занятие по экологии для начальной школы "Птицы нашего леса"
план-конспект урока по теме

Усова Ольга Юрьевна

Конспект занятия "Птицы нашего леса" можно использовать на уроках по окружающему миру, на занятиях по экологии. В увлекательной игровой форме дети узнают о птицах нашего леса (Северо-Запад).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pticy_nashego_lesa.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Мой университет – www.moi-amour.ru     

  1. Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Усова Ольга Юрьевна

Должность

Педагог дополнительного образования

Образовательное учреждение

ГБОУ лицей № 389 «Центр экологического образования»

Республика/край

Город/поселение

г. Санкт-Петербург

Предмет

Дополнительное образование .Экология

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

Группа продлённого дня 1-4 классов в количестве 15 человек.

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Новогодний экологический праздник

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

нет

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Тип занятия – праздник.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Данное занятие рассчитано на всех детей общеобразовательных школ, занимающихся в группах продлённого дня в кружке «Экология».  

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Повторение, обобщение и закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях.

Задачи

В увлекательной форме  показать важность экологических знаний;

дать детям проявить ЗУН, творческие способности;

повторить ЗУН, полученные ранее;

развивать память, мышление, внимание, речь, коммуникативные навыки и творческие способности детей.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Повторение и  обобщение  знаний.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

ЗУН, полученные на занятиях по экологии.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Занятие проходит в украшенном актовом зале.

Необходимы: аудиомагнитофон, мягкие «снежки» для игры.

Текст данного занятия сочинён автором.

Ход праздника.

Дети рассаживаются в зале.

Выходит ведущий.

Вступление (1 мин.):

Ребята,  рады видеть вас на нашем новогоднем празднике. Наш Новый Год не простой, а экологический. Это значит, что вам предстоит показать свои знания и умения, полученные на занятиях экологии. Итак, начнём!  

Основная часть (35 мин.):

Ведущий:

Новый Год придёт к нам скоро,

Чтоб он счастье всем принёс!

Снежным, сказочным узором

Мир украсит Дед Мороз.

В гости к нам на тройке мчится

И вот-вот придёт сюда,

В дверь негромко постучится...

Появляется Баба Яга.

 

Баба Яга: Не приедет никогда!

Здравствуйте, мои ребяточки –

Розовенькие пяточки,

Розовые личики,

Круглые как блинчики.

Всех бы я вас съела,

Да много другого дела!

Сонечки, Тани, Ванечки...

Не будет теперь вам праздничка!

Ведущий: Бабки Ёжкины проделки

Всюду гадки, мерзки, мелки.

Говори на чистоту,

Что несёшь здесь клевету!

Ждёт всех праздник у ворот,

Новый Год придёт вот-вот.

Баба Яга:

Хватит спорить ни о чём,

Я здесь вовсе не причём.

Виноват тут мальчик Вася,

Мальчик Вася в третьем классе.

Как он плохо учился!

Не старался, ленился!

И сорока-белобока

Унесла-таки с урока

Васину контрольную

И потом довольная

Мигом за полярный круг:

«Дед Мороз, открой, тук-тук!».

Прочитал всё Мороз Иванович,

Прочитал чуть ли не рыдаючи!

Там у Васи, ребятки мои,

Зимним утром поют соловьи.

И в саду, несмотря на морозы,

Голубые летают стрекозы.

Ах, какой Дед Мороз доверчивый,

Он поверил во всё, и вечером

Началась у него печаль,

Соловья ему бедного жаль.

Дед Мороз плачет: «Вдруг,

Не летел тот на юг.

И стрекозы в саду

Пропадут, пропадут,

Лучше я не приду, не приду...»

Ведущий:

Дед Мороз под Новый Год

К нам придёт и принесёт

Что?

Дети: Подарки!

Ведущий: несомненно.

И природе перемены.

Отгадайте-ка загадки,

Расскажу их по-порядку.

Ведущий загадывает загадки, дети отвечают хором.

