Образовательная программа Шахматы
рабочая программа на тему
Рабочая программа составлена на основе Закона "Об образовании", Концепции развития ФК до 2015 года, федеральных.и республиканских законов в области физической культуры и спорта, на базе современных требований, педагогики, психологии, физиологии и теории ФУ, регламентирующих учебное содержание образовательной дисциплины, примерных учебно-тематических программ ведущих тренеров по шахматм России.
Программа актуальна так, как учебные занятия способствуют закреплению интереса к игре, развивают творческое мышление юных шахматистов. Шахматы являются одним из средств развития целеустремленности, самообладания и воли.
Программа адресована для учащихся отделения "Шахматы". Возраст детей -от 7 до 12 лет. Срок реализации прогарммы - 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty_dlya_uchashchihsya_gnp.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
КУРУМКАНСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
Утверждено на заседании
педагогического совета ДЮСШ
протокол № __ от ______2010г.
Директор ДЮСШ:
____________Биликтуев Б-М.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ШАХМАТЫ»
для учащихся для начальной подготовки свыше 1 года обучения
Срок реализации программы: 3 года
Программа рассчитана на детей от 7 лет до 12 лет
Автор: Олзобоева Э.Д.,
тренер-преподаватель
МБОУ ДОД «ДЮСШ»
с. Курумкан
2010г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Закона «Об образовании», Концепция развития ФК до 2015 года, федеральных и республиканских законов в области физической культуры и спорта, на базе современных требований педагогики, психологии, физиологии и теории ФК, регламентирующих учебное содержание образовательной дисциплины, примерных учебно- тематических программ ведущих тренеров по шахматам России.
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение в игре в шахматы. Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игра в шахматы в больше степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества.
Программа актуальна так, как учебные занятия способствуют закреплению интереса к игре, развивают творческое мышление юных шахматистов. Шахматы являются одним из средств развития проявления целеустремленности, самообладании и воли. Отсюда, шахматы представляют собой весьма удобную и работоспособную модель для апробации эффективности различных психолого-педагогических теорий и методических приемов для развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Рабочая программа адресована для учащихся отделения «Шахматы». Возраст детей – от 7 до 12 лет. Срок реализации программы –3 года.
Цели и задачи:
Цель программы: создать условия для развития творческого потенциала посредством обучения в шахматы, подготовить шахматистов III разряда.
Задачи:
Обучающие:
- формирование ключевых компетенций средством игры в шахматы;
- формирование критического мышления;
- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
- овладение навыками игры в эндшпиле;
Развивающие:
- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению;
Валеологические:
- использование кабинета шахмат, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН;
- активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;
- наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
- наличие на уроках эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.
- благоприятный психологический климат на занятии, учет возрастных особенностей учащихся при работе на занятии;
- формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Ведущие принципы.
В основу занятий по шахматам легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности, принцип гуманистической направленности, принцип практической направленности, валеологический принцип и принципы воспитания (взаимодействие личности и коллектива, развивающего воспитания, мотивированности, проблемности, индивидуализации). (Приложение 1).
Учёт возрастных и психологических особенностей детей.
Данная программа предназначена для учащихся отделения «Шахматы». (Возраст учащихся – 8-12 лет).
Особенностями детей младшего и среднего школьного возрастов являются:
- начиная с 8 лет ребенок осознает себя субъектом и испытывает потребность приобщаться к социальному не просто на уровне понимания, но и преобразования;
- подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, обостряющих ответственность подростка в общественном признании;
В 8-10 лет нервная система далека от совершенства. Резко выражено запредельное торможение. Важно соблюдать в работе с детьми этого возраста принципы тренировки – от простого к сложному, от известного к неизвестному.
В 10-12 лет сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Внимание неустойчиво, поэтому нецелесообразно длительное объяснение. Это лучший возраст обучаемости – почти все показатели физических способностей имеют наибольший прирост.
Со стороны тренера необходимо чуткое, умное педагогическое и психологическое руководство.
При построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся, но большое внимание уделять игре, созданию ситуации успеха. Учащиеся стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и желают видеть наглядный результат своего труда.
Для учёта возрастных и психологических особенностей детей используются определённые педагогические технологии и методики, которые указаны ниже.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы требуются ресурсы:
1) Кабинет шахмат, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа
2) инвентарь (шахматы, часы, демонстрационная доска с магнитными фигурами)
3) дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам , пакеты контрольных работ)
4) судейские и организационные документы (турнирные таблицы, протоколы, карточки участников)
5) шахматная литература ( учебники, задачники и периодика) и др.
Организация образовательного процесса (методики и педтехнологии).
Шахматы по своей природе являются игрой. И для ребенка в начале обучения, прежде всего игрой и остаются.
Развитие личности ребенка через шахматную игру на основе ее спортивной направленности. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость; терпение, концентрацию внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе еще элементы науки и искусства могут вырабатывать эти качества еще более эффективно и всесторонне. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и правильно извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к самовоспитанию определенных качеств. Например, почти все партии начинающий проигрывает из-за "зевков". Грубые ошибки у человека, знакомого с правилами игры и имеющего определенный практический навык на 90% являются следствием недостатка внимания. Если тренер поможет ученику понять это и исправить станут лучше результаты, но это не главное. Важнее то, что ребенок избавился от недостатка внимания, а это уже имеет гораздо большее значение.
Логика работы с воспитанниками представлена на данной схеме:
Проигрыш партии.
Причина проигрыша - допущенные ошибки.
Причина ошибок - метод их устранения.
Устранение причин. Виды возможных ошибок.
Практика показывает, что принципы поражения юных шахматистов в соревнованиях чаще содержатся в недостатках внимания, мышления и т.п., чем в отсутствии определенных умений и навыков. С ростом класса игры эта особенность начинает проявляться еще более ярко. Именно эта черта шахмат и дает возможность реализовать вышеизложенную цель. Шахматная партия, как и бой в каратэ - это борьба до первого пропущенного удара, поэтому для детей наиболее типичны совершенно незакономерные проигрыши. Причины, их вызывающие, таковы:
1. Невнимательность.
2. Неумение вести партию с полной отдачей от начала до конца.
3. Небрежность (особенно в лучших и выигранных позициях).
4. Малодушие (отказ от борьбы в лучшей позиции из-за боязни проиграть, недостаточное сопротивление в худшем положении - "все равно проиграю" и т.п.).
5. Нерешительность (боязнь сделать ход, боязнь риска и т.д.).
6. Отсутствие культуры умственного труда.
Первое направление в деятельности шахматного отделения, связанно с устранением вышеперечисленных недостатков.
Второе направление связано с формированием в отделении здорового спортивного и творческого коллектива, так как коллективное воспитание способно лучше мотивировать в ребенке стремление исправить свои недостатки. Особенно большую пользу приносят командные соревнования. Есть большая разница - одно дело, когда от поражения страдает сам юный шахматист, и другое дело, когда результат его игры отражается на итогах команды.
Методы работы.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, объясненных тренером, до творческого применения знаний на практике, подразумевающего, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей:
1) правилам игры;
2) элементарной технике реализации перевеса.
В первом случае объясняются правила игры, во втором - алгоритмы выигрыша в эндшпилях Ф, Кр против Кр; Л, Кр против Кр; Кр, П против Кр; Кр, К,С против Кр. Здесь требуется именно четкий навык, отработанный до автоматизма.
В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практически неприменим для изучения более сложных вопросов. Необходимо во время игры и при решении задач постоянно учитывать конкретные особенности позиции, что не позволяет постоянно играть по четкой схеме.
Большую роль начинают играть общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, но конкретная их реализация уже является объектом творчества учащегося. Основным методом становится частично-поисковый. Для того, чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся должен овладеть тактическим арсеналом шахмат.
