Проект "Дом, в котором уютно всем"
материал по теме
Проек признан одним из лучших в областном конкурсе для молодых педагогов.
Цель проекта: влияние игры, на эмоциональное развитие младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии во взаимодействии с детьми общеобразовательных школ, в рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности, в условиях Дома детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_udalova.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание проекта
Паспорт проекта
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы 8
Новизна материала 12
Цели и задачи проекта 13
Целевая группа проекта 13
Ожидаемые результаты 17
Список литературы 19
Наименование проекта | «Дом, в котором уютно всем» |
Основные разработчики проекта | Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» города Прокопьевска |
Цель и задачи проекта | Цель проекта: влияние игры, на эмоциональное развитие младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии во взаимодействии с детьми общеобразовательных школ, в рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности, в условиях Дома детского творчества. Задачи: 1.Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей через игру. 2.Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом. 3.Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.). 4.Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. 5. Развивать познавательные интересы, творческие способности, умения общаться. |
Сроки и этапы реализации проекта | Подготовительный. Июнь-август 2012 года.
Внедренческий. Сентябрь-май 2012-2013 учебный год.
Заключительный. Май 2012-2013 учебный год. 1. Тестирование. 2. Диагностика. 3. Анкетирование родителей и педагогов. 4. Творческий отчет. |
Перечень основных мероприятий |
|
|
2.Внедренческий. Сентябрь-май 2012-2013 учебного года. |
- посещение выставки; - посещение творческой мастерской.
|
3.Заключи-тельный. Май 2013 учебного года. |
|
Исполнители проекта и основных мероприятий | Исполнители: Педагог дополнительного образования Удалова Татьяна Алексеевна, группа обучающихся, родители. Социальные партнеры:
|
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы. Личностные результаты: –– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: – формирование умения распознавать эмоции проявляемые другими людьми; – формирование умения слушать собеседника и вести диалог; - формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – формирование умения адекватно оценивать эмоциональное поведение окружающих и свое собственное; Предметные результаты: - формирование первоначальных представлений об основных эмоциях человека; - умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и прочее); - обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции Планируемые результаты: По окончании занятий обучающиеся должны уметь: - распознавать эмоциональное проявление других людей; - использовать в своей речи слова обозначающие различные эмоции, чувства, настроения; - понимать различия хороших и плохих поступков; Помимо этого обучающие овладеют следующими умениями: - использовать игры в проведении своего отдыха и досуга; - организовывать и проводить со сверстниками игры разных направлений и элементарные соревнования; - уметь самостоятельно подбирать игры по заданной тематике; - соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр. |
Целевая группа проекта | Обучающиеся 1-х классов МБОУ СОШ №71 и МКОУ «Школа-интернат №3» |
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
В «Конвенции о правах ребенка» в статье № 23(Неполноценные дети), говорится: «Государства – участники признают, что неполноценный в умственном отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». В «Декларации прав ребенка» (1959) заложен Принцип 5: «Ребенку, который является неполноценным в психическом отношении, должен обеспечиваться специальным режимом, образованием и заботой, необходимые в виду его собственного состояния».
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений эмоционального развития детей. В Центральном районе города Прокопьевска работают 10 общеобразовательных школ, в которых обучаются более 4000 детей и 2 коррекционные школы - интерната, в них обучается 220 детей с ограниченными возможностями. Учреждения дополнительного образования являются той уникальной средой, где всем детям предоставляется возможность общаться, взаимодействовать и реализовывать себя в различных видах деятельности. Это позволяет им легко адаптироваться и социализироваться в современном мире.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на «хорошем» языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции становятся более дифференцированными.
Данный проект решает проблему нереализованности возрастных возможностей в эмоциональном становлении умственно отсталого ребенка, что не может не отразиться на формировании его личности. То как будут усваиваться полученные в процессе развития знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы, в дальнейшем зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.
Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность мимико-жестовой речи, нарушения выразительности моторики, неумение регулировать собственные эмоции – все то, что характеризует ребенка с нарушением интеллекта - затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Дети с интеллектуальной недостаточностью отличаются бедной экспрессией, поэтому не всегда могут правильно уловить то, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, не всегда правильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может стать причиной углубления у них негативных черт характера.
Игра ребенка младшего школьного возраста насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости ребенка к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
SWOT-анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
3. Проект способствует формированию умения понимать причины успеха/неуспеха игровой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 4. Проект способствует умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 5. Проект подкреплен материально-технической базой Дома детского творчества (имеется актовый зал, методический кабинет, компьютерный кабинет). |
2.Отсутствие ставки психолога. 3.Своеобразие, эмоциональной сферы, умственно отсталого ребенка. |
ВОЗМОЖНОСТИ | РИСКИ |
|
|
Новизна материала
Новизной данного проекта является его направленность на развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными умственными возможностями, в группе с детьми общеобразовательной школы, в условиях Дома детского творчества, помогающий умственно отсталым детям выражать свои эмоции на различные игровые ситуации для дальнейшей социализации в обществе. В процессе занятий, во время совместной игры дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Занятия помогают им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости. Это объясняется тем, что у ребёнка очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка не происходит формирование социальных чувств.
Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.
Цель проекта: влияние игры, на эмоциональное развитие младших школьников с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии во взаимодействии с детьми общеобразовательных школ, в рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности, в условиях Дома детского творчества.
1.Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей через игру.
2.Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением.
3.Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.).
4.Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
5. Развить познавательные интересы, творческие способности, умения общаться.
Целевая группа проекта
Обучающиеся 1-х классов МБОУ СОШ №71 и МКОУ «Школа-интернат №3»
Краткое описание проекта по этапам
Подготовительный этап.
Июнь-август 2012 года.
Разработка программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей», календарно-тематический план прилагается (Приложение № 1).
В августе 2012 года проведена презентация программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей», для обучающихся, их родителей и педагогов образовательных учреждений. На мероприятии розданы рекламные буклеты (Приложение №2). После презентации проведено анкетирование педагогов и родителей с целью выявления заинтересованности (Приложение № 3). Так же было проведено тестирование обучающихся, которое выявило: знание словаря обозначающих различные эмоции, чувства, настроения; умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.) (Приложение № 4).
В конце августа 2012 года из обучающиеся 1-х классов МБОУ СОШ №71 и МКОУ «Школа-интернат №3» сформирована группа по изучению программы «Поделись улыбкою своей».
Внедренческий этап.
Сентябрь – май 2012-2013 учебного года
Реализация программы по внеурочной деятельности «Дом, в котором уютно всем».
- заполнение дневника наблюдений (Приложение № 5)
- экскурсия в КВЦ «Вернисаж»
- посещение Драматического театра
- экскурсия в краеведческий музей.
Организация творческих встреч со студентами колледжа искусств, с целью обогащения эмоциональной сферы, обогащения словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, развития познавательных интересов.
Заключительный этап.
Май 2012-2013 учебного года
Творческий отчет в форме звездной гостиной «Открой свою звезду», выступления обучающихся.
Тестирование обучающихся (Приложение №6). Диагностика уровня освоения рабочей программы по внеурочной деятельности «Поделись улыбкою своей». (Приложение №7).
Анкетирование родителей и педагогов на удовлетворение (Приложение №8).
Публикация в научно – методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание» с целью обмена опытом.
Данный проект основан на следующих принципах:
- системность;
- индивидуально-дифференцированный подход;
- реалистичность;
- гуманность;
- позитивность;
- осознанность;
- непрерывность.
Формы и методы реализации проекта:
- беседа;
- игровое занятие;
- анкетирование;
- тестирование;
- практические занятия;
- упражнения;
- тренинги.
Методы реализации проекта:
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);
- методы воспитывающих ситуаций (педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.).