Загадки:

У красавицы зимы

Получаются холмы,

Появляются в лесочке,

В поле. Во дворе рядочки

Из холмов и холмиков,

Боятся они дворников.

(сугробы).

Белая мошка

Сядет на ладошку,

Улетать не станет,

От тепла... растает.

(снег).

В зимние месяцы

Воет она, бесится,

Снег колючий кружит

И с теплом не дружит.

(вьюга).

 

Появляется соловей из Васиной контрольной.  

Соловей:

Вот, ребята, к вам лечу,

Жить так больше не хочу,

Не хочу зимою снежной

Песни петь, певец я нежный.

Я спорхнул с листа контрольной.

Всё. Замёрз. С меня довольно.

Ведущий:

Соловью помочь нам нужно,

Снег в лесу расчистим дружно.

Игра «Снежки».

Дети разбиваются на две команды. Выходят на середину зала. На полу снежки (мягкие шарики или мешочки набитые ватой). Между командами чертится линия (кладётся верёвка). Надо за определённое количество времени бросать снежки на сторону противоположной команды. Когда время закончится, побеждает та команда, у которой меньшее количество снежков (которая больше бросила снежков другой команде).  

Соловей:

 Вот, спасибо Вам, друзья,

Но голодный очень я.

Корма нет зимой совсем,

Кто ответит, что я ем?

Дети дают ответы, ведущий спрашивает, какие птицы улетают в жаркие страны (провести взаимосвязь с питанием).

Игра «Улетают-не улетают».

Ведущий называет птиц, если птица улетает, дети машут руками, если не улетает – руки на коленочки.

Появляется сорока-белобока.

Сорока-белобока:

Здесь веселье, карнавал?

А меня никто не звал...

Я сорока-белобока,

Хороша с любого бока,

Все жалеют соловья

И забыли про меня.

Ведущий:

Да, тебя не звали мы,

Нет здесь праздника зимы,

Дед Мороз из-за кого же

В гости к нам придти не может?

Ты, виновница, ступай!

Сорока: Погоди же, слово дай!

Будет праздник Новый Год,

Дед Мороз сюда придёт,

Только надо Вам, ребята,

Показать свои таланты.

Проявите ум блестящий,

Будет праздник настоящий!

Игра «Угадай мелодию». (Проводит Сорока-белобока).

Звучат мелодии песен о зиме, затем  о птицах. Дети отгадывают названия.

Игра «Цепочка ответов»:

Ведущий: «Сейчас мы поиграем в игру «Цепочка ответов».

Ребята, выстраиваемся в две колонны, это две команды.

Вам необходимо по-очереди давать ответы, которыми Вы будете характеризовать названное мной животное. Например, белый медведь.  Команды вятянут жребий, на первенство ответа. Первый игрок команды, вытянувшей жребий, даёт ответ, характеризующий белого медведя, его образ жизни, например, питается рыбой. Если ответ верный, игрок становится в конец команды. Далее отвечает игрок команды-соперницы, например, самый крупный из всех видов медведей. Также становится в конец своей команды. Затем очередь отвечать игроку из первой команды, игрок, правильно ответивший, встаёт в конец команды, и очередь снова переходит ко второй команде и т. д. Если игрок затрудняется дать ответ или ответ неточный, неверный, игрок выбывает из команды. Побеждает команда, в которой осталось больше игроков». Команда может помогать своему игроку.

Ведущий: Молодцы ребята, восхищён вашими знаниями по экологии! А теперь мы с вами поиграем ещё в одну экологическую игру «Космическое новогоднее путешествие». Посмотрим, насколько хорошо вы знаете планеты.

Игра «Космическое путешествие».

Ведущий читает текс, дети слушают и по-возможности инсценируют слова учителя. В конце каждой строфы дети должны отгадать планету.

На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Впереди сиянье звёзд,

Путь далёк и путь не прост.

Вижу цель, - кричит Валера, -

Впереди нас ждёт...

(Венера).

На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Ослепляет звёздный свет,

Видим мы хвосты комет.

Скоро ждёт посадка нас,

Впереди планета...

