Методическая разработка "Интеграция искусств как средство эстетического воспитания учащихся 1-4 классов"
методическая разработка по теме

Юдина Татьяна Анатольевна

Интегрированный подхлд к обучению в образовательной области "Искусство" является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических потребностей школьников. В основе разработки- материал сотрудничества базового и дополнительного образования. программа интегрированного курса предназначена для углубленного изучения различных видов искусств (литература, изо, музыка) в 1-4 классах общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_4.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3-5                                                      

I. Основная часть

Глава 1. Теоретические основы вопроса эстетического

                воспитания учащихся  младших классов

1.1.          Развитие образовательной области «Искусство»

                в условиях стандартизации обучения……………………………6-9

1.2.          Эстетическое воспитание учащихся 1-4 классов

                посредством интеграции искусств…………….. ………..…..…9-14

Глава 2. Система работы по эстетическому воспитанию

                учащихся начальной школы  в ДШИ

Преемственность в содержании работы ДШИ и МСОШ № 4

                в вопросе эстетического воспитания учащихся

                1-4 классов, через интеграцию искусств………….…………...15-19

Содержание и методика проведения интегрированного

               урока искусства в классе художественно-

               эстетической направленности в ДШИ………………………....20-24

II. Заключение……………………………………………...…………......25-28

III. Литература……………………………………………………………29-32

IV. Приложение

Введение

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Общение с произведениями искусства, отражающими действительность, в том числе и сферу человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания, предпочтений, вкусов, художественной культуры в целом.

Задача эстетического воспитания  должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начала в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

В условиях модернизации системы образования особую актуальность в образовательной области «Искусство» приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания школьников, разработка новых курсов, содержания учебных предметов, альтернативных и вариативных подходов к уже известным, традиционным методам и приемам обучения, воспитания и развития школьников.

Гуманизация, демократизация школы выдвигают на первый план, как приоритетную, проблему разработки педагогических основ эффективного воспитания и развития учащихся, средствами интегрированных курсов, в том числе и предметов искусства.

Однако ни в массовую школу, ни в детские сады еще не пришло такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла. По- прежнему, задачи эстетического воспитания решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, литература -  без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного видения мира и особенностей его отражения в искусстве как целостной системы, что не дает учащимся достаточных оснований, чтобы составить общую картину развития культуры.

Важность проблематики эстетического развития детей, как на раннем этапе, так и в течении всего школьного образования, требует активизации педагогической мысли, поиска новых подходов и расширения творческого потенциала учителя в сфере преподавания предметов искусств.

Проблемой комплексного подхода к изучению искусств, занимались многие ведущие теоретики, психологи и практики, среди которых К.Д.Ушинский, Н.Г. Чернышевский, В.Г.Белинский, Л.Н.Толстой, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.П.Вахтеров, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткина, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, А.Архангельский, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, Н.В.Кузьмина, О.А. Апраксина и др.

В своих работах они указывают на значение межпредметных связей и  синтеза искусств в развивающем, проблемном и воспитывающем обучении подрастающего поколения, так как искусство является важным средством в  формировании личности человека, высшей формой эстетического освоения действительности в единстве его познавательного, идейно – воспитательного и эстетического моментов.

Будущее страны  - это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уровень эстетического сознания и предпочтений закладывается сейчас. Поэтому особо актуальным представляется поиск современных форм и содержания эстетического  воспитания не только на уроках в общеобразовательной школе, но и на занятиях в художественно – эстетических классах ДШИ.

Разработка новых совместных технологий интегрированного подхода к эстетическому воспитанию, формированию основ эстетического сознания и предпочтений учащихся, как в школе, так и  в дополнительных учреждениях образования  художественной направленности является одним из приоритетных направлений в воспитании учащихся общеобразовательных школ  и их предпрофильной подготовки в образовательной области «Искусство».

         Цель исследования: Показать эффективность работы по эстетическому воспитанию учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы, посредством  интеграции искусств в классе художественно-эстетической направленности при ДШИ.

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данному   вопросу.

Показать преемственность и систему работы ДШИ с общеобразовательной школой по эстетическому воспитанию учащихся начальных классов посредством интеграции искусств.

Раскрыть методику проведения интегрированного урока искусств, в классе художественно-эстетической направленности ДШИ с учащимися 1-4 классов общеобразовательной школы.

Показать динамику формирования эстетического сознания  (предпочтений) учащихся  1- 4 классов на начало и конец исследования.

Мы предполагаем, что использование новых подходов в эстетическом воспитании, а именно интеграции искусств в  учебно-воспитательном процессе начальной школы и ДШИ послужит формированию эстетического сознания и предпочтений  школьников, их общекультурному развитию в целом.

