И - …. пошло-поехало:  творческий процесс в самом разгаре. Праздник.  Результативность  обучения  по высшему разряду. Учитель вдохновился, у учеников уже сжимается пружина, которую не удержать внутри....

          Вы улыбнулись?  И я не удержалась. Забавно, не правда ли? - почти как в сказке!  

А если всерьез, вдохновение на пустом месте  родиться не может, однако вдохновение – необходимый компонент для творчества. И как достичь того обоюдного состояния творчества ученику и учителю в сложном мире прагматизма, где все решает отнюдь не вдохновение и истинное творчество?

         Для созидания в творчестве человек должен мобилизовать все силы организма,

не только интеллектуальные, но все душевные и телесные силы. Только тогда изнутри его существа  будет произведён продукт творчества. Однако, как и в природе, это совсем не обязательно сразу должно получиться. Такой продукт творчества является живым воплощением, имеет право  на существование в нашей жизни и живёт среди нас. Искусственно созданное, механически соединённое, не рождённое, не живёт в нашей жизни, а быстро исчезает, несмотря на  интеллектуальные объяснения, убеждения и внушения. Творческий процесс рождения нового – явление,  не подвластное одному лишь интеллекту  и найденной научной формуле.  В основе его лежит закон тайны. Потому учитель должен уметь образовать и воспитать не только ум, но и сердце, то есть учитель  наделен священным правом  стать причастным  таинству рождения творческой личности. И здесь инновационными технологиями по первому слову науки вряд ли ограничишься. Не я первая, но все же рискну утверждать: профессия учителя  сочетает в себе науку, искусство и мистическое знание сродни религии, потому что напрямую связано с человеческой душой.  Не секрет, что для образования ума и сердца ребенка  нужно идти прежде всего  от сердца к сердцу и  через сердце -  к уму.  И только тогда родится «размах крыла расправленный, / Полета вольное упорство, / И образ мира, в слове явленный,/ И творчество, и чудотворство» ( Б.Л.Пастернак).

           Мои выпускники  Елесин Алексей и Ионочкин Константин, создавшие, еще учась  в школе,   популярную в России рок-группу «Война поэтов», в одной из своих песен (альбом «Минута полета»)  отразили мысль, которая, как мне кажется,  является стрежневой в понимании непростой  и далеко не исчерпывающейся высоким уровнем профессионализма  миссии взрослого, сопровождающего ребенка:

                                   …ведь я  не просил  

                                               Этих крыл

                                                     За спиной.

                                                  Я не хотел,                                  

                                                     Но полетел –

                                         Летим за мной.

           

Именно  научиться взлетать вслед за ребенком, осознавая всю ответственность возложенной на него миссии, должен учитель-мастер. Тогда педагогический процесс станет таинством рождения творческих личностей .  

         Даже если очень постараюсь, вряд ли  я смогу описать инновационную технологию в обучении и воспитании с  громким названием  «Ключ от вдохновения», но рассказать о своих  школьных буднях, открыв  книгу памяти на наиболее ярких страничках,  все же попытаюсь. На этих страницах  моей учительской судьбы хранятся незабываемые впечатления от сотворчества с учениками и минуты полета.  

СТРАНИЦА ПЕРВАЯ.  РОЛЕВЫЕ УРОКИ «ПОГРУЖЕНИЯ.

          Какие только роли я ни играла на ролевых  уроках «погружения»: была и  Велимиром Хлебниковым с нарисованным на щеке аэропланом, и  мэтром поэзии Валерием Брюсовым в черном фраке, и малоизвестным  актером «Блистательного театра» Мольера, и  даже Маргаритой  из романа Булгакова – так захотели ученики. Искала костюмы, чтоб соответствовать эпохе и роли, перечитывала горы книг, чтобы уточнить, могли ли, например, встретиться  Филиппо  Маринетти,   Гумилев,  Есенин, Ахматова и Маяковский   в кафе «Бродячая собака».  

