Образовательная программа "Шахматы"
материал на тему

Министерство образования и науки РБ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА" ЕРАВНИНСКОГО РАЙОНА

 «Утверждена»

на педагогическом совете

«____ »_____________ 2018 г.

Директор

__________ С.Ц.Нимаев.

Образовательная программа

занятий объединения

«Шахматы»

Возраст обучающихся: 6-18 лет

Срок реализации: 3 года

Руководитель: Лыктыпов Р.Ц.

2015-2018 учебный год

 

Содержание.

1 .Титульный лист.                                                                                                              1

2. Содержание.                                                                                                                  3

3.1. Пояснительная записка.                                                                                             3

4.П. Учебно-тематический план на 2015-18 год обучения.                                           4

5.III.Содержание дополнительной образовательной программы.                              5

6.ГУЭтапы педагогического контроля (мониторинг)                                                   8

7. У..Орг. Массовая работа                                                                                              9

8У1.Методическая работа                                                                                               9

9.УШ.Самообразование                                                                                                  9
10.ГХ.Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

2.3а полторы тысяча лет шахматы из простого отдыха превратились в средство воспитания и развития человека. Шахматы обладают удивительной универсальностью. Это и спорт, и искусство, и наука (в том числе графические моделирование), и психология и аналог военного искусство. Отсюда вытекает актуальность, педагогическая целесообразность игры в шахматы-воспитание и развитие творческого начала в человеке. Научиться мыслить, возможность испытать в соревновании идеи и фантазии, проверить значимость планов, развить лучшие черты характера, умственные способности и художественный вкус-все это позволяет игра в шахматы.

Предстоящий учебный год будет посвящен дальнейшему совершенствованию моих сильнейших учащихся, которые будут обучаться по программе ГНП-2 ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.

Вторая группа будет обучаться по элементарным правилам шахматной игры по программе ГНП-1.

1.1. 1. Цель

Развитие у детей мышления, творческих способностей, интереса к интеллектуальной деятельности.

11. 2. Задачи

1.1.2.1. в развитии:

Развивать у детей умственную работоспособность, логические мышление. Расширять жизненный кругозор за счет широкого контакта с другими детьми. Развивать у детей жажду знаний и самосовершенствования.

1.1.2.2.  в обучении:

Познакомить детей с основными понятиями: правилами и принципами шахматной  

Работать над спортивным мастерством, повышением разрядов.

11.2.3. в воспитании:

Воспитывать у детей самостоятельность, упорство, целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, усидчивость

Приучать учащихся к выступлениям в соревнованиях различного уровня.

1.3. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих

В основу работы с учащимися положены авторские программы ГНП-1 «Шахматная азбука» и ГНП-2» Принципы шахматной игры» педагога Шакурова М.Ф.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

В реализации в данной дополнительной образовательной программы участвуют дети школьного возроста-1-10 классы

1.5. Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы (продолжительность

образовательного процесса)

Выполнение программы рассчитано на 2015—2018 учебный год (2 темы и 128).

1.6. Формы и режим занятий

Первая группа будет обучаться по программе

ГНП-2 ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.

Вторая группа будет обучаться элементарным правилам шахматной игры по программеНГП-1

Количество учащихся в группах по-15 человек.

Режим работы каждой группой-2 занятия в неделю.

-для группы 1 года обучения-2 занятия в неделю.

-для группы 1 года обучения-2 занятия в неделю по 2 часа

-для группы 2 года обучения-2 занятия в неделю по 2 часа

1.6.1 ожидаемые результаты и способы их проверки

1.6.1. Повышение уровня игры учащихся планируются по результатам МОНИТОРИНГ а.3а

предыдущий учебный год.____________________________________________________________

Год обучения

Запланированный в программе результат обучения

Какие знания умения контролируется в конце года

Формы контроля

Подведение

итогов

1 год обучения

Присвоение 4 разряда

Знание ходов, доски записи умения решать шахматные задачи

Тестирование

2 год обучения

Присвоение 3 года

Знание стратегии и тактики. Умение играть в шахматы

Тестирование

1.6.1.2. Способами проверки подготовки детей являются: тестирование, выступления в классификационных и официальных соревнованиях.

1.6.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали. соревнования, учебно- исследовательские конференции и т.д) 1.6.2.1 Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программе будет осуществляется по итогам запланированных в 2015-2018 учебным году соревнованиях. Работа над обобщением своего опыта будет проходить в форме выступлений на педсоветах. Семинарах. методобъединениях и т. Д (В частности на семинарах по обучению игре в шахматы)

П.        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 15-18 ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь-май)

Учебно-тематический план ГНП-1 «Элементарная техника шахматной игры»

 

Л|о

ТЕМА

Теоритические занятия

Кол часов

Практические занятия

Кол часов

Общие

Кол

часов

1.

