Доклад на Всероссийском семинаре-совещании: "Эффективное функционирование региональной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи - гарантия реализации прав детей и подростков на образование". СПб, 2015.
методическая разработка на тему
В докладе в схемах, с комментариями представлена система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_uchashchihsya_s_oop_doklad.docx | 91.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ООП
Дети с ООП – особый, по разным данным доминирующий в последнее время сегмент субъектов образовательного процесса. Их число доходит до 1/3 от всех учащихся школы. В связи с этим, образовательная система, прежде ориентированная на «среднего» ученика, должна переориентироваться, обучать и воспитывать детей с разнообразными потребностями и возможностями развития.
Последняя редакция Закона об образовании требует серьезной перестройки не только технологий образования, но и мировоззренческих позиций учителей и администрации современной школы, руководителей системы образования. Ключевым определением в этой сфере становится понятие системы как совокупности элементов образовательного процесса, находящихся в определенных взаимосвязях и иерархии.
Какова же роль психолога в этой системе?
В первую очередь он должен участвовать в постепенном изменении мировоззрения и создании организационной культуры школы, ориентированной на максимальную реализацию возможностей, удовлетворение индивидуальных потребностей развития детей с ООП. В конечном итоге эта деятельность удовлетворяет потребности общества в образовании и воспитании гражданина.
Это требует системности мышления не только самого психолога, но и педагогов и администрации школы и позволяет учитывать самые разные медико-психолого-социальные характеристики ребенка для создания оптимального маршрута его обучения.
Но первым шагом к созданию системы образования, ориентированной на инклюзию и работу с учеником с ООП будет создание ценностной составляющей организационной культуры школы. Ключевыми понятиями в этом случае будут: милосердие, терпимость, индивидуальный подход, взаимопомощь и развитие. Именно эти ценности должны ложиться в основу организационной культуры современной школы.
Участниками (субъектами) образовательного процесса являются ученики, педагоги и родители. Они же являются носителями организационной культуры. Это позволяет не только изменить отношение к учащимся с ООП и их родителям, но и иерархию ценностей всех участников образовательного процесса. От этого выигрывает каждый. У учеников формируется нравственное сознание, основанное на гуманистических ценностях, развивается личность. Педагоги получают дополнительные возможности для профессионального и личностного роста. У родителей меняются нравственные приоритеты и выстраивается иная система отношений с ребенком и к ребенку.
В центре этой системы находится ребенок с ООП, который получает более широкие возможности реализации права на образование и условия для социализации и развития с учетом индивидуальности.
Переориентация ценностной составляющей организационной культуры школы только первый, но совершенно необходимый шаг. Следующим шагом становится создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП. Система, предполагает ряд организационных процедур, в которых роль психолога становится все более заметной, а иногда и определяющей.
Процесс сопровождения начинается с выявления таких детей, их психолого-педагогической диагностики, в результате которой определяются проблемные зоны, потребности и ресурсы развития. Результаты диагностики ложатся в основу обсуждения и принятия решения на консилиуме, работа которого предполагает выработку психолого-педагогических мишеней воздействия для создания оптимальных условий для обучения и развития такого ребенка. По результатам диагностики вырабатываются рекомендации для родителей. Заключение консилиума позволяет при необходимости включить ребенка в коррекционный/развивающий процесс, изменить учебный план и методы обучения в соответствии с его потребностями и возможностями, индивидуализировать воспитательную работу и включить учащегося в дополнительное образование.
Эти усилия приводят к результатам, постоянный мониторинг которых, создает возможность гибкой коррекции образовательного маршрута, реализацию индивидуального подхода к учащемуся, максимального раскрытия его потенциалов. Важно, чтобы в этот процесс были активно вовлечены все субъекты образовательного процесса: ученики, учителя и администрация школы, а самое главное – родители. Психолог в этой системе занимает и активную и посредническую роль. Он занимается наблюдением и диагностикой, что позволяет определить проблемные зоны психики ребенка и сформулировать потребности изменения образовательного подхода и необходимость в привлечении смежных специалистов.
В сотрудничестве с коллегами службы психолого-педагогического сопровождения он формулирует рекомендации для каждого субъекта образовательной деятельности и наблюдает за их внедрением. Включение учащегося в дополнительное образование формирует неоценимый ресурс, как с позиции познавательного развития, так и развития личности, в частности процесса социализации и раскрытия творческого потенциала. Все это в целом имеет оздоравливающее влияние на личность, а часто и семейную систему, в которую включен ученик.
Получение результата деятельности службы психолого-педагогического сопровождения предполагает построение дальнейшей работы с учащимся.
Наличие положительной динамики по результатам срезовой диагностики предполагает сохранение условий обучения и сопровождения или их гибкое изменение. Это необходимо при переходе на новую ступень образования или вхождений в новый возраст со своими психофизиологическими особенностями, кризисом, новообразованиями, которые должны быть сформированны.
Отсутствие динамики или отрицательная динамика требуют более пристального изучения ситуации и анализ причин отсутствия положительных изменений.
Причины можно условно разделить на преодолимые и непреодолимые.
В случае обнаружения преодолимых причин происходит возврат к диагностике, поиск новых, более успешных стратегий обучения и развития такого ребенка, что, как правило, ведет к позитивному результату.
Непреодолимые причины требуют обращения к смежным специалистам, проведения ими углубленной диагностики и выработки рекомендаций для ребенка, его родителей и педагогов.
Подводя итог сказанному, следует заключить о том, что
Становится более определенной, очерченной роль и функции психолога в образовательном процессе. Особенно, если это касается сопровождения учащихся с ООП.
Понятие «ребенок с ООП» подразумевает значительное разнообразие психологических, социальных, педагогических и медицинских характеристик учащегося. Это требует широкой профессиональной эрудиции, глубоких знаний и умений в профессиональной деятельности психолога. Возникают новые образовательные потребности со стороны психолога службы сопровождения в образовательной системе.
Потребности в непрерывном образовании и развитии так же появляются и со стороны педагогов школы. В этом смысле современная система образования требует изменения подхода к повышению квалификации учителя школы.
Весомый вклад в этот процесс может внести и просветительская деятельность психолога системы сопровождения.
Достижение желаемого результата становится возможным при слаженном взаимодействии, обмене информацией между различными социальным, психологическими службами, медицинскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования. К сожалению в настоящее время есть препятствия для такого взаимодействия. Это, разрозненность и нескоординированность действий служб;
Закон о персональных данных, врачебная тайна, часто неправильно понимаемая конфиденциальность психологической информации. Эта проблема требует своего законодательного решения, с тем, чтобы интересы всех субъектов образовательной деятельности были соблюдены без нанесения им какого-либо ущерба.
Одна из самых главных задач – введение в штат школы минимума необходимых специалистов: психолог (и не один, если школа больше 350-400 человек, логопед, дефектолог). Такой набор специалистов в одной общеобразовательной школе встречается крайне редко, хотя современный подход к обучению детей с ООП этого требует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Исследования специалистов показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся школы 8 вида, ограничивают возможности их социальной адаптации и негат...
Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.
1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одар...
Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в условиях реализации модели «Школа –комплекс- детский сад, гимназия, дополнительное образование »
На примере образовательной модели гимназии № 39 «Классическая» Самарской области, г. Тольятти...
Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната
Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка. Итогом работы всех спеицалситов является еди...
Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР
Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...
Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР
Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....