Проект "Дом, в котором уютно всем"
материал по теме

Удалова Татьяна Алексеевна

Проек признан одним из лучших в областном конкурсе для молодых педагогов. 

Цель проекта: влияние игры, на эмоциональное развитие младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии во взаимодействии с детьми общеобразовательных школ, в рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности, в условиях Дома детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proek_udalova.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание проекта

Паспорт проекта        

Актуальность проекта  и анализ исходного состояния проблемы        8

Новизна материала        12

Цели и задачи проекта        13

Целевая группа проекта        13

Ожидаемые результаты        17

Список литературы        19


Паспорт проекта

Наименование проекта

«Дом, в котором уютно всем»

Основные разработчики проекта

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города Прокопьевска

Цель и задачи проекта

Цель проекта: влияние игры, на эмоциональное развитие младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии во взаимодействии с детьми общеобразовательных школ, в рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности, в условиях Дома детского творчества.

Задачи:

1.Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей через игру.

2.Познакомить детей с основными эмоциями:  интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.

3.Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.).

4.Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

5. Развивать познавательные интересы, творческие способности, умения общаться.

Сроки и этапы реализации проекта

Подготовительный.  Июнь-август 2012 года.

  1. Разработка программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей».
  2.  Презентация программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей».

Внедренческий. Сентябрь-май 2012-2013  учебный год.

  1.   Согласование плана работы с общеобразовательными учреждениями.
  2.    Согласование плана работы с Прокопьевским      колледжем искусств.
  3.    Заполнение дневника наблюдений.
  4. Посещение Драматического театра.
  5. Творческие встречи со студентами Прокопьевского колледжа искусств.
  6. Посещение КВЦ «Вернисаж».
  7. Экскурсия в Краеведческий музей.

Заключительный. Май 2012-2013  учебный год.

1.       Тестирование.

2.       Диагностика.

3.       Анкетирование родителей и педагогов.

4.       Творческий отчет.

Перечень основных мероприятий

  1. Подготовительный. Июнь-август 2012 года
  1. Разработка программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей».
  2. Презентация программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей».
  3. Выпуск буклетов.
  4. Анкетирование педагогов и родителей.
  5. Тестирование обучающихся.
  6. Заключение договоров с общеобразовательными учреждениями, колледжем искусств.
  7. Комплектование группы.



2.Внедренческий. Сентябрь-май 2012-2013  учебного года.

  1. Согласование плана работы с общеобразовательными учреждениями.
  2. Согласование плана совместной работы с колледжем искусств города Прокопьевска.
  3. Заполнение дневника наблюдений.
  4. Посещение  Драматического театра.
  5. Творческие встречи со студентами колледжа искусств.
  6. Посещение КВЦ «Вернисаж»:

- посещение выставки;

- посещение творческой мастерской.

  1. Экскурсия в краеведческий музей.

3.Заключи-тельный. Май 2013  учебного года.

  1. Тестирование обучающихся.
  2. Диагностика уровня освоения рабочей программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей».
  3. Анкета «Удовлетворенность родителей, педагогов».
  4.  «Открой свою звезду» звездная гостиная.
  5. Публикация в научно – методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание».

Исполнители проекта и основных мероприятий

Исполнители:

Педагог дополнительного образования Удалова Татьяна Алексеевна,

группа обучающихся, родители.

Социальные партнеры:

  1. Прокопьевский колледж искусств

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Ожидаемые результаты  соотнесены  с задачами  и  содержанием  программы.

        Личностные результаты:

–– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

– формирование умения распознавать эмоции проявляемые другими людьми;

–  формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

-     формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;    

– формирование умения адекватно оценивать эмоциональное поведение окружающих и свое собственное;

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений об основных эмоциях  человека;

-  умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и прочее);

- обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции

Планируемые результаты:

По окончании занятий обучающиеся должны уметь:

-     распознавать эмоциональное проявление других людей;

-  использовать в своей речи слова обозначающие различные эмоции, чувства, настроения;

-   понимать различия хороших и плохих поступков;

Помимо этого обучающие овладеют следующими умениями:

-      использовать  игры в проведении своего отдыха и досуга;

- организовывать и проводить со сверстниками игры разных направлений и элементарные соревнования;

-  уметь самостоятельно подбирать игры по заданной тематике;

- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр.

Целевая группа проекта

Обучающиеся 1-х классов МБОУ СОШ №71 и МКОУ «Школа-интернат №3»

 Актуальность проекта  и анализ исходного состояния проблемы

В «Конвенции о правах ребенка» в статье № 23(Неполноценные дети), говорится:  «Государства – участники признают, что неполноценный в умственном отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». В «Декларации прав ребенка» (1959) заложен Принцип 5: «Ребенку, который является неполноценным в психическом отношении, должен обеспечиваться специальным режимом, образованием и заботой, необходимые в виду его собственного состояния».