Азбука

Шахматного

искусства

Ознакомление с Основами правил игры

12

Решение задач, Практическая игра, Участие в турнирах

36

48

2.

Элементарная тактика

Ознакомление с

Тактическими

приемами

12

Решение задач, практическая игра, участие в турнирах

36

48

3.

Элементарная техника

Ознакомление с возможностями фигур

12

Решение задач, Практическая игра. участие в турнирах

-36

48

Итого 144часов

(Общее количество часов за год рассчитывается на одну группу)

 

Календарный план занятии.

На учебный сезон с ГНП 1 года обучения. Одно занятие рассчитано на 2 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Наименование темы

Ме сяц

№ п\п

Наименование темы

месяц

1

История шахмат

сентябрь

37

Взятие конем

январь

2

Правила игры

38

Взятие ферзем

3

Шахматная доска

39

Взятие пешкой

4

Шахматные фигуры

40

Взятие королем

5

Ход ладьей

41

42

Двойное нападение Двойной шах

февраль

6

Ход слоном

7

Ход ферзем

43

Размен ладьей

8

Ход королём

44

Размен слоном

9

Ход пешкой

октябрь

45

Размен конем

10

Ход конем

46

Размен пешкой

11

Ценность фигур

47

Размен ферзем

12

Рокировка

48

Выигрыш ферзя

13

Превращение пешки

49

Выигрыш ладьи

март

14

Шах

50

Выигрыш слона

15

Мат

51

Выигрыш коня

16

Ничья

52

Выигрыш пешки

17

Нападение

ноябрь

53

Жертва ладьи

18

Взятие

54

Жертва слона

19

Атака

55

Жертва коня

20

Защита

56

Жертва ферзя

21

Размен

57

Жертва пешки

апрель

22

Пат

58

Мат в эндшпиле

23

Цугцванг

59

Мат в миттельшпиле

24

Жертва

60

Мат дебюте

25

Шах и нападение ладьей

декабрь

61

Мат одинокому королю (МОК)

26

Шах и нападение пешкой

62

МОК ладей

27

Шах и нападение конем

63

МОК 2 ладьями

28

Шах и нападение слоном

64

МОК ферзем

29

Шах и нападение ферзем

65

МОК 2 ладьями

май

30

Мат ладьей

66

МОК слоном и конем

31

Мат слоном

67

Развитие фигур

32

Мат конем

68

Борьба за центр

33

Мат пешкой

январь

69

Открытие линии

34

Мат ферзем

70

Дебют

35 36

Взятие ладьей Взятие слоном

71

72

Пешечные дефекты Защита короля

 

Календарный план занятий

На учебный сезон с группой ГНП 2года обучения.
Одно занятие рассчитано на 2 часа.

№ п/п

Название темы

месяц

№ п/п

Название темы

месяц

1.

Принципы дебюта

сентябрь

37

Ничейные угрозы

январь

2

Проблемы центра

38

Освобождение поля

3

Развитие легких фигур

39

Промежуточный ход

4

Безопасность короля

40

Выигрыш темпа

5 6

Темпы в дебюте Пешкоедство

41 42

Матовая атака Пешечный прорыв

февраль

7

Гамбит

43

Размен

8

Из дебюта в миттельшпиль

44

Комбинация

9

Из дебюта в эндшпиль

октябрь

45

Отвлечение

10

Расстановка фигур

46

Завлечение

11

Усиление позиции

47

Освобождение линии

>12

Устранение слабостей

48

Освобождение поля

13

Давление на слабый пункт

49

перекрытие

март

14

Игра по все доске

50

Перегрузка

15

Не ухудшать позицию

51

Блокировка

16

Внезапная атака

52

Уничтожение защиты

17

Переход из миттельшпиля в эндшпиль

ноябрь

53

Рентген

18

Король в эндшпиле

54

Связка

19

Пешка в эндшпиле

55

Мотивы комбинации

20

«Не торопиться»