Происходит формирование следующего алгоритма мышления
Анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Тренер дает учащимся ряд позиций, которые допускают проведение одной из сторон типовой тактической операции. Определенные элементы позиции создают мотив для комбинации (это может быть скомпрометированное положение короля противника, неудачно стоящая фигура, группа фигур, допускающая двойной удар и др.). На первом этапе, для упрощения задачи тренер может указать детям на тот элемент в позиции, который может быть использован, но в дальнейшем нужно добиваться, чтобы дети находили его самостоятельно.
Решение большого числа задач по различным тактическим операциям (отвлечение, завлечение, вилка, открытое нападение, рентген, разрушение позиции неприятельского короля и др.) дает учащемуся навык нахождения подобных идей за доской. Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить, что существуют некие опорные сигналы, освоение которых позволяет во время партии или решения задачи обучающемуся вести поиск тактического удара осмысленно, а не случайным образом.
Методически такие занятия проводятся в виде конкурсов решения комбинаций, где за правильно решенную позицию учащиеся получают очки, которые затем суммируются и в конце занятия определяются победители.
Частично-поисковый метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является научно-поисковый. Практика показывает, что наиболее эффективно изучение дебютной теории в том случае, если большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. Естественно, что сразу добиться этого невозможно. Проведение тематических турниров по различным дебютам, разбор партий позволяет научить ребенка основным подходам к изучению начала шахматной партии.
И, наконец, метод проблемного обучения расширяется практически на протяжении всей программы, особенно при рассмотрении различий в разных школах игры. Дало в том, что с точки зрения разных направлений шахматной мысли один и тот же ход, план, дебютная система могут быть одновременно правильными и неправильными, хорошими и плохими. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, отказаться от ложных ценностей, порой переступить через себя, понять, что незыблемых законов в игре нет, а есть творчество, есть прекрасный мир идей.
Методы коррекции.
Учитывая, что формирование ряда личностных характеристик ребенка происходит в шахматных состязаниях через спорт, за основу метода коррекции было принято формирование у ребенка адекватного отношения к поражению. Ведь проигранная партия может восприниматься юным шахматистом по-разному (в зависимости от ситуации) и вызывать совершенно разную реакцию.
ПРОИГРАННАЯ ПАРТИЯ - ПОЛЕЗНЫЙ УРОК ИЛИ "НАКАЗАНИЕ"
Здесь есть ряд моментов, способствующих тому, что ребенок воспринимает проигрыш партии как наказание.
1. Проигрыш (как результат) может повлечь за собой невыполнение разряда, потерю разряда и т.д.
2. Проигрыш партии может быть ударом по собственному "я", а это для человека всегда неприятно, даже если в спортивном плане он от этого не пострадал.
Причем (поскольку у детей исход партии часто непредсказуем и незакономерен), проигрыш партии может восприниматься как несправедливое наказание.
"У шахматистов не бывает случайных побед и не случайных поражений". У детей эта особенность проявляется в еще более выпуклой форме. И здесь очень важно, чтобы от поражения не страдала самооценка ребенка. Дело в том, что широко распространенное мнение об интеллектуальности шахматной игры часто толкуется не вполне корректно. Родители или другие взрослые могут внушить ребенку, что в шахматах побеждает тот, кто умнее. При этом забывается, что в единоборствах (физических или интеллектуальных) данная от природы сила ((физическая или интеллектуальная) приносит успех только в той степени, в которой ее удается направить на достижение конкретной цели в данном единоборстве. В случае принятия ребенком изложенной выше концепции, он начинает попадать в ситуации неразрешимых противоречий. Ситуации могут быть самыми разнообразными, например, 13-летний мальчик, отличник, победитель олимпиад по математике терпит поражение от 7-летнего малыша, который только что пошел в школу, еще хуже, если от одноклассника, который выше тройки ни по одному предмету не имеет. Единственный выход здесь - это осознанный отказ от такого подхода. Поражение в шахматах означает не более низкий уровень интеллекта, а более слабое его использование.
На своих занятиях я часто использую доступные детям аналогии с боевыми искусствами. Низкорослый Брюс Ли легко расправляется с дюжиной противников, которые гораздо мощнее физически - почему? Не потому ли, что он упорными тренировками достиг полной гармонии со своим телом и использует свои возможности максимально. В этом же подходе содержится основа эстетики шахмат - торжество малой и хорошо организованной силы над большой и не организованной.
