Сказкотерапия. "Колосок".Конспект логопедического занятия.
план-конспект урока по теме

Жуковец Анастасия Владимировна

Данный материал направлен на развитие творческого мышления и воображения, речи дошкольников. Воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolosokmicrosoft_word.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: русская народная сказка «Колосок»

Цель: работа над смысловым содержанием сказки

Задачи: 

Образовательные:           

              –  знакомство с содержанием сказки;

              –   разбор значения незнакомых слов;

  • развитие связной речи детей;
  • развитие логического мышления;
  • развитие воображения;
  • развитие элементарных экологических представлений;
  • вывод морали сказки;

Воспитательные:

  • закрепление у детей интереса к слушанию сказок и

дальнейшему их воспроизведению;              

  • воспитание добрых чувств;
  • формирование представлений о лени и трудолюбии

Нравственный урок

Труд кормит, а лень портит

           Воспитание добрых чувств

За что вы хотели бы похвалить петушка?

       Развитие связной речи детей,

           мышления, воображения.

- этимология слов «лодырь», «лентяй»;

   «намолоть», «молотить», «трудолюбивый»

- почему мышатам подходят их имена;

- разбор значения пословиц

   «Кто не работает, тот не ест»,

   «Пашню пашут, руками не машут»

    «Труд кормит, а лень портит»;

- изменение ситуации и продолжение конца сказки;

- нахождение 4-го лишнего слова (на примере включения

   в ассоциативный ряд, ориентированный

   на смысл сказки, персонажей из других сказок).

                  Сказка и экология

  - откуда хлеб пришел;

  - история пшеничного колоска

        Сказка развивает руки

- с помощью пантомимы покажи

   действия петушка и мышат

- пальчиковая гимнастика «Пирожки».

Ход занятия

Ребята, какую сказку вы читали вчера?                                 «Колосок».

Кто автор этой сказки?                                                            Русский народ.

Да, вы правы – это русская народная сказка.

О ком говорится в сказке?                                                       О петушке и мышатах.

Чем занимались мышата каждый день?                                 Плясали и играли.

Что делал петушок?                                                                  Работал.

Что нашел петушок во дворе?                                                 Колосок.

Что решил петушок сделать с колоском?                              Обмолотить.

А что такое «обмолотить»?

Обмолотить – значит с помощью

специальных молоточков очистить зерно,

достать его из  колоска.

Мышата помогли петушку?                                                    Нет.

Что получил петушок, когда обмолотил колосок?               Зерно.

Что петух сделал с зерном потом?                                         Отнес на мельницу.

Что получил петушок из зерна?                                              Муку.

Что сделал из муки?                                                                 Тесто.

Что петушок сделал из теста?                                                 Испек пироги.

Физминутка

Мы печем пшеничные                        (Одна ладошка накладывается на другую

Пироги отличные.                                и наоборот. Имитация печения пирожков)         

Тесто в миске замесили,                      (Месят обеими руками)

Соль в солонке не забыли                    («Солят».)

Тесто скалкой раскатали                      («Раскатывают скалкой»)

Раскатали, не устали.                            (Разводят руки и отрицательно поворачивают 

                                                                  головой из стороны в сторону).

Взяли ложку с творогом:                       (Имитируют, как накладывают начинку 

Пирожок за пирогом.                               в пирожок и лепят его).

Ну-ка дай-ка, печка,                               (Вытягивают руки вперед).     

Пирогам местечко.

А мышата хотя бы раз помогли петушку?                         Нет. Ни разу.  

Чем постоянно занимались мышата?                                 Пели, играли.

Как их звали?                                                                         Круть и Верть.

Подходят ли мышатам их имена?                                       Да. Подходят.

Почему?                                                                                 Они постоянно крутились и

                                                                                                вертелись.

Какие они были?                                                                  Ленивые.

Что значит ленивые?                                                            Те, кто ничего не делает,

                                                                                                Те, кто не любят работать.

А еще их можно назвать лодыри.

Петуха можно назвать трудолюбивым.                               Да.

Как вы думаете, что означает слово трудолюбивый?        Тот, кто любит работать,

                                                                                                  трудиться.

Чем закончилась сказка?                                                        Мышата не попробовали пирога.

                                                                                                  Они вылезли из-за стола                

                                                                                                   голодными.            

Почему мышата стали вылезать из-за стола,

не попробовав пирога?                                                          Потому что им стало стыдно

Как говорится в сказке: лентяев и лодырей…                    Пирогами не угощают

В народе говорят: «Кто не работает, то не ест» 

Как вы понимаете смысл этой пословицы?                          Кто не работает, тот не  

                                                                                                   зарабатывает денег и не            

                                                                                                   может себе купить еду.

                                                                                                   Если кто-то не работает

                                                                                                   на огороде, то он не соберет            

                                                                                                    урожай и ему нечего будет есть.

А еще есть такая пословица:

«Пашню пашут, руками не машут».                                   Пашню надо пахать

Как вы понимаете смысл этой пословицы?                         инструментами, а если

А вы помогаете своим родителям?                                       будешь махать руками, то землю                      

Как?                                                                                          вспахать не получится.            

Вам хочется похвалить петушка?

Как?                                                                                           Не ленивый, трудолюбивый.

                                                                                                   Старательный.

Ребята, в конце сказки мышата остались голодными.

Вам их жалко?                                                                                Да.

Есть еще одна пословица «Труд кормит, а лень портит».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?                             Если трудишься, не  

                                                                                                      останешься голодным.

                                                                                                      Сможешь заработать денег

                                                                                                       купить себе все, что захочешь.

                                                                                                      Лень – это плохое качество

                                                                                                       человека, которое его портит.    

Вам бы хотелось изменить конец сказки?                                Да.

Давайте попробуем это сделать?                                      Петушок простил мышат и

                                                                                              накормил пирогами. В другой

                                                                                              раз мышата помогли петушку        

                                                                                              испечь пирогов, и они вместе их

                                                                                              съели. Мышата и петушок

                                                                                              подружились и стали вместе

                                                                                              трудиться: подметать пол, готовить    

                                                                                              еду, работать на огороде.

А давайте вспомним историю колоска?

Что петух сделал сначала?

Что потом? И т.п.

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел»

Рассказ, как зреют колосья в поле, как комбайны их смолачивают, дальше отвозят на молотильню, на мельницу, в пекарню. Как пекут хлеб, как доставляют его в магазины.

Ребята, а теперь я вам хочу предложить такую игру,

Которая называется «4-й» лишний.

Я буду называть слова, вы – внимательно

Слушать, находить, какое слово лишнее

 и объяснять, почему.

Мышата, петушок, репка, колосок.                          Репка, потому что она из другой сказки     

Пироги, петушок, колосок, теремок.                       Теремок, потому что его не было в  

                                                                                      сказке «Колосок».

Этюд на развитие эмоциональности жеста.

А теперь давайте поиграем еще в одну игру.

Мы с вами покажем руками все, что делал петушок

и мышата, но при этом будем молчать.

Итог занятия.

Ребята, мы сегодня с вами говорили

о сказке «Колосок».

Как вы думаете, почему эта сказка

так называется?                                                      Потому что колосок показал, что мышата

                                                                                 ленивые, а петушок трудолюбивый.

Какой вывод можно сделать из этой сказки?     Что лень – это плохое качество,

                                                                                 а труд – хорошее.

                                                                                 Лень – портит, а труд – кормит.    

Молодцы. Вы очень хорошо занимались.

Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....