         Вспоминается, как за день до  такого урока по Серебряному веку  ко мне подошел ученик, готовящий роль Гумилева, и спросил: « Марина Михайловна! Поймут ли меня на уроке,  если я буду говорить, как Гумилев, ведь поэт не выговаривал несколько букв?»  Как я тогда обрадовалась. Ведь для того, чтобы найти подобную информацию о Гумилеве, надо было действительно погрузиться  в тему, надо было заинтересоваться ею глубоко и не на шутку увлечься темой.  А разве просто написать стихотворение в стиле Ахматовой, Цветаевой, Маяковского, Северянина? Для этого недостаточно вдохновения – нужны глубокие знания, ведь жанр литературной мистификации коварен.  А на подобных уроках такие задания возможны.  Это, как мне кажется,  и есть живая литература. Здесь невозможно без творчества, без вдохновения.  

        Методика урока проста, но это не значит, что успех гарантирован заранее. Для успеха нужна полная  отдача,  как от учителя, так и от учеников, а также полное взаимопонимание и жажда творчества. Учитель обозначает заранее тему урока, дает групповые, индивидуальные и творческие задания.  Получив роль, ученик должен изучить материал по теме урока  с условием, чтобы, оказавшись в определенных условиях, заданных на уроке учителем, иметь возможность включаться в  ролевую

игру через заданный образ-роль. Учитель до проведения урока рассказывает только фабулу урока: время действия, место действия, перечень действующих лиц-героев и ролевую ситуацию урока. Наравне с учениками он «погружается» в тему урока, выбрав для себя роль.

            Урок  становится  для детей  решением  неожиданных для них ситуаций, «погружением в эпоху. Для того, чтобы урок получился, необходима опора  на глубокие знания по теме. И этому предшествуют все предыдущие уроки по данной теме.

Театрализованные ролевые уроки «погружения»  не могут быть заранее отрепетированными – в них должны быть экстремумы, требующие  креативных  решений, опирающихся на глубокий багаж знаний по теме.  Это уроки настоящего творчества которые  доказывают, что творчество  требует глубоких знаний, широкого кругозора как от самого учителя, так и от учащихся.

   

СТРАНИЦА ВТОРАЯ. ПРОЕКТ «НЕДЕЛЯ ТВОРЧЕСТВА»

          Объединить учеников разных возрастных групп и увлечений сложно, но такое случается. Мне, к счастью, это  удалось в реализации проекта «Неделя творчества»

в 2012 году на базе нашей школы.  Юные музыканты, художники, дизайнеры, актеры,  журналисты, технари,  компьютерщики,  писатели –  всех не  перечислишь!  –  сплотились  в  процессе подготовки  к  выставке картин,  выпуску Литературного буклета «Carpe diem»,   рекламы  ко  всему действу, организации радиопередачи и презентации  творческой группы юных писателей. Кроме всего, в течение недели  всех посетителей выставки сопровождали актеры, по своему почину, кстати, решившие, что у данной выставки должны быть меценаты, как в старые добрые времена. Ребята-актеры  назвались четой господ Третьяковых. Они  проводили экскурсии по школе, собирая в «Журнал выставки» отзывы и предложения посетителей.  

          Выставка, кстати, получилась значительной и по количеству, и по качеству работ учащихся. В шутку посетители назвали наш проект  мини-Третьяковской галерей с литературно-музыкально-театральным сопровождением.  Выпуск литературного буклета заставил нас всех  поломать голову, ведь надо было выпустить целый тираж брошюр, а типографии в нашей школе нет.  Такая вот загвоздка.  Но тут нам пригодились таланты тех, кто не рисует, не поет и не пишет, а просто умеет организовать процесс. И случилось чудо: в наше прагматичное время  нашлись

родители-спонсоры, которые готовый буклет профессионально распечатали и привезли в школу целый тираж брошюр. Организатором здесь оказалась группа  учеников из технического класса. А это ведь тоже творческий процесс созидания.

