Образовательная программа для детей и подростков 5 – 10 классов детского объединения ДЮП «Сатурн»
рабочая программа по теме
Основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyup_saturn.rar | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Восточный»
Октябрьский район Амурская область
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
5 – 10 классов
детское объединение
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
«САТУРН»
Автор: Виктор Михайлович Чучуй,
социальный педагог МОУ СОШ п. Восточный
п. Восточный
2010-2012 год
План
1. Пояснительная записка.
2. Организационно – педагогические основы обучения.
3. Программа.
4. Тематическое планирование.
5. Критерии оценки.
6. Из опыта работы.
7. Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 5 - 10 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Время реализации программы – 3 года.
Количество воспитанников в дружине – 10 - 15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Места проведения занятий:
- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;
- спортивный зал;
- стадион;
- пожарная часть;
- кабинеты физики, химии, информатики, учебные мастерская школы.
ЦЕЛЬ:
- формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- социальное становление личности ребенка;
- формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
- создание условий для проведения межрайонной профильной смены «Мы граждане твои, Россия»;
- создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
ПРОГРАММА
детского объединения «Дружина юных пожарных»
- Вводное занятие.
Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.
- Цели и задачи пожарной охраны.
Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.
- Причины пожаров в жилом доме.
Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация
электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.
- Спички - детям не игрушка.
Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место
хранения спичек.
- Действия при возникновении пожара.
Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.
- Противопожарная безопасность в школе.
Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных
мастерских, на детских праздниках и утренниках.
- Эвакуация при пожаре из здания школы.
План эвакуации детей при пожаре. Эвакуационные выходы. Пути
эвакуации школьников при пожаре.
- Участие в межрйонном конкурсе «Служба спасения 01».
Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.
- Первичные средства пожаротушения.
Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара.
- Правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк.
Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.
- Виды и назначение огнетушителей.
Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители.
Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей.
- Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.
Соблюдение правил пожарной безопасности в кинотеатрах, в спортивных сооружениях, в парках культуры и отдыха.
- Травмы, полученные при пожарах.
Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.
- Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников.
Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.
- Экскурсия в пожарную часть.
Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.
- Катастрофические пожары на территории Краснодарского края.
Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в Амурской области и Октябрьском районе. ЧС в нашем населенном пункте.
- Знаки пожарной безопасности.
Знаки для использования на путях эвакуации.
- Пожарно-прикладной вид спорта.
Правила соревнований. Подъем по штурмовой лестнице. Преодоление
100-метровой полосы с препятствиями. Этапы пожарной эстафеты.
- Строевая подготовка.
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно». Движение
строевым шагом в составе отделения.
- Противопожарная профилактика.
Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение
бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.
21. Люди огненной профессии.
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.
Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.
Работа с пожарно-техническим вооружением.
Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы.
Телефон “01”. Создание региональных спасательных отрядов.
Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Посещение пожарно-технической выставки.
- Соревновательная деятельность.
Участие в соревнованиях разного уровня среди ДЮП.
- Контрольные зачеты.
Противопожарная профилактика в летнее время.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
детского объединения «Сатурн» ДЮП
для учащихся 5-10 классов
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Кол-во часов экскурсий |
1 | Становление пожарного дела | 30 | 15 | 10 | 5 |
2 | Отчего происходит пожары | 30 | 10 | 10 | 10 |
3 | Сигарета - яд и пожар. | 32 | 15 | 10 | 7 |
4 | Сколько стоит пожар? | 20 | 11 | 5 | 4 |
5 | Пожарная безопасность. Общие понятия | 46 | 20 | 16 | 10 |
6 | Люди огненной профессии | 20 | 7 | 5 | 8 |
7 | Летний пожароопасный сезон | 12 | 4 | 4 | 4 |
8 | Главное- самообладание. Практические занятия по эвакуации | 50 | 5 | 20 | 25 |
| Итого | 240 | 87 | 80 | 73 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
- Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
- Виды травм, полученных при пожаре.
- Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
- Пользоваться спичками.
- Эвакуироваться из здания школы.
- Пользоваться всеми видами огнетушителей.
- Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
- Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
- Выполнять команды по строевой подготовке.
Дружина юных пожарных «Сатурн»: организация работы
(из опыта работы)
История человечества неразрывно связана с проблемой тушения пожаров. Такова уж природа огня. Без него немыслима жизнь. Но от него страдали и погибали миллионы людей, выгорали селения и города. Ежегодно в РФ около 7 тысяч пожаров происходит вследствие детской шалости с огнём, каждый второй пожар из-за неосторожного с ним обращения, каждый пятый – из-за несоблюдения требований правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов.
За последние 5 лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тысяч пожаров. При пожарах погибло 158 человек, из них 85 детей. Пожары по причине детской шалости с огнём происходят в основном потому, что дети остаются без присмотра взрослых и совершенно не знают, к чему может привести их опасная игра с огнём. Если, ребята из Дружины юных пожарных и педагоги, не сумеют правильно организовать досуг детей, то энергия и любознательность ребят найдёт выход в запретных пожароопасных забавах.
Для предупреждения этой негативной ситуации в МОУ СОШ п. Восточный, Октябрьского района, Амурской области была разработана программа обучения учащихся правилам пожарной безопасности, физического развития подрастающего поколения, формирования навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитания силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Обучением по настоящей программе охвачены все учащиеся школы. Обучение проводится во внеурочное время и рассматривается как обязательная сторона всестороннего воспитания учащихся.
Основными формами проведения занятий являются беседы, лекции, агитбригады, викторины, конкурсы, а также - коллективные творческие дела в сочетании с практическими занятиями и уроками, встречи с ветеранами ВОВ, интернационалистами, героями - огнеборцами, поздравления с различными праздниками.
Учебная цель занятий – привитие учащимся навыков осознанного пожароопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, закрепление знаний, умений, навыков, приобретённых на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
К таким занятиям привлекаются не только преподаватели, а и сотрудники государственной противопожарной службы; подбираются наглядные средства и пособия (плакаты, противопожарный инвентарь, видеофильмы, презентации). Качество усвоения учащимися полученных знаний проверяется методом контрольного опроса. В нашей школе в работе с детьми отчётливо просматриваются два направления: одно – обучение всех школьников мерам пожарной безопасности; другое – создание Дружины юных пожарных и организация работы с ней.
Пропаганда пожарно-технических знаний среди детей и подростков, проведение мероприятий по пожарной безопасности, активная практическая работа в школе дружины юных пожарных (ДЮП) способствуют воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, мужества, бережного отношения к общественной собственности, коллективизма и физической закалки.
Одной из задач работы ДЮП является противопожарная пропаганда и агитация, пожарно-профилактическая работа среди детей, подростков и молодежи. Для этого ДЮП ОУ принимает участие в областном конкурсе проектов профильных смен (Приложение 1), в течение двух лет является победителем и на базе школы проводятся межрайонные профильные смены совместно с ВДПО Амурской области, военной частью. Охват детей составляет от 30 до 40 участников.
ДЮП «Сатурн» ежегодно принимает участие в межрайонной игре «Пожарам заслон», где занимает призовые места (Приложение 2).
Обучение членов звена основам пожарной профилактики, порядку действий при пожаре и использовании первичных средств пожаротушения, приобщение к пропагандистской и агитационно-массовой работе противопожарной направленности, физическое развитие, проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту - основные направления работы школьной ДЮП. Воспитание у обучающихся устойчивых навыков соблюдения правил противопожарной безопасности осуществляется в нашей школе как на уроках учебного курса ОБЖ, так и через внеурочную деятельность (Приложение 3 – презентация).
С целью повышения эффективности работы по пропаганде пожарно-технических знаний нами был разработан пакет организационных документов, необходимых для организации работы ДЮП в образовательном учреждении:
1. Программа подготовки членов ДЮП (Приложение 4).
2. Положение о ДЮП (Приложение 5).
3. Маршруты патрулирования, план-задание по маршруту (Приложение 6).
4. План – задание по маршруту (Приложение 7).
4. Приказ «Об организации работы ДЮП» (Приложение 8).
5. План работы ДЮП на учебный год (Приложение 9).
ЛИТЕРАТУРА:
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
ППБ 01-98 г.
- Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника.
Краснодар, 2005 г.
- Винников Л.А. «Почему возникают пожары», издательствово «Ярославль»,
1998 г.
- Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва,
«Просвещение», 1988 г.
- Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе»,
Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.
- Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка»,
Москва, 1970 г.
- Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл.
Москва, «Просвещение», 2005 г.
- «Основы безопасности жизни», научно-методический и
информационный журнал, № 2, 2007 г.
9. «Юный пожарный» сборник методических материалов в помощь руководителю дружины юных пожарных. Благовещенск, 2009 г.
Виктор Михайлович Чучуй, социальный педагог МОУ СОШ п. Восточный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений.
Презентация раскрывает понятие "психическое здоровье", факторы влияющие на психическое здоровье, распространённость и типы психических расстройств, признаки поведения ребёнка на которые необходимо обр...
Доклад «Клуб профессионального общения» «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ НАЧАЛ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами»
Основной принцип обучения вытекает из определения способности каждого ребенка к творчеству. Организация педагогического процесса строится на основе сочетания принципов комплексного обучения...
Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...
"Английский язык в детском саду" дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 3-7 лет
Занятия по программе «английский язык в детском саду» знакомит ребенка с основами иноязычной культуры, таким образом, сообщает ребенку базовый объем знаний, умений и навыков. Главная задача обучения и...
План - конспект выступления по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков на методическом объединении педагогов ОУ.
Материал может быть использован при подготовке профилактических мероприятий в ОУ....
Логопедическая работа по коррекции заикания и просодики у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом.
В данной работе представлены методики логопедической работы по коррекции заикания и просодики у детей и подростков с дизартрией...
Организация работы по патриотическому воспитанию детей и подростков в детско-молодёжной студии телевидения «Нтv-шка».
Задача педагога дополнительного образования - создавать условия для саморазвития обучающихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо п...