Педагог должен стремиться показать в каждой партии, что это не было случайным, искать вместе с учеником причины, которые привели к проигрышу. Немедленно должны пресекаться резкие выпады товарищей по команде в отношении проигравшего, особенно если это высказывается в некорректной форме. Если в партии были положительные моменты, на них нужно обратить внимание и похвалить играющего. Иначе говоря, проигрыш партии уже сам по себе является отрицательным подкреплением и незачем это усугублять.
Также важно сформировать у ребенка правильное отношение к выигрышу. Такие партии должны разбираться не менее критично (поговорка "победителей не судят" здесь явно не к месту). Победа победе рознь. Часто противник не использует во время партии очевидные промахи победителя, часто губит партию одним ходом. Оценка же игры должна быть, прежде всего, объективной (независимо от результата).
Поскольку наличие жесткой спортивной направленности турниров часто приводит к скованности в игре ребенка, боязни поражения и т.д., ряд методов воспитания необходимых шахматисту личностных качеств сводится к временному принижению спортивной роли и акцентированию внимания на других моментах.
Ситуации | Методы устранения: |
Ребенок нерешителен, подолгу думает над ходом, боясь допустить ошибку и, как следствие, попадает в цейтнот | Ребенок играет тренировочные партии, в которых тренер обращает внимание не на результат, а на время. |
Ребенок играет слишком осторожно и пассивно | Дать возможность сыграть в турнире с более слабыми соперниками (при этом результаты турнира не будут иметь для ребенка отрицательных последствий, даже при большом числе поражений). |
Ребенок допускает грубые ошибки от переутомления в конце игры | Вместе с ребенком выработать соответствующий его возможностям ритм игры. Обозначить возможное время для отдыха во время партии (например, когда над ходом думает противник). |
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат.
Данная программа рассчитана на 3 года. Для группы начальной подготовки 1 года обучения –414 часов, 9 часов в неделю. В результате прохождения программного материала обучающийся должен сформировать предметные компетенции.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами.
При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 3-9 классах при изучении курсов «Математики», «Русский язык», «История», «Информатика».
Условия реализации образовательного процесса:
Материально- техническое обеспечение
Комплекты шахмат, шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур, стол для руководителя, столы и стулья для учащихся, рабочие тетради для записи
Участие в соревнованиях
Участие воспитанников в различных соревнованиях и стремление к достижению успеха неизбежно приводит к выработке у них объективной самооценки.
Помощь родителей. Сотрудничество
Общий интерес с родителями помогут дать положительный импульс в его дальнейшее личностное, эмоциональное развитие.
Методы диагностики достигаемых результатов на разных этапах изучения программы
Поскольку шахматы, по своей природе, являются игрой с конечным и совершенно определённым результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным критерием результативности освоения материала являются практические результаты в игре.
Необходимо, правда, сделать одно очень существенное замечание. Теория современных шахмат создавалась более 500 лет и её объём очень велик. Понимание этой игры формируется у шахматиста всю жизнь, как бы сильно он не играл. Поэтому даже отличное усвоение, какого то раздела программы (например, ребёнок прекрасно и быстро умеет реализовывать элементарное материальное преимущество - ставит мат королём и ферзём, королём и ладьёй, проводит пешку в ферзи), совершенно не обязательно даст моментально хорошие спортивные результаты. Ведь чтобы воспользоваться этими знаниями для достижения победы в партии, надо сначала получить позицию с лишним ферзём, ладьёй или пешкой. А в реальной партии может получиться, что ребёнок проиграет ее, попав на ловушку в дебюте. Это создаёт очень большую сложность в оценке результативности прохождения программы целиком.
Диагностика результативности прохождения различных разделов программы.
1. Эндшпильная техника.