          Радиотрансляция ежедневно анонсировала школу о новостях Недели творчества, сопровождала на переменах просмотр картин  тихой музыкой, почти как в музее Чюрлениса. Многие учителя не ожидали увидеть неприметных на уроках ребят ,

 а подчас и просто неуспевающих, в роли талантливых художников, писателей, актеров  и журналистов. Финалом выставки стала фееричная презентация брошюры произведений наших юных литературных дарований. Ребята читали стихи, собирая вокруг себя зрителей.   И, главное, не осталось  равнодушных. Потом была веселая презентация о подготовке всего этого грандиозного действа, во время просмотра которой все смеялись, и, конечно же, подытожил  все серьезный отчет о проделанной работе. А результатом пробудившегося вдохновения стали многочисленные победы на  литературных конкурсах и олимпиадах разного уровня, вплоть до  Всероссийского. Во время этой выставки я скинула лет десять, почувствовав себя совсем юной, как и мои ученики, ведь мне , к счастью, удалось все-таки взлететь вслед за моими учениками.

       Этот учебный проект  как самостоятельная познавательная, творческая,  игровая деятельность учащихся, направленная на создание результата в виде реального  интеллектуального и творческого продукта, получилась неплохо и памятно.

         

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ.

СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА.

              Я имею большой опыт в работе  с творчески одаренными детьми и строю свою деятельность как  диалог с ними, как мастерскую творчества, помогая их становлению.  

В сопровождении талантливого ребенка  надо стать некой  «энергетической  и интеллектуальной» подзарядкой  и помощником   в поддерживании его  духовного равновесия. Вряд ли учитель может научить писать прозу, стихи, ведь он не писатель, но в исповедальном  диалоге с ребенком происходит взаимообогащение опытом творчества.  Приведу небольшой диалог с выпускницей 2012 года  Сабяниной  Анастасией. Думая о судьбе человека, мы откликались на  мысли друг друга. Она написала:

                                                 Погружаясь в белые облака,

                                                 Замечая переход слоёв, пух,

                                                   Думаешь,

                                                           насколько вселенная глубока

                                                  И как долго можно жить,

                                                                               ничего не вдохнув.

На стихотворение ученицы я ответила так:

Дуновенье полета,

                               и кажется синим

                                                              Это небо в глазах

                               лишь на призрачный миг.

…ветер листья сорвет,

                           век за веком отхлынет,

                                                              И лицо,

       воскресая,

                               почувствует

                                                          Лик.

            Среди моих учеников - печатающиеся поэты, режиссер художественного кино,  сценаристы,  учителя русского языка и литературы (выпуск 1990 года – 12 человек), научный сотрудник музея А..А. Блока,  2  преподавателя кафедры экранных искусств Санкт –Петербургского Университета кино и телевидения,  журналисты, музыкальная группа  «Война поэтов».  В 2011-2012 учебном году две моих ученицы стали стипендиатами  программы «Талантливая молодежь России». Все достижения моих замечательных выпускников и учеников не перечислишь. И от этого становится отрадно. Я  убеждена, что главные заслуги учителя не в званиях, наградах ,  а в достижениях  его учеников и выпускников и в  их духовном становлении. Я такими учениками и выпускниками богата. Именно благодаря таким ученикам я  и состоялась как учитель.

                                                                                                   

                       СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ. ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

          Внеклассная деятельность – нераспаханное поле деятельности для педагога. Здесь ребенок не скован домашними заданиями и оценками, здесь он раскрепощен и обнажен перед вами, здесь его человеческие качества проявляются во всем спектре личности.

Только твори вместе с ним и в процессе творчества помогай становлению его духа.  Вот где формула «Вдохновлять и вдохновляться»  воплощается в жизнь!

        Я не буду останавливаться на традиционных экскурсиях, классных часах и прочих воспитательных делах.  Они, безусловно, присутствуют в моей работе с детьми. Но полет фантазии и рождение вдохновения  наблюдается в иных сферах внеклассной работы, которые мне наиболее близки.

          Отмечу, что сама я получаю неописуемое удовольствие, ставя спектакли со

своими учениками, готовя с ними музыкальные выступления, внеклассные проекты. Главным во время подготовки спектакля  является умение педагога  включить ребенка в процесс коллективных творческих дел ( КТД), тогда и коэффициент качества будет высоким, и ученику будет казаться, что все он сделал сам.

