Организация педагогической работы в ДШИ и ДМШ
статья по теме

Рекомендации по организации педагогической работы в ДШИ и ДМШ, по планированию учебного процесса, составлению индивидуальных планов.  Типы  уроков, проверка домашнего задания, недостатки уроков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация педагогической работы в школе искусств и музыкальной школе.                                 

                       Планирование учебного процесса.

        Главная особенность и основной принцип: музыкальная педагогика есть научное систематическое руководство всем процессом обучения (общедидак- тические принципы). В музыкальных учебных заведениях этот процесс строится на основе определённого плана, который планируется в соответствии с программ- мными требованиями.

    На каждого учащегося составляется индивидуальный план. Необходимо, при его составлении, обратить внимание на правильное соотношение инструктивного и художественного материала. Принцип составления плана требует учёта особенностей данного ученика (одарённость, музыкальные способности, физические особенности, подвинутость), а также последовательности и постоянности в его художественном и техническом развитии.

     В плане не должно уделяться много места как чрезмерному увлечению техническим материалом в ущерб художественному развитию, так и наоборот.

    При составлении индивидуального плана нельзя не учитывать желаний ученика, но и подходить к его склонностям необоснованно. Иными словами, репертуар не должен состоять только из благодатных произведений, пьес. В последнем случае эти произведения не будут составлять трудности для ученика, поэтому не будет продвижения вперёд. Это простая программа. В случае завышения программы перед учеником встают задачи, с которыми он не может справиться, он теряет веру в свои силы и останавливается  профессиональный рост ученика (паника ученика и т.д.).

 Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что к выбору программы нужно подходить очень серьёзно.

Выбирая произведения соответствующие способностям учащегося, задачам данного этапа его развития педагог должен исходить из содержания этих произведений, яркости, конкретности и доступности художественных образов. Особенно это надо учитывать при начальном образовании.

Д.Писарев (критик) говоря о влиянии искусства на воспитание, писал: «Красоты тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть красоты простые, понятные, близкие детскому сердцу. Картины должны изображать такие эпизоды, в которых проявлялось бы чувство, доступное детям, способное возбудить в них сочувствие. Музыкальная мелодия должна отличаться простотой. В противном случае искусство останется для детей чуждым элементом и не получит образовательного влияния».

 При составлении индивидуально плана ученика начальных классов ДМШ, следует учитывать ограниченность объёма внимания и выдержки ребёнка, поэтому в репертуар должны входить пьесы малой формы и небольшого объёма.

                                                        1

В индивидуальном плане художественный материал должен быть

представлен произведениями различных эпох и направлений, произведениями разных композиторов.

Кроме того, в индивидуальном плане должны быть предусмотрены произведения, которые будут выноситься на различные выступления. Произведения должны быть продуманы и к моменту выступления должны быть до возможной степени отточены.

В план должны входить как кантилены, так и пьесы темпового характера. Индивидуальный план составляется к началу каждого полугодия. В начале плана пишется инструктивный материал (гаммы, этюды), затем – художественный. В конце года, к весеннему экзамену составляется характеристика на ученика, где должны быть отражены моменты:

1) музыкальные данные, возможности, их развитие;

2) что сделано за год (какие изучены штрихи, приёмы игры, приобретены умения и навыки (например, навык чтения с листа и т.д.);

3)  освоение  учеником всей программы;

4) какие моменты не получаются и требуют дальнейшей доработки;

5)  отношение к учёбе и занятиям дома;

6)  восприятие музыки, эмоциональность, музыкальность.

 Характеристика должна быть очень подробной, в ней также указываются  цели и задачи работы с учеником на следующий год.

                         Документация по специальности

Одним из важнейших принципов методики является твёрдое систематическое руководство всем процессом обучения со стороны педагога. В музыкальных учебных заведениях оно осуществляется на основе определённого плана, предусматривающего те сочинения, которые должны быть пройдены учеником.

Для каждого ученика составляется индивидуальный план. Удачно подобранный репертуар способствует быстрым успехам ученика и наоборот, неудачно составленный план может вызвать нежелательный результат.

Составлять план нужно продуманно, он должен подготавливаться заранее. Он должен отвечать задачам воспитания каждого ученика. Необходимо выбрать такие произведения, которые бы нравились ученику и способствовали его развитию. Нельзя завышать программу, т.к. ученик может потерять веру в свои силы. При заниженной программе будет отсутствовать рост ученика, его движение вперёд.

Необходимо поощрять самостоятельность ученика в выборе программы, но относиться к выбранным им пьесам очень внимательно. Следует исходить из полезности репертуара.

Поощрение самостоятельности ученика пробуждает более живое отношение к занятиям музыкой и работой над выбранными пьесами.

                                                     2

Программа должна быть разнообразной и включать в себя произведения различных композиторов, стилей, эпох.

