Образовательная программа "Шахматы"
материал на тему
Министерство образования и науки РБ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА" ЕРАВНИНСКОГО РАЙОНА
«Утверждена»
на педагогическом совете
«____ »_____________ 2018 г.
Директор
__________ С.Ц.Нимаев.
Образовательная программа
занятий объединения
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 6-18 лет
Срок реализации: 3 года
Руководитель: Лыктыпов Р.Ц.
2015-2018 учебный год
Содержание.
1 .Титульный лист. 1
2. Содержание. 3
3.1. Пояснительная записка. 3
4.П. Учебно-тематический план на 2015-18 год обучения. 4
5.III.Содержание дополнительной образовательной программы. 5
6.ГУЭтапы педагогического контроля (мониторинг) 8
7. У..Орг. Массовая работа 9
8У1.Методическая работа 9
9.УШ.Самообразование 9
10.ГХ.Литература
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
2.3а полторы тысяча лет шахматы из простого отдыха превратились в средство воспитания и развития человека. Шахматы обладают удивительной универсальностью. Это и спорт, и искусство, и наука (в том числе графические моделирование), и психология и аналог военного искусство. Отсюда вытекает актуальность, педагогическая целесообразность игры в шахматы-воспитание и развитие творческого начала в человеке. Научиться мыслить, возможность испытать в соревновании идеи и фантазии, проверить значимость планов, развить лучшие черты характера, умственные способности и художественный вкус-все это позволяет игра в шахматы.
Предстоящий учебный год будет посвящен дальнейшему совершенствованию моих сильнейших учащихся, которые будут обучаться по программе ГНП-2 ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.
Вторая группа будет обучаться по элементарным правилам шахматной игры по программе ГНП-1.
1.1. 1. Цель
Развитие у детей мышления, творческих способностей, интереса к интеллектуальной деятельности.
11. 2. Задачи
1.1.2.1. в развитии:
Развивать у детей умственную работоспособность, логические мышление. Расширять жизненный кругозор за счет широкого контакта с другими детьми. Развивать у детей жажду знаний и самосовершенствования.
1.1.2.2. в обучении:
Познакомить детей с основными понятиями: правилами и принципами шахматной
Работать над спортивным мастерством, повышением разрядов.
11.2.3. в воспитании:
Воспитывать у детей самостоятельность, упорство, целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, усидчивость
Приучать учащихся к выступлениям в соревнованиях различного уровня.
1.3. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
В основу работы с учащимися положены авторские программы ГНП-1 «Шахматная азбука» и ГНП-2» Принципы шахматной игры» педагога Шакурова М.Ф.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
В реализации в данной дополнительной образовательной программы участвуют дети школьного возроста-1-10 классы
1.5. Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы (продолжительность
образовательного процесса)
Выполнение программы рассчитано на 2015—2018 учебный год (2 темы и 128).
1.6. Формы и режим занятий
Первая группа будет обучаться по программе
ГНП-2 ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.
Вторая группа будет обучаться элементарным правилам шахматной игры по программеНГП-1
Количество учащихся в группах по-15 человек.
Режим работы каждой группой-2 занятия в неделю.
-для группы 1 года обучения-2 занятия в неделю.
-для группы 1 года обучения-2 занятия в неделю по 2 часа
-для группы 2 года обучения-2 занятия в неделю по 2 часа
1.6.1 ожидаемые результаты и способы их проверки
1.6.1. Повышение уровня игры учащихся планируются по результатам МОНИТОРИНГ а.3а
предыдущий учебный год.____________________________________________________________
Год обучения | Запланированный в программе результат обучения | Какие знания умения контролируется в конце года | Формы контроля Подведение итогов |
1 год обучения | Присвоение 4 разряда | Знание ходов, доски записи умения решать шахматные задачи | Тестирование |
2 год обучения | Присвоение 3 года | Знание стратегии и тактики. Умение играть в шахматы | Тестирование |
1.6.1.2. Способами проверки подготовки детей являются: тестирование, выступления в классификационных и официальных соревнованиях.