(Марс).

На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

А планета та громадна,

Может, повернуть обратно?

Пот со лба Андрюша вытер,

Прошептал: «привет,...

(Юпитер).

На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Впереди отличный вид -

Вон летит метеорит.

Выполнять мы будем план,

Посетить должны...

(Уран).

На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Впереди сиянье звёзд,

Путь далёк и путь не прост.

Звездолёт промчался пулей,

Ищет он как мы...

(Меркурий).

На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Гуманоидов мы если

Встретим, будем петь им песни.

Подтяните пару струн,

Вижу в космосе...

(Нептун).

На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

И куда не кинешь взгляд –

Всюду звёздочки блестят!

Сообщает нам Антон:

«Приближается...

(Плутон).

На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Вон пронёсся астероид,

Кто планету здесь откроет?

Все мы радуемся бурно

С приближением...

(Сатурна).

На ракете, на ракете

Мы летим к родной планете,

Возвращаемся назад,

Дом увидеть каждый рад.

Снились нам леса, поля,

Мы соскучились...

(Земля).

Ведущий: Отлично, ребята. На пятёрку планеты знаете. А инопланетян поздравили с Новым Годом?

Дети: да!  

Игра «Больше-меньше»

Сорока – белобока:

Поиграем в «больше-меньше»,

Я отличников умнейших

Постараюсь обмануть.

Хоть немного, хоть чуть-чуть.

Две команды мне нужны,

Птиц прослушать вы должны.

Если меньшая вы птица –

Так извольте-ка садиться.

Если большая – постойте.

Ясно? Всё, начнём. Не бойтесь!

Дети разбиваются на две команды. Ведущий называет птиц для одной и другой команды. Например, одной - соловей, второй - страус. Если дети считают, что соловей меньше страуса,  они садятся на места. Если дети во второй команде считают что страус больше соловья, то они продолжают стоять. Результат засчитывается по большенству правильно ответивших в команде, команде назначается балл. Или просто можно комментировать ответы команд.

Сорока:

Молодцы, ребята, браво!

Отвечаете на славу.

Правильно на все вопросы,

Поспешу к Деду Морозу.

Сорока-белобока «улетает».

Ведущий объявляет «Танец снежинок».

«Танец снежинок».

Дети выходят в зал и под зимнию мелодию (например, «три белых коня») танцуют, изображая снежинок.

Дети садятся на свои места. Появляется госпожа Метелица.  Исполняет танец. Затем гаснет свет, Госпожа Метелица исчезает. Свет включают вновь. На полу ведущий находит снежинки, на них написаны слова. Из них надо составить пословицу, например,  январь – зимы государь.

Активные ребята выходят в зал и составляют пословицу.

Заключительная часть (5 мин.):

Появляется Дед Мороз.

Дед Мороз:

Я пришёл на праздник шумный,

Как ребят здесь много умных,

Нипочём любой вопрос.

Вот, подарки вам принёс.

С Новым годом, с новым счастьем!

Добрыми быть к меньшим братьям:

К птичкам, к кошечкам, ко всем

Я, друзья, желаю всем!

Бабка Ёжка, будь добрее,

Иправляйся поскорее,

Ты, сорока, виновата,

Но простим её, ребята.

Мальчик Вася обещал

Всё учить на высший балл!

С Новым Годом детвора,

Счасья, радости, добра!  

Дед Мороз раздаёт подарки. Хоровод вокруг Ёлки.

Подробное описание АМО:

Игра Больше-меньше»

Цели и задачи метода:

Цель: закрепить знания детей о птицах.

Технология проведения:

 Дети разбиваются на две команды. Ведущий называет птиц для одной и другой команды. Например, одной - соловей, второй - страус. Если дети считают, что соловей меньше страуса – они садятся на места. Если дети во второй команде считают что страус больше соловья, то они продолжают стоять. Результат засчитывается по большенству правильно ответивших в команде, команде назначается балл. Или просто можно комментировать ответы команд.

