Сибирский край Экологический конкурс Для учащихся 3- 4 классов
методическая разработка по теме
Конкурс рассчитан на детей 3, 4 классов. Проводится во Дворце творчества или школе для воспитанников учреждении дополнительного образования и учащихся общеобразовательных школ.
Данная форма конкурса вызывает у детей большой интерес, т.к. проводится она в форме игры и перемещения по различным станциям-кабинетам. Школьники должны показать свои знания о животных, растениях (зверях, птицах, рыбах), грибах. Уметь различать птиц по внешнему виду. Знать животных и растения, занесенные в Красную книгу региона и области.
Находить взаимосвязи в природе, составлять пищевые цепи.
Некоторые вопросы можно изменить с учетом своего региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_konkurs_sibirskiy_kray.zip | 106.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей «Дворец творчества
детей и молодежи «Гармония»
Сибирский край
Экологический конкурс
Для учащихся 3- 4 классов
Составила: Клопова Любовь Александровна –
Педагог, методист МБОУ ДОД «ДТД иМ «Гармония»
г. Братск
2012
Введение
Экологический конкурс « Сибирский край» рассчитан на учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Может проводиться как массовое мероприятие. К началу игры учащиеся должны знать животных и растения родного края и озера Байкал, их экологические особенности, животных и растения, занесенные в Красную книгу Иркутской области.
Конкурс можно проводить во Дворце творчества или в школе, где достаточно кабинетов.
Цель:
- привлечь внимания детей и взрослых к природному богатству родного края
- развивать интерес к познанию сибирской природы;
- прививать умения работать в группе;
- выявить и поощрить детей и коллективы, неравнодушные к экологическим проблемам своего края.
Оборудование:
Картинки с изображением зверей, птиц, грибов. Гербарий листьев деревьев. Мультимедиа. Кроссворд и ребус. Маршрутные листы с надписью станций и очередностью.
Участники конкурса: в игре принимают участие школьники 3-4 классов по 3 человека в каждой команде.
Продолжительность конкурса – 1 час
Условия проведения конкурса:
Вначале все дети собираются в одном кабинете или актовом зале. Приветствие и представление команд. Конкурс проводится в виде игры -путешествия по станциям. Станции располагаются по кабинетам Дворца или школы. На каждом кабинете повешены таблички с названием станции. Перед началом игры командам объявляются правила прохождения станций, выдаются маршрутные листы с указанием, где и какой этап конкурса располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.
На станции каждой команде задается по шесть вопросов, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставятся баллы, которые набирает команда. В конце игры баллы суммируются, определяется команда победитель.
Станции
- Животный мир
- Какой ценный пушной зверек является символом сибирской тайги? (Соболь)
- Когда у медведицы рождаются детеныши? (Зимой).
- Назовите зверька похожего на белку, у которого по спине проходят темные полоски. (Бурундук).
- Что делает зимой еж. (Спит)
- Какого хищника называют санитаром леса. (Волка)
- Какого зверя называют сохатым и почему? (Это лось. У его рога по форме напоминают соху (орудие, которым в старину пахали землю).
- Растительный мир
1.Как в Сибири называют купальницу азиатскую (Жарок)
2.У какого дерева съедобные шишки? (Кедр)
3.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья – хвоинки. (Лиственница)
4.Через сколько лет сосна и ель меняют свои хвоинки? (Сосна через 2-3 года, ель – 5 – 6 лет)
5.У какого дерева листья дрожат? (У осины)
6.Узнать по листьям, каким деревьям они принадлежат. (Гербарий листьев: береза, тополь, рябина, осина, клен, липа, дуб)
- Птицы
- Какие птицы не улетают от нас зимовать. (Синица, воробей, ворона, сорока, дятел, клест, поползень).
- Кукушка – птица перелетная или нет? (Перелетная)
- Какая птица ныряет под воду и может бегать по дну водоема. Оляпка
- Узнать птицу по внешнему виду. Фото или рисунки птиц: клест, поползень, синица, ворона, свиристель, скворец.
- Какая птица прилетает с первым снегом. (Снегирь)
- Назовите птицу, которая имеет крестообразный клюв. (Клест)
4. Рыбы
1. Назовите хищных рыб, которые водятся в нашем водохранилище. (Окунь, Щука)
2.Самая ценная промысловая рыба Байкала. (Омуль)
3. Назовите живородящую рыбку, эндемик Байкала, которая имеет до 40% жира (Голомянка)
4. Что означает слово ихтиология? (наука о рыбах)
5. Какую рыбу ловят зимой (Налима)
6. Зачем рыбаки делают зимой во льду лунки? (Чтобы рыбы не задохнулись).