1.6.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали. соревнования, учебно- исследовательские конференции и т.д) 1.6.2.1 Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программе будет осуществляется по итогам запланированных в 2015-2018 учебным году соревнованиях. Работа над обобщением своего опыта будет проходить в форме выступлений на педсоветах. Семинарах. методобъединениях и т. Д (В частности на семинарах по обучению игре в шахматы)
П. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 15-18 ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь-май)
Учебно-тематический план ГНП-1 «Элементарная техника шахматной игры»
Л|о | ТЕМА | Теоритические занятия | Кол часов | Практические занятия | Кол часов | Общие Кол часов |
1. | Азбука Шахматного искусства | Ознакомление с Основами правил игры | 12 | Решение задач, Практическая игра, Участие в турнирах | 36 | 48 |
2. | Элементарная тактика | Ознакомление с Тактическими приемами | 12 | Решение задач, практическая игра, участие в турнирах | 36 | 48 |
3. | Элементарная техника | Ознакомление с возможностями фигур | 12 | Решение задач, Практическая игра. участие в турнирах | -36 | 48 |
Итого 144часов
(Общее количество часов за год рассчитывается на одну группу)
Календарный план занятии.
На учебный сезон с ГНП 1 года обучения. Одно занятие рассчитано на 2 часа.
№ п/п | Наименование темы | Ме сяц | № п\п | Наименование темы | месяц |
1 | История шахмат | сентябрь | 37 | Взятие конем | январь |
2 | Правила игры | 38 | Взятие ферзем | ||
3 | Шахматная доска | 39 | Взятие пешкой | ||
4 | Шахматные фигуры | 40 | Взятие королем | ||
5 | Ход ладьей | 41 42 | Двойное нападение Двойной шах | февраль | |
6 | Ход слоном | ||||
7 | Ход ферзем | 43 | Размен ладьей | ||
8 | Ход королём | 44 | Размен слоном | ||
9 | Ход пешкой | октябрь | 45 | Размен конем | |
10 | Ход конем | 46 | Размен пешкой | ||
11 | Ценность фигур | 47 | Размен ферзем | ||
12 | Рокировка | 48 | Выигрыш ферзя | ||
13 | Превращение пешки | 49 | Выигрыш ладьи | март | |
14 | Шах | 50 | Выигрыш слона | ||
15 | Мат | 51 | Выигрыш коня | ||
16 | Ничья | 52 | Выигрыш пешки | ||
17 | Нападение | ноябрь | 53 | Жертва ладьи | |
18 | Взятие | 54 | Жертва слона | ||
19 | Атака | 55 | Жертва коня | ||
20 | Защита | 56 | Жертва ферзя | ||
21 | Размен | 57 | Жертва пешки | апрель | |
22 | Пат | 58 | Мат в эндшпиле | ||
23 | Цугцванг | 59 | Мат в миттельшпиле | ||
24 | Жертва | 60 | Мат дебюте | ||
25 | Шах и нападение ладьей | декабрь | 61 | Мат одинокому королю (МОК) | |
26 | Шах и нападение пешкой | 62 | МОК ладей | ||
27 | Шах и нападение конем | 63 | МОК 2 ладьями | ||
28 | Шах и нападение слоном | 64 | МОК ферзем | ||
29 | Шах и нападение ферзем | 65 | МОК 2 ладьями | май | |
30 | Мат ладьей | 66 | МОК слоном и конем | ||
31 | Мат слоном | 67 | Развитие фигур | ||
32 | Мат конем | 68 | Борьба за центр | ||
33 | Мат пешкой | январь | 69 | Открытие линии | |
34 | Мат ферзем | 70 | Дебют | ||
35 36 | Взятие ладьей Взятие слоном | 71 72 | Пешечные дефекты Защита короля |
Календарный план занятий
На учебный сезон с группой ГНП 2года обучения.
Одно занятие рассчитано на 2 часа.