Глава 1. Теоретические основы вопроса эстетического воспитания      учащихся младших классов

1.1. Развитие образовательной области «Искусство» в условиях         стандартизации обучения

2006-2007 учебный год знаменуется переходом на стандарты общего образования, основная задача которых - обеспечить равные возможности в получении качественного образования, единство образовательного пространства, дающее возможность структурировать содержание обучения на каждой ступени, и обеспечить возможность учащихся продолжать обучение в образовательных учреждениях разного типа на основе полученных знаний.

Предметы образовательной области «Искусство» впервые получили образовательный стандарт.

Федеральный компонент общего среднего образования направлен на реализацию следующих основных задач:

Формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

Дифференциацию обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ в соответствии со способностями, склонностями и потребностями учащихся;

Обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности.

Единое пространство художественно-эстетического образования на основах обновления содержания образовательной области «Искусство», складывается постепенно с учетом изменений, происходящих в системе образования в целом, включающих переход на образовательный стандарт и профильное обучение.

Методологической основой реализации нового содержания в образовании является «Концепция художественного образования», в которой отмечается важность эстетического воспитания и образования на основе понимания природы искусств, составляющих область знаний «Искусство».

Опорой для учителя, по нашему мнению, в этом направлении являются ведущие принципы художественной педагогики и современные педагогические технологии, активно использующиеся в практике.

Учитывая, что взаимодействие и взаимосвязь являются стержневой основой различных видов детской деятельности, реализация принципов педагогики на практике в полной мере возможна только при коренном переосмыслении педагогических технологий обучения и пересмотре структуры организации процесса обучения и воспитания.

Важным условием для реализации задач эстетического воспитания, отмеченном в «Концепции художественного образования», является интегрированный полихудожественный подход к обучению и освоению искусства.

Актуальность интегрированного исследовательского подхода к процессу освоения искусства в школе обоснована следующими фактами:

Минимальное количество часов, отводимых на освоение искусства в школе;

Потребность в культурном и эстетическом воспитании подрастающего поколения;

Требование времени в воспитании творчески активных личностей;

Оторванность изучаемых в школе художественных предметов от реальной жизни, посещения художественных музеев, театров, концертных залов.

Высшим критерием эстетического воспитания и обучения является развитие многосторонней деятельности на основе взаимосвязи разных видов художественного творчества.

Определяющими факторами обучения искусству, отмеченные в «Концепции художественного образования», являются - пространство и художественная среда.

Предметно - пространственный, интегрированный подход к освоению искусства детьми, позволяет рассматривать пространство и среду как особую педагогическую категорию, направленную на решение задач формирования индивидуального художественного мировоззрения, через усвоение  пространства среды в искусстве, жизни, природе, учебной деятельности.

В настоящее время, согласно вышеперечисленным документам, перед общеобразовательными школами  определено приоритетное направление в обучении и воспитании школьников, которое призвано научить  детей:

Адекватно воспринимать визуальный мир информации;

Ориентироваться в окружающем мире информации;

Осознавать и устраивать визуальный мир избирательно и уметь адаптировать его на себя;

Формировать у школьников художественный вкус и предпочтения;

Развивать способность к быстрой смене вида деятельности;

Саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Поскольку понять и осмыслить окружающую жизнь можно только в осмыслении закономерностей и связей элементов и предметов со всем окружением, интеграция в образовании рассматривается как условие формирования представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, умения находить, осмысливать обобщающие моменты и связывать явления друг с другом.

Обобщая взгляды  ученых различных областей наук, исследующих проблему интеграции, таких как Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткина, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, Н.В.Кузьмина нами были выделены этапы постепенного вхождения интеграции в процесс многостороннего  освоения искусства:

Этап художественной интеграции (взгляд на другие искусства с позиции одного искусства или одного предмета);

Определение взаимосвязи, взаимодействия искусства с окружающей жизнью, природой, историей культуры;

Системность художественного мышления, выражение искусства через символ, знак, движение.

Мы убеждены, что поиск новых форм и содержания обучения, интегрированный подход к освоению учащимися различных видов искусств, понимание и осмысление информации является приоритетным направлением в эстетическом воспитании подрастающего поколения на современном этапе.

1.2. Эстетическое воспитание учащихся  1-4 классов посредством интеграции искусств

Содержание, новизна интеграции, взаимосвязи предметов эстетического цикла, исходя их требований государственных стандартов, модернизации системы образования, должны, прежде всего, определяться правильным методологическим подходом, рассмотрением необходимости искусства (музыки, ИЗО, литературы, театра, хореографии) в учебном процессе.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что многие философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты и художники постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства на личность учащихся, на формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов, исторических представлений. Среди них известные педагоги и писатели К.Д.Ушинский, Н.Г. Чернышевский, В.Г.Белинский, Л.Н.Толстой, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.П.Вахтеров, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский.

Чернышевский Н.Г. отмечал, что художественное слово действует тем, что ставит перед нашим воображением предмет как эстетический образ. [38, с.59]

Очень выразительно сказал о языке, как средстве не только общения, но и действенного выражения внешнего мира через образно- художественные  средства А.Н.Толстой в «Книге для детей». [34,с.42]

Он отмечал, что язык это те магические волны, посредством которых художник, писатель как бы играет на клавиатуре мозга своего читателя или слушателя.