Форма описания авторского активного метода обучения

(допускаются модернизированные/адаптированные заимствованные методы)

Организационная информация

ФИО

Усова Ольга Юрьевна

Республика\край\область

Город\поселение

г. Санкт-Петербург

Образовательное учреждение

ГБОУ лицей № 389 «Центр экологического образования»

Преподаваемый предмет

Дополнительное образованние . Экология

Класс, в котором использован метод

1-4  класс групп продлённого дня

Предмет, на котором использован метод

Дополнительное образование. Экология

Тема урока\образовательного мероприятия, на котором использован метод

Экологический Новый Год

Авторская информация

Происхождение метода

- Авторский метод


- Адаптированный или видоизмененный заимствованный метод


(нужное выбрать)

Какой метод взят за основу (в случае заимствования метода)

нет

Источник заимствования с указанием ссылки


Нет

Описание активного методы обучения

Название метода

«Цепочка ответов»

Этап образовательного мероприятия (урока)

Закрепление полученных знаний

Количество участников

12-14 учащихся группы продлённого дня

Цели  задачи использования метода

Цель: закрепление знаний о животных.

Задачи:

повторить пройденный материал;

формировать умение работать в команде;

развивать память, внимание, речь;

Продолжительность проведения

5 минут

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

Не требуются

Предварительная подготовка (если требуется)

Дети разбиваются на две равные команды. Каждая команда выстраивается в колонну.

Технология проведения

Педагог (обращаясь к ученикам):

«Сейчас мы поиграем в игру «Цепочка ответов».

Вам необходимо по-очереди давать ответы, которыми Вы будете характеризовать названное мной животное. Например, белый медведь.  Команды вятянут жребий, на первенство ответа. Первый игрок команды, вытянувшей жребий, даёт ответ, характеризующий белого медведя, его образ жизни, например, питается рыбой. Если ответ верный, игрок становится в конец команды. Далее отвечает игрок команды-соперницы, например, самый крупный из всех видов медведей. Также становится в конец своей команды. Затем очередь отвечать игроку из первой команды, игрок, правильно ответивший, встаёт в конец команды, и очередь снова переходит ко второй команде и т. д. Если игрок затрудняется дать ответ или ответ неточный, неверный, игрок выбывает из команды. Побеждает команда, в которой осталось больше игроков».

Можно играть и на время, а можно просто до минимального количества игроков в одной из команд, например, до 3.  

Результат: 

Дети повторяют и закрепляют в игровой форме полученные на занятиях знания.

Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

Педагогу важно объяснять, если ответ был неверный или неточный, в чём именно ошибка, поправить ребёнка, дать правильный ответ. Важно, чтобы у всей команды была возможность подсказать ответ игроку, который затрудняется.

Варианты проведения метода

После проведения метода рекомендуется закрепить знания в форме беседы.

Форма описания авторского активного метода обучения[1]

(допускаются модернизированные/адаптированные заимствованные методы)

Организационная информация

ФИО

Усова Ольга Юрьевна

Республика\край\область

Город\поселение

г.Санкт-Петербург

Образовательное учреждение

ГБОУ лицей № 389 «Центр экологического образования»

Преподаваемый предмет

Дополнительное образование. Экология

Класс, в котором использован метод

1-4 класс групп продлённого дня

Предмет, на котором использован метод

Дополнительное образование. Экология

Тема урока\образовательного мероприятия, на котором использован метод

Экологический Новый Год

Авторская информация

Происхождение метода

- Авторский метод


- Адаптированный или видоизмененный заимствованный метод


(нужное выбрать)

Какой метод взят за основу (в случае заимствования метода)

нет

Источник заимствования с указанием ссылки


нет

Описание активного методы обучения

Название метода

«Космическое путешествие»

Этап образовательного мероприятия (урока)

Повторение знаний

Количество участников

12-15 человек

Цели  задачи использования метода

Цель: закрепление знаний о планетах Солнечной системы.

Задачи: повторить и закрепить знания о планетах;

Развивать память, речь, мышление.