№ п/п | Название темы | месяц | № п/п | Название темы | месяц |
1. | Принципы дебюта | сентябрь | 37 | Ничейные угрозы | январь |
2 | Проблемы центра | 38 | Освобождение поля | ||
3 | Развитие легких фигур | 39 | Промежуточный ход | ||
4 | Безопасность короля | 40 | Выигрыш темпа | ||
5 6 | Темпы в дебюте Пешкоедство | 41 42 | Матовая атака Пешечный прорыв | февраль | |
7 | Гамбит | 43 | Размен | ||
8 | Из дебюта в миттельшпиль | 44 | Комбинация | ||
9 | Из дебюта в эндшпиль | октябрь | 45 | Отвлечение | |
10 | Расстановка фигур | 46 | Завлечение | ||
11 | Усиление позиции | 47 | Освобождение линии | ||
>12 | Устранение слабостей | 48 | Освобождение поля | ||
13 | Давление на слабый пункт | 49 | перекрытие | март | |
14 | Игра по все доске | 50 | Перегрузка | ||
15 | Не ухудшать позицию | 51 | Блокировка | ||
16 | Внезапная атака | 52 | Уничтожение защиты | ||
17 | Переход из миттельшпиля в эндшпиль | ноябрь | 53 | Рентген | |
18 | Король в эндшпиле | 54 | Связка | ||
19 | Пешка в эндшпиле | 55 | Мотивы комбинации | ||
20 | «Не торопиться» | 56 | Плохой король | ||
21 | Играть планами | 57 | Плохая фигура | апрель | |
22 | Пешечный эндшпиль | 58 | Слабый пункт | ||
23 | Упрощение | 59 | Превосходство в развитии | ||
24 | Виды эндшпилей | 60 | Цель комбинации | ||
25 | Разновидности нападений | декабрь | 61 | Смена декорации | |
26 | Открытый и двойной шах | 62 | Выигрыш материала | ||
27 | Сквозной и тыловой шах | 63 | Матовая сетка | ||
28 | Связка | 64 | Ничейные комбинации | ||
29 | Потенциальное нападение | 65 | Улучшение позиции | май | |
30 | Нападение фронтальное | 66 | Шахматы в России | ||
31 | Нападение фланговое | 67 | Шахматный кодекс | ||
32 | Нападение тыловое | 68 | Пешечный эндшпиль | ||
33 | Контрудар |
январь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
| 69 | Слоновый эндшпиль | |
34 | Ловушка | 70 | коневой эндшпиль | ||
35 36 | Матовые комбинации блокировка | 71 72 | Ладейный эндшпиль Ферзевой эндшпиль |
Календарный план занятий
на учебный сезон с ГНП З года обучения. Одно занятие рассчитано на 2 часа.
№ п/п | Название темы | месяц | № п/п | Название темы | месяц |
1 | Стратегия пункта |
| 37 | Отрезанная фигура |
|
2 | Слабые пункты | 38 | Заблудившаяся фигура | ||
3 | Сильные пункты | 39 | Незащищенная фигура | ||
4 | Форпосты | 40 | Фигуры и пространство | ||
5 6 | Стратегия пространства Доминация | 41 42 | Фигуры и центр Фигуры и открытые линии |
| |
7 | Стесненная позиция | 43 | Открытый король | ||
8 | Преимущество на фланге | 44 | Конь в дебюте | ||
9 | Фигурная стратегия |
| 45 | Слон в Эндшпиле | |
10 | Открытая линия | 46 | Король в эндшпиле | ||
11 | Взаимодействие фигур | 47 | Подготовка фигурной атаке | ||
12 | Централизация фигур | 48 | Стратегия пункта | ||
* 3 | Сильные фигуры | 49 | Слабые пункты |
| |
14 | Развитие фигур | 50 | Плохой король | ||
15 | Расстановка фигур | 51 | Плохой ферзь | ||
16 | Плохой король | 52 | Плохая ладья | ||
17 | Слабые фигуры |
| 53 | Плохой слон | |
18 | Пешечная стратегия | 54 | Плохой конь | ||
19 | Сильные и слабые пешки | 55 | Плохая пешка | ||
20 | Стратегия центра | 56 | Плохое пешечное прикрытие | ||
21 | Разновидности центров | 57 | Слабый пункт п 7 |
| |
22 | Сильный центр | 58 | Слабый пункт п 7 | ||
23 | Слабый центр | 59 | Слабый пункт п 7 | ||
24 | Фигурная стратегия | 60 | Слабый пункт п 7 | ||
25 | Активизация фигур |
| 61 | Слабый пункт п 7 | |
26 | Блокирование фигуры | 62 | Перегрузка ферзя | ||
27 | Фигуры в закрытой позиции | 63 | Перегрузка ладьи | ||
28 | Гармонизация взаимодействия фи | 64 | Перегрузка слона | ||
29 | Сжатая пружина | 65 | Перегрузка коня |
| |
30 | Форпосты | 66 | Перегрузка пешки | ||
31 | Батареи | 67 | Перегрузка короля | ||
32 | Централизация | 68 | Выключенный ферз | ||
33 | Преимущество двух слонов |
| 69 | Выключенная ладья | |
34 | Активная фигура | 70 | Выключенный слон | ||
35 | Пассивная фигура | 71 | Шахматный кодекс | ||
36 | Перегрузка фигуры | 72 | Советская шахматная школа |
Ш.ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№ п/п | СРОКИ | КАКИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ КОНТРОЛИРУЕТСЯ | НОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ |
1 | Октябрь, Ноябрь, Январь, Февраль, май | Тестирования по теоретическим знаниям и умениям решения шахматных задач | Присвоение 4,3, разрядов по шахматам |
2. | В Течение Учебного года | Выполнение разрядных норм в официальных шахматных турнирах | Присвоение 2,4,3, разрядов по шахматам |
3. | В Течение Учебного года | Выполнение разрядных Норм в квалификационных шахматных турнирах | Присвоение 2,4,3 разрядов шахматам |
IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ПУП | НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ | ДАТА |
1. | Родительское собрание на тему «Успеха детей в освоении шахматной науки» | сентябрь |
2. | Родительское собрание на тему» Итоги года. Достижения, проблемы и их решение» | январь |
з. | Родительское собрание на тему» Итоги года. Достижения, проблемы и их решение» | май |
4. | Индивидуальные беседы с родителями | В течение года |
5. | Приглашение родителей на официальные соревнования. | В течение года |
ЛИТЕРАТУРА
1. Использование программ Шакурова М.Ф., Шакуровой З.Х.ТНП_-1» Шахматная азбука. Основы шахматной игры» г Казань, 1997год; В.Г.Зак, Г.В Громов «Программа подготовки юных Шахматистов», Санкт-Петербург, 1993год.
2.Выступление на районном семинаре «Проблемы детских шахмат» в январе 2005года.
3.Создание дидактического материала: карточек с диаграммами шахматных задач на тему «Элементарные матовые комбинации в два-три хода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_shahmaty.docx.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА" ЕРАВНИНСКОГО РАЙОНА
«Утверждена»
на педагогическом совете
« » 2018 г.
Директор
С.Ц.Нимаев.
Образовательная программа
занятий объединения
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 6-18 лет
Срок реализации: 3 года
Руководитель: Лыктыпов Р.Ц.
2015-2018 учебный год
Содержание.
1 .Титульный лист. 1
2. Содержание. 3
3.1. Пояснительная записка. 3
4.П. Учебно-тематический план на 2015-18 год обучения. 4
5.III.Содержание дополнительной образовательной программы. 5
6.ГУЭтапы педагогического контроля (мониторинг) 8
7. У..Орг. Массовая работа 9
8У1.Методическая работа 9
9.УШ.Самообразование 9
10.ГХ.Литература
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
2.3а полторы тысяча лет шахматы из простого отдыха превратились в средство воспитания и развития человека. Шахматы обладают удивительной универсальностью. Это и спорт, и искусство, и наука (в том числе графические моделирование), и психология и аналог военного искусство. Отсюда вытекает актуальность, педагогическая целесообразность игры в шахматы-воспитание и развитие творческого начала в человеке. Научиться мыслить, возможность испытать в соревновании идеи и фантазии, проверить значимость планов, развить лучшие черты характера, умственные способности и художественный вкус-все это позволяет игра в шахматы.
Предстоящий учебный год будет посвящен дальнейшему совершенствованию моих сильнейших учащихся, которые будут обучаться по программе ГНП-2 ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.
Вторая группа будет обучаться по элементарным правилам шахматной игры по программе ГНП-1.
1.1. 1. Цель
Развитие у детей мышления, творческих способностей, интереса к интеллектуальной деятельности.
11. 2. Задачи
1.1.2.1. в развитии:
Развивать у детей умственную работоспособность, логические мышление. Расширять жизненный кругозор за счет широкого контакта с другими детьми. Развивать у детей жажду знаний и самосовершенствования.
1.1.2.2. в обучении:
Познакомить детей с основными понятиями: правилами и принципами шахматной
Работать над спортивным мастерством, повышением разрядов.