Крупнейший педагогический мыслитель, автор фундаментальных работ по теории образования, педагогической психологии, истории образования П.Ф.Каптерев рассматривал эстетическое развитие подрастающего поколения как непрерывный процесс, где все его ступени преемственно связаны между собой.

Важнейшую роль в эстетическом воспитании детей П.Ф.Каптерев отводил искусству, различным его видам в единстве литературы, музыки, живописи, хореографии. Он называл искусство «царством красоты», считал, что продолжительное и серьезное соприкосновение с прекрасными художественными творениями оказывает благотворное воздействие на весь духовный мир человека.

Отмечая важность данного направления работы с детьми, ученый считал, что в практике эстетического воспитания следует отдавать предпочтение деятельным средствам воспитания, поскольку они лучше вводят в область прекрасного, с их  помощью сам воспитываемый становится творцом красоты. [17, с.12]

Известно, что эстетическое воспитание, будучи сложной философской и педагогической категорией, включает в себя воспитание способности восприятия  и правильного понимания прекрасного в действительности и искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов, чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Задачи эстетического воспитания как одного из средств всестороннего развития личности, наиболее успешно решаются при параллельном воздействии различных искусств, при обучении основам искусства слова, звуков, линий, красок.

Художественное же воспитание, как его определяет педагогическая наука последних десятилетий, есть развитие у подрастающих поколений любви и интереса к искусству, а так же навыков и умений художественной деятельности (хорового пения, игры на музыкальных инструментах, рисования, художественного чтения, танца).

Эстетическое воспитание предполагает комплексное использование таких искусств, как живопись, и литература, народный фольклор и народное творчество, пение, музыку.

Проблемы теории и практики эстетического воспитания, взаимосвязи литературы и других видов искусств находили свое отражение на страницах журнала «Искусство в школе» (1927-1932гг.) и «Детская литература» (1932-1941 гг.)

Важное значение придавала этим связям и Н.К.Крупская. В статье «Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин» она указывает, на то, что литература связана не только с историей, трудом, повседневными задачами, но и с искусством, музыкой, изобразительным искусством. [19, с. 34]

Изобразительное искусство стало активно привлекаться как средство эстетического воспитания и более успешного формирования зрительных образов на уроках музыки с 1940 – х годов. При этом подобные рекомендации  стали входить в официально утвержденные программы для школ.

Отечественные педагоги, психологи, касаясь в той или иной мере проблем интеграции искусств, в воспитании младших школьников, указывают на значение межпредметных связей в развивающем, проблемном и воспитывающем обучении в личностно- ориентированном подходе в обучении и воспитании.

Это, прежде всего, относится к высказываниям, исследованиям Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, В.В.Краевского, С.А.Архангельского, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной, Н.В.Кузьминой, О.А. Апраксиной.

Однако в педагогической науке проблема взаимодействия искусства и предметов эстетического цикла в общекультурном развитии школьников в целом разработана слабо.

В немногочисленных опубликованных работах и выполненных диссертациях лишь в той или иной мере рассматриваются отдельные вопросы, аспекты этой проблемы.

Это докторские диссертации Г.П.Ивченко, Л.А.Ходяковой, кандидатские диссертации Л.П.Ильенко, Л.Г.Бейрюмовой, пособие для учителя коллектива авторов (Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной и др.) «Взаимосвязь искусства на уроках литературы» (1-4 классы)», книга учителя Е.Л.Глущенко «Картина и иллюстрация на уроках литературы», монография Р.М.Чумичевой «Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника». [39, с.11]

В работах данных авторов, подчеркивается важность и необходимость комплексного воздействия искусств на эстетическое воспитание, и развитие личности школьников, на формирование у них эстетических интересов как необходимого условия для общекультурного и нравственного развития.  

Они утверждают, что воздействие различных видов искусств в их органической взаимосвязи на учащихся, обеспечивает целостность и гармоничность развития их личности, успех овладения знаниями, умениями, навыками.

Это объясняется тем, что взаимодействие искусств обусловлено многообразием форм человеческой практики, духовных потребностей и способствует включению школьников в процесс эстетического освоения искусства. В ходе этого освоения они раскрывают свои творческие способности и индивидуальные возможности: эстетическое восприятие, эстетические переживания, воображение, фантазию, эстетические интересы и потребности, посредством которых формируется эстетическое отношение к действительности, к окружающему миру.

Искусство в многообразии его видов и жанров как наиболее концентрированное выражение эстетического через эстетического отношения способствует общекультурному развитию школьников, их художественному и эстетическому образованию, составляющему ядро их художественно- эстетического развития.