В учебном плане программы для ГНП свыше 1 года обучения предусмотрены часы для изучения элементарной техники реализации материального перевеса в конце партии. Проверка достигнутого уровня в этом вопросе проходит в форме сдаче зачётов по эндшпильной техники. Требования следующие: учащийся должен уметь при игре с часами за 1 минуту выигрывать следующие позиции: Король и ферзь против короля, король и ладья против короля, король и две ладьи против короля, король и пешка против короля (в начальной позиции пешку можно провести в ферзи, но король соперника контролирует поле превращения, например: Белые:Кре1, п.е2, Чёрные:Kpe8), король конь и крайняя пешка против короля, король и ферзь против короля и коня, король и ферзь против короля и пешки, так же учащийся должен показать, что он знаком с методами защиты в окончании король и пешка против короля при условии если в начальной позиции при правильной игре можно не дать сопернику провести пешку в ферзи и знать какие пешки достигшие 2-й или 7-й горизонтали дают ничью против ферзя, а какие не дают.
2. Основы комбинационной и позиционной игры.
Метод тестирования, позволяющий охватить одновременно группу ребят и выяснить их уровень усвоения материала по позиционной и комбинационной игре - конкурс "Угадай ход". Подбирается какая-нибудь позиция на определённую тему (Атака на короткую рокировку, Слабость комплекса полей определённого цвета, хорошие и плохие слоны и. т. д.). Учащимся даётся время, что бы угадать какой ход сделал шахматист, игравший за ту сторону, которая выиграла (партии подбираются по возможности таким образом, чтобы игра сильнейшей стороны была как можно более безупречной). Потом проводится опрос в устной или письменной (нужно записать свой ход) форме. Угадавшие ход получают очки, взависимости от сложности (1-10). Результаты сводятся в таблицу. Я обычно записываю, кто из ребят и в какой ситуации предлагал какой ход. Анализ результатов такого урока-конкурса может дать ценную информацию об ориентации учащихся в позициях определённого типа, знания стандартных планов и приёмов игры. Кроме того, урок в такой форме для детей гораздо интереснее, чем обычная лекция, так как содержит игровой и соревновательный элемент.
3. Дебютная теория.
Уровень знания и понимания дебюта учащимся можно увидеть только на его конкретных партиях.
4. История шахматной игры.
С целью диагностики результатов изучения этого раздела, можно организовать урок- викторину с вопросами, посвящёнными истории шахмат.
Методы диагностики результатов.
1. Разбор партий учащихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы, так как демонстрирует общий уровень понимания игры).
2. Зачёты по эндшпильной технике.
3. Турниры по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным позициям.
4. Конкурс "Угадай ход"
5. Викторина по истории шахмат.
Ожидаемые результаты
Учебная программа направлена на формирование следующих ключевых и предметных компетенций.
Ключевые компетенции:
- Ценностно-смысловые компетенции.
- Общекультурные компетенции
- Учебно-познавательные компетенции
- Информационные компетенции.
- Коммуникативные компетенции.
- Социально-трудовые компетенции.
- Компетенции личностного самосовершенствования.
Предметные компетенции для учащихся группы начальной подготовки
свыше 1 года обучения
Обучающийся:
Имеет представление:
- о принципах игры в дебюте;
- об особенностях игры в простейших пешечных окончаниях;
Оценивает простейшие позиции:
- материальное преимущество;
- позиционное преимущество в малофигурных окончаниях;
Объясняет:
- последовательность приемов построения матов легкими фигурами;
Применяет в процессе игры термины:
- мат, пат, ничья, двойной удар, связка, дебют, спертый мат, оппозиция, правило квадрат. Запасной темп.
Умеет применять в игре:
- простейшие тактические приемы: двойной удар, связка, прорыв;
- проводит мат в 2 хода без передвижения фигур;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
I раздел. История шахматной игры. (2ч.)
Проникновение шахмат в Европу. Французские и английские шахматисты первой половины 19 века: Лабурдоне, Мак-Доннель, У.Эванс, А.Андерсен, П.Морфи.
Русская шахматная школа: М.Чигорин, К.Яниш, И.Шумов и др.
II раздел. Шахматный кодекс (2ч.)