11.2.3. в воспитании:
Воспитывать у детей самостоятельность, упорство, целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, усидчивость
Приучать учащихся к выступлениям в соревнованиях различного уровня.
1.3. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
В основу работы с учащимися положены авторские программы ГНП-1 «Шахматная азбука» и ГНП-2» Принципы шахматной игры» педагога Шакурова М.Ф.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
В реализации в данной дополнительной образовательной программы участвуют дети школьного возроста-1-10 классы
1.5. Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы (продолжительность
образовательного процесса)
Выполнение программы рассчитано на 2015—2018 учебный год (2 темы и 128).
1.6. Формы и режим занятий
Первая группа будет обучаться по программе
ГНП-2 ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.
Вторая группа будет обучаться элементарным правилам шахматной игры по программеНГП-1
Количество учащихся в группах по-15 человек.
Режим работы каждой группой-2 занятия в неделю.
-для группы 1 года обучения-2 занятия в неделю.
-для группы 1 года обучения-2 занятия в неделю по 2 часа
-для группы 2 года обучения-2 занятия в неделю по 2 часа
1.6.1 ожидаемые результаты и способы их проверки
1.6.1. Повышение уровня игры учащихся планируются по результатам МОНИТОРИНГ а.3а
предыдущий учебный год.
Год обучения | Запланированный в программе результат обучения | Какие знания умения контролируется в конце года | Формы контроля Подведение итогов |
1 год обучения | Присвоение 4 разряда | Знание ходов, доски записи умения решать шахматные задачи | Тестирование |
2 год обучения | Присвоение 3 года | Знание стратегии и тактики. Умение играть в шахматы | Тестирование |
1.6.1.2. Способами проверки подготовки детей являются: тестирование, выступления в классификационных и официальных соревнованиях.
1.6.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали. соревнования, учебно- исследовательские конференции и т.д) 1.6.2.1 Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программе будет осуществляется по итогам запланированных в 2015-2018 учебным году соревнованиях. Работа над обобщением своего опыта будет проходить в форме выступлений на педсоветах. Семинарах. методобъединениях и т. Д (В частности на семинарах по обучению игре в шахматы)
П. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 15-18 ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь-май)
Учебно-тематический план ГНП-1 «Элементарная техника шахматной игры»
Л|о | ТЕМА | Теоритические занятия | Кол часов | Практические занятия | Кол часов | Общие Кол часов |
1. | Азбука Шахматного искусства | Ознакомление с Основами правил игры | 12 | Решение задач, Практическая игра, Участие в турнирах | 36 | 48 |
2. | Элементарная тактика | Ознакомление с Тактическими приемами | 12 | Решение задач, практическая игра, участие в турнирах | 36 | 48 |
3. | Элементарная техника | Ознакомление с возможностями фигур | 12 | Решение задач, Практическая игра. участие в турнирах | -36 | 48 |
Итого 144часов
(Общее количество часов за год рассчитывается на одну группу)
Календарный план занятии.
На учебный сезон с ГНП 1 года обучения. Одно занятие рассчитано на 2 часа.