При этом важно отметить, что процесс формирования эстетических интересов школьников в условиях обучения предметам искусства на основе тесного их взаимодействия, с одной стороны, носят выраженный характер психологического процесса, с другой стороны характеризуется всеми особенностями педагогического процесса.

Процесс художественно-эстетического развития личности школьника обуславливается закономерностями процессов восприятия, мышления, эстетических вкусов, потребностей, интересов.

Мы считаем, что интегрированный подход к предметам искусства является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических интересов и потребностей школьников, их творческого самовыражения.

Глава 2. Система работы по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы в ДШИ

2.1. Преемственность в содержании работы ДШИ и МСОШ № 4

в вопросе эстетического воспитания учащихся 1-4 классов, через интеграцию искусств

        

В настоящее время, когда появилась реальная возможность существования различных школ, альтернативных программ, перед учителями открываются богатейшие возможности проявить себя в педагогическом творчестве.

С переходом на стандарты общего образования, появилась возможность обеспечить равные возможности в получении качественного образования, единства образовательного пространства, структурировать содержание обучения  на каждой ступени и обеспечить учащимся возможность продолжать обучение в образовательных учреждениях разного типа на основе полученных знаний.

Единое пространство художественно-эстетического обучения на основе обновления образования складывается постепенно, с учетом изменений, происходящих в системе образования в целом, включающих переход на образовательный стандарт и профильное обучение.

Как мы уже отмечали, предметы эстетического цикла в массовой школе по-прежнему остаются на втором плане, а ученики старших классов,  в своем большинстве, обходят вниманием художественно-эстетический профиль.

Анализируя исследовательский и научный опыт отечественных педагогов, психологов, практиков мы пришли к выводу, что основы художественной культуры, а так же  эстетического вкуса и предпочтений  необходимо формировать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Поэтому, мы считаем, что работу по предпрофильной подготовке в образовательной области «Искусство» нужно начинать с начальной школы, формируя основу для дальнейшего развития эстетического сознания, предпочтений учащихся, их профориентации.

Говоря о предпрофильном обучении в образовательной области «Искусство», общеобразовательным школам необходимо обратить внимание на учреждения дополнительного образования, детские школы искусств.

Наиболее перспективным направлением сотрудничества общеобразовательной школы и ДШИ в вопросах эстетического воспитания учащихся младших классов по нашему мнению является  создание классов художественно-эстетической направленности.

Обратимся к модели взаимодействия базового и дополнительного образования учащихся младших классов на примере МСОШ № 4 и Детской школы искусств города Нарьян-Мара, в образовательной области «Искусство».

Так несколько лет назад средней общеобразовательной школой №4 совместно с детской школой искусств было принято решение о создании класса художественно- эстетической направленности для дополнительного обучения учащихся начальных классов  на базе ДШИ.  

Основой в обучении в данном классе стало тесное взаимодействие базового и дополнительного образования.

Для преемственности в обучении детей между МСОШ и ДШИ мы изучили и  проанализировали основные программы по предметам эстетического цикла: «Изобразительное искусство» В.С.Кузина, «Изобразительное искусство» Т.Я.Шпикаловой, «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменского, «Музыка» Е.Д. Крицкой, Г.П.Сергеевой, «Музыка» Д.Б.Кабалевского. [23, с.52]

Мы пришли к выводу, что каждая программа решает отдельные задачи в рамках конкретного предмета, что во многом обедняет ассоциативное мышление детей.

Учитывая важность интегрированного подхода в изучении различных видов искусств, с учетом основных задач программы обучения в начальной школе и образовательного стандарта, мы разработали интегрированный (факультативный) курс для начальных классов общеобразовательной школы.

Он предназначен для более углубленного изучения различных видов искусств в их интеграции и представлен в виде тематического планирования уроков на учебный год для 1-4 класса.  (Приложение № 2).

Приоритетными задачами    данного курса мы определили следующие:

Формировать основы художественной культуры, эстетического сознания и предпочтений,  учащихся 1-4 классов;

Формировать широкое восприятия мира, основанное на интеграции научной и художественной картин мира;

Формировать у школьников способность самостоятельно проводить творческие исследования;

Развивать у детей желание активно выражать себя в каком - либо виде творчества (хореография, ИЗО, театр, игра на музыкальном инструменте).

Для успешного решения поставленных задач мы считаем необходимым выполнение определенных  условий обучения:

Комплексный подход в обучении  (взаимодействие различных видов искусств и предметов эстетического цикла);

Согласованность своих занятий с педагогами других предметов, общеобразовательной школы работающих на одной параллели;

Взаимосвязь и взаимодополняемость классных и внеклассных занятий в общеобразовательной школе и классе художественно-эстетической направленности в ДШИ;

Участие в работе неформальных творческих объединений учителей школы;

Обсуждение с коллегами достижений и неудач в работе;

Перенос педагогического акцента с изучения материала (произведений искусства) на творческое проявление самих детей.