Продолжительность проведения

3 минуты.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

нет

Предварительная подготовка (если требуется)

нет

Технология проведения

Педагог читает текс, дети слушают и по-возможности инсценируют слова учителя. В конце каждой строфы дети должны отгадать планету.


На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Впереди сиянье звёзд,

Путь далёк и путь не прост.

Вижу цель, - кричит Валера, -

Впереди нас ждёт...

(Венера).


На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Ослепляет звёздный свет,

Видим мы хвосты комет.

Скоро ждёт посадка нас,

Впереди планета...

(Марс).


На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

А планета та громадна,

Может, повернуть обратно?

Пот со лба Андрюша вытер,

Прошептал: «привет,...

(Юпитер).


На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Впереди отличный вид -

Вон летит метеорит.

Выполнять мы будем план,

Посетить должны...

(Уран).


На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Впереди сиянье звёзд,

Путь далёк и путь не прост.

Звездолёт промчался пулей,

Ищет он как мы...

(Меркурий).


На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Гуманоидов мы если

Встретим, будем петь им песни.

Подтяните пару струн,

Вижу в космосе...

(Нептун).


На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

И куда не кинешь взгляд –

Всюду звёздочки блестят!

Сообщает нам Антон:

«Приближается...

(Плутон).


На ракете, на ракете

Мы летим к другой планете,

Вон пронёсся астероид,

Кто планету здесь откроет?

Все мы радуемся бурно

С приближением...

(Сатурна).


На ракете, на ракете

Мы летим к родной планете,

Возвращаемся назад,

Дом увидеть каждый рад.

Снились нам леса, поля,

Мы соскучились...

(Земля).

Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

Варианты проведения метода

Метод можно проводить как физкультминутку, дети инсценируют текст.

Аналитическая  информация


Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации: 

- интеракции участников группового процесса и их коммуникации,

- визуализации хода и результатов образовательного процесса,

- мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики),

- мотивации всех участников образовательного процесса,

- рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока,

- анализа и оценки деятельности обучающихся.

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО и модерации  для:

 а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока);

 

b. выполнения ФГОС (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМОиМ, а не другая технология

 

Технология АМО и модерации в данном занятии была применена с целью повторения пройденного материала предыдущих занятий в легкоусвояемой форме – играх. Игра, как активный метод обучения, способствовала наилучшей включённости всех детей, повышала мотивацию детей, ребята были заинтересованы и активны, т. к. игра является ключевым методом в дополнительном образовании детей по программе «Первые шаги в экологию» ( по которой обучаются дети).    

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 


анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).


Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии АМО и модерации   (если апробация состоялась)

(Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты за счет использования технологии АМО и модерации).

Методическая ценность  урока/занятия/мероприятия

Дополнительная информация (обязательна для заполнения, включается в общую оценку конкурсного материала)

Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

нет

Примечания автора/ов


[1] Если у Вас в конспекте урока несколько авторских или заимствованных, но измененных\адапторированных АМО, и Вы хотите представить их все на участие в номинации «Самый эффективный АМО», каждый такой АМО нужно оформить в отдельной форме. Для этого просто сделайте копию файла с данной формой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Звери наших лесов" для детей подготовительной к школе группы.

Данный конспект разработан для детей подготовительной группы ДОУ по разделу "Ребёнок и окружающий мир" с учётом требований программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ...

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев.

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев....

Конспект + презентация занятия по экологии "Птицы широколиственного леса" для 6 класса коррекционной школы VIII вида.

Цель: Познакомить детей с птицами, заселяющими широколиственные леса. Задачи: 1. Расширять знания и представления об особенностях  внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и ...

Воспитательское занятие, Классный час Птицы нашего леса 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной классов....

Занятие по экологии для начальной школы "Птицы нашего леса"

Конспект занятия "Птицы нашего леса" можно использовать на уроках по окружающему миру, на занятиях по экологии. В увлекательной игровой форме дети узнают о птицах нашего леса (Северо-Запад)....

Конспект занятия по развитию речи ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

зАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛГК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...