          Методика «Коллективное творческое дело» И.П.Иванова  и Ф.Я.Шапиро (60-е годы ХХ века) известна как коммунарская методика. В основе ее три основные идеи :

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

 2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

 3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

         В данном процессе роль учителя незаметная. Надо научиться организовать детей так, чтоб они не почувствовали, что ими целенаправленно руководит педагог . Задача не из легких. Но здесь возникает самая настоящая лаборатория творчества. Главное – забыть, что ты  НАД  детьми, что ты ОРГАНИЗАТОР, РУКОВОДИТЕЛЬ, а почувствовать в себе склонность к СОТВОРЧЕСТВУ с ребенком. Я очень радуюсь, когда у меня это получается.  

            Для меня самое важное, чтоб  у моих учеников на всю жизнь остались яркие воспоминания о детстве, юности, о школе.

     

               Творческие способности являются сердцевиной интеллекта. И все же попытка дать определение творчеству подобна попытке взять и удержать пальцами каплю ртути. Как только вам покажется, что вы наконец-то схватили ее, она рассыпается на множество мелких капель, и они разбегаются в разных направлениях. Творчество подразумевает, что вы сами создаете некую идею, а не заимствуете ее у кого-то. Вы сами наблюдаете процесс рождения идеи в вашем мозге. Это может произойти в результате настойчивых попыток решить задачу, например, как следствие применения последовательности хорошо обдуманных шагов при работе над проектом, или это может произойти как по волшебству, когда вдохновение неожиданно находит вас без всякого видимого усилия с вашей стороны.  

          Творчество  делает нас новаторами и мыслителями. Оно  - конечная цель для того художника, который заключен в каждом из нас. Оно – необходимость для учителя-мастера. Оно – необходимость для меня, ведь я еще не мастер, а только этому учусь.

   

 В заключение поделюсь некоторыми советами, которыми руководствуюсь сама в работе с детьми.  

  1. Творя  - рискуйте.
  2. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею

      - оригинальную для вас,  - нужно сделать что-то

      совершенно  отличное от того, что вы обычно делаете.

      Это означает, что надо вторгаться в неизведанные области

      и предпринимать попытки сделать что-то новое.

  1. Не бойтесь, что вас постигнет неудача, ведь творчество

       вам ничего не гарантирует, зато дарит прекрасные

       и незабываемые мгновения  встречи с вдохновением.

            …я  помню, когда вдохновение впервые постучалось ко мне, я помню, что постучалось оно неожиданно, помню, что оно иногда обижалось на меня и уходило надолго, не оставляя адреса и не назначая последующих встреч.  Именно поэтому  я, вероятно, и поняла , что профессия учителя  – это непрерывный поиск ключа  от вдохновения.  Задаюсь вопросом: «Нашла ли я этот ключ?»   Ответ  будет не таким, к которому привыкли  рапортующие о своих успехах и достижениях: «Нет, я его постоянно ищу  и этим вдохновляюсь».

               Да, я ищу этот  Ключ  без права передачи, но со священным  правом заразить и заразиться  вдохновением, творчеством и любовью к своему делу.  А когда иду на урок, слышу в своем сердце отголоски мысли  древнегреческого философа Сократа: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь  в стремлении стать совершеннее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В поисках вдохновения ..."

Эссе о смысле и трудностях работы педагога- музыканта....

Презентация "Поиск данных. Поиск и систематизация информации"

Презентация к уроку информатики в 10 классе по теме "Поиск  данных. Поиск и систематизация информации" для базового уровня...

Поиск данных. Условия поиска.

Тема урока:  «Поиск  данных. Условия поиска»Цели урока:Образовательные:Создать условия для усвоения и понимания понятий автофильтра и расширенного фильтра в электронных таблицах.Организовать...

Творческий вечер посвященный празднованию 150-летия г. Горячий Ключ "Легенды Горячего Ключа"

В материале прослеживается вся история города, его основание, выдающиеся люди, военные годы, современное развитие города...

Интеллектуальная игра "В мире сказок или Поиск ключа мудрости"

Внеклассное  мероприятие для детей 5-8 классов...

Поиск ключа к здоровью

Лекторий для родителей...

Урок по информатике для 7 класса. Практическая работа «Способы поиска в Интернете» И.П. Формулирование запросов. Поиск информации об эколого-патриотической тропе Мысхако.

На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп...