Дополнительная образовательная программа «Шахматы».
рабочая программа по физкультуре на тему

Костылев Сергей Германович

Программа рассчитана на  обучающихся от 7  до 12  лет. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_shahmaty.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Шахматы»

Составитель :

 Костылев Сергей Германович

педагог дополнительного образования

2017 г.

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия шахматами относятся к физкультурно-спортивному направлению.

  Актуальность программы, безусловно связана с введением новых образовательных стандартов. Актуальность  программы  обучения  шахматам  взаимосвязана  с  ее воспитательными  и  развивающими  возможностями.  Шахматы  оказывают благотворное, формирующее влияние на развитие качеств личности, которые сегодня  востребованы  в  самых  различных  областях  профессиональной деятельности. Это целеустремленность, воля, самодисциплина, способность к стратегическому мышлению и другие.

Сегодня,  в  эпоху  компьютеров  и  информационных  технологий,  важное

значение приобретает умение быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, анализировать ее и делать логические выводы. В формировании логического  и  системного  мышления  шахматы  способны  сыграть существенную роль. Включение шахмат в систему образования способствует повышению  уровня  интеллектуального  развития  детей,  выработке  умения концентрировать  внимание  на  решении  задач  в  условиях  ограниченного времени. Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации,  возникающей  в  течение  шахматной  партии,  позволяет  отнести шахматы  не  только  к  учебному,  но  и  воспитательному  фактору.  

  Отличительные особенности программы  заключаются  в том, что в ней используются три формы организации внеурочной деятельности – познавательная деятельность, игровая деятельность  и спортивно-оздоровительная деятельность.

  Программа рассчитана на  учащихся от 7  до 12  лет.  

Учащиеся разделены на 2 группы: группу начинающих и  группу совершенствования. Программа шахматного кружка рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю)- для начинающих, 68 занятий (2 часа в неделю)- для детей с базовым уровнем подготовки. На первых занятиях проводится начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой обучающиеся распределяются на две группы.

  Занятия  проводятся  в  групповой форме.   Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа предусматривает участие в городских турнирах, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме.

Помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, знакомство с историей шахмат, проводятся анализы сыгранных в турнирах партий.

1.2. Цель и задачи программы.

  Цель  программы  –  формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.                                                                                         Для  достижения  поставленной  цели необходимо решать следующие задачи: систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры; показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры.

1.3. Содержание программы.

Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. Чемпионы мира по шахматам.

 Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

 Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

 «Способности фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

 Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости.

 Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Что такое пат?

Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Сравнительная сила фигур.

 Достижение материального перевеса. «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Способы защиты. «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака).

 Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.

Ладья против слона. «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения).

 Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.

Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.

Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

 Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры).

Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

 Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).

Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата.

 Ничья, пат. «Сделай ничью или пат».

Шахматный дебют. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

Шахматный дебют (продолжение). Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

 Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними пешками.

  Основы эндшпиля. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки.

  Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

  Основы Миттешпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

   Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

   Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода».

Учебный план

(для начинающих)

Темы и виды деятельности

Количество часов

Формы контроля

На теоретические занятия

На практические занятия

Итого

1.

Организационное занятие. Что такое шахматы? Рождение шахмат.

2

2

2.

Общие сведения о шахматной игре. Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.

2

2

4

3.

Первоначальные понятия. Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

2

2

4

3.

 «Способности фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет».

2

2

4

4.

Ходы и взятие фигур. Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Что такое пат?

2

2

4

5.

Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Сравнительная сила фигур.

2

2

4

Беседы с фронтальным опросом.

6.

 Достижение материального перевеса.

2

2

4

Беседы с фронтальным опросом.

7.

Способы защиты.

2

2

4

Конкурсы решения задач, этюдов.

8.

Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.

2

2

4

9.

Ладья против слона. «Игра на уничтожение»   (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения.)

2

2

4

10.

Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.

1

1

2

11.

Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.

2

2

4

12.

Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

2

2

4

Дидактические задания «Шах или мат»,

13.

Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры).

2

2

4

14.

Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).

2

2

4

15.

Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

1

1

2

Дидактические задания «Шах или мат»,

16.

Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

1

1

2

17.

Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними пешками.

1

1

2

18.

Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

1

1

2

19.

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

1

1

2

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

20.

Заключительное занятие

2

2

Всего:

34

34

68

                                                   Учебный план

(для детей с базовым уровнем подготовки)

Темы и виды деятельности

Количество часов

Формы контроля

На теоретические занятия

На практические занятия

Итого

1.

Вводное занятие. Развитие шахмат. Чемпионы мира по шахматам.

1

2

2.

Общие сведения о шахматной игре. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

1

1

2

3.

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

1

2

3

4.

Стратегия игры. Шахматные мудрости.

1

4

5

Шахматные турниры.

5.

Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).

1

4

5

Шахматные турниры.

6.

Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

1

4

5

Шахматные турниры.

7.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. («Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».)

1

4

5

Шахматные турниры.

Дидактическое

задание «Объяви мат

в два хода».

8.

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.( «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».)

1

4

5

Шахматные турниры.

«Сделай ничью

или пат».

9.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода.  «Объяви мат в два хода». Защитись от мата.

1

4

5

Шахматные турниры.

«Защитись от мата».

10.

Ничья, пат. «Сделай ничью или пат».

1

1

2

11.

Шахматный дебют. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1

2

3

Шахматные турниры.

«Объяви мат

в два хода».

12.

Шахматный дебют (продолжение). Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

1

2

3

Шахматные турниры.

13.

Основы эндшпиля Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки.

1

2

3

Шахматные турниры.

14.

Основы Миттешпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

1

2

3

Шахматные турниры.

15.

Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

1

4

5

Шахматные турниры.

16.

Конкурсы решений задач и этюдов.

8

8

Шахматные турниры.

17.

Сеансы одновременной игры.

3

3

Шахматные турниры.

18.

Итоговое занятие

1

Всего:

15

53

68

1.4.Планируемые результаты. 

Образовательная программа  предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты:

У обучающихся формируется ответственное отношение к обучению,  готовность и способность к саморазвитию, к творческому труду, работе на результат. Они определяют и высказывают простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

     Обучающиеся  определяют и формулируют цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривают последовательность действий. Высказывают своё предположение (версию) на основе данного задания, учатся работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем умеют самостоятельно планировать свою деятельность. Учатся совместно с учителем и другими воспитанниками давать  оценку деятельности на занятии. Находят ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывают полученную информацию: делают выводы о результате совместной работы всей команды. Выслушивание собеседника и ведение диалога.

Предметные результаты: 

Знакомство с шахматными терминами и шахматным кодексом. Научиться играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Сформировать умение ставить мат с разных позиций,  решать задачи на мат в несколько ходов,  записывать шахматную партию.  Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

  1. Календарный учебный график

1 четверть     01.09.2017 – 31.10.2017        8  недель

Каникулы         01.11.2017 – 07.11.2017        7 дней

2 четверть         08.11.2017 – 29.12.2017        7,5  недель

Каникулы         30.12.2017 – 09.01.2018        11 дней

3 четверть         10.01.2018 – 25.03.2018        10,5 недель

Каникулы         26.03.2018 – 01.04.2018        7 дней

4 четверть        02.04.2018 – 26.05.2018        8 недель

Каникулы         27.05.2018 – 31.08.2018        13,5 недель

Дополнительные каникулярные дни :

24.02.2018,  09.03.2018,  10.03.2018,

30.04.2018,  02.05.2018        (5дней)

2.2. Условия реализации программы:

*Материально-техническое оборудование:

   Игровой зал для занятий, оборудованный мебелью (столы, стулья).      

    Наборы шахмат и шахматных досок, шахматные часы.

                                2.3 Формы аттестации

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

  1. Шахматные турниры.
  2. Сеансы одновременной игры.
  3. Беседы с фронтальным опросом.
  4. Конкурсы по решению шахматных задач.
  5. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
  • вопросы по теории и истории шахмат,
  • игру с руководителем кружка,
  • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

2.4 Оценочные материалы. 

 Оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; Итоговый контроль в формах:

 -тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

  Самооценка и самоконтроль -определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в  соревновательной обстановке.

Виды контроля:

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговой аттестации, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.

2.5. Методические материалы

Раздел.

Форма занятий.

Приемы и методы организации. Подведение итогов.

Дополнительное техническое оснащение.

1

Вводное занятие.

Групповая.

Беседа, игра.

тетради

2

Общие сведения о шахматной игре.

Групповая,

индивидуальная.

Беседа, демонстрация, конспект, практические упражнения.

Компьютерные программы, тетради, демонстрационная шахматная доска.

3

Первоначальные понятия.

Групповая, индивидуальная.

Беседа, демонстрация, конкурсы, тесты.

Компьютерные программы, демонстрационная шахматная доска.

4

Тактика игры.

Групповая, индивидуальная.

Беседа, демонстрация, практические упражнения, решение задач.

Компьютерные программы, тетради, демонстрационная шахматная доска.

5

Стратегия игры.

Групповая, индивидуальная.

Беседа, демонстрация, практические упражнения, решение задач.

Компьютерные программы, тетради, демонстрационная шахматная доска.

6

Дебют.

Групповая, индивидуальная.

Беседа, демонстрация, практические упражнения, решение задач.

Компьютерные программы, тетради, демонстрационная шахматная доска.

7

Эндшпиль.

Групповая, индивидуальная.

Беседа, демонстрация, тесты, решение задач.

Компьютерные программы, тетради, демонстрационная шахматная доска.

8

Миттельшпиль

Групповая, индивидуальная.

Беседа, демонстрация, тесты, решение задач.

Компьютерные программы, тетради, демонстрационная шахматная доска.

9

Конкурсы решения задач, этюдов.

Групповая.

Командные соревнования, подсчет очков.

Компьютерные программы, демонстрац. шахматная доска.

                                   2.6 Список литературы

1.Авербах Ю.А. Что надо знать об эндшпиле. – М., 1960.

2.Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000.

3.Герушанский Б.С. Шахматы – школе. – М.: Педагогика, 1991.

4.Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991.

5.Гуфельд Э. Дебютный путеводитель. – Челябинск, 1991.

7.Зак В.Г. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1980.

8.Котов А. Шахматное наследие Алехина. – М., 1953.

9.Сухин И.Г. Шахматы для детей. – М.: Новая школа, 1994.

 10. Н. Журавлев Шахматы. Шаг за шагом. - «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2012.

11. Энциклопедия дебютных ошибок. CD e-mil.sale@nd.ru

* Литература для учащихся :

1.Авербах Ю.А. Что надо знать об эндшпиле. – М., 1960.

2.Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000.

3.Зак В.Г. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1980.

4.Котов А. Шахматное наследие Алехина. – М., 1953.

5.Сухин И.Г. Шахматы для детей. – М.: Новая школа, 1994.

7.«Школа эндшпиля» Ю.Авербах.- М.: Терра-Спорт, 2001.

8.Р.Рети «Учебник шахматной игры»,под.ред. Л.Я.Абрамова.- М.: Терра-Спорт, 2001.

9.«1000 шахматных этюдов» Я.Г. Владимиров.- М.: Астрель – АСТ, 2003.

10.«1000 матовых комбинаций» В.Хенкин.- М.: Астрель-АСТ, 2002.

11.«1000 шахматных задач» Я.Владимиров.- М.: Астрель-АСТ, 2002.

12.«Энциклопедия дебютных ошибок» А.Мацукевич.- М.: Астрель-АСТ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ШАХМАТЫ»

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Систе...

Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы"

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, дает возможность учить детей...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...

Динамика результативности достигаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы "Шахматы в сфере досуга"

Цель программы:  укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся при помощи организации отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.Главная задача - создан...

Дополнительная образовательная программа "Шахматы"

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...