56

Плохой король

21

Играть планами

57

Плохая фигура

апрель

22

Пешечный эндшпиль

58

Слабый пункт

23

Упрощение

59

Превосходство в развитии

24

Виды эндшпилей

60

Цель комбинации

25

Разновидности нападений

декабрь

61

Смена декорации

26

Открытый и двойной шах

62

Выигрыш материала

27

Сквозной и тыловой шах

63

Матовая сетка

28

Связка

64

Ничейные комбинации

29

Потенциальное нападение

65

Улучшение позиции

май

30

Нападение фронтальное

66

Шахматы в России

31

Нападение фланговое

67

Шахматный кодекс

32

Нападение тыловое

68

Пешечный эндшпиль

33

Контрудар

 

январь

 

 

 

 

 

 

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

 

 

 

 

69

Слоновый эндшпиль

34

Ловушка

70

коневой эндшпиль

35 36

Матовые комбинации блокировка

71 72

Ладейный эндшпиль Ферзевой эндшпиль

 

Календарный план занятий

на учебный сезон с ГНП З года обучения. Одно занятие рассчитано на 2 часа.

 

№ п/п

Название темы

месяц

№ п/п

Название темы

месяц

1

Стратегия пункта

 

 

 

 

 

 

 

37

Отрезанная фигура

 

2

Слабые пункты

38

Заблудившаяся фигура

3

Сильные пункты

39

Незащищенная фигура

4

Форпосты

40

Фигуры и пространство

5 6

Стратегия пространства Доминация

41 42

Фигуры и центр

Фигуры и открытые линии

 

7

Стесненная позиция

43

Открытый король

8

Преимущество на фланге

44

Конь в дебюте

9

Фигурная стратегия

 

45

Слон в Эндшпиле

10

Открытая линия

46

Король в эндшпиле

11

Взаимодействие фигур

47

Подготовка фигурной атаке

12

Централизация фигур

48

Стратегия пункта

* 3

Сильные фигуры

49

Слабые пункты

 

14

Развитие фигур

50

Плохой король

15

Расстановка фигур

51

Плохой ферзь

16

Плохой король

52

Плохая ладья

17

Слабые фигуры

 

53

Плохой слон

18

Пешечная стратегия

54

Плохой конь

19

Сильные и слабые пешки

55

Плохая пешка

20

Стратегия центра

56

Плохое пешечное прикрытие

21

Разновидности центров

57

Слабый пункт п 7

 

22

Сильный центр

58

Слабый пункт п 7

23

Слабый центр

59

Слабый пункт п 7

24

Фигурная стратегия

60

Слабый пункт п 7

25

Активизация фигур

 

61

Слабый пункт п 7

26

Блокирование фигуры

62

Перегрузка ферзя

27

Фигуры в закрытой позиции

63

Перегрузка ладьи

28

Гармонизация взаимодействия фи

64

Перегрузка слона

29

Сжатая пружина

65

Перегрузка коня

 

30

Форпосты

66

Перегрузка пешки

31

Батареи

67

Перегрузка короля

32

Централизация

68

Выключенный ферз

33

Преимущество двух слонов

 

69

Выключенная ладья

34

Активная фигура

70

Выключенный слон

35

Пассивная фигура

71

Шахматный кодекс

36

Перегрузка фигуры

72

Советская шахматная школа

 

Ш.ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

п/п

СРОКИ

КАКИЕ

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ КОНТРОЛИРУЕТСЯ

НОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

1

Октябрь, Ноябрь, Январь, Февраль, май

Тестирования по теоретическим знаниям и умениям решения шахматных задач

Присвоение 4,3, разрядов по шахматам

2.

В

Течение Учебного года

Выполнение разрядных норм в официальных шахматных турнирах

Присвоение 2,4,3, разрядов по шахматам

3.

В

Течение Учебного года

Выполнение разрядных

Норм в квалификационных шахматных турнирах

Присвоение 2,4,3 разрядов шахматам

 

IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ПУП

НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ДАТА

1.

Родительское собрание на тему «Успеха детей в освоении шахматной науки»

сентябрь

2.

Родительское собрание на тему» Итоги года. Достижения, проблемы и их решение»

январь

 з.

Родительское собрание на тему»

Итоги года. Достижения, проблемы и их решение»

май

4.

Индивидуальные беседы с родителями

В течение года

5.

Приглашение родителей на официальные соревнования.

В течение года

 


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.    Использование программ Шакурова М.Ф., Шакуровой З.Х.ТНП_-1» Шахматная азбука. Основы шахматной игры» г Казань, 1997год; В.Г.Зак, Г.В Громов «Программа подготовки юных Шахматистов», Санкт-Петербург, 1993год.

2.Выступление на районном семинаре «Проблемы детских шахмат» в январе 2005года.