Система работы  класса художественно-эстетической направленности в ДШИ представляет собой два направления:

Художественно-эстетического обучения  на основе интеграции искусств (интегрированный урок искусств -1 час в неделю);

Занятия в классе творческого самовыражения (хореография, ИЗО, театральная деятельность, игра на музыкальном инструменте по выбору учащихся -1 час в неделю). (Приложение №1).

Интегрированное обучение в классе художественно-эстетической направленности способствует приобретению учащимися новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

Как единая, целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм в учебно-воспитательном процессе.

Эта система обучения включает в себя элементы различных предметов, видов искусств, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний и понимания произведений искусства.

Содержания занятий класса творческого самовыражения (хореография, ИЗО, театральная деятельность, игра на музыкальном инструменте) строятся таким образом, чтобы дать учащимся возможность раскрыть чувства, опираясь на живые ощущения и сенсорные впечатления в виде звуков, красок, восприятия формы и пространства, движения, действия, голоса.

Слова учителя и обращенные к детям стихи, рассказы переводятся на язык реальных звуков, красок, форм, движений, так как интегрированное художественное развитие учащихся может быть достигнуто только через живое участие и творчество самих детей.

В годовом плане работы ДШИ  и школы  планируются (1 раз в четверть) художественные мероприятия: выставки, конкурсы, концерты, где проходит представление детского исполнительского и художественного творчества.

Здесь соединяется результат всей  урочной и внеурочной работы класса художественно-эстетической направленности, а так же занятий в классах творческого самовыражения  при  содействии и участии родителей.

Общая режиссура художественных мероприятий выполняется учителями эстетического цикла ДШИ и общеобразовательной школы в зависимости от готовности учащихся к выступлению или показу своих творческих работ.

Представленная система работы по эстетическому воспитанию в классе художественно-эстетической направленности в ДШИ посредством интеграции искусств, по нашему мнению, являться начальной  ступенью в формировании художественной культуры, эстетического сознания и предпочтений, учащихся 1-4 классов, их предпрофильной подготовке.

2.2. Содержание и методика проведения интегрированного урока искусства в классе художественно-эстетической направленности в ДШИ

Интегрированный урок это особый структурно выстроенный педагогический процесс, направленный на развитие способности учащихся рассматривать любые явления с разных позиций, развитие умения примерять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи. [37, с.12]

Интегрированные уроки искусства имеют определенные преимущества:

Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес учащихся;

Способствуют формированию целостной научной картины мира: теоретической, практической, прикладной;

Способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;

Позволяют систематизировать знания, способствуют развитию эстетического восприятия, внимания, памяти, логического, художественно-образного, творческого мышления;

Способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса.

Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее многообразии.

При подготовке и проведении интегрированных уроков мы подразделяем работу на три основных  этапа: подготовительный, исполнительский, рефлексивный.

В подготовительный этап входит планирование урока, организация творческой группы учителей (если урок проводится коллективно), конструирование содержания урока.

На этапе планирования необходимо согласовать и скоординировать цели, задачи, тематику, структуру и содержание урока с учителями – партнерами  по интегрированному курсу в ДШИ и общеобразовательной школе. Структура интегрированного урока искусства  схожа со структурой традиционного урока музыки, но более технологична и имеет  определенные особенности:

Предельной четкостью, компактностью, иллюстративностью;

Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых искусств на каждом этапе урока;

Большой информативной емкостью учебного материала используемого на уроке.

Поэтому чтобы сделать урок занимательным, интересным и неповторимым необходимо применять более гибкий творческий подход к построению урока и отбору материала.

При подготовке к интегрированному уроку искусства мы стараемся подобрать разнообразный интересный познавательный материал помогающий стимулировать интерес учащихся, продумываем плавные переходы от одной части урока к другой, подготавливаем ТСО. Далее следует исполнительский этап – проведение интегрированного урока.

Начало урока по нашему мнению должно оказать на учеников сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап называется фазой вызова.

Цель данного этапа заключается в вызове интереса учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различными. Н-р: описание проблемной ситуации или интересного случая, загадочно звучащая мелодия при свечах и т.д.

Музыка на уроке искусства помогает создать атмосферу романтичности, причастия к тому времени или событию о котором пойдет речь.

Нетрадиционное применение игровых методов и приемов на уроке искусства, помогает заинтересовать учащихся, создать атмосферу творческого сотрудничества. Так, например, чтобы заострить внимание на прослушивании музыкального произведения, можно обратиться к приему «слушаем с закрытыми глазами». Это фиксирует внимание учеников  на каком-нибудь конкретном моменте, указанном учителем.

Прием «сюрприз урока» способствует воспитанию чуткости к миру музыкальных звуков. В роли «сюрприза» выступают игрушки, иллюстрации, наглядные пособия, элементы карнавальных костюмов, герои сказок, то есть то, что отражает содержание образа изучаемого произведения. У школьников появляется интерес и готовность для встречи с героями в произведении.

Применяя вариативность методов и приемов на уроке  мы учим детей находить между произведениями искусства общие и различные черты в характере, сравнивать и сопоставлять музыку и живопись, музыку и поэзию, живопись и поэзию, понимать их родство, обогащая духовный мир детей через общение с прекрасными произведениями искусства. (Приложение №3).

Мы стремимся вызвать у школьников чувство радости, желание активно участвовать в событиях урока, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего эффекта.

Соединение разных видов искусств на интегрированных уроках позволяет не только раскрыть возможности художественного выражения и творчества в каждом искусстве с учетом его уникальных особенностей, но и обнаруживает его взаимодействие с другими видами искусства.

В заключительной части урока мы обобщаем все сказанное, подводим итог рассуждениям учеников, формулируем четкие выводы.

Как и начало урока, окончание должно произвести на учеников положительное эмоциональное воздействие.

Если мы ставим целью урока сформировать целостные представления в начале изучения темы, то интегрированный урок проводится как вводный в данную тему. (Н-р: «Что такое искусство?»)

Если интегрированный урок проводится в конце изучения раздела, то он является обобщающим. В данном случае интегрированный урок помогает ученикам сформировать и упорядочить знания в целостный образ.

Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется, а на заключительных уроках обобщается.

(Приложение № 4).

После исполнительского этапа - проведения интегрированного урока мы переходим к следующему этапу - рефлексивному, где нами проводится анализ, отмечаются все достоинства и недочеты, если такие имеют место, планируются следующие уроки, даются рекомендации для учителей предметов эстетического цикла в школе.

Процесс подготовки и проведения интегрированных уроков представляется нами как структурированная система и направлен на решение комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач в тесном сотрудничестве с педагогами общеобразовательной школы.

Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что он предполагает планировать цикл занятий по одной теме, общей для нескольких педагогов работающих в сотворчестве с одними и теми же детьми.  

Главное, что делает занятие интегрируемым – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные педагогами школы и ДШИ.

Для успешной работы общение, контакт, сотворчество коллег внутри коллектива школы и ДШИ, по нашему мнению, просто обязателен, в противном случае говорить об интеграции нет смысла. Все должно строится на взаимном интересе. В идеале желательно, чтобы этой идеей было увлечено максимальное количество педагогов, так как только в этом случае процесс интеграции будет проходить естественно, каждый учитель будет искать свои нетрадиционные формы работы, свои приемы организации урока, проведения итоговых занятий, художественных мероприятий.

Мы убеждены, что только благодаря этому может появиться тот желаемый контакт, совместное решение, взаимопомощь, коллективное обсуждение - рождение чего – то нового, необычного. А в школе появится тот благоприятный климат, который будет способствовать эстетическому и творческому развитию учащихся.

Таким образом, подготовка и проведение интегрированного урока искусства требуют от учителей творческого подхода, активного проявления их знаний, умений, профессионального опыта.

Интегрированный урок искусства обладает удивительной силой эмоционального воздействия на внутренний мир учащихся, пробуждает их интерес к искусству, потребность общения с ним. Это является важной предпосылкой в формировании эстетического сознания и предпочтений детей, основой эстетического воспитания в целом.

«Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична».[38, с.125]                    

                                                                          Н.Г.Чернышевский

Заключение

Как уже было отмечено, начальной школе принадлежит важная роль в эстетическом развитии школьников. Она призвана вооружить их не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и сформировать основы художественно-эстетической культуры, эстетического сознания (потребностей, предпочтений).

В начале исследовательской работы, с целью определения уровня эстетического сознания  и художественно-эстетических предпочтений учащихся 1 класса общеобразовательной школы, поступивших в класс художественно-эстетической направленности при ДШИ, нами была проведена вводная диагностика учащихся.

Исследование проводилось в 2 этапа индивидуально с каждым ребенком в форме дидактической игры.

1 этап: Детям было предложено прослушать 3 фрагмента  музыкальных произведений: классической музыки, пьесы из детского репертуара и популярной эстрадной песни взрослого репертуара.

Произведения звучали  с небольшой паузой между прослушиванием, после чего задавался вопрос: « Какая музыка тебе понравилась больше? Почему?» или « Какое произведение ты хотел бы послушать еще раз»?

Результаты ответов  заносились в соответствующую таблицу «Исследование уровня музыкальных предпочтений учащихся 1 класса».

Данные на каждого ребенка  и всю группу детей подсчитывались, выводился процентный показатель музыкальных  предпочтений учащихся.

2 этап диагностики проводился по той же методике, только вместо музыки дети выбирали наиболее понравившуюся репродукцию картины, иллюстрацию или рисунок.

Индивидуальная оценка выполнения задания 1 и 2 этапа:

В – высокий уровень (ребенок предпочел высокохудожественное     произведение искусства).

С -       средний уровень (предпочтения ребенка не  устойчивы);

Н – низкий уровень (предпочитает  произведения  не высокого художественного уровня).