5. Кроссворды и ребусы
Береза
Сорока
Снегирь
Ласточка
Лиса
Стрекоза
Кроссворд «Животные сибирской тайги»
E | Ж | ||||||||
Л | И | С | А | ||||||
В | О | Л | К | ||||||
О | Л | Е | Н | Ь | |||||
О | Н | Д | А | Т | Р | А | |||
К | А | Б | А | Н | |||||
Р | Ы | С | Ь | ||||||
М | Е | Д | В | Е | Д | Ь |
Расставьте правильно названия животных: волк, еж, ондатра, рысь, медведь, кабан, лиса, рысь.
6. Грибная
1. Какой это гриб? Узнать по картинке. (Масленок, рыжик, волнушка, лисичка, опята, сыроежка)
2. Назовите два самых ядовитых гриба. (Мухомор и бледная поганка)
3.Какой гриб можно есть сырым. (Сыроежку)
4. Как называют по-другому гриб – боровик. (Белый гриб)
5. Какого цвета шляпка у подосиновика, и под каким деревом он растет? (Красная, растет под осиной)
6. Название, какого гриба похоже на название животного. (Лисичка)
7. Экологическая
1. Составьте схему пищевых связей таежной зоны. (Растение – мышь – лиса. Сосна – личинки насекомых – дятел)
2. Почему некоторые птицы улетают от нас в теплые края? (Им нет у нас корма)
3. Приведите примеры взаимосвязи живой и неживой природы. (Воздух – птицы, вода- рыбы, почва – личинки насекомых)
4. Что изучает экология? (Экология изучает взаимосвязи живых существ друг с другом и окружающей средой)
5. Каких животных из Красной книги Иркутской области вы знаете? (Соболь, кабарга, выдра, манул, нерпа)
6. Какие растения охраняются законом в Иркутской области? (Прострел (сон-трава), купальница азиатская (жарок), багульник (рододендрон даурский), пион Марьин корень, лилия кудреватая ирис касатик)
В конце игры дети сдают жюри свои маршрутные листы с баллами, собираются в зале. Для детей демонстрируется подборка слайдов о природе сибирского края. Жюри удаляется, подводит итоги.
Награждение команд.
Практическая часть материала
В результате проведения конкурса «Сибирский край » у школьников расширяются знания о животном и растительном мире родного края, появляется стремление узнать о нем больше, развивается экологическое мышление, формируется умение работать в группе.
Выводы
Экологическую игру «Сибирский край» можно проводить как массовое мероприятие для учащихся 3,4 классов в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Состав животных и растений можно подобрать с учетом региональной особенности.
Литература
1. Бианки В. Лесная газета.- М.: Издательство «Правда», 1986 – 780с.
2. Бояркин В.М. География Иркутской области. – Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2000. – 224с.
3. Приложения к журналу «Сибирячок». Мир дикой природы. Серия карт Сибирячка.
4..Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я.- М.: ЗАО Компания «Махаон», 1999. – 160с.
Сеть интернет
vneuroka.ru› Кроссворды про животных
redbook.ru›redbookirk272_29-05-2003.htm
Приложение 1
Маршрутный лист
экологическая игра «Сибирский край»
Учреждение: МОУ СОШ №
№ п/п | Название станции | Баллы | Подпись эксперта |
1. | Мир животных | ||
2. | Мир растений | ||
3. | Птицы | ||
4. | Рыбы | ||
5. | Конкурсы и кроссворды | ||
6. | Грибная | ||
7. | Экологическая | ||
Всего баллов |
Число, год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...
Разработка буклета экологической тропы для учащихся 5 классов "Удивительное рядом"
В работе показана экскурсия для учащихся 5 - 6 классов на тему "Удивительное рядом"на экологической тропе в районе школьного двора....
Творческий конкурс для учащихся 5 класса "в МАСТЕРСКОЙ НАЧИНАЮЩИХ УМЕЛЬЦЕВ"
Создание оптимальных возможностей для выявления творческого потенциала детей и подростков, удовлетворения их потребностей и творческой самореализации средствами художественно-эстетического...
Урок-конкурс для учащихся 3 класса (резервный урок в конце 4 четверти по итогам пройденных тем по учебнику М.З. Биболетовой Enjoy English – 3) «Welcome to DISNEYLAND»
В материале представлена подборка конкурсов, благодаря которым ребята смогут продемонстрировать свои навыки и умения, полученные в начальной школе. Использование Диснеевских мультперсонажей сделает ур...
Разработка городского конкурса для учащихся 6 классов «Немецкая мозаика»
Задачи: - обобщить и систематизировать грамматические и лексические знания учащихся по немецкому языку; - развивать ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая тропа" для учащихся 7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для учащихся 7 классов...
Конкурсы для учащихся 6 класса
Задачи на логику для учащихся 6 класса...