Теория. Основные положения шахматного кодекса. Значение спортивных мероприятий и их место в учебно-тренировочном процессе. Проведение турнира по круговой системе.
Практика. Проведение шахматного турнира по круговой системе.
III раздел. Дебют (24ч.)
Теория. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии.
Практика. Анализ сыгранных партий. Анализ партий великих шахматистов. Упражнения «Найти лучшее продолжение», «Как продолжить атаку?». Решение задач двухходовок.
IV раздел. Миттельшпиль (59 ч.)
Теория. Простейшие комбинации. Двойной удар. Открытое нападение. Связка. «Мельница». Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген. Мат по последней горизонтали. Спертый мат. Цугцванг.
Практика. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Упражнения «Найти комбинацию», «Как продолжить атаку?». Решение задач двухходовок. Конкурс решения задач.
Теория. Различные виды преимуществ. Материальное преимущество. Преимущество в развитии. Преимущество в пространстве. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь. Захват открытой вертикали. Использование открытой и полуоткрытой линий. Слабые и сильные поля.
Практика. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Упражнения «Найти комбинацию», «Как продолжить атаку?». Решение задач двухходовок. Конкурс решения задач. Игра с контролем времени 3мин, 5 мин при материальном преимуществе.
V раздел. Эндшпиль(55ч.)
Теория. Пешечные окончания. Правила квадрата. Проведение пешки в ферзя.
Оппозиция. Ближняя и дальняя оппозиция. Технический прием «треугольник». Особенности шахматной доски. Прием «отталкивания». Окончания с проходными пешками у обеих сторон. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Правило «блуждающего» квадрата. Прорыв. Жертва одной или нескольких пешек с целью проведения в ферзи. Пешечные слабости: изолированные, сдвоенные, изолированные сдвоенные, отсталые, висячие. Оценка позиции со сдвоенными пешками.
Практика. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Упражнения «Найти решение», «Указать план выигрыша». Решение задач двухходовок. Конкурс решения задач. Игра с контролем времени 3мин, 5 мин пешечных окончаниях.
Теория. Фигура против пешки. Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Конь против пешки. Слон против пешки.
Практика. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Упражнения «Найти решение», «Указать план выигрыша». Решение задач двухходовок. Конкурс решения задач. Игра с контролем времени 3мин, 5 мин фигурных окончаниях.
Теория. Ладейные окончания, общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи. Мат или вечный шах по последней горизонтали.
Практика. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Упражнения «Найти решение», «Указать план выигрыша». Решение задач двухходовок. Конкурс решения задач. Игра с контролем времени 3мин, 5 мин ладейных окончаниях.
VI раздел. Шахматная практика. (266ч.)
1. Тренировка техники расчета вариантов, общие положения.
2. Дерево перебора.
3. Решение сложных позиций с большим числом разветвлений.
4. Конкурс решения задач.
5. Конкурс решения комбинаций.
6. Игра в турнире.
7. Разбор партий учащихся.
8. Зачеты по тактике и технике эндшпиля. Обычные турнирные партии с контролем времени, соответствующие разрядным нормам турнира.
9. Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля.
10. Тематические сеансы одновременной игры против тренера или других более сильных шахматистов.
11. Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин., 15 мин., 10 мин., 5 мин. на всю партию.
12. Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с другими коллективами.
VII. Судейство и организация соревнований.(2x)
1. Системы соревнований: круговая,
2. Контроль времени на обдумывание ходов в партии
3. Коэффициенты Бухгольца, Бергера.
Приложение 1.
При проведении занятий по шахматам основополагающим является принцип доступности, сформулированный ещё Я.А. Каменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Немаловажное значение приобретает тот факт, что на каждом шагу обучения учащимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания, что позволяет обеспечить принцип научности. Уже на первых шагах приобщение к этой игре шахматист убеждается, что одного желания выиграть недостаточно. Совершенно очевидно, что сильные позиционные ходы или выигрышные комбинации не возникают по воле случая, а требуют определенной теоретической подготовки и должны быть основаны.