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений эмоционального развития детей. В  Центральном районе  города Прокопьевска работают 10 общеобразовательных школ, в которых обучаются более 4000 детей и 2 коррекционные школы - интерната, в них обучается 220 детей с ограниченными  возможностями. Учреждения дополнительного образования являются той уникальной средой, где всем детям предоставляется возможность общаться, взаимодействовать и реализовывать себя в различных видах деятельности. Это позволяет им легко адаптироваться и социализироваться в современном мире.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на «хорошем» языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции становятся более дифференцированными.

    Данный проект решает проблему нереализованности возрастных возможностей в эмоциональном становлении умственно отсталого ребенка, что не может не отразиться на формировании его личности.  То как будут усваиваться полученные в процессе развития знания и умения, и как, ради достижения  каких целей они будут использованы, в дальнейшем зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.

Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность мимико-жестовой речи, нарушения выразительности моторики, неумение регулировать собственные эмоции – все то, что характеризует ребенка с нарушением интеллекта - затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Дети с интеллектуальной недостаточностью отличаются бедной экспрессией, поэтому не всегда могут правильно уловить то, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, не всегда правильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может стать причиной углубления у них негативных черт характера.

Игра ребенка младшего школьного возраста насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

 Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости ребенка к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Проект отвечает требованиям воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие эмоциональной сферы обучающихся.
  2. Существует рабочая программа по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей» составитель Удалова Т.А

3. Проект способствует   формированию умения понимать причины успеха/неуспеха игровой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

4. Проект способствует умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  5.  Проект подкреплен материально-технической базой Дома детского творчества (имеется актовый зал, методический кабинет, компьютерный кабинет).

  1. Недостаточная информированность родителей о значении развития эмоциональной сферы детей.

 2.Отсутствие ставки психолога.

 3.Своеобразие, эмоциональной

    сферы, умственно отсталого

    ребенка.        

ВОЗМОЖНОСТИ

РИСКИ

  1. Сотрудничество с колледжем искусств.
  2. Успешная работа по программе по программе по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей» поможет привлечь обучающихся на следующий год.
  3. Единственное учреждение дополнительного образования на Ясной поляне.
  1. Низкая активность родителей.
  2. Возникновение конфликтной ситуации между детьми с ограниченными возможностями и детьми в норме.

Новизна материала

Новизной данного проекта является его направленность на развитие эмоциональной сферы детей  с ограниченными умственными возможностями, в  группе с детьми общеобразовательной школы, в условиях Дома детского творчества, помогающий умственно отсталым детям  выражать свои эмоции на различные игровые ситуации для дальнейшей социализации в обществе. В процессе  занятий,    во время совместной игры  дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Занятия помогают им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.

Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости. Это объясняется тем, что у ребёнка очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.

 Цели и задачи проекта

Цель проекта: влияние игры, на эмоциональное развитие   младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии во взаимодействии с детьми общеобразовательных школ, в рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности, в условиях Дома детского творчества.

Задачи:

1.Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей через игру.

2.Познакомить детей с основными эмоциями:  интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением.

3.Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.).

4.Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

5. Развить познавательные интересы, творческие способности, умения общаться.

 

Целевая группа проекта

Обучающиеся 1-х классов МБОУ СОШ №71 и МКОУ «Школа-интернат №3»

Краткое описание проекта по этапам

Подготовительный этап.

       Июнь-август 2012 года. 

Разработка программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей», календарно-тематический план прилагается (Приложение № 1).

    В августе 2012 года проведена  презентация программы по внеурочной деятельности  «Поделись улыбкою своей», для обучающихся, их родителей и педагогов образовательных учреждений. На мероприятии розданы рекламные буклеты (Приложение №2). После презентации проведено анкетирование педагогов и родителей с целью выявления заинтересованности (Приложение № 3).  Так же было проведено тестирование обучающихся, которое выявило: знание словаря обозначающих различные эмоции, чувства, настроения; умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.) (Приложение № 4).

   В конце августа 2012 года из обучающиеся 1-х классов МБОУ СОШ №71 и МКОУ «Школа-интернат №3» сформирована группа  по изучению программы «Поделись улыбкою своей».

Внедренческий этап.

Сентябрь – май 2012-2013 учебного года

Реализация программы по внеурочной деятельности «Дом, в котором уютно всем».

   - заполнение дневника наблюдений (Приложение № 5)

  - экскурсия в КВЦ «Вернисаж»

  - посещение Драматического театра

  - экскурсия в краеведческий музей.

Организация творческих встреч со студентами колледжа искусств, с целью обогащения эмоциональной сферы, обогащения словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, развития познавательных интересов.

        Заключительный этап.

        Май 2012-2013 учебного года

Творческий отчет в форме  звездной гостиной «Открой свою звезду», выступления обучающихся. 