№ п/п | Наименование темы | Ме сяц | № п\п | Наименование темы | месяц |
1 | История шахмат | сентябрь | 37 | Взятие конем | январь |
2 | Правила игры | 38 | Взятие ферзем | ||
3 | Шахматная доска | 39 | Взятие пешкой | ||
4 | Шахматные фигуры | 40 | Взятие королем | ||
5 | Ход ладьей | 41 42 | Двойное нападение Двойной шах | февраль | |
6 | Ход слоном | ||||
7 | Ход ферзем | 43 | Размен ладьей | ||
8 | Ход королём | 44 | Размен слоном | ||
9 | Ход пешкой | октябрь | 45 | Размен конем | |
10 | Ход конем | 46 | Размен пешкой | ||
11 | Ценность фигур | 47 | Размен ферзем | ||
12 | Рокировка | 48 | Выигрыш ферзя | ||
13 | Превращение пешки | 49 | Выигрыш ладьи | март | |
14 | Шах | 50 | Выигрыш слона | ||
15 | Мат | 51 | Выигрыш коня | ||
16 | Ничья | 52 | Выигрыш пешки | ||
17 | Нападение | ноябрь | 53 | Жертва ладьи | |
18 | Взятие | 54 | Жертва слона | ||
19 | Атака | 55 | Жертва коня | ||
20 | Защита | 56 | Жертва ферзя | ||
21 | Размен | 57 | Жертва пешки | апрель | |
22 | Пат | 58 | Мат в эндшпиле | ||
23 | Цугцванг | 59 | Мат в миттельшпиле | ||
24 | Жертва | 60 | Мат дебюте | ||
25 | Шах и нападение ладьей | декабрь | 61 | Мат одинокому королю (МОК) | |
26 | Шах и нападение пешкой | 62 | МОК ладей | ||
27 | Шах и нападение конем | 63 | МОК 2 ладьями | ||
28 | Шах и нападение слоном | 64 | МОК ферзем | ||
29 | Шах и нападение ферзем | 65 | МОК 2 ладьями | май | |
30 | Мат ладьей | 66 | МОК слоном и конем | ||
31 | Мат слоном | 67 | Развитие фигур | ||
32 | Мат конем | 68 | Борьба за центр | ||
33 | Мат пешкой | январь | 69 | Открытие линии | |
34 | Мат ферзем | 70 | Дебют | ||
35 36 | Взятие ладьей Взятие слоном | 71 72 | Пешечные дефекты Защита короля |
Календарный план занятий
На учебный сезон с группой ГНП 2года обучения.
Одно занятие рассчитано на 2 часа.
№ п/п | Название темы | месяц | № п/п | Название темы | месяц |
1. | Принципы дебюта | сентябрь | 37 | Ничейные угрозы | январь |
2 | Проблемы центра | 38 | Освобождение поля | ||
3 | Развитие легких фигур | 39 | Промежуточный ход | ||
4 | Безопасность короля | 40 | Выигрыш темпа | ||
5 6 | Темпы в дебюте Пешкоедство | 41 42 | Матовая атака Пешечный прорыв | февраль | |
7 | Гамбит | 43 | Размен | ||
8 | Из дебюта в миттельшпиль | 44 | Комбинация | ||
9 | Из дебюта в эндшпиль | октябрь | 45 | Отвлечение | |
10 | Расстановка фигур | 46 | Завлечение | ||
11 | Усиление позиции | 47 | Освобождение линии | ||
>12 | Устранение слабостей | 48 | Освобождение поля | ||
13 | Давление на слабый пункт | 49 | перекрытие | март | |
14 | Игра по все доске | 50 | Перегрузка | ||
15 | Не ухудшать позицию | 51 | Блокировка | ||
16 | Внезапная атака | 52 | Уничтожение защиты | ||
17 | Переход из миттельшпиля в эндшпиль | ноябрь | 53 | Рентген | |
18 | Король в эндшпиле | 54 | Связка | ||
19 | Пешка в эндшпиле | 55 | Мотивы комбинации | ||
20 | «Не торопиться» | 56 | Плохой король | ||
21 | Играть планами | 57 | Плохая фигура | апрель | |
22 | Пешечный эндшпиль | 58 | Слабый пункт | ||
23 | Упрощение | 59 | Превосходство в развитии | ||
24 | Виды эндшпилей | 60 | Цель комбинации | ||
25 | Разновидности нападений | декабрь | 61 | Смена декорации | |
26 | Открытый и двойной шах | 62 | Выигрыш материала | ||
27 | Сквозной и тыловой шах | 63 | Матовая сетка | ||
28 | Связка | 64 | Ничейные комбинации | ||
29 | Потенциальное нападение | 65 | Улучшение позиции | май | |
30 | Нападение фронтальное | 66 | Шахматы в России | ||
31 | Нападение фланговое | 67 | Шахматный кодекс | ||
32 | Нападение тыловое | 68 | Пешечный эндшпиль | ||
33 | Контрудар | январь октябрь ноябрь декабрь январь | 69 | Слоновый эндшпиль | |
34 | Ловушка | 70 | коневой эндшпиль | ||
35 36 | Матовые комбинации блокировка | 71 72 | Ладейный эндшпиль Ферзевой эндшпиль |
Календарный план занятий
на учебный сезон с ГНП З года обучения. Одно занятие рассчитано на 2 часа.