Принцип системности в изучении шахмат сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания. Система знаний создаётся в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся данного возраста.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения знаний и умений в личностный опыт ученика.
Валеологический принцип. Создание здорового психологического климата на занятиях и повышение интереса к игре, использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала, активное внедрение "физкультминуток" в структуру занятия, тренер-преподаватель следит за правильностью осанки учеников, система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения, строгое нормирование домашних заданий для недопущения перегрузок. Особого внимания заслуживает объем и сложность материала, задаваемого на дом.
10 основных принципов гуманистического (развивающего) воспитания:
1. Принцип социальной активности. И целью воспитания, и способом воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм и ценностей, которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но которые для ребенка — пустой звук, голая абстракция, а способность к социальному действию, социальному поступку (А.С. Макаренко, «коммунарская педагогика» И.П. Иванова). Его естественная активность должна быть направлена в социальное русло, и только через такую ориентацию его «самодеятельности» возможно само нравственное воспитание.
3. Принцип взаимодействия личности и коллектива. Чтобы детская организация была жизнеспособной, она должна отвечать нескольким взаимосвязанным требованиям. Содержание деятельности должно быть значимым (личностно и социально). Оно должно отвечать реальным, а не навязанным ценностям детей и подростков. Она должна быть самоуправляемой (не взрослые «принимают» в нее детей, а дети — взрослых, если сочтут их достойными!). Она должна включать в себя систему норм, правил поведения, символов, ритуалов и отвечать доминирующей потребности подростка — потребности в общении. Одним словом, она должна соответствовать всему тому, что знает о детях и подростках современная психология.
4. Принцип развивающего воспитания. «Зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский) есть не только в обучении, но и в воспитании. Сегодня школьник сформирует и выскажет какое-то мнение, примет решение, совершит социально значимое действие при помощи, совете, поддержке, пусть даже подсказке коллектива, учителя, родителей — естественно, если он осознает эту позицию и примет ее как свою, иначе это будет простейший конформизм. Но завтра он будет уже способен сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение, ответственно совершить поступок — а в этом и состоит наша цель. Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Но именно участие, а не конформное следование чужим требованиям, не бездумное подражание поступкам других. Иначе никакого развивающего воспитания не получится.
5. Принцип мотивированности. А.Н. Леонтьев писал: надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный личностный смысл. Сейчас ребенок идет на «воспитательное мероприятие» (если оно еще проводится...), чаще всего окруженный мощным барьером психологической защиты. Он... ждет, когда его начнут воспитывать! Эффективность такого воспитания понятна... Субъективно, для самого школьника, акт воспитания должен быть ответом на проблему — его собственную, личную, коллектива, общественную, государственную, общемировую.
6 — Принцип проблемности. А это означает, в свою очередь, что воспитание начинается с обнаружения нами совместно со школьником наличия проблемы и поиска ее решения. Если же решение уже найдено — с обсуждения, взвешивания совместно со школьником его правильности. Пока же воспитание начинается с готовых ответов на незаданные и вообще не существующие для ребенка вопросы.
7. — Принцип индивидуализации. Нельзя воспитывать скопом. Обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности, а не от внешних признаков поведения. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное и усредненное, а следовательно обедненное, «эталонное» представление о том, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.
8. — Принцип целостности воспитательного процесса. Удобные педагогические абстракции («трудовое воспитание», «патриотическое воспитание» и т.п.) нельзя переносить в реальный воспитательный процесс. Как образование — не сумма предметов, а формирование единого и целостного образа мира ребенка, так и воспитание не может быть разложено по отдельным полочкам: на одной полочке — трудовое воспитание, на другой — этическое, на третьей — эстетическое... У ребенка не только голова одна — у него и сердце одно! Кстати, о самом термине «воспитательное мероприятие». Нормальный человек «принимает меры», когда ситуация складывается совсем скверно. А в обычной жизни он работает, совершает действия, поступки...
