Рабочая программа по учебному предмету "Скрипка. Подготовительный класс".
рабочая программа
Настоящая учебная программа предназначена для подготовки поступающих на музыкальное отделение по классу скрипки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnyy_klass_2.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
детская школа искусств имени В.К. Андреева
городского округа Котельники Московской области
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства.
Программа по учебному предмету
"Скрипка. Подготовительный класс."
Срок реализации — 1 год.
Московская область
г.о. Котельники
Пояснительная записка.
Настоящая общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Скрипка. Подготовительный класс» (далее - программа) предназначена для подготовки поступающих на музыкальное отделение по классу скрипки МБУ ДО ДШИ им. В.К. Андреева г.о. Котельники Московской области.
Программа для учащихся подготовительного класса охватывает возрастную категорию детей от 6 лет. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Направленность программы:
общеразвивающая.
Новизна, актуальность:
- формирование общей культуры учащихся, эстетического вкуса, культуры свободного досуга;
- развитие целеустремленности, трудолюбия, формирование способности к самостоятельным поступкам и принятию ответственности за их результаты;
- выявление и развитие способностей ребенка, формирование потребности самовыражения через творчество;
- осуществление задачи ранней профессиональной ориентации наиболее одаренных учащихся.
Вид программы: модифицированная. За основу взята типовая образовательная программа по скрипке.
Задачи программы: Выявить и развить индивидуальные природные возможности; склонности и музыкальные данные ребенка; дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские навыки; определить интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.
Цель программы: Создание фундамента, на котором построится все дальнейшее развитие ребенка. Период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом). Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником.
Отличительные особенности:
Программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать учебный процесс с учетом музыкальных особенностей учащихся.
Особенности набора: свободный.
Срок реализации: 1 год.
Форма организации работы:
- индивидуальные занятия (специальность).
Режим занятий: в соответствии с учебным планом.
Работа с учащимися подготовительного класса проводится по следующим направлениям:
- с первых уроков введение ребенка в мир музыки, развитие восприятия музыкального языка, знакомство с произведениями различных характеров и жанров;
- выполнение различных упражнений по развитию основных музыкальных способностей слуха, ритма, памяти;
- выполнение комплекса упражнений по подготовке и организации игрового аппарата, развитию координации движений;
- приспособление ученика к инструменту, формирование игровых навыков, работа над звукоизвлечением, над чистой интонацией, воспитание активных, точных извлекающих звук пальцев;
- обучение ребенка сознательному управлению своим мышечно - двигательным аппаратом;
- осуществление тщательного контроля за правильными, удобными, целесобразными игровыми движениями в течение всего периода обучения. Плохо организованные двигательные навыки отражаются на качестве звукоизвлечения, становятся преградой для технического продвижения учащихся, вызывают чувство физического дискомфорта, ведут к мышечному перенапряжению, а впоследствии - к нежеланию музицировать;
- воспитание слухового контроля, осознания непосредственной связи между прикосновением и звуковым результатом;
- пение простейших попевок, песенок, подбор их по слуху на инструменте, транспонирование;
- на основе возникающих осознанных музыкальных представлений освоение нотной грамоты, развитие навыков разбора и чтение нотного текста;
- освоение в течение года основных приемов звукоизвлечения: detaсhe, legato;
- приобретение основных навыков ведения и распределения смычка;
- формирование первоначальных навыков исполнения произведений в I позиции;
- знакомство с игрой гамм D-dur, G-dur, А-dur разными штрихами в одну октаву, знакомство с арпеджио.
Методы обучения: В музыкальной педагогике применяется целый комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ); наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов); практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие); аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Учебный план.
Учебные планы разрабатываются ДШИ самостоятельно. Учебный план программы «Скрипка. Подготовительный класс» рассчитан на 1 год.
Продолжительность учебных занятий 34 недели.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями в соответствии с программными требованиями.
Примерный учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
«Скрипка. Подготовительный класс»
№ п/п | Наименование предметной области/учебного предмета | Количество аудиторных часов в неделю |
1 | Скрипка | 2 |
2 | Занимательное сольфеджио | 1 |
3 | Всего: | 3 |
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
Развитие музыкально-слуховых представлений. Начальное развитие музыкально-образного мышления. Усвоение названий частей скрипки и смычка. Основы организации целесообразных игровых движений (постановки). Простейшие штриховые, динамические и аппликатурные обозначения. Изучение первой позиции. Простейшие виды штриха деташе целым смычком и его частями, легато по две ноты на смычок. Начальные виды разделения смычка. Переходы со струны на струну, плавное соединение движений смычка в его различных частях. Несложные упражнения для левой руки. Гаммы и трезвучия в наиболее легких тональностях. Исполнение народных мелодий и несложных пьес. Подготовка к чтению с листа.
В течение учебного года проработать с учеником: 4-5 мажорных (минорных) гамм и
арпеджио (тоническое трезвучие, квартсекстаккорд) в одну октаву, 8-10 этюдов, 8-10 пьес.
Инструктивный материал
- Упражнения – Якубовская В. «Вверх по ступенькам». Л., 1986
- Упражнения – Иорданова Й. «Букварь для маленьких скрипачей». М.
«Музыка», 2001
- Упражнения - Гарлицкий М. «Шаг за шагом». М., 1985
- Гаммы, упражнения - Григорян А. «Начальная школы игры на скрипке».
М., 1986
- Гаммы, упражнения – Родионов К. « Начальные уроки игры на скрипке».
М., 1990
- Гаммы, упражнения – сборник «Юный скрипач», выпуск I, сост. Фортунатов К.
М. «Советский композитор», 1992
- Этюды
- Сборник избранных этюдов, вып. I, сост. Гарлицкий М., Родионов К. и Фортунатов К. М. «Музыка», 1988 №№ 1, 2, 5, 9, 11
- Родионов К. – « Начальные уроки игры на скрипке». М., 1990 –
№№ 7, 8, 9, 10, 20, 21, 22
- Бакланова Н. «Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях».
М., 1987 – №1, 2
- Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки, сост. Ямпольская Т. М., 1981 – №№1, 2
Художественный материал
Якубовская В. «Вверх по ступенькам». Л., 1986
- Колыбельная
- Сорока
Хрестоматия для скрипки 1-2 классы, сост. Гарлицкий М., Родионов К., Уткин
Ю., Фортунатов К. М. «Музыка», 1988
- Русские народные песни: «На зеленом лугу», «Не летай соловей»
«Как пошли наши подружки», «Сидит ворон на дубу» обр. Комаровского А.
- Белорусская народная песня «Перепёлочка»
- Магиденко М. - Петушок
- Мухамедов А. - Елочка
- Красев М. - Топ-топ
- Метлов Н. - Две тетери
- Детская песенка - Котик
- Захарьина Т. - Колыбельная
- Филиппенко А. - Цыплятки
Родионов К. – « Начальные уроки игры на скрипке». М., 1990
- Моцарт В. - Аллегретто
- Метлов Н. - Баюшки-баюшки, Гуси, Часы
- Иванников В. - Паучок
Ребиков В. - Воробушек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по математике для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по элективному курсу 9 класс 2016 подготовительный
программа 9 класс...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...