В рамках проекта разработаны мероприятия, опирающиеся на:
- формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им;
- формирование у детей доброжелательного поведения, обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способностей сопереживать, сочувствовать;
- формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения.
Проектом предусмотрено проведение:
- психогимнастики;
- тренингов;
- игр, направленных на развитие эмоциональной сферы;
- игр, направленных на развитие коммуникативных навыков.
Ресурсное обеспечение
Успешность работы, направленной на достижение цели проекта и решение задач, обеспечивается совместными усилиями педагога дополнительного образования, воспитателя школы-интерната, учителя начальных классов.
Материально – техническое оснащение проекта
- Наличие учебных помещений для занятий:
- актовый зал;
- методический кабинет;
- компьютерный кабинет.
- Для успешной реализации проекта требуется следующее оборудование:
- звуковоспроизводящая (усилитель мощности, магнитофон, музыкальный центр, микрофон, синтезатор) и видеоаппаратура;
- компьютерная, копировальная техника;
- специальная литература для подготовки к мероприятиям;
- инвентарь для подвижных игр: мячи, обручи, самокаты, лыжи, велосипеды, ракетки;
- набор для рисования на песке;
- настольные игры;
- игрушки: персонажи литературных произведений, принадлежности для сюжетно-ролевых игр, игрушки – животные и др.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы.
Личностные результаты:
–– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
– формирование умения распознавать эмоции проявляемые другими людьми;
– формирования умения слушать собеседника и вести диалог;
- формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– формирование умения адекватно оценивать эмоциональное поведение окружающих и свое собственное;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений об основных эмоциях человека;
- умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и прочее);
- обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции
Планируемые результаты:
По окончании занятий обучающиеся должны уметь:
- распознавать эмоциональное проявление других людей;
- использовать в своей речи слова, обозначающие различные эмоции, чувства, настроения;
- понимать различия хороших и плохих поступков;
Помимо этого, обучающие овладеют следующими умениями:
- использовать игры в проведении своего отдыха и досуга;
- организовывать и проводить со сверстниками игры разных направлений и элементарные соревнования;
- уметь самостоятельно подбирать игры по заданной тематике;
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр.
Список литературы
- Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе / Е. А. Алябьева – М.: Сфера, 2003г.
- Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина – М.: ОСЬ-89, 2000г.
- Грабенко, Т. Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева – С.-П.: Детство – Пресс, 2002г.
- Гринченко, И. С. Игры в теории. Обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко – М.: ЦГЛ, 2002г.
- Семенака, С. И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет / С. И. Семенака – М.: Аркти, 2002г.
- Степнов, С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / C. С. Степнов – М.: Сфера, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсы предпрофильной подготовки "Уютный дом" ( программа)
Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в...
Педагогические и социальные эффекты реализации проекта «Уютная школа».
Тезисы для выступления на городской научно-практической конференции «Инновационные процессы в муниципальной системе образования города Омска», секция «Социально-педагогические проекты: подготовка дете...
классного часа на тему: «Мир, который нужен всем...»
Цель:Воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.вовлечь учеников в атмосферу доброжелательного общения и творчества;развитие умений вести рассуждения;показать уч...
Очерк "Дом, в котором уютно всем".
В жизни каждого человека наступает период, когда он садится за школьную парту и от того, как он проживет школ...
Игры на занятиях, которые нравятся всем
Эти игры можно испльзовать на занятиях для развития ВПФ, для сплочения группы, в качестве физкульминуток и сдоровьесберегающих технологий. Подходят для детей с различным уровнем физического и ин...
Сайты, которые пригодятся всем!
Ребята, пользуйтесь сайтами, которые помогут вам подготовиться к итоговому сочинению, к ЕГЭ по русскому языку!...
Внеклассное мероприятие "Дом,в котором уютно всем". (Сказка «Теремок» на новый лад).
Стоит на берегу реки Сеяха теремок-теремок,...