Полученные результаты диагностики подсчитывались, анализировались и учитывались в планировании работы по эстетическому воспитанию учащихся в классе художественно-эстетической направленности.

На конец учебного года проводилась повторная диагностика по той же методике, полученные результаты оформлялись в таблицу, анализировались, составлялась сводная таблица на начало и конец учебного года. (Приложение №6, таблица 1,2,3,4)

 По результатам диагностики мы отметили, что уже после первого года обучения, у школьников повысился уровень предпочтений в выборе  высокохудожественных произведений искусства, что свидетельствует о формирование основ эстетического вкуса и предпочтений учащихся.

По той же схеме, но усложняя задания дополнительными вопросами («Назови композитора и название понравившегося произведения и др.»,  диагностический срез проводился во 2 ,3 и 4 классе.

(Приложение № 7, таблицы № 1,2,3,4).

Для определения результативности работы в классе художественно-эстетического направления мы провели сводную диагностику, двух четвертых классов, занимающихся по традиционной системе и интегрированной.

Цель диагностики: Выявление уровня  художественно-эстетических  предпочтений учащихся 4 классов,  в выборе музыкальных и художественных произведений искусства.

Диагностическое исследование проводилось в 2 этапа, параллельно в двух классах: 4 классе общеобразовательной школы и 4 классе

художественно-эстетической направленности при ДШИ.

На  первом этапе ученикам было предложено прослушать несколько фрагментов музыкальных произведений классики (новых и из пройденного) и популярной музыки и выбрать, наиболее понравившиеся произведения, назвать автора (если произведение знакомо), обосновать свой выбор.

Данные исследования заносились в таблицы, подсчитывались, составлялись сводные таблицы, диаграммы уровня развития  музыкальных и художественных предпочтений учащихся.

(Приложение №8, таблицы № 1,2,3)

Полученные в ходе исследования показатели эстетического развития учащихся анализировались, сравнивались, были сделаны следующие выводы:

1. Систематическая и планомерная работа по эстетическому воспитанию  учеников 1-4 классов, на основе интеграции искусств в содружестве  общеобразовательной школы и ДШИ показала высокую результативность в обучении:

значительный рост предпочтений в пользу художественных произведений искусства;

накопление определенного багажа знаний, умений и навыков по предметам эстетического цикла;

развитие творческого потенциала учащихся в процессе дополнительных занятий в классах  хореографии, ИЗО, театрального творчества, игры на музыкальном инструменте.

2.Учащиеся осознано выбирают для слушания классические музыкальные произведения  различных жанров и стилей. У них появились любимые художественные и музыкальные произведения классики, что свидетельствует о формировании основ музыкального вкуса и предпочтений.

4. Учащиеся охотно и с интересом осваивают новые для них знания и умения в творческих классах (хореографии, ИЗО, театрального творчества, игры на музыкальном инструменте), имеют представление о профессиях в области «Искусство», понимают специфику данных профессий, что свидетельствует о формировании основ  профориентации.

Результаты  итоговой и сравнительной  диагностики подтверждают эффективность проводимой нами работы по эстетическому воспитанию учащихся 1-4 классов, через интеграцию искусств на уроке и показывают, что поставленная цель в начале исследования достигнута, конкретные задачи выполнены.

Таким образом, мы подтвердили предположение о том, что интеграция искусств на уроках предметов эстетического цикла является важным средством в общем,  эстетическом развитии учащихся.

Коллектив педагогов ДШИ и общеобразовательной школы №4 принял решение о продолжении  работы по данному направлению и наметил в перспективе разработку интегрированного курса для профильного класса на основе преемственности и тесного сотрудничества ДШИ и общеобразовательной школы.

Литература

Асафьев Б.В.  Музыкальная форма как процесс / Б.В.Асафьев.-Л.:   Питер, 1999.-98с.

 Ашиков В.О.  Воспитание культурой и красотой / Владимир Ашиков // Искусство в школе. – 2002.- № 5.–С.129-130.

Бабичева Т.Ю. Начальная школа в перспективе профильного обучения  / Татьяна Бабичева //Музыка в школе.–2007.- №2.-С.36- 38.

Бонфельд М.Ш. Вопросы методики, теории, истории музыкального воспитания / М.Ш.Бонфельд.- Архангельск: Правда Севера,1995.- 129с.

Васина – Гросман В.А. Музыка и поэтическое слово / В.А.Васина – Гросман.– М.:Просвещение,1978.- 47с.

Веремьев А.А. Эстетическое воспитание в системе педагогического образования /А.А. Веремьев.- Брянск, 2001.-54с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина.- М.: Просвещение, 1968.-337с.

Голошумова Г.И. Идеи воспитания искусством в эпоху Древнего мира, Средневековья и Возрождения / Галина Голошумова // Искусство и образование .– 2002.- № 4.- С.32-36.