3.Создание дидактического материала: карточек с диаграммами шахматных задач на тему «Элементарные матовые комбинации в два-три хода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_shahmaty.docx.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА" ЕРАВНИНСКОГО РАЙОНА

 «Утверждена»

на педагогическом совете

«        »        2018 г.

Директор

        С.Ц.Нимаев.

Образовательная программа

занятий объединения

«Шахматы»

Возраст обучающихся: 6-18 лет

Срок реализации: 3 года

Руководитель: Лыктыпов Р.Ц.

2015-2018 учебный год


Содержание.

1 .Титульный лист.        1

2. Содержание.        3

3.1. Пояснительная записка.        3

4.П. Учебно-тематический план на 2015-18 год обучения.        4

5.III.Содержание дополнительной образовательной программы.        5

6.ГУЭтапы педагогического контроля (мониторинг)        8

7. У..Орг. Массовая работа        9

8У1.Методическая работа        9

9.УШ.Самообразование        9
10.ГХ.Литература

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

2.3а полторы тысяча лет шахматы из простого отдыха превратились в средство воспитания и развития человека. Шахматы обладают удивительной универсальностью. Это и спорт, и искусство, и наука (в том числе графические моделирование), и психология и аналог военного искусство. Отсюда вытекает актуальность, педагогическая целесообразность игры в шахматы-воспитание и развитие творческого начала в человеке. Научиться мыслить, возможность испытать в соревновании идеи и фантазии, проверить значимость планов, развить лучшие черты характера, умственные способности и художественный вкус-все это позволяет игра в шахматы.

Предстоящий учебный год будет посвящен дальнейшему совершенствованию моих сильнейших учащихся, которые будут обучаться по программе ГНП-2 ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.

Вторая группа будет обучаться по элементарным правилам шахматной игры по программе ГНП-1.

1.1. 1. Цель

Развитие у детей мышления, творческих способностей, интереса к интеллектуальной деятельности.

11. 2. Задачи

1.1.2.1.        в развитии:

Развивать у детей умственную работоспособность, логические мышление. Расширять жизненный кругозор за счет широкого контакта с другими детьми. Развивать у детей жажду знаний и самосовершенствования.

1.1.2.2.        в обучении:

Познакомить детей с основными понятиями: правилами и принципами шахматной  

Работать над спортивным мастерством, повышением разрядов.

11.2.3. в воспитании:

Воспитывать у детей самостоятельность, упорство, целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, усидчивость

Приучать учащихся к выступлениям в соревнованиях различного уровня.

1.3. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих

В основу работы с учащимися положены авторские программы ГНП-1 «Шахматная азбука» и ГНП-2» Принципы шахматной игры» педагога Шакурова М.Ф.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

В реализации в данной дополнительной образовательной программы участвуют дети школьного возроста-1-10 классы

1.5. Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы (продолжительность

образовательного процесса)

Выполнение программы рассчитано на 2015—2018 учебный год (2 темы и 128).

1.6. Формы и режим занятий

Первая группа будет обучаться по программе

ГНП-2 ПРИНЦИПЫ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ.

Вторая группа будет обучаться элементарным правилам шахматной игры по программеНГП-1

Количество учащихся в группах по-15 человек.

Режим работы каждой группой-2 занятия в неделю.

-для группы 1 года обучения-2 занятия в неделю.

-для группы 1 года обучения-2 занятия в неделю по 2 часа

-для группы 2 года обучения-2 занятия в неделю по 2 часа

1.6.1 ожидаемые результаты и способы их проверки

1.6.1. Повышение уровня игры учащихся планируются по результатам МОНИТОРИНГ а.3а

предыдущий учебный год.        

Год обучения

Запланированный в программе результат обучения

Какие знания умения контролируется в конце года

Формы контроля

Подведение

итогов

1 год обучения

Присвоение 4 разряда

Знание ходов, доски записи умения решать шахматные задачи

Тестирование

2 год обучения

Присвоение 3 года

Знание стратегии и тактики. Умение играть в шахматы

Тестирование

1.6.1.2. Способами проверки подготовки детей являются: тестирование, выступления в классификационных и официальных соревнованиях.

1.6.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали. соревнования, учебно- исследовательские конференции и т.д) 1.6.2.1 Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программе будет осуществляется по итогам запланированных в 2015-2018 учебным году соревнованиях. Работа над обобщением своего опыта будет проходить в форме выступлений на педсоветах. Семинарах. методобъединениях и т. Д (В частности на семинарах по обучению игре в шахматы)

П.        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 15-18 ГОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь-май)

Учебно-тематический план ГНП-1 «Элементарная техника шахматной игры»

Л|о

ТЕМА

Теоритические занятия

Кол часов

Практические занятия

Кол часов

Общие

Кол

часов

1.