При составлении индивидуального плана следует учитывать и то, что будет

исполняться на академическом концерте, экзамене, на конкурсе или фестивале, т.к. эти произведения необходимо довести до возможной степени отточенности.

В программу должны входить пьесы кантиленного характера и темповые. Планы составляются к началу каждого полугодия. К весеннему экзамену педагог составляет характеристику учеников, отмечает успеваемость за прошедший учебный год, отношение к работе и степень выполнения плана. Также следует отметить успехи ученика и имеющиеся недостатки, написать о развитии музыкальных способностей ученика в процессе учёбы.

Корректировка индивидуальных планов, изменение программы в процессе работы может быть вызвано только методической необходимостью или конкурсом, фестивалем, концертом.

Большую роль в организации самостоятельной работы ученика и контроля со стороны родителей имеет ведение дневника, где должно указываться домашнее задание.

Важную роль в становлении каждого педагога имеет педагогический коллектив, где не следует игнорировать обмен опытом.

Урок как основная форма    учебно-воспитательной   работы     с учащимися.

     Урок  - это форма проведения занятий с учащимися, где педагог ставит определённые задачи и выстраивает содержание урока

     Реализация индивидуального плана воспитания и обучения ученика протекает в значительной мере во время работы в классе.    

                                                        Задачи и содержание урока

           В задачи и содержание урока входит: проверка домашнего задания, прослушивание и анализ самостоятельной работы ученика. В зависимости от поставленных задач, уроки делятся на несколько типов.

     Музыкальные школы при индивидуальном характере занятий чаще всего используют комбинированные уроки, которые состоят из объяснения нового материала, закрепление предыдущего и  объяснения домашнего задания.   Урок также может предполагать конкретную цель и задачу: работа над техникой, над инструктивным материалом, работа над крупной формой, кантиленой, над совершенствованием какого-либо исполнительского приёма и т.д.

    Структура уроков может быть разнообразной. Она зависит от задач урока и от индивидуальности ученика (учитывается его темперамент, умение сосредотачиваться и т.д.). В соответствии с этим, работа над произведением может быть поставлена как в начале урока, так и в конце, но обязательным моментом является проверка домашнего задания.

      Очень важно уделить время проверке домашнего задания, в противном случае ученик начнёт уделять меньше внимания пьесе, которая была задана, но  не проверена  будет меньше заниматься дома.

     В задачи и содержание урока также должна входить работа над музыкальным материалом. При проверке домашнего задания и работе над музыкальным материалом должны использоваться замечания преподавателя, как поощряющие, так и порицающие, а также корректирующие. На уроке педагогом используются различные приёмы: пение, дирижирование, ритмические движения и т.д., что способствует доступности изучения материала. Итоговая часть урока ориентирует ученика на дальнейшую самостоятельную работу.

      Одно из важных требований к педагогу – это его умение сконцентрировать всё внимание учащегося на самом главном. Педагог должен уметь диагностировать положительные качества и недостатки ученика. Своевременно использовать различные методы повышения продуктивной работы ученика.

       Очень важным средством в воспитании и обучении является оценка, выставляемая педагогом. Работа над произведением в классе, это не только прослушивание и высказывание замечаний. Важно, чтобы ученик в присутствии педагога поискал звук, тембр, поработал над там или иным неудавшимся местом. Это поможет ученику научиться практически основным принципам работы, поэтому педагогу необходимо являться на работу подготовленным.

                                            Подготовка преподавателя к уроку

           В целях рационального использование времени урока, педагогу необходимо готовиться к уроку, особенно на начальном этапе, в период разбора программы. Необходимо тщательно изучить весь репертуар ученика,  уметь его безукоризненно исполнять, продумать аппликатуру, штрихи, приёмы игры, наметить сложные для исполнения места, заранее продумать методы работы над ними (упражнения, этюды, гаммы).

     Но всего заранее предусмотреть невозможно, поэтому от педагога требуется использовать  элементы импровизации, это и будет творчеством педагога во время урока.

                                    Последовательность работы с учеником

           Она зависит от задач урока и индивидуальности ученика. С одним учеником необходимо сразу начать работать над трудными местами; с другим – лучше начать с гамм и упражнений, для того, чтобы разогреть исполнительский аппарат; с третьим – с проверки домашнего задания и т.д. Работа с учеником должна проводиться последовательно. Вначале урока следует поработать над тем, что особенно важно на данном этапе, и что может занять относительно большее количество времени.

     Если нужно пройти большой репертуар, целесообразно на одном уроке детально заняться частью произведения, а на следующем уроке – остальным. В отношении остальных пьес надо ограничиться проверкой домашнего задания и несколькими самыми существенными замечаниями. Чтению с листа и работе над гаммами можно уделить внимание  в середине урока, чтобы освежить внимание ученика.

                                                            Типы уроков

 1) Уроки изучения нового материала: уроки- лекции, уроки с применением наглядных методов, уроки с использованием  практических методов.

