программа кружкового объединения "Цветная ниточка"
рабочая программа на тему
Целью программы является формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_cvetnaya_nitochka.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
объединения
«Цветная ниточка»
Информационная карта
- Объединение – «Цветная ниточка»
- Учитель технологии – Мельникова Галина Петровна
- Направленность – художественно-эстетическая
- Функциональное назначение – коммуникативное, развивающее, социализирующее
- Масштаб реализации – муниципальный
- Возрастной диапазон – учащиеся 2-6 кл.
- Продолжительность реализации – 1 год
Пояснительная записка
Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда. Творчество, вышивка, кружевоплетение, резьба и роспись по дереву, искусство керамики – все это приобщает ребят к многонациональной культуре народов нашей страны.
Основная задача заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного и эстетического вкуса, психологическая и практическая подготовка их к полезному труду, творческое отношения к действительности и умения посильно преобразовывать ее «по законам красоты».
Интересные задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.
Занятия художественно-прикладным искусством способствуют также профессиональной ориентации учащихся.
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему.
Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Занятия носят главным образом практический характер. Теоретические сведения связаны с практической работой учащихся.
При выполнении работ самого серьезного отношения со стороны учителя требует соблюдение учащимися правил техники безопасности. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, обеспечению безопасных условий работы, противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное внимание.
Целью программы является формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- развивать стремление к углублению знаний
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий
- развивать индивидуальные способности обучающихся
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду
- формировать чувство коллективизма, гражданственности
- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность)
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи
Познавательные:
- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству
Развивающие:
- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность
- содействовать формированию всесторонне развитой личности
- создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся
Мотивационные:
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества
- развивать активную деятельность
Эстетические:
- воспитывать аккуратность, культуру поведения
- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества
Социально-педагогические:
- формирование общественной активности, реализация в социуме
- формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству
В объединении могут заниматься учащиеся как одного возраста, так и разновозрастного состава (2-6 классы). Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достичь успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную самооценку. В течение одного года они попробуют работать в различных направлениях рукоделия и элементарного моделирования. Это помогает определить склонность и индивидуальные возможности каждого учащегося.
Содержание занятий и конкретный материал по темам подбирает педагог с учётом возраста детей, их интересов подготовки и конкретных условий.
Вовлекая учащихся в работу по развитию творческих способностей, очень важно помочь им поверить в свои силы и ощутить чувство успеха. На простых примерах из жизни школьников дать элементарное понятие о мышлении, чувстве, воле и вдохновении, а также предоставить возможность увидеть, вообразить, ощутить, воспроизвести что-то своё, стремиться к самостоятельному решению и достичь успеха.
Если выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то дети испытывают чувство радости и гордости за свой труд.
В процессе занятий формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство в достижении цели. Объясняя наиболее рациональные приёмы работы, не надо лишать ребят самостоятельности, а лишь направлять их на более целесообразные и экономические решения. Труд должен быть познавательным, перспективным, открывающим новый мир, неизвестные ранее чувства и ощущения.
Следует помочь учащимся раскрыть увлекательную сторону труда, закрепить естественную потребность трудиться увлечённо, приохотить их к труду так, чтобы они испытывали чувство значимой личности, выработали понятие, что все достоинства человека достигнуты результатом труда.
Педагогические технологии
Любая педагогическая система жизненна только в том случае, если она функционирует в режиме развития. Поиск и реализация путей развития в решающей степени обеспечивают ее долговременность и эффективность.
Овладение технологией обучения многократно умножает силы педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур, приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и мастерство. Следует выделить следующие этапы педагогической технологии:
- диагностические исследования личности обучающихся;
- целеполагание;
- организационно-деятельностный этап;
- этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, переходящей в самооценку;
- анализ конечного результата, рефлексия.
Совокупность этих технологических этапов надежно обеспечивает учащимся овладение определенным объемом знаний, умений и навыков.
Модули обучения
Обучение включает в себя два модуля:
I модуль - базовый.
Включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней творческой деятельности. Базовый уровень задается по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей. И в то же время технологии освоения объема знаний, умений и навыков на этом этапе должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся.
II модуль -развитие творческих способностей.
Включает деятельность, направленную на освоение теории и практики данного вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен определенным уровнем развития творческих способностей обучающихся, их отношением к освоению нового материала, уровнем развития их способностей (восприятие, мышление, память и др.).