Грузенберг С.О. Психология творчества: введение в психологию и теорию творчества / С.О.Грузенберг. – Минск, 1923.-104с.

Джибладзе Г.Н. Принцип эстетического воспитания /  Г.Н.Джибладзе.- Тбилиси, 1992.-58с.

Доронова Т.Н. Детям об искусстве / Т.Н. Доронова.– М.: Просвещение, 1999.-40с.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста / А.Н. Зимина. - М.: Владос, 2000.-  304с.

Зурабова К.О. Неразумная сила искусства. / Ксения Зурабова // Дошкольное воспитание. –2002.- № 4.- С.14-16.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001.-  752с.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский.– М.: Просвещение, 1987.- 204с.

Комарова А.И. Методологические проблемы теории и практики эстетического воспитания школьников / А.И. Комарова.– М.: Просвещение, 1995.–243с.

Кондратенко Н.П. От чувств - к знанию / Наталья Кондратенко // Искусство в школе. - 2000. - №4.-С.11-14.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина. - М.:ТЦ Сфера, 2001.- 464с.

Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин / Н.К.Крупская.- М.: Просвещение, 1973.-94с.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Детство Пресс, 2000.-208с.

 Меньшикова Н.А. Музыкальное произведение как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству. / Наталья Меньшикова // Музыка в школе.- 2007.- № 4.-С.20-27.

Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М.Монтессори.- М.: Просвещение, 2000.-125с.

Музыка: программа для общеобразовательной школы / сост. Е.О.Яременко.- М.: Дрофа, 2001.-228с.

Незайкинский Е.П. Логика музыкальной композиции / Е.П.Незайкинский. – М.: Музыка, 2002.–248с.

Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Р.С.Немов.- М.: Владос,1994.- 651с.

Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И.Петрушин. – М.: Владос, 1997.-384с.

Прилуцкая Н.В. Формирование у школьников интереса к музыке. / Наталья Прилуцкая // Музыка в школе. – 2007.- № 4.-С.28-34.

Рагс Ю. К. Эстетика  - квантитативные пути сближения / Ю.К.Рагс. – М.: Научный мир, 1999.-38с.

Радынова О.П. Слушаем музыку / О.П.Радынова. – М.: Просвещение,  1990.- 448с.

Раппорт С.Х. Искусство эмоций / С.Х.Раппорт.- М.: Просвещение, 1992.-153с.

Савченко Е.Г. Об эстетическом воспитании детей / Е.Г.Савченко. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960.- 45с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1972.- 244с.

Сухомлинский В.А. // Избранные сочинения: в 3 т.- М.: Просвещение, 1979.-Т.1.– С.175-176.

Толстой А.Н. Книга для детей / А.Н.Толстой. – М.: Просвещение, 1982.-187с.

Тарасова К.В. Музыкальное развитие детей / К.В. Тарасова. – М.: Просвещение, 1996.-264с.

Тарасова К.В. Основа системы музыкального восприятия / К.В.Тарасова, Т.С.Рубан. // Дошкольное воспитание.- 2002.- №6.-

     С.6-8.

Торшилова Е.Г. Воспитание художественного вкуса при восприятии произведений искусства / Елена Торшилова // Искусство и образование. – 2002.- № 6.-С.11-14.

Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения: в 2 т./ Н.Г.Чернышевский. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953.- Т.2.- С.267.

Чернявская М.С. История и современность. / Марина Чернявская // Искусство и образование.- 2005.- №5.- С.9-12.

 40.Шаграева О.А. Детская психология / О.А. Шаграева. – М.:Владос,

      2001.-386с.

 41.Шацкая В.Н. Музыкальное и эстетическое воспитание детей и  

      подростков / В.Н. Шацкая.-  М.: Просвещение, 1975.- 184с.

42.Юсов Б.С. Живой мир искусства / Борис Юсов // Дошкольное  

     воспитание. - 1993.- №6.-С.3-5.

    43.Ярошевский М.Г. Идеи Б.М.Теплова о переживании как феномене  

         культуры. / Михаил Ярошевский // Вопросы психологии. –1997.-№ 5.-  

        С.16-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся

Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...

Статья "Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся МБОУ "Благовещенская СОШ №2""

В представленной статье описан опыт проведения литературной гостиной...

Статья "Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников"

В статье отражены особенности реализации программы ИЗО в 5-7 классах по декоративно-прикладному искусству...

"Музыкальное искусство как средство эстетического воспитания детей"

В 2014 году с этой темой я выступала на районных педагогических чтениях  "Воспитание культуры через искусство и творчество"....

Литературные гостиные – средство эстетического воспитания учащихся

Литературные гостиные – средство эстетического воспитания учащихся...

Дополнительное музыкальное образование как средство эстетического воспитания учащихся

В статье  рассматривается роль системы дополнительного образования детей как важнейшей  составляющей  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Она ...

«Музыкальное искусство, как средство патриотического воспитания учащихся».

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить,  приумножить богатство св...