№ п/п | Название темы | месяц | № п/п | Название темы | месяц |
1 | Стратегия пункта | 37 | Отрезанная фигура | ||
2 | Слабые пункты | 38 | Заблудившаяся фигура | ||
3 | Сильные пункты | 39 | Незащищенная фигура | ||
4 | Форпосты | 40 | Фигуры и пространство | ||
5 6 | Стратегия пространства Доминация | 41 42 | Фигуры и центр Фигуры и открытые линии | ||
7 | Стесненная позиция | 43 | Открытый король | ||
8 | Преимущество на фланге | 44 | Конь в дебюте | ||
9 | Фигурная стратегия | 45 | Слон в Эндшпиле | ||
10 | Открытая линия | 46 | Король в эндшпиле | ||
11 | Взаимодействие фигур | 47 | Подготовка фигурной атаке | ||
12 | Централизация фигур | 48 | Стратегия пункта | ||
* 3 | Сильные фигуры | 49 | Слабые пункты | ||
14 | Развитие фигур | 50 | Плохой король | ||
15 | Расстановка фигур | 51 | Плохой ферзь | ||
16 | Плохой король | 52 | Плохая ладья | ||
17 | Слабые фигуры | 53 | Плохой слон | ||
18 | Пешечная стратегия | 54 | Плохой конь | ||
19 | Сильные и слабые пешки | 55 | Плохая пешка | ||
20 | Стратегия центра | 56 | Плохое пешечное прикрытие | ||
21 | Разновидности центров | 57 | Слабый пункт п 7 | ||
22 | Сильный центр | 58 | Слабый пункт п 7 | ||
23 | Слабый центр | 59 | Слабый пункт п 7 | ||
24 | Фигурная стратегия | 60 | Слабый пункт п 7 | ||
25 | Активизация фигур | 61 | Слабый пункт п 7 | ||
26 | Блокирование фигуры | 62 | Перегрузка ферзя | ||
27 | Фигуры в закрытой позиции | 63 | Перегрузка ладьи | ||
28 | Гармонизация взаимодействия фи | 64 | Перегрузка слона | ||
29 | Сжатая пружина | 65 | Перегрузка коня | ||
30 | Форпосты | 66 | Перегрузка пешки | ||
31 | Батареи | 67 | Перегрузка короля | ||
32 | Централизация | 68 | Выключенный ферз | ||
33 | Преимущество двух слонов | 69 | Выключенная ладья | ||
34 | Активная фигура | 70 | Выключенный слон | ||
35 | Пассивная фигура | 71 | Шахматный кодекс | ||
36 | Перегрузка фигуры | 72 | Советская шахматная школа |
Ш.ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№ п/п | СРОКИ | КАКИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ КОНТРОЛИРУЕТСЯ | НОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ |
1 | Октябрь, Ноябрь, Январь, Февраль, май | Тестирования по теоретическим знаниям и умениям решения шахматных задач | Присвоение 4,3, разрядов по шахматам |
2. | В Течение Учебного года | Выполнение разрядных норм в официальных шахматных турнирах | Присвоение 2,4,3, разрядов по шахматам |
3. | В Течение Учебного года | Выполнение разрядных Норм в квалификационных шахматных турнирах | Присвоение 2,4,3 разрядов шахматам |
IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ПУП | НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ | ДАТА |
1. | Родительское собрание на тему «Успеха детей в освоении шахматной науки» | сентябрь |
2. | Родительское собрание на тему» Итоги года. Достижения, проблемы и их решение» | январь |
з. | Родительское собрание на тему» Итоги года. Достижения, проблемы и их решение» | май |
4. | Индивидуальные беседы с родителями | В течение года |
5. | Приглашение родителей на официальные соревнования. | В течение года |
ЛИТЕРАТУРА
1. Использование программ Шакурова М.Ф., Шакуровой З.Х.ТНП_-1» Шахматная азбука. Основы шахматной игры» г Казань, 1997год; В.Г.Зак, Г.В Громов «Программа подготовки юных Шахматистов», Санкт-Петербург, 1993год.
2.Выступление на районном семинаре «Проблемы детских шахмат» в январе 2005года.
3.Создание дидактического материала: карточек с диаграммами шахматных задач на тему «Элементарные матовые комбинации в два-три хода»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...