Формы и методы обучения
Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения, использовать разнообразные формы организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.
В течение учебного года обучающиеся посещают музеи, слушают лекции о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками. Но специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией
работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.
Формы подведения итогов
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:
Во-первых, процедура проверки результата работы обучающихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т. д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся, а в основном способные и занимающиеся в кружке не первый год.
Во-вторых, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога - развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.
В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью просмотров работ, собеседования в конце учебного года.
Желательно, чтобы сами обучающиеся использовали различные формы промежуточной и конечной самодиагностики, например в картах самоанализа или тетрадях личностных достижений, где обучающиеся сами отмечают уровень своих достижений, приобретенные умения, эмоциональное состояние и т. д. Так стимулируется становление самосознания, саморазвития.
Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие.
По окончании учебного года ребятам вручаются грамоты за активную работу в кружке на итоговом празднике «За честь школы», за призовые места в районных и республиканских мероприятиях объявляются благодарности с занесением в личное дело.
Дидактические и методические материалы
Для обучающихся в кабинете оформлены:
- стенды с работами декоративно-прикладного характера;
- образцы практических работ;
- журналы, книги.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании первого года обучения
Должны знать:
- Начальные сведения о материалах и инструментах для работы.
- Иметь представление о пропорции.
- Начальные сведения о цветовом сочетании.
4. Различать понятия: «раппорт», «орнамент», «параллельное низание», «круговое низание», «плоский узел», «репсовый узел», «счетные швы»
5 Иметь представление о народных традициях разных стран.
Должны уметь:
- Приобрести навыки работы с бисером, вышивкой, плетением макраме.
- Подбирать нужные цвета ниток при вышивании.
- Рассчитывать длину нитей при плетении.
- Пользоваться простыми схемами и описаниями работы.
- Изготавливать сувенирные изделия.
- Работать по шаблону.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
Учебно-тематический план
№ занятия | Подразделы и темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой, вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Искусственные цветы | 24 | 3 | 21 |
Материалы. Инструменты и приспособления. | 1 | |||
Предварительная обработка материалов по изготовлению искусственных цветов. | 5 | |||
Роза из шифона. | 4 | |||
Яблоневый цвет | 4 | |||
Гвоздика махровая | 4 | |||
Подсолнух. | 1 | 3 | ||
Ветка сакуры (панно). | 1 | 3 | ||
3 | Работа с бисером | 32 | 1 | 31 |
История возникновения бисера. инструменты и материалы, разновидности бисера. | 1 | |||
Параллельное низание. Отработка навыков низания | 3 | |||
Круговое или французское низание. Отработка навыков низания | 4 | |||
Вышивка бисером. Вышивка по канве, вышивка по ткани. | 4 | |||
Изготовление сувениров из бисера. | 20 | |||
4 | Макраме | 32 | 2 | 30 |
Краткие сведения из истории. Материалы для плетения, инструменты и приспособления. | 2 | |||
Односторонний узел. Витая цепочка. Отработка навыков плетения | 2 | |||
Плоский узел. Отработка навыков плетения | 4 | |||
Репсовый узел. Отработка навыков плетения | 4 | |||
Изготовление сувениров | 20 | |||
5 | Вышивка | 34 | 4 | 30 |
Материалы для вышивания. Инструменты и приспособления. Способы увеличения и уменьшения рисунка. Композиция, ритм, раппорт, орнамент, симметрия. Теплые и холодные цвета. | 2 | |||
Технология выполнения счетных швов(роспись, крест, счетная гладь) | 2 | 6 | ||
Изготовление изделий в технике крест. | 24 | |||
6 | Новая жизнь старых вещей | 4 | 4 | |
Реставрация старых кукол. | 2 | |||
Декоративная заплатка. | 2 | |||
7 | Подготовка к выставке | 1 | 1 | |
Итого | 128 | 11 | 117 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс
Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...
Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"
Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...
Программа кружка Волшебные ниточки
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности....
Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы)
Пояснительная записка ...
Программа "Вышивка. Золотая ниточка"
программа обучает вышивать разной техникой ручных швов...
Программа кружка "Золотая ниточка"
Программа дополнительного образования...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ниточка-иголочка" (стартовый уровень, 7-11 лет, 72 часа)
Программа «Ниточка - иголочка» относится к стартовому уровню и имеет художественную направленность. Содержание стартового уровня являе...