2) Уроки закрепления знаний и формирования умений и навыков: уроки практических занятий, уроки-семинары, уроки-упражнения.

3) Уроки повторения и проверки знаний: повторно-обобщающие уроки, обзорные уроки, проверочные уроки.

4) Уроки применения знаний, умений и навыков: уроки самостоятельной работы учащегося, уроки ученических

экспериментов и изготовление пособий.

5) Комбинированные уроки: изложение нового материала, повторение предыдущего и закрепление.

          Одно из важных средств работы с учеником является словесное пояснение. Педагог должен уметь говорить о музыке образно, поэтично, увлекательно. Словесные пояснения должны быть близки и понятны ученику.

    Очень важным средством работы является показ преподавателем.  

                     Исполнение   произведения   преподавателем

         Очень важно, чтобы педагог мог сам сыграть произведение, разучиваемое учеником. Исполнение произведения целиком целесообразно либо в начальный период разучивания произведения для ознакомления с ним ученика; либо в конце работы над произведением, когда это поможет собрать его по форме, лучше почувствовать, глубже проникнуть в образ.

    Исполнять произведение перед началом работы над ним можно в младших классах, т.к. ребёнку трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях, и, изучение их без предварительного ознакомления может занять много времени и протекать довольно вяло и медленно. Кроме того, исполнение произведения педагогом, поможет заинтересовать ученика.  Но даже в младших классах нельзя всё время пользоваться методом собственного показа (приглушается самостоятельность, душиться инициатива). Показ отдельных отрывков произведения имеет место в середине работы над ним.

   Очень большое значение имеет эмоциональное воздействие на ученика: дирижирование, пропевание, выразительный жест, сольфеджирование, повышение интонации и т.д.

    Это третий метод работы, который используется на каждом уроке. Это воздействие также должно быть в меру, т.к. иначе можно заглушить инициативу ученика.

     Организованное использование всех этих методов создаёт предпосылки для успешного решения поставленных задач.

                                                   Домашнее задание и оценка

            Как бы хорошо не занимался педагог в классе, одними этими уроками желаемые результаты не даются. Необходима ещё усердная длительная работа самого ученика дома.

     Домашняя работа – основное, главное в деле обучения.

     Именно поэтому все преподаватели испокон веков предавали такое большое значение тому, как протекает домашняя работа ученика: когда и сколько он занимается, достаточно ли и как работает, каков КПД его занятий.

    Куперен (композитор) занимался со своими учениками на дому, затем запирал рояль на ключ до следующего занятия, опасаясь, что, позанимавшись сами, без контроля, ученики испортят сделанное на уроке. Венский композитор, педагог Лешетитский совершал свои прогулки возле домов учеников, подолгу стоял и вслушивался в то, как они занимаются.

    Именно поэтому домашнему заданию особенно в начальный период обучения следует уделять очень большое внимание. Уходя с урока, ученик должен точно знать над чем, как и сколько ему работать. Поэтому домашнее задание в дневнике должно записываться самым подробнейшим образом, где должно указываться не только задача, но и пути, методы её достижения. Надо предварительно прорепетировать в классе, чтобы ученик понял, как необходимо работать над этим местом.

    Спрашивать выполнение домашнего задания необходимо. Домашнее задание ни в коем случае не должно быть завышено или занижено. Первое приведёт к невыполнению, а второе – к упадку интереса к занятиям.

    Оценка за урок – один из стимулов к занятию.

    К выставлению оценки необходимо относиться очень осторожно, особенно в начальный период. Неудовлетворительная оценка должна ставиться в самом крайнем случае, её должен предшествовать разговор с родителями. И всё-таки это не рецепт для всех.

    При выставлении оценок необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, т.к. для одного «2» -  крах всех его надежд, для другого – стимул к занятиям.

    Оценка должна выставляться не реже одного раза в неделю.

                                     Технические недостатки урока:    

1)   Чрезмерное количество задач, поставленных перед учеником;

2)    недостаточная обоснованность требований;

3)    натаскивание и репетиторство.

                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом...

Педагогическая конференция ПЛ-78 имени О.В. Терешкина «Организация творческой работы и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке п/о »

Педагогическая конференция«Организация творческой работы и развитие познавательной деятельности учащихся на уроке п/о »...

Организация социально-педагогической работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нормативно-правовая база. Порядок предоставления, порядок пользования закрепленными жилыми помещениями. Защита жилищных прав....

Организация работы по внедрению элементов су-джок терапии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с нарушением интеллекта

В статье представлен опыт по организации коррекционно-педагогической работы по использованию элементов су-джок терапии  с обучающимися с нарушением интеллекта...

Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и  проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...

Методическая разработка "Методология организации педагогической работы с родителями обучающихся по классу фортепиано детской школы искусств"

Методическая разработка "Методология организации педагогической работы с родителями обучающихся по классу фортепиано детской школы искусств"...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...