9. — Принцип единства образовательной среды. Процесс воспитания — не дело одной только школы, и одна она обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Ведь ребенок входит, во-первых, в другие — формальные и неформальные — общности, социальные группы и коллективы. Во-вторых, он является членом семьи и в этом своем качестве — постоянным объектом воспитания со стороны родителей и близких. Наконец, в-третьих, он живет в том же большом и сложном мире, в котором живем мы, взрослые, читает те же газеты и, порой, те же книги, смотрит, как и мы, телепередачи, более или менее активно участвует в делах взрослых, сопереживает их радостям и тревогам, задумывается над совсем не детскими вопросами. Его воспитывает вообще жизнь. Л.С. Выготский заметил 70 лет назад: «Воспитывать — значит организовать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети».
10. — Принцип опоры на ведущую деятельность. Такой деятельностью для подростков, например, является деятельность общения (Д.Б.Эльконин). У них постоянный дефицит этого общения, и воспитание в этом возрасте должно входить в первую очередь именно в эту «нишу». В более общей форме можно выразить ту же мысль следующим образом. Воспитание на различных возрастных этапах должно соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями «самодеятельности» и рефлексии над собой и своим поведением и деятельностью. Так, например, сказанное выше о воспитании как самоопределении едва ли в полной мере применимо к начальной школе, где важную роль играет подражание и ориентация на «эталонную личность», в особенности на личность любимого учителя. «Нравственные и волевые свойства учителя оказывают наибольшее влияние на учащихся малого возраста... Маленькие учащиеся... признают своего учителя вместилищем всяких добродетелей и совершенств, образцом во всех отношениях...»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Голенищев В.Е. «»Программа подготовки шахматистов II разряда». М. «Советская Россия», 1999г.
- Пожарский В.А. Шахматный учебник. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2000г
- «Шахматы - школе»\ Составители: Б.С. Горшунский, А.Н.Костьев. Издательство «Педагогика»,1999
- Горенштейн Р.Я. Миттельшпиль. В двух томах. Шахматный клуб им. Т.В.Петросян. М. 1997
- Злотник Б.А. Типовые позиции миттельшпиля. М. Физкультура и спорт. 1996
- Несис Г.Е. Размен в эндшпиле. М. Физкультура и спорт. 1998
- Гуфельд Э.Е. Минимальное преимущество.М. Физкультура и спорт. 1997
- Портиш Л., Шаркози Б. 600 окончаний М. Физкультура и спорт. 1999
9. Шашин Б.С. Атака на ферзевом фланге. Физкультура и спорт. 1999
Календарно-тематический план занятий в ГНП свыше 1 года обучения по шахматам
Тема | Всего часов | ст | ок | нб | дк | ян | фв | мр | ап | м | ин | ил | авг |
1 | История шахматной игры | 2 | 1 | 1 |
2 | Шахматный кодекс | 2 | 1 | 1 |
3 | Дебют | 24 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Миттельшпиль | 59 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
5 | Эндшпиль | 55 | 6 | 8 | 7 | 7 | 7 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Шахматная практика. Квалифицированные турниры, анализ партий, типовых позиций, индивидуальные занятия | 266 | 26 | 26 | 26 | 24 | 22 | 28 | 21 | 27 | 24 | 28 |
6 | Выполнение контрольных и переводных требований | 4 | 2 | 2 |
7 | Судейство и организация соревнований | 2 | 1 | 1 |
8 | Участие в соревнованиях | Согласно календарному плану |
Итого | 414 | 40 | 40 | 41 | 40 | 30 | 36 | 42 | 36 | 41 | 40 | 28 |
Занятия в условиях лагеря | 6 недель в условиях лагеря |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ШАХМАТЫ»
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Систе...
Образовательная программа "Шахматы"
Министерство образования и науки РБМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА" ЕРАВНИНСКОГО РАЙОНА «Утвержд...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...
Дополнительная образовательная программа «Шахматы».
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 12 лет....
Динамика результативности достигаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы "Шахматы в сфере досуга"
Цель программы: укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся при помощи организации отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.Главная задача - создан...
Дополнительная образовательная программа "Шахматы"
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...