Азбука

Шахматного

искусства

Ознакомление с Основами правил игры

12

Решение задач, Практическая игра, Участие в турнирах

36

48

2.

Элементарная тактика

Ознакомление с

Тактическими

приемами

12

Решение задач, практическая игра, участие в турнирах

36

48

3.

Элементарная техника

Ознакомление с возможностями фигур

12

Решение задач, Практическая игра. участие в турнирах

-36

48

Итого 144часов

(Общее количество часов за год рассчитывается на одну группу)


Календарный план занятии.

На учебный сезон с ГНП 1 года обучения. Одно занятие рассчитано на 2 часа.

№ п/п

Наименование темы

Ме сяц

№ п\п

Наименование темы

месяц

1

История шахмат

сентябрь

37

Взятие конем

январь

2

Правила игры

38

Взятие ферзем

3

Шахматная доска

39

Взятие пешкой

4

Шахматные фигуры

40

Взятие королем

5

Ход ладьей

41

42

Двойное нападение Двойной шах

февраль

6

Ход слоном

7

Ход ферзем

43

Размен ладьей

8

Ход королём

44

Размен слоном

9

Ход пешкой

октябрь

45

Размен конем

10

Ход конем

46

Размен пешкой

11

Ценность фигур

47

Размен ферзем

12

Рокировка

48

Выигрыш ферзя

13

Превращение пешки

49

Выигрыш ладьи

март

14

Шах

50

Выигрыш слона

15

Мат

51

Выигрыш коня

16

Ничья

52

Выигрыш пешки

17

Нападение

ноябрь

53

Жертва ладьи

18

Взятие

54

Жертва слона

19

Атака

55

Жертва коня

20

Защита

56

Жертва ферзя

21

Размен

57

Жертва пешки

апрель

22

Пат

58

Мат в эндшпиле

23

Цугцванг

59

Мат в миттельшпиле

24

Жертва

60

Мат дебюте

25

Шах и нападение ладьей

декабрь

61

Мат одинокому королю (МОК)

26

Шах и нападение пешкой

62

МОК ладей

27

Шах и нападение конем

63

МОК 2 ладьями

28

Шах и нападение слоном

64

МОК ферзем

29

Шах и нападение ферзем

65

МОК 2 ладьями

май

30

Мат ладьей

66

МОК слоном и конем

31

Мат слоном

67

Развитие фигур

32

Мат конем

68

Борьба за центр

33

Мат пешкой

январь

69

Открытие линии

34

Мат ферзем

70

Дебют

35 36

Взятие ладьей Взятие слоном

71

72

Пешечные дефекты Защита короля


Календарный план занятий

На учебный сезон с группой ГНП 2года обучения.
Одно занятие рассчитано на 2 часа.

№ п/п

Название темы

месяц

№ п/п

Название темы

месяц

1.

Принципы дебюта

сентябрь

37

Ничейные угрозы

январь

2

Проблемы центра

38

Освобождение поля

3

Развитие легких фигур

39

Промежуточный ход

4

Безопасность короля

40

Выигрыш темпа

5 6

Темпы в дебюте Пешкоедство

41 42

Матовая атака Пешечный прорыв

февраль

7

Гамбит

43

Размен

8

Из дебюта в миттельшпиль

44

Комбинация

9

Из дебюта в эндшпиль

октябрь

45

Отвлечение

10

Расстановка фигур

46

Завлечение

11

Усиление позиции

47

Освобождение линии

>12

Устранение слабостей

48

Освобождение поля

13

Давление на слабый пункт

49

перекрытие

март

14

Игра по все доске

50

Перегрузка

15

Не ухудшать позицию

51

Блокировка

16

Внезапная атака

52

Уничтожение защиты

17

Переход из миттельшпиля в эндшпиль

ноябрь

53

Рентген

18

Король в эндшпиле

54

Связка

19

Пешка в эндшпиле

55

Мотивы комбинации

20

«Не торопиться»