        Тестирование обучающихся (Приложение №6). Диагностика уровня освоения рабочей программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей». (Приложение №7).

 Анкетирование родителей и педагогов на удовлетворение (Приложение №8).

        Публикация в научно – методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание» с целью обмена опытом. 

 Данный проект основан на  следующих принципах:

  1. системность;
  2. индивидуально-дифференцированный  подход;
  3. реалистичность;
  4. гуманность;    
  5. позитивность;
  6. осознанность;  
  7. непрерывность.

Формы и методы реализации проекта:                               

-          беседа;

-          игровое занятие;

-          анкетирование;

-          тестирование;

-          практические занятия;

-          упражнения;

-          тренинги.

Методы реализации проекта:

-         методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод        примера);

-     методы воспитывающих ситуаций (педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

-   методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения    личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.).

В рамках проекта разработаны мероприятия, опирающиеся на:

- формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им;

- формирование у детей доброжелательного поведения, обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способностей сопереживать, сочувствовать;

-  формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения.

Проектом предусмотрено  проведение:

- психогимнастики;

- тренингов;

- игр,  направленных на развитие эмоциональной сферы;

- игр, направленных на развитие коммуникативных навыков.

Ресурсное обеспечение

Успешность работы, направленной на достижение цели проекта и решение задач, обеспечивается  совместными усилиями педагога дополнительного образования, воспитателя школы-интерната, учителя начальных классов.  

Материально – техническое оснащение проекта

  1. Наличие учебных помещений для занятий:
  1. актовый зал;
  2. методический кабинет;
  3. компьютерный кабинет.
  1. Для успешной реализации проекта требуется следующее оборудование:
  1. звуковоспроизводящая (усилитель мощности, магнитофон, музыкальный центр, микрофон, синтезатор) и видеоаппаратура;
  2. компьютерная, копировальная техника;
  3. специальная литература для подготовки к мероприятиям;
  4. инвентарь для подвижных игр: мячи, обручи, самокаты, лыжи, велосипеды, ракетки;
  5. набор для рисования на песке;
  6. настольные игры;
  7. игрушки: персонажи литературных произведений, принадлежности для сюжетно-ролевых игр, игрушки – животные и др.

                 Ожидаемые результаты  соотнесены  с задачами  и  содержанием  программы.

        Личностные результаты:

–– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

– формирование умения распознавать эмоции проявляемые другими людьми;

–    формирования умения слушать собеседника и вести диалог;

- формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;    

– формирование умения адекватно оценивать эмоциональное поведение окружающих и свое собственное;

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений об основных эмоциях  человека;

-  умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и прочее);

- обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции

Планируемые результаты:

По окончании занятий обучающиеся должны уметь:

-     распознавать эмоциональное проявление других людей;

-  использовать в своей речи слова, обозначающие различные эмоции, чувства, настроения;

-   понимать различия хороших и плохих поступков;

Помимо этого, обучающие овладеют следующими умениями:

-      использовать  игры в проведении своего отдыха и досуга;

- организовывать и проводить со сверстниками игры разных направлений и элементарные соревнования;

-  уметь самостоятельно подбирать игры по заданной тематике;

- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр.

Список литературы

  1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе / Е. А. Алябьева – М.: Сфера, 2003г.
  2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина – М.: ОСЬ-89, 2000г.
  3. Грабенко, Т. Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева – С.-П.: Детство – Пресс, 2002г.
  4. Гринченко, И. С.  Игры в теории. Обучении,  воспитании и коррекционной работе / И. С.  Гринченко – М.: ЦГЛ, 2002г.
  5. Семенака, С. И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет / С. И. Семенака – М.: Аркти, 2002г.
  6. Степнов, С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / C. С. Степнов – М.: Сфера, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)

Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...

Педагогические и социальные эффекты реализации проекта «Уютная школа».

Тезисы для выступления на городской научно-практической конференции «Инновационные процессы в муниципальной системе образования города Омска», секция «Социально-педагогические проекты: подготовка дете...

классного часа на тему: «Мир, который нужен всем...»

Цель:Воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.вовлечь учеников в атмосферу доброжелательного общения и творчества;развитие умений вести рассуждения;показать уч...

Очерк "Дом, в котором уютно всем".

В жизни каждого человека наступает период, когда он садится за школьную парту и от того, как он проживет школ...

Игры на занятиях, которые нравятся всем

Эти игры можно испльзовать на занятиях  для развития ВПФ, для сплочения группы, в качестве физкульминуток и сдоровьесберегающих технологий. Подходят для детей с различным уровнем физического и ин...

Сайты, которые пригодятся всем!

Ребята, пользуйтесь сайтами, которые помогут вам подготовиться к итоговому сочинению, к ЕГЭ по русскому языку!...

Внеклассное мероприятие "Дом,в котором уютно всем". (Сказка «Теремок» на новый лад).

                 Стоит на берегу реки Сеяха теремок-теремок,...