56

Плохой король

21

Играть планами

57

Плохая фигура

апрель

22

Пешечный эндшпиль

58

Слабый пункт

23

Упрощение

59

Превосходство в развитии

24

Виды эндшпилей

60

Цель комбинации

25

Разновидности нападений

декабрь

61

Смена декорации

26

Открытый и двойной шах

62

Выигрыш материала

27

Сквозной и тыловой шах

63

Матовая сетка

28

Связка

64

Ничейные комбинации

29

Потенциальное нападение

65

Улучшение позиции

май

30

Нападение фронтальное

66

Шахматы в России

31

Нападение фланговое

67

Шахматный кодекс

32

Нападение тыловое

68

Пешечный эндшпиль

33

Контрудар

январь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

69

Слоновый эндшпиль

34

Ловушка

70

коневой эндшпиль

35 36

Матовые комбинации блокировка

71 72

Ладейный эндшпиль Ферзевой эндшпиль


Календарный план занятий

на учебный сезон с ГНП З года обучения. Одно занятие рассчитано на 2 часа.

№ п/п

Название темы

месяц

№ п/п

Название темы

месяц

1

Стратегия пункта

37

Отрезанная фигура

2

Слабые пункты

38

Заблудившаяся фигура

3

Сильные пункты

39

Незащищенная фигура

4

Форпосты

40

Фигуры и пространство

5 6

Стратегия пространства Доминация

41 42

Фигуры и центр

Фигуры и открытые линии

7

Стесненная позиция

43

Открытый король

8

Преимущество на фланге

44

Конь в дебюте

9

Фигурная стратегия

45

Слон в Эндшпиле

10

Открытая линия

46

Король в эндшпиле

11

Взаимодействие фигур

47

Подготовка фигурной атаке

12

Централизация фигур

48

Стратегия пункта

* 3

Сильные фигуры

49

Слабые пункты

14

Развитие фигур

50

Плохой король

15

Расстановка фигур

51

Плохой ферзь

16

Плохой король

52

Плохая ладья

17

Слабые фигуры

53

Плохой слон

18

Пешечная стратегия

54

Плохой конь

19

Сильные и слабые пешки

55

Плохая пешка

20

Стратегия центра

56

Плохое пешечное прикрытие

21

Разновидности центров

57

Слабый пункт п 7

22

Сильный центр

58

Слабый пункт п 7

23

Слабый центр

59

Слабый пункт п 7

24

Фигурная стратегия

60

Слабый пункт п 7

25

Активизация фигур

61

Слабый пункт п 7

26

Блокирование фигуры

62

Перегрузка ферзя

27

Фигуры в закрытой позиции

63

Перегрузка ладьи

28

Гармонизация взаимодействия фи

64

Перегрузка слона

29

Сжатая пружина

65

Перегрузка коня

30

Форпосты

66

Перегрузка пешки

31

Батареи

67

Перегрузка короля

32

Централизация

68

Выключенный ферз

33

Преимущество двух слонов

69

Выключенная ладья

34

Активная фигура

70

Выключенный слон

35

Пассивная фигура

71

Шахматный кодекс

36

Перегрузка фигуры

72

Советская шахматная школа


Ш.ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

п/п

СРОКИ

КАКИЕ

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ КОНТРОЛИРУЕТСЯ

НОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

1

Октябрь, Ноябрь, Январь, Февраль, май

Тестирования по теоретическим знаниям и умениям решения шахматных задач

Присвоение 4,3, разрядов по шахматам

2.

В

Течение Учебного года

Выполнение разрядных норм в официальных шахматных турнирах

Присвоение 2,4,3, разрядов по шахматам

3.

В

Течение Учебного года

Выполнение разрядных

Норм в квалификационных шахматных турнирах

Присвоение 2,4,3 разрядов шахматам


IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ПУП

НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ДАТА

1.

Родительское собрание на тему «Успеха детей в освоении шахматной науки»

сентябрь

2.

Родительское собрание на тему» Итоги года. Достижения, проблемы и их решение»

январь

 з.

Родительское собрание на тему»

Итоги года. Достижения, проблемы и их решение»

май

4.

Индивидуальные беседы с родителями

В течение года

5.

Приглашение родителей на официальные соревнования.

В течение года



ЛИТЕРАТУРА

1.    Использование программ Шакурова М.Ф., Шакуровой З.Х.ТНП_-1» Шахматная азбука. Основы шахматной игры» г Казань, 1997год; В.Г.Зак, Г.В Громов «Программа подготовки юных Шахматистов», Санкт-Петербург, 1993год.

2.Выступление на районном семинаре «Проблемы детских шахмат» в январе 2005года.

3.Создание дидактического материала: карточек с диаграммами шахматных задач на тему «Элементарные матовые комбинации в два-три хода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...